Вопрос: Предмет, задачи и методы юридической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: Предмет, задачи и методы юридической психологии



ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(Учебно-методическое пособие по курсу)

 

Нижний Новгород

 

 

Печатается по решению кафедры психологии

 

 

Юридическая психология. Учебно-методическое пособие по курсу «Юридическая психология» - Н.Новгород, УРАО НФ, 2012. - 73 с.

 

В учебном пособии кратко рассмотрены основные вопросы лекционного и практического учебного курса «Юридическая психология», определены требования к знаниям студентов по курсу, даны основная и дополнительная литература, темы выпускных квалификационных работ.

 

Автор-составитель: канд. психол. наук, доцент Г.В.Сорокоумова

 

Рецензент: доктор юридич. наук Романовская В.Б.

 

Объяснительная записка

 

Современный юрист для успешной профессиональной деятельности должен иметь необходимую психологическую подготовку, включающую психологическую культуру (умение правильно строить взаимоотношения с другими людьми, умение справляться с отрицательными психологическими состояниями...) и психологическую компетентность (психологические знания и умения, необходимые для решения профессиональных задач в профессиональной деятельности).

Вопросы, раскрываемые в курсе «Юридическая психология»:

 

1. Предмет, задачи и методы юридической психологии.

2. История развития юридической психологии.

3. Понятие личности, условий и факторов развития личности.

4. Теории личности.

5. Отличительные черты личности преступника.

6. Психологические предпосылки преступного поведения.

7. Мотивация преступного поведения.

8. Учет индивидуально-психологических особенностей в юридической практике.

9. Психология преступности несовершеннолетних.

10. Психология преступных групп.

11. Психологическая характеристика следственной деятельности.

12. Психология допроса.

13. Психология очной ставки.

14. Психология осмотра места происшествия.

15. Психология обыска.

16. Психология следственного эксперимента.

17. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

18. Психология адвокатской деятельности.

19. Психология судебной деятельности.

20. Исправительная (пенитенциарная) психология.

21. Профилактика эмоционального выгорания юридических кадров.

22. Условия эффективного профессионального общения.

 

Следует отметить, что вопросы, рассматриваемые в лекционном курсе («Понятие и структура личности», «Теории личности», «Учет индивидуально-психологических особенностей в юридической практике - темперамент, характер, способности, самосознание») и вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях («Условия эффективного профессионального общения») в учебном пособии раскрыты схематично. Это предполагает обязательное посещение лекций и тренинговых занятий по учебному курсу «Юридическая психология».

 

Вопрос: Предмет, задачи и методы юридической психологии

Юридическая психология - прикладная наука, включающая в себя психологию и юриспруденцию.

Предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологических сущности фундаментальных категорий права.

Частными задачами юридической психологии являются:

1. Психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения.

2. Разработка социально-психологических основ профилактики преступлений.

3. Исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи).

4. Исследование психологических закономерностей деятельности исправительных (пенитенциарных) учреждений.

5. Разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профадаптации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

Методы юридической психологии:

Метод наблюдения (непосредственное и опосредованное, включенное и невключенное) - специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие разнообразных внешних проявлений психики.

Метод беседы - метод глубокого познания личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. Эффективность беседы зависит от способности вступать в личный контакт с собеседником, наличие тщательно продуманного плана, умение задавать косвенные вопросы.

Анкетный метод и метод интервью являются разновидностями опроса.

Биографический метод и метод обобщения независимых характеристик -

- методы, целью которых является сбор разнообразных данных о личности.

Экспериментальный метод направлен на изучение психических явлений в специально созданных условиях. Различают лабораторный и естественный виды эксперимента. Лабораторный в основном применяют в научных исследованиях и при проведении судебно-психологической экспертизы. В естественном эксперименте создаются необходимые условия, хотя участники воспринимают все происходящее как подлинное событие. Различают законодательный эксперимент, формирующий (обучающий) эксперимент, ассоциативный эксперимент (Ф.Гальтон).

