Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в курс «Юридическая психология»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Юридическая психология. Старший преподаватель Шабалин Олег Михайлович Литература: Васильев В.Л., М.И. Еникеев, Г.Г. Шиханцов, В.В. Романов. «Юридическая психология» Немов Н.С. «Общая психология». А.Г. Маклоков «Психология». Введение в курс «Юридическая психология» Предмет и структура юридической психологии. История развития юридической психологии. Методы юридической психологии. Предмет и структура юридической психологии. Предметом юридической психологии является изучение психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Юрид. психология – это использование психологических знаний в отдельных сферах юриспруденции. Основные явления психики: 1. Психические процессы (познавательные и регулятивные процессы). Познавательные: ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, воображение. Регулятивные: эмоции и воля. 2. Психические состояния – временное, ситуативное состояние психики человека: аффект, стресс, фрустрация, депрессия, страх, тревога, астения и др. 3. Психические свойства (главный признак – устойчивость, постоянство): темперамент, характер, способности, направленность личности. Личность – Деятельность – Общение – Разделы юр.психологии: 1. Общий. Изучаются предмет, методы, задачи, история развития и связь с другими науками. 2. Криминальная психология. Центральное понятие – личность преступника. Под личностью преступника понимается совокупность психологических качеств, которые являются фактором риска при совершении преступления. Изучаются психологические особенности отдельных категорий преступников: убийц, воров, насильников и т.д. Рассматривается мотивация преступного поведения. Мотивация – совокупность мотивов. 3. Психологические факторы делингвентного поведения несовершеннолетних. 4. Криминальная виктималогия. Изучает подверженность человека быть жертвой того или иного преступления. 5. Психология предварительного следствия. Данный раздел изучает психологические особенности субъектов следственной деятельности и психологические особенности первоначальных следственных действий. Наиболее психологизированным следственным действием является допрос. При допросе необходимо установление психологического контакта, учет индивидуальных особенностей, экспресс диагностика, использование психологических знаний для выявления лжи, оказание мнемической помощи при допросе. 6. Судебная психология. Изучает психологические особенности судебной деятельности, субъектов судопроизводства, судебных прений, принятия судебных решений и судебно-психологической экспертизы (наиболее разработанных и важный аспект использования психологических знаний в судебной психологии). Основные направления использования СПЭ: экспертиза эмоционального состояния, экспертиза личности несовершенных обвиняемых, СПЭ по делам об изнасилованиях, СПЭ суицидального поведения. 7. Пенитенциарная психология. Изучает личность осужденного, ее динамику в местах лишения свободы, психологические особенности основных средств исправления, психологические факторы ресоциализации осужденных (повторной социализации), также изучается личность сотрудника учреждений лишения свободы. 8. Психология групповой организованной преступности. Центральное понятие – преступная группа. 9. Психология юридического труда (психология профессиональной деятельности юриста). Изучаются 4 основных направления: рассматриваются психологические особенности юридической деятельности (психологические особенности деятельности предъявляют к определенные требования к личности и изменяют эту личность), профессионально важные и значимые личные качества юриста, психологические особенности профессиональной адаптации к юридической деятельности, профессиональная деформация личности юриста.
История развития юридической психологии. Юр.психология начинает развиваться примерно с середины 18-го века. Периоды: 1. Середина 18-го – начало 19-го – ранняя юридическая психология. Появляется первая необходимость использования психологических знаний в юриспруденции. Впервые появляется в сфере свидетельских показаний. П.С.Лапласт создает теорию свидетельских показаний, всех свидетелей он разделил на 4 категории: А) человек ошибается, но не врет, Б) человек ошибается и врет, В) человек не ошибается, но не врет, Г) человек не ошибается и не врет. Врет – преднамеренно лжет. Ошибается субъективно отображает воспринятое им, но не лжет. Ф. и Г.Бауэр – гипнорепродукция. Особенности этапа: наука разрабатывалась учеными различных сфер, вопросы изучались умозрительно (использовался только метод наблюдения). 2. Середина 19-го века по начало 20-го века – становление юридической психологии как науки. Психология признается научным знанием. Появляется первая в мире экспериментальная лаборатория Вильгельма Вунта (1879). Появляются эксперименты и тесты. Т.е. измерительные процедуры. Лурье создает теорию остаточных эмоциональных следов, которая послужила основой для появления полиграфа. Появляется ассоциативный тест Юнга. 3. Начало 20-го века по настоящее время – развитие дифференциальной юридической психологии. Расширяется спектр использования психологических знаний в юриспруденции. В настоящее время появляется необходимость использования психологических знаний в сфере гражданско-правового регулирования.
