Смысл в культуре. Треугольник Локка и система Гегеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл в культуре. Треугольник Локка и система Гегеля



Существует естественный и человеческий миры. Первый монологичен и неспособен к диалогу. К нему неприложимо понятие «смысл». Лишь в человеческом универсуме возникает значимость, позволяющая говорить о присутствии культуры. Человек есть внутренняя природа, осознающая самое себя и природу внешнюю в результате творческой деятельности. Именно в этом сочетании - природы и деятельности - и в их осмыслении рождается культура.

Семиотика фиксирует все факты культуры - как материальные, так и духовные. Наука о знаках и знаковых системах помогает разделить «культуру» и «не-культуру», предлагая условия, при которых явления природы, предметы деятельности человека или слова приобретают смысл. Прерии Южной Америки, саванны Африки, леса Сибири - неочеловеченная природа, не-культура. Засеянное поле, охотничий заповедник, лесное хозяйство несут в самой своей сущности знак культуры.

Условлено, что на чужом поле не пасут скот. В заповеднике можно охотиться только по специальному разрешению. В лесном хозяйстве запрещены стихийные вырубки деревьев, хотя их другие свойства никуда не исчезли - поле плодородно, заповедник полон дичи, в лесу много деревьев.

Знаком может быть отмечен любой предмет или явление. Лампа - источник света. По договоренности влюбленных лампа, поставленная на подоконник, - знак того, что свидание может состояться. В трагедии Эсхила «Агамемнон» огни костров передают в город знак того, что герои Троянской войны возвращаются домой. Такие явные свойства огня, как тепло или возможность приготовить на нем пищу, здесь не учитываются.

Во фресках Успенского собора в Московском Кремле на Страшном

суде судьбу «милостивого блудника» решает положенный на весы платок, смоченный слезами раскаяния. Знак здесь вовсе не в бытовой детали и не в полезной вещи, а в искреннем сожалении о грехах, спасающем юношу от дороги в ад.

В романе Дефо «Робинзон Крузо» герой радуется, обнаружив после крушения корабля орудия труда и горсточку семян, с помощью которых ему удается выжить на необитаемом острове, и с горечью глядит на золотые монеты, утратившие условную ценность на диком берегу.

Знак может быть словом, вздохом или улыбкой, слезой или любым другим выражением эмоции, природным или бытовым явлением, жестом, вещью. Наука о знаках семиотика (от греческого слова «знак») исследует свойства систем знаков, каждый из которых имеет определенное значение. В качестве знаковых систем рассматривают языки, системы сигнализации в обществе, природе, науках, искусстве, кибернетические системы и живые организации, машины и общественное устройство.

Знаковые системы могут быть простыми и неисчерпаемо-сложными. Но все их объединяет общее свойство, называемое в теории систем системообразующим, - придание знаку смысла. Он может быть выражен словесно, вербально, «весомо, грубо, зримо» или тонко и деликатно. Смысл знака может быть понятен или глубоко спрятан. Для разгадки знака древние греки обращались к дельфийскому оракулу. В Ветхом Завете огненные знаки предсказали иудейскому народу грядущие беды. Солнечное затмение воспринималось поколениями как знак немилости Бога. Многие суеверия и сегодня основаны на семиотической знаковой системе. Гуляющая сама по себе черная кошка ничего не означает. Но мы избегаем переходить дорогу, если она ее пересекла. Встречная погребальная процессия или человек с пустыми ведрами сулят нам неприятности. Черный цвет -знак траура, а белое платье невесты - непорочной чистоты. Но на Востоке язык цветов меняется. И во многих странах именно белый цвет означает печаль. И столь любимое в России красное солнышко в экваториальной Африке сулит смерть.

Не означает ли эта множественность смыслов невозможность обозначить смысловое поле культуры? Действительно, однозначного определения культуры дать не удалось. И все же еще в XVII столетии английский философ Джон Локк (1632-1704), разработавший эм-

лирическую теорию познания в «Опыте о человеческом разумении» (1690, рус. перевод 1898), дал ориентиры для представления о системе «культура». Треугольник Локка имеет своими вершинами природу, технику, семиотику. Культура у Локка - синоним общества.