Метод тестов. Метод анализа продуктов деятельности человека. Разновидностью метода является изучение результатов преступной деятельности: «преступный почерк», «визитная карточка» преступника.

Метод психологического анализа документов.

Метод контент-анализа. Суть метода заключается в выделении в содержании текста смысловых единиц.

По результатам диагностики составляется психологический портрет, где отражаются:

1. Социально-демографические данные.

2. Уголовно-правовые данные.

3. Медицинские данные.

4. Внешние (физические) данные.

5. Жизненный путь.

6. Образ жизни.

7. Поведение.

8. Направленность личности: доминирующие потребности, ценностные ориентации, мировоззрение, интересы...

9. Способности: интеллектуальные, специальные.

10. Темперамент.

11. Характер. Акцентуации характера.

Основная литература по теме:

1) Васильев В.Л. Юридическая психология. - Спб.,1997.

2) Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.- М.,1998, с. 3 -19.

 

Вопрос: Понятие личности

Индивид - личность - индивидуальность.

Структура личности:

1. Направленность - система отношений к окружающему миру (ценности, цели, потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение).

2.Индивидуально-психологические особенности - темперамент, характер, способности.

3.Самосознание - самооценка, Я-концепция.

Условия и факторы развития личности. Социализация личности.

Правовая социализация. Дефекты правовой социализации:

1) дефекты семейной социализации (конфликты с родителями),

2) дефекты социализации в школе (трудности, неудачи в школе),

3) дефекты социализации в группах сверстников (сближение с деморализованными сверстниками).

Что такое личность? Личность – человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Л.И. Божович следующим образом определяет личность: «Личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой».

Быть личностью – значит иметь активную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Следующим важным моментом личности является движение вопреки внутренним препятствиям, которые могут быть преодолены во имя достижения цели. Становление личности как раз и проявляется в осуществляемых ею выборах, которые касаются важнейших сторон жизни, определяют отношение к наличным обстоятельствам, и, используя терминологию Л.И. Божович, составляют внутреннюю позицию.

Важным является и положение что каждый из нас сам творит себя. Признание ответственности за себя и свою жизнь – ключевой момент для возможности изменений, но именно на этом этапе возникает большое число трудностей. Человек бежит от свободы и от ответственности, делегируя ее другим людям, руководству, родственникам, … П.Тиллих отмечает, что «человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». Иными словами, независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить свое отношение к собственной судьбе. Сила человека заключается именно в этом – в способности занять определенную позицию, принять конкретное решение, заставить себя, изменить себя.

Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов началось в отечественной науке с работы М.С. Кагана (1974). Разрабатывая системный подход к личности и ее деятельности и принимая тезис С.Л. Рубинштейна: "личность и формируется и проявляется в деятельности", М.С. Каган предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность. Свою структуру личность получает из видового строения человеческой деятельности и характеризуется, по М.С. Кагану, пятью потенциалами.

1. Гносеологический потенциал. Сюда входит система знаний, умений, навыков, а также представлений и мировоззрения, которыми обладает личность. Психологической основой и механизмом формирования этой подструктуры является интеллект и умственные способности личности.

2. Аксиологический потенциал. Он включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности. Наибольшее значение в этой подструктуре имеет общая осмысленность жизни, понимание жизненной цели, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность ее результатами

3. Коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей личности, обеспечивающих ей успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению и уровень владения языками общения, а также коммуникативными качествами личности и конкретными умениями и навыками общения.

4. Художественный потенциал, включающий систему эстетических вкусов, предпочтений, художественно-творческих способностей и возможностей человека.ъ

5. Творческий потенциал - качества открывают личности возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно.

Личность, таким образом, определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее высшие потребности и как она их удовлетворяет.

Личность развивается всю жизнь. Это общеизвестно и экспериментально доказано. Развитие – это движение. Человек не может стоять на одном месте: или это движение вперед - прогресс, созидание или это движение назад – регресс, разрушение. Другого не дано. Подтверждается это положение теориями личности и различного рода периодизациями развития.

