Исторические типы морали: проблемы развития и его критериев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы морали: проблемы развития и его критериев.



1)Время зарождения морали? 2) В ответ на какую объективную необходимость возникла мораль? 3) Как именно происходило становление морали? Ее развитие?

Исторические типы морали можно рассматривать с т. зр.: а) 5ти член. модели истор. этапов Маркса; б) типа связи личности и общества: 1. протомораль /первобытное об-во (родовая взаимосвязь) 2.рабовлад+феодализм (личная зависимость) 3. капитализм+социализм (опосредованная эк-ческая зависимость). Критерии развития М. закл. в особенностях функционирования морали, во влиянии общественного развития (изменение ценностей, обычаев, нравов).

I Первобытное об-во (ок. 2 млн. – 50 тыс. лет до н.э.) – обычай захоронения умерших. Потом решили, что это была не мораль, а элементарная необходимость. Период материнского рода (ок. 6 тыс. лет до н.э.) – возникновение протоморали (дифференциация сознания). Здесь появляются имена. Имя – фиксация особенности, отличия одного от другого, осознанные индивидом. Необходимость сохранения рода от внутреннего и внешнего разрушения приводит к возн-ию М. (М как хранительница общности). Первые нормы регулирования – табу. Одновременно шел процесс формирования и морального сознания и моральной практики. Первая оппозиция: полезное и вредное, опасное и безопасное.

Двойственность первобытной морали. Все люди делятся на своих и чужих. Талион (лат. возмездие) – обычай ограничения кровной мести (око за око…). Талион – основа моральной и правовой регуляции. В основе принцип воздающей справедливости. Затем в сер. 18 века появляется «золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего себе не желаешь. Оно существовало и в раньше, но обозначаться так стало только в 18 веке. Это правило знаменовало переход от безличной ответственности рода к отв-ти инд-да. Общечел-й смысл ЗП сопряжен с идеей равенства. Его положит-е значение: личность берет отв-ть на себя, вырабатывает спос-ть ставить себя на место другого. М исторически изменчива.

II Рабовладение. Появляется ЧС®неравенство, деление на классы, антагонизм между бедными и богатыми®появление М, кот-я выражает классовые интересы. Рабовладельцы пытаются превратить свою мораль в всеобщую. Возникает этика как попытка осмысления процессов нрав-й жизни и их мрвз-го оправдания. У каждого класса свои представления о достоинствах и пороках®2 сис-мы морали и 2 идеала чел-ка (воитель у религиозной знати, труженик у низшего класса). Мало источников о нрав-ти рабов, т.к. духовная развивалась только среди представителей рабовладельцев (у них было время и средства). Разобщенность рабов, разноязычие, этническая пестрота мешали выработке единой М, кот-я бы отражала их интересы. А рабовладельцы рассматривали раба как вещь. Нарастание протеста, борьба®новые представления о ценности и достоинстве личности, значимости каждого чел-ка. Добродетели в раб-м об-ве: трудолюбие – добродетель черни. Так у Платона есть 3 добродетели: мудрость (ффы-правители), мужество (воины) и умеренность, сдержанность (те, кто заняты трудом - ремесленники), а про нрав-ть рабов вообще нет речи. Гражданские добродетели рабовл-ев – мужество, храбрость, стойкость, верность городу-гос-ву – уживались с презрением к мирному труду, жестокостью в войнах, често и властолюбием. Но здесь и формируются гуманистические представления о назначении ч-ка, смысла его жизни: все люди равны перед нрав-м законом, совершенствование духа. Но они еще очень абстрактны.

Феодализм. Ссоц. неравенством появляется моральное нерав-во, статусная М., М. «отцов и детей». Главная мор. ценность - принцип сословной чести.. Это пирамида отношений личной зависимости, строго зафикс-ая в иерархической сис-ме сословно-классовых и профессионально-корпоративных статусов. Большая зависимость каждого®без покровительства нет безопасности. Мор. престиж зависит от статуса чел-ка и выглядит как обладанием ест-ми мор-ми качествами. Справедливость тоже зависит от сословия. Исходная позиция мор. сознания – представление о подобающем месте в иерархии. Нрав-ть закрепляется в религ-х формах как божественное установление соблюдать свое место в жизни. + мораль «отцов и детей» (старших и младших) – феодал-отец, крестьяне-дети. У крестьян были и свои нрав-е представления – жить по правде и идея вольности®восстания крестьян. У феодалов: сословная честь, верность старшим, воинская храбрость, слава, щедрость, набожность, милостливость.

III капитализм - смена мор-х ценностей, появление личности с иной стр-рой нрав-го С. Личная зависимость феодализма сменяется вещной зависимостьюмежду людьми. Новые классы – буржуазия и пролетариат. Торгово-денежные отношения®новые мор-е эталоны поведения. Общая х-ка – индивидуализм. Вначале имел позитивное значение (свобода, равенство, братство). Саморазвитие®мор. совершенствование и счастье (Просвещение). Ориентация на богатство, успех – цель жизнедеятельности. Эгоизм, моральная оценка уподобляется отношениям «купли-продажи». Бережливость. Главные требования – честность и долг (в смысле то, что нужно вернуть). Кризис: индивид-зм оборачивается антигуманизмом (ч-к – не цель, а средство), мор-е отн-ния предстают как отношения вещей®мор-е отчуждение, разобщение, одиночество. Мор-е отчуждение: от спос-ти быть субъектом морали, от уже действующих норм (они формальные), от мор-й сущности, от духовного мира другого чел-ка. Потребительская сис-ма®конформизм или борьба.

Социализм. Соц. освобождение и расширение возможностей для развития личности. Расширение сферы применения морали в общественной жизни, возрастает роль нрав-го начала в повседневной жизнедеятельности людей. Растет мор-я ответственность, самовоспитание. Борьба за реализацию гуманистического идеала коммунизма, где свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Новая личность: солидарность, товарищество, преодоление эгоизма и замкнутости. Здесь чел-к становится высшей ценностью, самоцелью социально-ист-го развития. Но было ли это так на практике? Для наступления соц-зма необходимо не только упразднение ЧС, изменение эк-ой сис-мы, но и изменение С. а последнее как раз таки очень сложно изменить, психология ч-ка так и остается частнособственнической.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.004 с.)