Природа, очеловеченная трудом ради какой-то цели, - та природа, с которой человек вступает в отношения, в своеобразный диалог. Техника у Локка (от греч. techne - искусство, мастерство) - не обязательно машины или орудия какой-то отрасли производства, но техника в общем смысле - накопленные человечеством в процессе развития умения и навыки. Семиотика - знаковая система, обозначающая смысл этой деятельности4. В таком описании так называемый треугольник Локка - не только общество, но и культура, определяемые как память. Общество существует, пока оно осмысленно, пока оно не потеряло связи с природой и продолжает твориться, пока оно сохраняет память. Утратившие память цивилизации, сколь бы ни был в свое время высок их технический уровень, мертвы. Треугольник Локка являет самое общее представление о культуре. В нем нет деления культуры на материальную и духовную.

Для определения феномена духовной культуры обратимся к другому философу - Гегелю (1770-1831). Гегелю свойственно самое пристальное внимание к духовной культуре. Создатель универсальной схемы творческой деятельности, Гегель с помощью диалектиче-

4 См.: Д. Локк. Избранные философские произведения. Т. 1-2. М, 1960. См. также: Ю. В. Рождественский. Введение в культуроведение. М., 1999, с. 15-16. В трактовке Ю. В. Рождественского так называемый «треугольник Локка» выглядит несколько иначе

Это связано с разными задачами, которые ставят перед собой автор «Введения в культуроведение» и авторы «Проблем межкультурной коммуникации». Представляется, что принципиального расхождения здесь нет.

ского метода переосмысливает понятие культуры, вводя в него диалектический принцип прямых и обратных связей. Без этого принципа невозможно представить себе культурную коммуникацию. По определению Гегеля, искусство «распадается на произведение, имеющее характер внешнего, обыденного наличного бытия - на субъект, его продуцирующий, и на субъект, его созерцающий и перед ним преклоняющийся»5. Рассматривая произведение как знак культуры, триаду Г. Гегеля можно представить цепью: продуцирующий субъект произведение потребляющий субъект

При этом произведение может быть не только романом, сонетом, картиной или любым другим произведением искусства, но сельскохозяйственной мотыгой или сложной компьютерной программой.

В нашем случае существен не характер произведения, а то, что оно названо Гегелем в его триаде первым, т. е. главным, поскольку именно через него осуществляется связь между творцом и потребителем, который должен «преклоняться» перед произведением, иметь в нем потребность. Аборигену в Африке, возделывающему поле примитивными способами, нет нужды в компьютере, как у современного инженера в конструкторском бюро неуместна мотыга. В обоих случаях и мотыга, и компьютерная схема бессмысленны, поскольку не включены в коммуникативную цепь, не рассматриваются потребителем как предметы «восхищения» и не обнаруживают потому свойств предметов культуры.

Если произвести подстановку, обозначив вместо одного произведения бесконечный ряд предметов культуры, то и ряды производителей и потребителей тоже уйдут в бесконечность. Формула приобретет вид:

производитель продукт потребитель

Производителем может быть Иванов, Петров, Сидоров, Smith, Duran, Mann, живущие сегодня в любой стране и жившие столетия назад, а также народы, этносы, расы производящие бесчисленное количество объектов культуры, имеющих значение и смысл для других Иванова, Петрова, Сидорова... живущих, может быть, совсем в другую эпоху и «восхищающихся» изделиями рук ведомых им или неве-

5 См.: Г. Гегель. Философия духа / Энциклопедия философских наук. М., 1977, с. 383; См. также: Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе 3. И. Система «Литература» и методы ее изучения. Монография. - Н. Новгород, 1998.

домых творцов. Отсюда становится понятным гегелевское определение: «Культура представляет собой имманентный момент абсолютного и обладает своей бесконечной ценностью»6. Бесконечная ценность сохраняется в традиции культуры, в памяти.

Никакой создатель культурных ценностей не начинает деятельность с «чистого листа». Гончар уже знаком с гончарным кругом. У виртуоза-скрипача есть ноты и музыкальный инструмент. Первые земледельцы и охотники на земле тоже знали традиции своего дела, уходящие в бесконечную даль времен. Они ориентировались на традицию, традиция влияла на них, как влияла и влияет она на потребителя, сверяющего свои представления о культурной ценности продукта с известными ему качествами: надежностью, полезностью, красотой. И с изменением потребностей и вкусов потребителя меняется традиция, чему можно привести тысячи примеров из самых разных областей техники, ремесла, искусства. Меняется реальность. Меняется продукт. Меняется производитель. «Бесконечная ценность культуры» предстает в имманентном, внутренне свойственном предмету моменте.