Одной из самых подробных периодизаций развития личности представляется периодизация Эрика Эриксона.

Периодизация Э. Эриксона охватывает весь жизненный путь личности.

По мнению Э. Эриксона развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Личность с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

На первой стадии развития (младенческий возраст) возникает доверие или недоверие к миру, на второй (ранний возраст) - самостоятельность или стыд, сомнение, на третьей (дошкольный возраст) - инициатива или пассивность, чувство вины, на четвертой (младший школьный возраст) - компетентность, трудолюбие, или неполноценность, на пятой (юность) - идентичность, личностное самоопределение или непризнание, индивидуальная серость и конформизм, на шестой (ранняя взрослость) - интимность, общительность или личностная психологическая изолированность, на седьмой (средняя взрослость) - забота о воспитании нового поколения или погруженность в себя, на восьмой (поздняя взрослость) - удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние.

По мнению Эриксона главным образованием личности является идентичность личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (в первую очередь, семью) и переживанию своей неразрывной связи с ней. Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли, позволяет эффективно преодолевать жизненные кризисы.

 

Основная литература по теме:

1) Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1994.

2) Ратинов С.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. - Красноярск,1988.

Вопрос: Теории личности

Психодинамическое направление: психоанализ З.Фрейда.

Неофрейдизм: индивидуальная теория А.Адлера, аналитическая теория К.Юнга.

Бихевиоральное направление: Б.Скиннер.

Эго-психология: Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни.

Структурная теория личности: Р.Кеттел.

Когнитивное направление: Д.Келли, А.Бандура, Д.Роттер.

Гуманистическое направление: А.Маслоу, К.Роджерс.

 

Основная литература по теме:

1) Немов Р.С. Психология. - М.,Просвещение, 1994.

2) Хьел Л.,Зигер Д. Теории личности. - Санкт-Петербург, 1997.

Вопрос: Психология допроса

 

Допрос - самый распространенный способ получения доказательств по делу и в то же время одно из самых сложных следственных действия: его проведение требует от следователя высокой общей, психологической и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, владения тактическими приемами допроса.

Основными психологическими задачами допроса является диагностика истинности показаний, оказание правомерного психического воздействия с целью получения достоверных показаний и изобличения ложных показаний.

При подготовке к допросу помимо создания информационной базы, важно продумать план и вопросы: дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные и изобличающие; выбор времени проведения; правильную организацию вызова допрашиваемого.

Самым распространенным является допрос свидетелей и потерпевших. Выделяют четыре стадии допроса: установление психологического контакта с допрашиваемым, свободный рассказ допрашиваемого, постановка утоняющих вопросов, ознакомление с протоколом и записью показаний.

Допрос подозреваемого и обвиняемого имеет свои особенности. Эти особенности проявляются уже в специфике установления психологического контакта. Важную роль в установлении контакта играет эмоциональное состояние следователя, его настроенность, тон.

По механизму зеркальности допрашиваемый «заражается» соответствующим эмоциональным состоянием следователя. Поэтому спокойный, ровный тон следователя, его эмоциональная уравновешенность снимает напряженность у допрашиваемого, а стремление следователя объективно, непредвзято разобраться во всем вызывает доверие.

Важно отметить, что ложные показания дают не только подозреваемые, но и свидетели, потерпевшие. Мотивами дачи ложных показаний свидетелем могут быть:

n боязнь мести со стороны подозреваемого, обвиняемого, их родственников и знакомых;

n желание выгородить или смягчить вину подозреваемого в силу родственных, семейных, дружеских побуждений;

n намерение усугубить вину указанных лиц из чувства мести, ревности, корысти...

n стремление скрыть свои собственные неблаговидные поступки, аморальное поведение.

