Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические типы морали: проблемы развития и его критериев.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1)Время зарождения морали? 2) В ответ на какую объективную необходимость возникла мораль? 3) Как именно происходило становление морали? Ее развитие? Исторические типы морали можно рассматривать с т. зр.: а) 5ти член. модели истор. этапов Маркса; б) типа связи личности и общества: 1. протомораль /первобытное об-во (родовая взаимосвязь) 2.рабовлад+феодализм (личная зависимость) 3. капитализм+социализм (опосредованная эк-ческая зависимость). Критерии развития М. закл. в особенностях функционирования морали, во влиянии общественного развития (изменение ценностей, обычаев, нравов). I Первобытное об-во (ок. 2 млн. – 50 тыс. лет до н.э.) – обычай захоронения умерших. Потом решили, что это была не мораль, а элементарная необходимость. Период материнского рода (ок. 6 тыс. лет до н.э.) – возникновение протоморали (дифференциация сознания). Здесь появляются имена. Имя – фиксация особенности, отличия одного от другого, осознанные индивидом. Необходимость сохранения рода от внутреннего и внешнего разрушения приводит к возн-ию М. (М как хранительница общности). Первые нормы регулирования – табу. Одновременно шел процесс формирования и морального сознания и моральной практики. Первая оппозиция: полезное и вредное, опасное и безопасное. Двойственность первобытной морали. Все люди делятся на своих и чужих. Талион (лат. возмездие) – обычай ограничения кровной мести (око за око…). Талион – основа моральной и правовой регуляции. В основе принцип воздающей справедливости. Затем в сер. 18 века появляется «золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего себе не желаешь. Оно существовало и в раньше, но обозначаться так стало только в 18 веке. Это правило знаменовало переход от безличной ответственности рода к отв-ти инд-да. Общечел-й смысл ЗП сопряжен с идеей равенства. Его положит-е значение: личность берет отв-ть на себя, вырабатывает спос-ть ставить себя на место другого. М исторически изменчива. II Рабовладение. Появляется ЧС®неравенство, деление на классы, антагонизм между бедными и богатыми®появление М, кот-я выражает классовые интересы. Рабовладельцы пытаются превратить свою мораль в всеобщую. Возникает этика как попытка осмысления процессов нрав-й жизни и их мрвз-го оправдания. У каждого класса свои представления о достоинствах и пороках®2 сис-мы морали и 2 идеала чел-ка (воитель у религиозной знати, труженик у низшего класса). Мало источников о нрав-ти рабов, т.к. духовная развивалась только среди представителей рабовладельцев (у них было время и средства). Разобщенность рабов, разноязычие, этническая пестрота мешали выработке единой М, кот-я бы отражала их интересы. А рабовладельцы рассматривали раба как вещь. Нарастание протеста, борьба®новые представления о ценности и достоинстве личности, значимости каждого чел-ка. Добродетели в раб-м об-ве: трудолюбие – добродетель черни. Так у Платона есть 3 добродетели: мудрость (ффы-правители), мужество (воины) и умеренность, сдержанность (те, кто заняты трудом - ремесленники), а про нрав-ть рабов вообще нет речи. Гражданские добродетели рабовл-ев – мужество, храбрость, стойкость, верность городу-гос-ву – уживались с презрением к мирному труду, жестокостью в войнах, често и властолюбием. Но здесь и формируются гуманистические представления о назначении ч-ка, смысла его жизни: все люди равны перед нрав-м законом, совершенствование духа. Но они еще очень абстрактны. Феодализм. Ссоц. неравенством появляется моральное нерав-во, статусная М., М. «отцов и детей». Главная мор. ценность - принцип сословной чести.. Это пирамида отношений личной зависимости, строго зафикс-ая в иерархической сис-ме сословно-классовых и профессионально-корпоративных статусов. Большая зависимость каждого®без покровительства нет безопасности. Мор. престиж зависит от статуса чел-ка и выглядит как обладанием ест-ми мор-ми качествами. Справедливость тоже зависит от сословия. Исходная позиция мор. сознания – представление о подобающем месте в иерархии. Нрав-ть закрепляется в религ-х формах как божественное установление соблюдать свое место в жизни. + мораль «отцов и детей» (старших и младших) – феодал-отец, крестьяне-дети. У крестьян были и свои нрав-е представления – жить по правде и идея вольности®восстания крестьян. У феодалов: сословная честь, верность старшим, воинская храбрость, слава, щедрость, набожность, милостливость. III капитализм - смена мор-х ценностей, появление личности с иной стр-рой нрав-го С. Личная зависимость феодализма сменяется вещной зависимостьюмежду людьми. Новые классы – буржуазия и пролетариат. Торгово-денежные отношения®новые мор-е эталоны поведения. Общая х-ка – индивидуализм. Вначале имел позитивное значение (свобода, равенство, братство). Саморазвитие®мор. совершенствование и счастье (Просвещение). Ориентация на богатство, успех – цель жизнедеятельности. Эгоизм, моральная оценка уподобляется отношениям «купли-продажи». Бережливость. Главные требования – честность и долг (в смысле то, что нужно вернуть). Кризис: индивид-зм оборачивается антигуманизмом (ч-к – не цель, а средство), мор-е отн-ния предстают как отношения вещей®мор-е отчуждение, разобщение, одиночество. Мор-е отчуждение: от спос-ти быть субъектом морали, от уже действующих норм (они формальные), от мор-й сущности, от духовного мира другого чел-ка. Потребительская сис-ма®конформизм или борьба. Социализм. Соц. освобождение и расширение возможностей для развития личности. Расширение сферы применения морали в общественной жизни, возрастает роль нрав-го начала в повседневной жизнедеятельности людей. Растет мор-я ответственность, самовоспитание. Борьба за реализацию гуманистического идеала коммунизма, где свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Новая личность: солидарность, товарищество, преодоление эгоизма и замкнутости. Здесь чел-к становится высшей ценностью, самоцелью социально-ист-го развития. Но было ли это так на практике? Для наступления соц-зма необходимо не только упразднение ЧС, изменение эк-ой сис-мы, но и изменение С. а последнее как раз таки очень сложно изменить, психология ч-ка так и остается частнособственнической.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.008 с.) |