Для племен Черной Африки, затерянных в глубинах пустынь или лесов, современная техника бесполезна. Для нынешнего рабочего труд без подходящего инструмента представляется некультурным. Народная сказка десятилетиями до эпохи романтизма казалась грубой. Религия в советскую эпоху трактовалась как глупый вымысел либо как опиум для народа. Иконы были черными досками и зачастую безжалостно уничтожались. Некрасов в стихотворении «Железная дорога» сетует на то, что Аполлон Бельведерский может быть «хуже печного горшка». И сегодня, сидя перед телевизором, одни зрители восхищаются мексиканскими сериалами, другие считают их пустыми либо вредными, созданными на потребу некультурной публики.

Лотмановский водораздел культурное - не-культурное пролегает в сфере социально-исторической и в психологической. Об этом точно сказал А. В. Михайлов, подметивший и то, что выбор суммы известных фактов бывает весьма различным у разных историков культуры, и то, что опасно полагаться «на будто бы необманчивую непосредственность человеческого чувства». Современный ученый, «будучи умудрен» всеми испытанными в науке иллюзиями ограни-

6 Гегель Г. Сочинения: В 15-ти тт.: Т. VII / Под ред. А. Деборина и Д. Рязанова. М. -Л., 1934, с. 216.

ценности, все-таки не может быть свободен от иллюзии модернизации культуры. Более того, опасность модернизации возрастает по мере возрастания «самосознания культуры». Неизбежное и плодотворное разрушение романтических легенд прошлого «сопровождается рождением новых мифов, принимаемых за реальность»'.

Эти чрезвычайно важные мысли, высказанные по другому конкретному поводу, могут служить для нас серьезным предупреждением. Рассматривая ключевые понятия культуры в их историческом, этнографическом или словесном контексте, мы никогда не можем с достоверностью утверждать непреложность наших оценок. Принцип многовариантности и обратных связей - основополагающий принцип культуры. Но он же - свойство системы. Из него вытекает возможность того «порядка из хаоса», о котором писал нобелевский лауреат И. Пригожий. Обращаясь к работам советских физиков и математиков - А. Н. Колмогорова, Я. Г. Синая, В. И. Арнольда, - определивших классы неустойчивых динамических систем, нобелевский лауреат предлагает свою формулировку динамики - построение «концептуальных основ динамических явлений вокруг понятия динамической неустойчивости»8.

Культурология

Культурология - наука, обобщающая эмпирические и конкретно-научные знания о культуре.

Как всякая наука, в своем изучении она предполагает этапы:

- оценка и анализ источников;

- формирование метода;

- разработка и использование методик.

Уже при анализе источников культурологии выявляется, что для нее свойственно отношение включения и пересечения разных наук. Границы их условны. Зоны смежных полей обширны. В самой общей характеристике культурологии как науки о культуре, ставящей в центр изучения человека культурного, способного придавать явлениям смысл, культурологию можно представить кругом со множеством сегментов:

7 А. В. Михайлов. Иохан Хейзинга в историографии культуры // Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997, с. 842-843.

8 И. Пригожий, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. М., 1986, с. 8.

Набор сегментов неполон. В круг можно включить другие источники культуры - от физической культуры человека до кибернетики. При всей широте набора культурологических дисциплин в основе культурологии лежит идея нерасчлененности гуманитарных знаний. Термин «культурология» принадлежит немецкому философу и химику Освальду, который ввел его в 1909 году, но распространение термин получил благодаря американскому ученому Лесли Уайту (1900-1975). На западноевропейские языки он переведен в 20-30-е годы, войдя в разные словари как Anthropologie, Humanitaria, Cultural research. Под культурологией понимаются все виды и формы целостной жизненной практики, термин «культурология», произошедший от слова «культура», вбирает всю совокупность культурных достижений. Такой широкий подход грешит релятивизмом. Автор культурологического словаря в качестве модели называет роман современного сербского прозаика Милорада Павича «Хазарский словарь»: один из его собирателей -некий ученый доктор - «стал писать по объявлениям из газет давно прошедших лет и, что самое удивительное, вскоре начал получать ответы в виде посылок с самыми различными вещами. Постепенно эти вещи так заполнили его дом, что он не знал, что с ними делать. Это были... огромное седло для верблюда, женское платье с колокольчиками вместо пуговиц, железная клетка, в которой людей держат подвешенными под потолком, два зеркала, одно из которых несколько запаздывало, а другое было разбито, старая рукопись на неизвестном ему языке... Год спустя комната в мансарде была забита вещами, и однажды утром, войдя в нее, доктор... был ошеломлен, поняв, что все им приобретенное начинает складываться в нечто, имеющее смысл9. При таком

