Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей. Девиантное и делингвентное поведение.

Поиск

Девиантное – отклоняющееся от норм и правил, от традиций группы поведение.

Делингвентное поведение – правонарушающее поведение, связанное с нарушением правовых норм.

Делингвентное поведение несовершеннолетних.

Психовозрастные особенности:

Применительно к несовершеннолетним правонарушителям наиболее криминогенным является подростковый возраст. Это отмечается различными исследователями. В подростковом возрасте происходит мощная физиологическая перестройка организма. Ребёнок как правило не готов к этой перестройке.

Физиологическая перестройка влияет на формирование определённых личностных качеств. Негативные качества достигают апогея. Физиологическое новообразование как половое созревание – начинается именно в подростковом возрасте. Нет реализации сексуальной энергии. Способов нет. Происходит некая замена или перераспределение данной энергии. Выливается в гиперактивность. Именно поэтому подросток – это ребёнок, которому нужно постоянно что то делать. В условиях бесконтрольности ребёнок найдёт антисоциальные формы поведения.

Говоря о психовозрастных особенностях следует учитывать данные исследований А.Е. Личко. В конце 70ых автор выявил подростковые поведенческие реакции, модели поведения, которые активизируются именно в этом возрасте или усиливаются в данном возрасте и связаны с диленгвентными формами поведения:

1) Реакция эмансипации – реакция, направленная на освобождение от зависимости от взрослых. От навязчивой опеки взрослых. Подросток сталкивается с состоянием «отравления свободой». Человек высвободился от правил, свои ещё не сформировал и не знает, как действовать в определённых ситуациях. Опасность выбора моделей поведения противоположных взрослым.

2) Реакция группирования со сверстниками – именно в подростковом возрасте общение со сверстниками выходит на 1ый план. Конечно данная реакция опасна в случае нахождения в антисоциальной группе. Часто начинается с озорства, сделать рискованное. Постепенно грань переступается. Преступность несовершеннолетних – чаще групповая.

3) Реакция хобби, или увлечения. – увлечение и хобби у детей возникают и раньше, но усиление или повышенная увлекаемость проявляется именно в подростковом возрасте. Это кроме позитивных аспектов – ещё и повышенная зависимость. Как от деятельности, так и от другого человека.

4) Реакция оппозиции – противопоставление себя всему окружающему. Подростковый возраст – кризисный, характерен противопоставленностью себя, мыслей, взглядов всему окружающему.

5) Реакция имитации – подражание. В этом возрасте усиливается поиск кумира, человека, которому хочется подражать. Иногда становятся люди с антисоциальной направленностью. Реакция негативна.

6) Реакция отрицательной имитации – возникает в случае отсутствия тёплых эмоциональных отношений между родителями и ребёнком. Построенных на доверии и понимании. Если нет понимания – то существует большой риск выбора модели поведения обратных, противоположных родителям. Ради протеста или привлечения к себе внимания.

7) Реакция компенсации – компенсация неудач и неуспехов в одной сфере успехами и удачами в другой сфере.

8) Реакция гиперкомпенсации – стремление компенсировать свою слабость действиями, направленными в ту сферу, в которой он слаб. Старается снять ощущение, утвердившись в этой сфере.

9) Реакция отказа – она не присуща всем детям, в том числе правонарушителям. Когда ребёнок сталкивается с коренными изменениями в своей жизни – он реагирует отказом – часто при помещении в новый коллектив.

Личностные качества:

-тревожность

-агрессивность

-враждебность

-самооценка – любая самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Ряд авторов отмечают разные самооценки. Данные подходы не противоречат, так как определяют различные подходы в совершении преступлений.

При заниженной – через преступление подросток самоутверждается

При завышенной – подросток считает, что ему многое дозволено. Конфликтность, дезадаптированность в обществе и т.д.

3ий подход к самооценке – этот подход выдвигает Санкт-Петербургский учёный А.А. Реан. Современный учёный, считающий, что неважно, какая самооценка у человека. Важно, чтобы его самооценка не расходилась с оценкой социума. Пусковым механизмом делингвентности считает, когда оценка социума ниже самооценки подростка. Не удовлетворяется потребность в уважении и положительной оценке социума. И подросток начинает осуществлять поиск для себя референтной группы. В которой по его мнению потребность будет удовлетворяется. Чаще – группа сверстников, в особенности с антисоциальной направленностью.

Акцентуация характера. – доминирование одной из черт характера. Это наиболее выраженные черты в структуре характера, которые полностью определяют поведение человека, особенно в критических ситуациях, и при этом могут выступать слабым звеном в структуре личности.

Типологии акцентуации характера:

Всего 13, но акцент идёт на 4х, которые чаще нарушают.

-гипертивный

-гипотивный

-астено-невротический

-лобильный

-циклоидный

-сензитивный

-шизоидный

-психастенический

-истероидный

-эпилептоидный

-неустойчивый

-комформный

-паранояльный

 

4 типа:

Гипертивный – позитивный тип – доминирующие черты: повышенный фон настроения, энергичность, общительность, экстравертированность. Слабое звено – легкомысленное отношение к жизни, правилам и нормам, существующим в обществе – т.е. человек легко их переступает.

Истероидный – доминирующая черта – потребность быть в центре внимания, крайний эгоцентризм. Очень распространён в целом среди преступников. У него размыта грань между реальностью и фантазией. Говорит неправду, он врёт ради привлечения внимания. Человек не всегда это осознаёт. Не переносит высмеивание собственных неблаговидных поступков среди окружающих. Чаще приходят к правонарушению, когда ему долго уделяется внимание от всех, но потом не может его получить. Совершение правонарушение обусловлено привлечения к себе внимания.

Эпилептоидный - доминирующая черта – ригидность. И всё, что мы говорили про взрослых – то же и с совершеннолетними. Чаще всего совершают насилие.

Неустойчивый – доминирующая черта – крайнее непостоянство проявлений. Начинает заниматься чем то одним, бросает и занимается другим. Это связано с серьёзными травмами в детстве. Но есть и воспитательный момент. Не сформирована воля. Исходя из этих особенностей для подростка комфортной сферой является развлечение. Из школы уходят в кино. Акцентуация характера.

Социально-психологические факторы.

Среди неблагоприятных социально-психологических факторов можно выделить:

-неблагополучие в семье – неблагоприятные стили воспитания, (гиперопека, гипоопека, потворствующая гиперопека, эмоциональное отвержение, жестокое обращение) конфликты в семье, злоупотребление алкоголем.

-школьная дезадаптация

-наличие группы сверстников с антисоциальной направленностью (возможно и вне школы)

-СМИ – оказывают влияние на совершение преступлений подростками. Около 10 000 сцен связанных с насилием ребёнок видит к концу школы. Эмпатия – в 7-6 раз меньше. Сцен убийств – 8000 сцен связанных с убийством. Снижается порог чувствительности. Враждебное отношение к окружающему миру. Формирование неадекватного представления о окружающем мире. В настоящее время подростки, уже совершившие преступления и отбывающее наказание, в 60% случаев отметили факт, что хотя бы одно преступление они совершили преступление, взяв сценарий из фильма. Теория Катарсиса – которая за просмотр передач о насилии. Человек идентифицирует себя с насильником, тем самым выплёскивает свои негативные эмоции. Но не для ребёнка!!!

-государство – на большую социальную группу. Отношение государства к воспитанию в семье, предоставление сферы досуга, реализации программ и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.008 с.)