Мотивами дачи ложных показаний подозреваемого наиболее часто встречаются:

n желание избежать ответственности за содеянное или преуменьшить свою вину, либо понести наказание не за совершенное, а за менее тяжкое преступление;

n стремление выгородить или смягчить вину соучастников в силу дружеских, родственных, семейных связей, из корыстных соображений;

n стремление оговорить соучастников из мести или в целях обеспечения собственной безопасности;

n стремление оговорить себя, чтобы скрыть неблаговидное (преступное) поведение близкого человека.

Следственная тактика располагает рядом приемов изобличения в даче ложных показаний: убеждение, использование положительных свойств личности допрашиваемого, пресечение лжи, выжидание, допущение легенды, внезапность, снятие напряжения, использование «слабых мест» личности обвиняемого, отвлечение внимания и др.

 

Основная литература по теме:

1) Лившиц Е.М., Белкин Р.С. тактика следственных действий - М.,1997.

2) Баев О.Я. Тактика следственных действий. - Воронеж, 1995.

3) Доспулов Г.Г. психология допроса на предварительном следствии - М.,1976.

 

Вопрос: Психология обыска

 

Обыск - это следственное действие, направленное на принудительное обследование личности, помещений, сооружений, участков местности, для отыскания и изъятия скрываемых объектов, имеющих значение для дела, а также обнаружения разыскиваемого лица или трупа.

Принудительный характер обыска возникновение конфликтных ситуаций, поисковые трудности связаны с повышенным психическим напряжением участников данного следственного действия.

Два аспекта обыска - информационный и интеллектуальный- обеспечивают успех. Информационный состоит в сборе обширной информации об обыскиваемом:

1) относительно помещения, его расположения, особенностей, если задачей обыска является обыск помещения;

2) о личности, ее профессиональных и психологических особенностях, привычках и наклонностях, увлечениях, круге друзей и родственников, антипатии и симпатии, места посещения за несколько дней до обыска...

Следует знать, что преступники учитывают целый ряд факторов психологического характера:

n расчет на фактор утомления и автоматизма,

n расчет на брезгливость,

n расчет на проявление такта и других благородных проявлений со стороны следователя,

n нарочитая небрежность сокрытия предмета,

n отвлечение внимания изготовлением тайников-двойников,

n расчет на организацию конфликта во время обыска с целью отвлечения внимания...

В процессе обыска следователь может получить важную информацию, наблюдая за поведением обыскиваемого лица, особенно за его непроизвольными реакциями. Испытывая состояние сильного эмоционального напряжения, страха перед обнаружением изобличающих предметов и документов, обыскиваемый особенно остро реагирует на все то, что может привести к их выявления (по принципам детской игры «холодно - горячо»).

Следователь может использовать прием словесной разведки - объявляя вслух о переходе к следующей стадии обыска (в другое помещение). Словесный раздражитель, усиленный состоянием нервно-психического напряжения обыскиваемого, может вызвать реакцию, которая подскажет следователю действительное отношение обыскиваемого к «словесной разведке».

Обыск связан с рядом этических требований к личности следователя: тактичное отношение к личности обыскиваемого, обеспечение неразглашаемости обстоятельств интимной жизни обыскиваемого и др.

 

Основная литература по теме:

1) Ратинов А.Р. Обыск и выемка. - М., 1961.

2) Коновалова В.Е. правовая психология. - Харьков, 1997.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(Учебно-методическое пособие по курсу)

 

Нижний Новгород

 

 

Печатается по решению кафедры психологии

 

 

Юридическая психология. Учебно-методическое пособие по курсу «Юридическая психология» - Н.Новгород, УРАО НФ, 2012. - 73 с.

 

В учебном пособии кратко рассмотрены основные вопросы лекционного и практического учебного курса «Юридическая психология», определены требования к знаниям студентов по курсу, даны основная и дополнительная литература, темы выпускных квалификационных работ.

 

Автор-составитель: канд. психол. наук, доцент Г.В.Сорокоумова

 

Рецензент: доктор юридич. наук Романовская В.Б.

