Межличностные коммуникации юриста 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межличностные коммуникации юриста



 

1. Понятие коммуникаций юриста и значение проблемы. Здесь внимание сосредотачивается на прямых или опосредованных отношениях юриста с любыми третьими лицами, от чего во многом зависит и эффективность его труда, и его личное благополучие, и состояние правопорядка в целом. При этом одинаково важны и постоянные коммуникации (работа в коллективе), и временные (общение с обвиняемыми, клиентами и т.п.). Понятие коммуникации, как известно, весьма сложно. Оно особо анализируется с позиций философии, социологии и психологии. Вклад в теорию коммуникации внесли такие специалисты, как К. Ясперс, Н. Луман, Ю. Хабермас и другие. Применительно к юридическому труду коммуникация рассматривается как процесс передачи юристом от своего или коллективного имени специальной информации в рамках некоторых процедур с определенной правовой целью и получения информации от партнера по коммуникации. Цели, условия, основания и порядок коммуникации всегда регламентированы определенным образом, но жесткость этой регламентации различна. Зачитывая приговор в суде, судья жестко связан определенными правилами. Выступая по телевидению или беседуя с потенциальным клиентом, адвокат чувствует себя гораздо свободнее, но и он свободен лишь в некоторых границах. Это важно понимать потому, что коммуникация юриста по своей природе так или иначе связана с возможным использованием властного начала, содержащегося в праве.

Значение коммуникаций юриста связано прежде всего с тем, что юрист, вступая в межличностные коммуникации, становится одновременно субъектом воздействия, причем нередко властного, на третьих лиц, объектом наблюдения и оценки, а равно объектом воздействия со стороны третьих лиц*(164). В сущности, едва ли не вся профессиональная деятельность юриста реализуется путем взаимодействия с другими людьми, т.е. в процессе межличностной коммуникации. Все, что делает юрист, воплощается в обращениях, посылах к третьим лицам, группе людей, обществу. Достаточно сказать, что любой текст, написанный юристом, будь то проект соглашения, либо приговор суда, либо проект нормативного акта, в конечном счете должен быть оглашен, доведен до сведения, согласован, выработан совместно. Только в процессе межличностной коммуникации осуществляются переговоры юриста с заинтересованными лицами, рассматриваются судебные дела, доводятся до сведения адресатов мнения и решения юристов.

При этом некоторые элементы и качества межличностной коммуникации регламентируются законом (например, процессуальные порядки рассмотрения дел), воплощаются в статусные характеристики и процедурные правила. В иных случаях уровень межличностного общения юриста является условием эффективного решения взятых на себя задач (формирование мнения суда, особенно присяжных заседателей, убеждение клиента, достижение компромисса с партнером и пр.).

2. Направления исследования проблемы. Они включают:

а) получение языковой и юридико-социологической характеристики условий, видов и последствий межличностных коммуникаций юристов, позиций их участников, защищаемых интересов и пр.;

б) изучение качеств личности юриста, благоприятно или негативно влияющих на его позиции в процессе межличностной коммуникации, механизмов и приемов осуществления взаимодействия юриста с отдельными лицами, социальными группами и организационными структурами, неопределенным кругом лиц; в) анализ отдельных видов и этапов межличностной коммуникации как в целом, так и применительно к отдельным группам юристов, в частности вхождения в коллектив, участия в "командной" работе, выполнения отдельных действий, таких, как беседы, переговоры, судебные прения, преподавание права, выступления в средствах массовой информации.

3. Возможные рекомендации и решения. В настоящее время наиболее целесообразны разработка правил и методик различных видов профессионального и внепрофессионального внутреннего взаимодействия юристов, внешнего персонализированного общения юристов, их обращения к неопределенному кругу лиц и ориентация профессиональной подготовки на их освоение. В ряде случаев неквалифицированной коммуникации возникает опасность подрыва репутации юридической профессии и даже достоинства представляемого ими государства вследствие агрессивности поведения отдельных юристов, заведомого сообщения неверной информации, демонстрации действительной или кажущейся личностной заинтересованности в исходе того или иного дела, иногда просто в результате плохого владения русским языком и принятых в обществе правил поведения.

4. Способы межличностных коммуникаций, распространенные в сфере исполнения служебных обязанностей. Это беседы, включая объяснения и допросы; переговоры; участие в коллегиальном обсуждении; выступления (речи) в коллегиях и коллективах, средствах массовой информации; далее, получение оценок, указаний, инструкций от вышестоящих лиц либо иных субъектов; совместное осуществление каких-либо мероприятий или видов работы; наконец, неформальные контакты, состоящие во взаимном наблюдении, неформальных оценках, неформальной помощи либо противодействии.