Методы юридической психологии. · Наблюдение · Эксперимент · Тест · Биографический метод · Опрос · Интервью · Диагностическая беседа · Метод экспертных оценок · Анализ продуктов деятельности · И д.р. Методологические принципы: 1. Принцип объективности. Требует изучения человека в деятельности или разнообразных ситуациях. Наиболее ярко особенности психики проявляются в стрессовых, опасных ситуациях. Каждый метод имеет свои слабые стороны, т.е. определенный уровень погрешности и для реализации принципа объективности необходимо по возможности использовать несколько методов одновременно. 2. Принцип изучения психики в развитии. Объясняется тем, что наша психика изменчива, пластична. Наиболее изменчивы психические состояния. Наименее изменяемы свойства, особенно темперамент. 3. Принцип аналитико-синтетический. При изучении психики можно пользоваться аналитической тенденции (изучении какого-то одного явления), синтетическая тенденция является комплексным явлением психики. Классификация методов юридической психологии по содержанию: · Методы исследования личности · Методы воздействия на личность (правомерные – убеждение, изобличение, примеры и неправомерные методы воздействия) · Методы СПЭ (направлены не только на изучения личности, но и на изучение условий, которые привели к совершению преступления) · Методы установления психологического контакта · Методы саморегуляции психики Психология юридического труда. Психологические особенности профессиональной деятельности юристов. Общие психологические особенности юридической деятельности. Профессионально-важные качества личности юристов. Психологические основы профессиональной адаптации к юридической деятельности. Профессиональная деформация личности юриста, формы, причины, возможные пути предупреждения. Психология организованной преступности. Общие представления о социальной психологии. Понятие группы, ее основные социально-психологические характеристики. Типология социальных групп. Понятие преступная группа. Типология преступных групп. Содержание и функции преступных групп. Характеристика преступных организованных сообществ за рубежом и в России. Понятие преступная группа. Типология преступных групп. Содержание и функции преступных групп. Преступная группа – это общность людей, выделяемая из социума на основании антиобщественной деятельности, направленной на удовлетворение собственных, личных, корыстных потребностей и интересов. Классификация преступных групп: 1. По характеру преступной деятельности (воры, убийцы, угонщики…) 2. По территориальному признаку (солнцевские, казанские…) 3. По национальному признаку (триады, якудза, кортели…) 4. По возрастному критерию (несовершеннолетние, взрослые, смешанные) 5. По признаку организованности: · Ситуативная преступная группа (СПГ) – нет организации совершения преступления, нет распределения ролей, преступления совершаются под влиянием внезапно возникших желаний, эмоций, иначе говоря, ситуативно. Как правило, направлены на совершения одного преступления. Роли могут быть распределяться в ходе совершения самого преступления. · Организованная преступная группа (ОПГ) – до совершения преступления имеют своего организатора и распределение ролей. Имеются определенные правила поведения в группе. · Преступная организация (сообщество) – устойчивая, сплоченное организованное сообщество, имеющее блоки защиты и аппарат насилия. Как правило, состоят из нескольких ОПГ. Устойчивость – свойство преступной организации, которая позволяет ей быстро восстанавливаться после воздействия. Сплоченность – степень связанности членов преступной группы. Сплоченность достигается совместным совершением преступлений и страхом выхода из преступной группы. Организованность – это четкая регламентированность, иерархичность структуры, функций в преступной группе. Содержание и функции (структура) преступной группы. Три подхода к структуре преступной группы: 1. Функциональная (ролевая) структура. На примере преступной организации. Функции: · Управленческо-стратегическая - обеспечивает поиск, направленный на совершение новых преступлений. · Финансовая функция – наличие некого денежного фонда, который идет на организацию новых преступлений, для подкупа. Выделяются некоторые средства для помощи семьям членам преступной группы. · Производственная функция – направлена на четкое определение и распределение обязанностей. · Регулирующая – регулирует и разрешает конфликты в самой преступной группе. · Нормативно-ценностная функция – формирование норм и правил поведения в преступной группе и вне нее. · Функция защиты и прикрытия – предполагает наличие блоков защиты. 2. Психологическая структура – предполагает систему межличностных отношений в преступной группе. 3. Коммуникативная структура – структура передачи и получения информации в преступной группе. Наиболее распространена блочная структура (обычно в преступной организации 6-7 блоков). Криминальная психология. 1) Предмет криминальной психологии. Психологический портрет преступника, психологические особенности личности преступников различных категорий. 2) Мотивация преступного поведения 3)Понятие девиантного и делингвентного поведения несовершеннолетних 4)Психовозрастные, личностные, и социально-психологические факторы делингвентного поведения.