 

Объяснительная записка

 

Современный юрист для успешной профессиональной деятельности должен иметь необходимую психологическую подготовку, включающую психологическую культуру (умение правильно строить взаимоотношения с другими людьми, умение справляться с отрицательными психологическими состояниями...) и психологическую компетентность (психологические знания и умения, необходимые для решения профессиональных задач в профессиональной деятельности).

Вопросы, раскрываемые в курсе «Юридическая психология»:

 

1. Предмет, задачи и методы юридической психологии.

2. История развития юридической психологии.

3. Понятие личности, условий и факторов развития личности.

4. Теории личности.

5. Отличительные черты личности преступника.

6. Психологические предпосылки преступного поведения.

7. Мотивация преступного поведения.

8. Учет индивидуально-психологических особенностей в юридической практике.

9. Психология преступности несовершеннолетних.

10. Психология преступных групп.

11. Психологическая характеристика следственной деятельности.

12. Психология допроса.

13. Психология очной ставки.

14. Психология осмотра места происшествия.

15. Психология обыска.

16. Психология следственного эксперимента.

17. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

18. Психология адвокатской деятельности.

19. Психология судебной деятельности.

20. Исправительная (пенитенциарная) психология.

21. Профилактика эмоционального выгорания юридических кадров.

22. Условия эффективного профессионального общения.

 

Следует отметить, что вопросы, рассматриваемые в лекционном курсе («Понятие и структура личности», «Теории личности», «Учет индивидуально-психологических особенностей в юридической практике - темперамент, характер, способности, самосознание») и вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях («Условия эффективного профессионального общения») в учебном пособии раскрыты схематично. Это предполагает обязательное посещение лекций и тренинговых занятий по учебному курсу «Юридическая психология».

 

вопрос: Предмет, задачи и методы юридической психологии

Юридическая психология - прикладная наука, включающая в себя психологию и юриспруденцию.

Предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологических сущности фундаментальных категорий права.

Частными задачами юридической психологии являются:

1. Психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения.

2. Разработка социально-психологических основ профилактики преступлений.

3. Исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи).

4. Исследование психологических закономерностей деятельности исправительных (пенитенциарных) учреждений.

5. Разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профадаптации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

Методы юридической психологии:

Метод наблюдения (непосредственное и опосредованное, включенное и невключенное) - специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие разнообразных внешних проявлений психики.

Метод беседы - метод глубокого познания личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. Эффективность беседы зависит от способности вступать в личный контакт с собеседником, наличие тщательно продуманного плана, умение задавать косвенные вопросы.

Анкетный метод и метод интервью являются разновидностями опроса.

Биографический метод и метод обобщения независимых характеристик -

- методы, целью которых является сбор разнообразных данных о личности.

Экспериментальный метод направлен на изучение психических явлений в специально созданных условиях. Различают лабораторный и естественный виды эксперимента. Лабораторный в основном применяют в научных исследованиях и при проведении судебно-психологической экспертизы. В естественном эксперименте создаются необходимые условия, хотя участники воспринимают все происходящее как подлинное событие. Различают законодательный эксперимент, формирующий (обучающий) эксперимент, ассоциативный эксперимент (Ф.Гальтон).

Метод тестов. Метод анализа продуктов деятельности человека. Разновидностью метода является изучение результатов преступной деятельности: «преступный почерк», «визитная карточка» преступника.

Метод психологического анализа документов.

Метод контент-анализа. Суть метода заключается в выделении в содержании текста смысловых единиц.

По результатам диагностики составляется психологический портрет, где отражаются:

1. Социально-демографические данные.

2. Уголовно-правовые данные.

3. Медицинские данные.

4. Внешние (физические) данные.

5. Жизненный путь.

6. Образ жизни.

7. Поведение.

8. Направленность личности: доминирующие потребности, ценностные ориентации, мировоззрение, интересы...

9. Способности: интеллектуальные, специальные.

10. Темперамент.

11. Характер. Акцентуации характера.

Основная литература по теме:

1) Васильев В.Л. Юридическая психология. - Спб.,1997.

2) Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.- М.,1998, с. 3 -19.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.160 (0.103 с.)