5. Общие требования к межличностным коммуникациям юриста. Все виды межличностных коммуникаций должны проводиться с учетом правовых норм и этических правил, направляться на достижение определенного, возможного в правовых рамках согласия даже со стороны лица, проигравшего спор. В их основе должны лежать некоторый общий язык, использование максимально широкого набора формальных и неформальных инструментов взаимодействия.

Профессиональные межличностные коммуникации должны быть целенаправленными, структурно организованными, информационно эффективными. Юрист-профессионал должен строить свои коммуникации, обеспечивая сотрудничество сторон взаимодействия и учитывая их возможные недостатки, проявления конфликтности, т.е. помехи со стороны собеседника. Терпение, умение преодолевать трудности, противостоять негативному воздействию, прощать помехи, создавать благожелательную атмосферу являются обязательными для юриста.

Вопрос о благожелательной или, как минимум, сдержанной атмосфере коммуникации приобретает в некоторые периоды существенное значение. Ощущение власти, связанной с должностным статусом (и поэтому принципиально временной и ограниченной) или даже с популярностью либо высоким заработком, удивительным образом иногда пьянит голову отдельным юристам. Их речь становится грубой. В ней появляются ненужные и немотивированные угрозы. Такого рода явления в принципе недопустимы с этических и правовых позиций.

Внеслужебные коммуникации, включая повседневное общение, также требуют от юриста известной осмотрительности, взвешенного подхода.

Юрист, разумеется, может отдавать естественную дань человеческим слабостям. Понятно, что юрист должен заботиться о себе и своих близких. Остается, однако, угроза иногда не осознанного вовлечения в групповые, клановые интересы, не во всех случаях соответствующие духу и букве закона. Нередко именно через вне-профессиональные контакты происходит деформация профессиональной роли юриста.

Общеизвестно, что указанные требования далеко не всегда соблюдаются на практике. Меньше известно, что в конечном счете люди, не соблюдающие или соблюдающие только выборочно правила общения, проигрывают, на какой бы высоте они ни оказались по заслугам или в силу случая.

6. Общие инструменты межличностных коммуникаций. К ним можно отнести:

а) язык и в целом используемые знаковые системы, понятийный аппарат, которые должны быть если не общими, то по меньшей мере воспринимаемыми всеми участниками взаимодействия. На основе и в рамках общего языка осуществляются выбор целей, осознание интересов и формирование позиций участников взаимодействия, т.е. самого юриста-профессионала и его партнеров;

б) стратегию, тактику и манеру поведения юриста в процессе взаимодействия, включая соотношение убеждения, внушения, отбор и дозировку аргументов;

в) определение системы и пределов уступок в процессе взаимодействия, приемлемых результатов взаимодействия, как для юриста, так и для его партнеров;

г) выбор подходящих условий взаимодействия, включая место, время, наличие посторонних лиц и т.д.

Каждый из инструментов межличностных коммуникаций достаточно подробно рассмотрен в литературе и имеет массу вариантов применения. Много, например, написано о взаимодействии следователя и обвиняемого, защитника и подзащитного, судей и участников процесса. При этом показано, что специфика использования инструментов межличностного взаимодействия велика. Она должна изучаться особо под углом зрения целей взаимодействия, ответственности юриста, степени конфликтности взаимодействия, расхождения интересов, процессуальной урегулированности и пр. Это означает, что любой инструмент межличностных коммуникаций становится специфичным уже в силу особенностей его использования.

Наряду с правилами применение инструментов межличностных коммуникаций достаточно жестко определяется особенностями личности юриста, его мотивацией, его представлениями о значимом, важном, необходимом, другими факторами, интегрируемыми в правовом подходе профессионала.

Так, не каждый юрист способен подчеркнуто демонстрировать свою доброжелательность, особый интерес к партнеру. Напротив, юрист может вести себя сдержанно, суховато, как профессионал, сосредоточенный только на деле. Далеко не всем также удается идентификация с партнером, принятие на себя роли, одобряемой партнером. Юрист может проявить известную отчужденность, не стремиться к опрощению, подлаживанию под манеры клиента или партнера. Действительно, каждый наблюдает, насколько различается поведение профессионалов, каждый может видеть, что та или иная манера приносит частные или общие выигрыши либо проигрыши.

Имеющий популярность открытый и доброжелательный специалист может все же потерять свой авторитет, если его личные качества плохо подкреплены профессионализмом, хотя в определенных ситуациях этого может и не случиться. В то же время нелюдимый юрист может получить репутацию хорошего профессионала, хотя далеко и не сразу, а иногда (в неблагоприятных условиях) может этого и вообще не достичь.