' См.: В. П. Руднев. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М, 1998, с. 5.

описании культура (и культурология) - не просто хаос, но «порядок, складывающийся из хаоса».

В культурологии нет единой системы, нет и единого метода. До последнего времени культурология определялась как раздел философии. Получили распространение и взгляды на культурологию как на разделы этнологии, исторической антропологии, этнографии, лингвистики, социологии и психологии. Каждая из гуманитарных дисциплин претендует на главенство в культурологии, выстраивая собственные ряды, входящих в культурологию источников. По-видимому, у каждой из них есть для этого основания, но пока можно констатировать с определенностью, что в основе культурологии присутствуют идеи:

- целостности человека как существа биологического и социального;

- синтеза гуманитарного и естественнонаучного подходов;

- нерасчлененности гуманитарных знаний;

- вытеснения исторической доминанты структурно-функциональным, эволюционистским подходом.

Из особого положения культурологии как научной дисциплины на стыке наук проистекает множественность культурологических школ. С. П. Мамонтов подразделяет их на четыре направления - общественно-историческое, натуралистическое, социологическое и структурно-символическое. Возможно и другое членение - этнологическое, когнитивное, психологическое... Естественно, вариативен и набор имен основоположников. Среди них - английский этнограф и историк Э. Тайлор, американский культуролог Лесли Уайт, английский этнолог Дж. Фрэзер, немецкий философ и историк культуры О. Шпенглер, австрийский психолог 3. Фрейд, швейцарский психолог и теоретик культуры К.-Г. Юнг, французский этнограф и социолог К. Леви-Строс.

В России - философы П. Я. Чаадаев, Вл. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, братья Е. Н. и С. А. Трубецкие, Г. Г. Шпет... а также Н. И. Конрад, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Л. Н. Гумилев, Ю. М. Лотман...

Учитывая тот факт, что культурологии свойственны в наивысшей степени отношения включения и пересечения составляющих ее частей, мы определяем культурологию как интегративную науку со складывающимся методом. Преодоление присущего культурологии

релятивизма возможно при вычленении единицы, входящей в различные биологические и социальные сферы жизнедеятельности человека. Такой единицей можно считать «концепт».

Системообразующее свойство культуры дает возможность включить определение в треугольник Локка, в гегелевскую триаду, а вслед за тем в разработанную И. Пригожиным теорию систем, это позволяет конкретизировать понятие, освободив его от присутствующего во всех определениях релятивизма, которым грешат многие определения культуры, даже оппозиция Ю. М. Лотмана «культура -не-культура». Но еще более существенно то, что в таком подходе культура обязательно нуждается в коммуникации. Очевидно, что ее члены исторически и психологически подвижны. С изменением реальности и традиций меняется вся система. Способ обработки земли, совокупность духовных ценностей или уровень развития общества, приемлемые для одной эпохи, представляются решительно «не-куль-турными» для другой. Но и в пределах единого времени поведение и вкусы не только отличаются, а и по-разному оцениваются.

Противоречие разрешается при обращении к понятию «культурная коммуникация». Культурная коммуникация присутствует в предложенной системе в виде коммуникативных цепей:

- производитель традиция произведение потребитель

- производитель реальность произведение потребитель

- производительтрадицииреальностьпотребитель

- потребитель традиции реальность произведение Культурная коммуникация - это процесс взаимодействия элементов в системе «культура» между собой и всей системы со сложившимся способом производства и потребления продуктов культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.02 с.)