Предмет, виды и задачи СПЭ. Предмет СПЭ – изучение процессов, состояний и свойств психически здоровой личности, имеющих значение для установления истины в судопроизводстве. Самая большая ошибка на экзамене – человек говорит про вменяемость и невменяемость. Мы говорим только о здоровом человеке, его состояниях. СПЭ начинает развиваться как самостоятельный метод исследования с 20-30 годов 20 века. Отделяется о судебно психиатрической экспертизы. С начала 20 века СПЭ развивается в рамках уголовного судопроизводства. Также СПЭ существует в гражданском судопроизводстве, относительно недавно, с середины 90ых годов. Цель ю СПЭ является проведение комплексного исследования индивидуальных психологических особенностей личности, для ответов органам следствия, дознания или суда, не вдаваясь при этом в юридическую оценку. Виды СПЭ: -Повторная СПЭ - назначается в том случае, когда у суда возникают сомнения в достоверности результатов, переназначается и даётся другому специалисту. -Дополнительная СПЭ – назначается в том случае, когда появляется новая информация о психологических особенностях личности и есть необходимость эксперту обратить внимание на ряд вопросов. Например о фабуле совершения преступления и возникает ряд новых вопросов. Проводится тем же самым экспертом. -Комиссионная СПЭ – проводится несколькими специалистами – как правило посмертно. -Комплексная СПЭ – КСППЭ, КП Лингвистическая Э, Искусствоведческая, Медицинская и т.д. Содержание СПЭ. Задача СПЭ определяет её компетенцию и содержание. Задачи: 1)СПЭ эмоциональных состояний – установление у подэкспертного лица наличия или отсутствия физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на совершение преступления. Задачи 2 – установить наличие или отсутствие аффекта и вторая- другие состояния. Юридическое значение данной экспертизы определяется ст. 107 и 113 УК РФ. Ст. 107 – убийство в состояние аффекта, 113 – нанесение вреда в состоянии аффекта. В этих статьях определена форма смягчения и поэтому мы можем сказать, что аффект является квалифицирующим признаком и при этом смягчающим обстоятельством при совершении преступления. Аффект – это кратковременное сильное внезапно возникающее эмоциональное состояние, которое характеризуется сужением сознания и дезорганизует все психические функции человека. Эффект может накапливаться. Происходит это в том случае, когда один человек систематически унижает, оскорбляет другого человека. Но через какое то количество времени человек выплёскивает эту эмоциональную энергию – в быту, в армии.
Наиболее склонными к появлению аффекту являются люди эмоционально возбудимые, импульсивные, и ригидные.
На аффект нужно посмотреть с точки зрения поведенческих проявлений. Человек в ситуации страха может противодействовать, встать в ступор или убежать. Фрустрация – проявлять агрессию, перераспределять агрессию на неодушевлённый предмет или на себя. В состоянии аффекта поведение человека одновариантное по отношению в объекту вызывающего агрессию.
2.Задача СПЭ несовершеннолетних: Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, предположительно имеющих признаков отставания в психическом развитии, способности контролировать собственные действия и умение ими руководить. Человек должен понимать нормы. Юридическое значение – в ст. 20 ч. 3 УК РФ. Если подросток не осознаёт собственные действия как противоправные, если он находится на уровне, не позволяющем осознавать последствия – то лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Задача: Соответствует ли психологический возраст несовершеннолетнего возрасту метрическому? Возможна ретардация (уменьшение) или ускорение. Судебную практику интересует только ретардация. СПЭ помогает установить возраст уголовной ответственности Методы СПЭ Шире, чем обычные методы изучения личности в психологии. Прежде всего в том, что они направленны на изучение ситуации в предкриминальный период, в момент совершения преступления, и в пост криминальный период. Кроме изучения данных ситуаций методы СПЭ направлены на изучение личности подэкспертного. Важно изучать предкриминальный период, какие отношения имели место до совершения преступления. Изучение этой ситуации часто даёт ответ. Поведение человека в момент совершения преступления также важно. Пост криминальный период важен – по делам об изнасилованиях. Отсутствие ярких эмоциональных переживаний, следов – повод СПЭ.
Калибровка 2ая методика 3 шага: 1)Нужно задать вопрос, на который человек всегда ответит утвердительно. Чаще – анкетные данные. Вопрос должен быть уместен. Невербальное – кивок… 2)Задать вопрос, на который человек ответит всегда нет. Использование анкетных данных, но с ошибкой. Будет отрицание… а разные стороны 3) Задать нужный вопрос – вы находились в таком то месте… Ответ да или нет? Отрицая человек будет невербально подтверждать.. да или нет… невербально подтверждает. Нужно найти невербальные движения утверждения и отрицания. И искать несоответствия. Не рекомендуем анализировать близких людей – можно ошибиться… нет навыка.. и можно испортить отношения с близким человеком.
3.Психологические особенности очной ставки. 4.Психологические особенности обыска
Сегодня у нас последняя лекция. Дальше будут семинары, практические занятия. 14 часов семинаров. 7 пар семинаров. На следующей неделе занятий не будет. Юридическая психология. Старший преподаватель Шабалин Олег Михайлович Литература: Васильев В.Л., М.И. Еникеев, Г.Г. Шиханцов, В.В. Романов. «Юридическая психология» Немов Н.С. «Общая психология». А.Г. Маклоков «Психология». Введение в курс «Юридическая психология»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.44 (0.009 с.) |