В тенденции же именно выбор инструментов межличностной коммуникации, овладение приемами их применения среди прочих факторов в сильной степени определяют успех межличностного взаимодействия юриста.

7. Противодействие негативным межличностным коммуникациям. Этот вопрос очень слабо разработан в правовой литературе. На практике негативное воздействие юрист испытывает, когда:

а) от него требуют принятия незаконных решений либо внушают мысль об их выгодности;

б) пропагандируются возможность и даже неизбежность недоброкачественного труда, пренебрежение интересами граждан, страх перед преступниками, обосновываемый тезисом о всесилии мафии, невозможности борьбы с ней;

в) навязывается мысль о бесполезности, ненужности работы юриста.

Это же происходит, если юрист вовлекается в защиту групповых интересов путем использования его возможностей (эти интересы могут быть экономическими, политическими, карьерными и пр.), если работа юриста блокируется грубостью, пустыми придирками вышестоящих лиц, интригами окружения и пр.

В таких ситуациях используются, разумеется, общие инструменты межличностных коммуникаций, но к ним должны добавляться специальные приемы разрешения (снятия) конфликтов. Это прояснение противоречия позиций источника негативной коммуникации праву; укрепление собственной позиции правовыми аргументами; интеллектуальная нейтрализация неверных аргументов на основе выявления их смысла и др.

Теория не обеспечивает возможность избавления от негативного воздействия. Но понимание его механизма и целей позволяет сохранить собственную индивидуальность. Конкретизируем представленный материал на примере бесед, проводимых юристом.

 

Проведение бесед

 

1. Понятие правовых бесед. В этом случае с соответствующими модификациями могут быть использованы достижения криминалистики, связанные с разработкой тактики допросов. Меньшее внимание обращается на то, что "целевые" беседы, не исключающие обмен мнениями, но проводимые по инициативе одного лица, осуществляются не только в среде уголовного судопроизводства*(165). Под правовой беседой можно понимать вид коммуникации, состоящий в направленной передаче юристом своему собеседнику определенного вида информации для достижения заранее поставленных целей. Примерами правовых бесед являются допросы свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, получение объяснений от граждан, должностных лиц по различным проблемам, требующим вмешательства юриста, разъяснение юристом своей позиции по тому или иному вопросу, действующему закону, определенных требований к тому или иному субъекту права - участнику правового оборота.

Правовая беседа имеет определенную цель (для чего-то), некоторый предмет (о чем-то), имеет своего адресата (с кем-то), свою тактику (определенным образом).

Сторона, проводящая беседу, является ее инициатором либо дает согласие на беседу, и предполагается, что именно она должна сохранять инициативу в достижении целей беседы. Собственно, этим правовая беседа и отличается от правовых переговоров.

К сожалению, правовые беседы юриста с различного рода заинтересованными лицами слабо освещены именно с консалтинговых, гражданско-правовых и административно-правовых позиций. Ведь юрист может проводить беседу не только как следователь и судья, но и как адвокат (что вообще очень типично), как консультант по правовым вопросам, как работник органов социального обеспечения, трудоустройства, банка, инвестиционной компании, управленческих органов, выдающих разрешение на строительство, и пр.

Проведенные исследования подтверждают то, что ясно любому непредубежденному наблюдателю: от уровня, качества, содержательности, тактичности бесед юриста зависят мнение о нем, успех дальнейшей работы, самочувствие лица, с которым проходила беседа, и пр. К сожалению, часто жалуются на спешку, равнодушие, агрессивность юриста, отсутствие нормального взаимопонимания, оставшуюся непроясненность ситуации для жалобщика и пр.

2. Подготовка к беседе. Юрист не всегда имеет достаточно времени для тщательной подготовки, составления плана беседы и пр. Но в любом случае он должен уметь сконцентрироваться на предмете беседы, на осознании его содержания и значения, моделировании возможного поведения собеседника.

Юрист должен знать: а) чего от него будут добиваться; б) о чем состоится разговор; в) что он сам хочет получить от этой беседы. Он должен психологически подготовить себя к необходимости: а) затратить время; б) интеллектуально напрячься и профессионально вести себя; в) может быть, перенести неприятные высказывания либо поведение собеседника, которые вольно или невольно отнимают время и требуют действий.

3. Техника проведения беседы. Она включает в себя:

- установление контакта на основе оценки собственной позиции, позиции собеседника и значения беседы;

- фиксацию позиции адресата беседы;

- формулирование и обоснование собственной позиции;

- оппонирование, т.е. дополнение позиции собеседника либо возражение ему;

- достижение общего вывода.

Техника фиксации позиции адресата беседы состоит из приемов побуждения к передаче информации, приемов фиксации и оценки этой информации с правовых позиций. Начнем с фиксации и оценки. Их основным содержанием являются сопровождающее беседу в режиме реального времени сепарирование получаемой информации, установление ее связи с предметом и целями беседы, ее достаточности и правдоподобности, достоверности.

В рамках правовой беседы фиксация позиции ее адресата не должна занимать много времени. Но она во многом определяет дальнейший ход беседы, программирует ее. Юрист не должен "ломиться в открытые двери", убеждать адресата беседы в том, с чем он уже согласен, передавать уже известную информацию. Напротив, ему следует сконцентрироваться на передаче неизвестной адресату информации и изменении его неверной позиции.

Фиксация позиции адресата беседы на практике, однако, проводится недостаточно четко. Проще говоря, юристы нередко проводят беседу, не зная позиции адресата и - хуже - иногда не желая ее знать. Поэтому рассмотрим некоторые приемы проведения этого этапа правовой беседы.

Один из основных приемов - расчленение информации на смысловые элементы: фактические утверждения, правовые оценки, правовые позиции и правовые притязания, требования. В зависимости от характера беседы эти компоненты имеют различное значение. Например, сообщение лица, свидетеля в гражданском процессе содержит большей частью фактические утверждения, хотя ему трудно избежать передачи и иных компонентов. Сообщение же потерпевшего по уголовному делу имеет иное, болee разнообразное содержание. Собеседник нередко стремится говорить на юридическом (как ему кажется) языке, употреблять правовые термины.

Именно техника юриста должна позволить ему выделять эти компоненты сообщения, фиксировать их отдельно с тем, чтобы на основе состоявшейся беседы могло возникнуть целостное представление об ее итогах, воспринимать правовые понятия и позиции и уметь их перекодировать в то, что действительно означает сообщение. Для этого и необходимо уметь использовать названные обобщающие инструменты правовой понятийной системы, а именно: правовые утверждения; фактические утверждения; правовые понятия и определения; правовые взгляды и рекомендации; правовые предложения (проекты). Практически это означает, что юрист должен уметь четко выделять различные составляющие в передаваемом ему сообщении. Например, предмет сообщения, которым может быть информация собеседника о своем имуществе ("мой дом", "мой подарок" и пр.), о каких-либо фактах ("двухэтажный дом", "подарок в виде автомобиля"), понятийный аппарат, т.е. круг используемых правовых понятий, их правильность, т.е. соответствие значению этих понятий в законе или правовой литературе, информационную ценность, т.е. смысл правового утверждения, и пр.

Эти различные блоки информации затем должны быть соединены юристом в целостную для данного сообщения картину.

Дальнейший шаг рабочей техники, или ее прием, состоит в анализе сообщения с точки зрения его правовых целей, что делается на основе построенной и переведенной в нормальный правовой язык картины.

 

Пример. Заявитель (иной участник беседы) сообщает о том, что при уходе с работы его вынуждают продать полученные на предприятии акции. Тогда выделяются: заявитель (возможно, его жена или сын); предмет обращения - он хочет сохранить акции (получить компенсации, потребовать наказания отдельных лиц, изменения существующего положения); адресат жалобы - лица, пытающиеся захватить предприятие, дирекция завода, власти страны, города, страховая компания; основание жалобы и пр. В сущности, здесь делается то же самое, что и при оценке изученного документа или любого иного источника информации, имеющей правовое значение.

Еще один пример. При консультационной беседе о порядке приобретения недвижимости устанавливается, кто (заявитель-представитель, третьи лица, кредитор-должник) и что хочет (продать имущество, купить имущество, сдать в аренду, очистить от отягощений, получить гарантии и пр.); у кого и на каком основании он хочет нечто получить или потребовать.

В рамках этого технического приема особое значение, по-видимому, приобретают классификация и анализ притязаний. Применительно к частноправовым отношениям можно выделить, в частности, следующие типовые притязания: на исполнение договора, обязательства; на возмещение вреда; на передачу вещей; на освобождение от исполнения или, напротив, на исполнение определенных обязанностей (договорных, статусных); на бездействие или претерпевание; на прекращение определенных действий.

Несколько иначе классифицируются исковые жалобы. Можно выделить иски о принуждении к действию самого разнообразного публичного и частного характера; об установлении (подтверждении) позитивного права (на пенсию, признание иждивенцем); о признании акта ничтожным, о прекращении или изменении права; об оспаривании и проверке правильности акта, об обязывании административного органа совершить определенные действия.

Наряду с этим могут быть обозначены возражения собеседника. Тогда блок информации о требовании несколько несимметрично преобразуется в блок возражений против этого, или же в формирование в информацию о встречных требованиях. Здесь можно отметить возражения на полное и неизменное исполнение права, когда субъект стремится его ограничить постоянно или временно; на само существование права.

4. Формирование и обоснование юристом собственной позиции. Это центральная часть правовой беседы. Она состоит, в сущности, из трех элементов, наличие которых как будто очевидно.

Формулирование собственной позиции включает: а) обозначение предмета беседы, что обязательно; б) указание на компетенцию и возможности юриста; в) выдвижение предложений либо требований, объем и характер которых может меняться.

Существуют сомнения, насколько точно и четко и во всех ли случаях юрист должен формулировать свою позицию. Несомненно, однако, что он не может и не должен представлять ее путаной, неопределенной, когда кажется, что юрист сам не знает, чего он хочет.

Обоснование собственной позиции осуществляется путем приведения соответствующих аргументов. Иногда это могут быть аргументы силы закона, но во всех случаях и сила закона, и возможности, предоставляемые законом, должны обосновываться аргументами, соразмерности, рациональности, действительности (наличия определенных фактов), справедливости и гуманности.

5. Оппонирование собеседнику. Оно может состоять из вопросов, дополнений и возражений. Центральное место оппонирование занимает в переговорах. Но и правовая беседа, направляемая проводящим ее лицом, неизбежно включает элементы полемики, воздействие на аргументацию адресата беседы.

О вопросах много написано в криминалистике, но в иных ситуациях разработанные там приемы применимы не всегда. По-видимому, вопросы юриста должны касаться двух сфер:

во-первых, того, что и здесь можно назвать главным фактом;

во-вторых, вариативных фактов, т.е. наиболее возможных вариантов действительного правового положения, когда: а) собеседник передает заведомо искаженную или по незнанию неверную информацию; б) правовая оценка, основанная на законе, может быть заведомо иной.

В ходе оппонирования высказывания юриста, по-видимому, не должны быть окончательными. Многие квалифицированные практики, в том числе адвокаты и судьи, считают, что юрист должен иметь возможность быстрой переоценки ситуации и правильной рекомендации в условиях дефицита времени. Например, адресат беседы, который должен немедленно решать вопрос о совершении каких-то действий, выдвигает встречное предложение или обращается с некоей просьбой, что вызывает необходимость в юридической оценке с новых позиций. По-видимому, высококвалифицированный юрист за счет своего опыта быстро и квалифицированно реагирует на возникшую ситуацию. Однако, на наш взгляд, юристу полезнее поосторожничать и ничего не формулировать окончательно, во всяком случае так, чтобы это исключило уточнение позиции. Такая рекомендация может быть значима для любого юриста: адвоката, прокурора, тем более для судьи, принимающего посетителей, и пр. Разумеется, она крайне ограниченно и специфично может применяться к рутинным беседам, сопровождающим, например, разъяснения действий нотариуса.

Во всяком случае, юрист в беседе должен осторожно высказывать правовые оценки квалифицирующего характера, если они действительно не являются окончательными.

6. Иные приемы. Проведение правовых бесед (обмен правовой информацией) включает также ряд скорее этических приемов, равно как и приемов соблюдения норм этикета. Эта часть очень сложна именно ввиду ее кажущейся очевидности.

Для юриста это общий вопрос поведения и общения. Но и во время беседы существуют приемы, которых следует добиваться путем долгой тренировки (показ уверенности в себе, надежности, доброжелательности, солидности), которые реализуются в самой беседе импровизационно, автоматически, целенаправленно (внушение партнеру чувства большей безопасности, освобождение его от страха, ощущения безнадежности либо неопределенности, побуждение к правильному действию и пр.). Есть вещи, которые просто нельзя делать: проявлять агрессивность, смущать собеседника, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его или, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить перед ним.

Это тоже постоянно повторяющаяся мысль. У некоторых юристов, повторим, поведение определяется либо ощущением собственной власти, когда он рассматривает себя как человека, призванного распоряжаться "частью вселенной", либо установками на "кормление", имеющими в России длительные исторические корни, либо чувством интеллектуального превосходства, обусловленным тем, что он знает нечто известное только ему и недоступное третьим лицам. Тут нужен не только психологический тренинг на личностном уровне, но и развитый социальный контроль на групповом уровне и уровне общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.004 с.)