Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рус. религиозная Ф. 19-20вв.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Религ-ть – особ-ть рус. фс-ии (р.ф.). Проявлялась по-разному: 19 в. 1) Чаадаев – продолжатель Шеллинг-й фс-ии откровения, верил в рел. предназначение рус. ч-ка, России. 2) Слаянофилы и зап-ки обсуждали судьбу Р-ии с рел. позиций (идеи мессианства на основе православия у Киреевского, Леонтьева (“Византизм и славянство”), Хомякого (“Церковь одна”, о соборности, в “Семирамиде” -? о значении веры в истории народов, понимание отн-я бога к миру и степень свободы в монотеизме и, напр., в буд-ме)). 3) Фс-я в Духов-х Академиях: Юркевич “Разум по учению Платона и опыт по учению Канта”, одного признания мира идей недостаточно для построения бытия сущего и проникновения в тайну индив-го бытия и сверхсущего, кот-е возможное (идеи) делает действительным; “фс-я сердца”, в к-м соед-ся н-ка и рел-я, разум и чувства, идеи нрав-го самосовершенствования и свободы духа. Ф. Бухарев: проблемы оторванности к-ры от Ц-ви, секуляризация Ц., фс-я любви (в Л-ви ч. подобен Богу, Л. к себе – нов. б-е себя, высшая цель- порождение Богоч-ка, к-й есть ч-к, наполненный Л-ю ко всему, при жизни вступает в ед-во с Богом), спорил с Черныш-м о мат-й и рел. фс-ии. Вершина р.р.ф.- фс-я всеединства Вл. Соловьева – утопия теократич. гос-ва. Соловьев возрождает концепцию всеед-ва, угасшую с разв-м естзн-я, рус фс-я стан-ся продолж-цей мировой мысли о всеед-ве - неком совершенном ед-ве элементов б-я (внутренне тождественных, но не сливающ-ся). Теория вс. в р.ф. опирается на представление о Софии, Премудрости Божьей и мировой душе, к-я есть “единое и все”. Софиологический аспект объединяет 3 гл. темы: 1. Понимание мира как "живого целого" и пробл. вневременной идеал-й основы мира; 2. идея богочеловечества; 3. Тема "божественной" стороны мира. София - это "идеал-е чел-во", замысел бога о мире и ч-ке, содержит в себе первообраз и состояние мира как всеед-ва. София – носительница противоречивого ед-ва мировых начал, абсолютно-сущего и мира тварного бытия. В гносеолог-м смысле София - выражение подл-го и цельного зн-ия о мире. Софийность человеч-ва раскрывается в концепции богочеловечества как (актуального) завершения истории. Чел-к явл. носителем божеств. начала и должен осуществить его: 1. в совершенном позн-ии; 2. в исторической практике. Завершается все всемирной теократией и Вселенской церковью, установлением богочеловечества и началом космической истории. В обл. теории позн-я – формл-т метод фс-ии всеединства - критика отвлеченных начал: отбрасывание всех односторонностей в фс-ии, как то материализма, идеализма, эмпиризма, рационализма. Синтез возм-н т. на осн. христ-ва. Эмпир-й и рац-й сп-бы позн-я доп-ся у Соловьева мистическим как основой истинной фс-ии, соед-й все способы воедино.
Фс-ю Сящ-ва продолжили С.Булгаков, П.Флоренский, С.Трубецкой и Е. Трубецкой. Е.Т. разрабатывает концепцию абсолютного созн-ия. Истина не может сущ-ть вне созн-я, т.к. имманентна ему. То, что сущ-т в абсолюте д. сущ-ть как осознанное им. Так абс. созн-ие получает онтолог-е обоснование. Истина также не т. логич-я, но и онтолог-я.Акт позн-ия есть не что иное, как приобщение инд-го созн-я Созн-ю Абс-му. Абс. созн-е – это бог, лежит в осн. мира, но не сливается с ним, хотя сопряжено с ним. Объемлет мир как всесознание, всеведение и всевидение. В че-ке осущ-ся образ и подобие всеед-го созн-я. Его задача – осущ-ть воссоединение бож. и твар-го миров. Конец истории, т.о., должен быть понят не фаталистически, а динамически. П. Флоренский: антиномизм, софиология и культурология (как фс. культа). Истина не постижима только с помощью рац-го позн-ия, т.к. рассудок вязнет в противоречиях. 3 силы позн-я: 1. рассудок (противоречив, не ведет к цельной истине); 2. разум (способн-ть целостно позн-ть мир, м. вести к истине); 3. вера (соед-сь с разумом м. пост-ть бож-ю И). Цель т. позн-я – соед-е миров бож-го и мат-го для приобщ-я к Истине, что достигается в соборном опыте Церкви. Бог надмирен. Из природы бога нельзя сделать вывод о существовании мира и твари. Бог мог и не сотворить мир: он сделал это свободно, а не из необходимости. Несмотря на разделенность мира и творца, мир коренится в боге через одну из сторон его божеств. сущности - Софию. София - "замысел Божий о мире", "идеальная личность мира". Она явл. "четвертым лицом" бога и обладает признаками тварности. Ч/з учение о Софии Ф.выходит на учение оЦеркви, образе, моделивсеединства. Ч/з принадл-ть Ц-ви ч-к связыв-ся с Софией и Б-м.
23. Русский экзистенциализм. Рус. фс. ориентирована не т. соц-но, но и антропологически. В ц. всегда б. проблема ч-ка, смерти, бессмертия, существования ч-ка. Классик этой фс-ии – Достоевский. Он показал механизмы отчуждения человека и трагизма его существования («Идиот», Раскольников, «Братья Карамазовы»), пр-мы “выстаивания” в бытии, перед Богом, трагизма веры и безверия. В отл. от зап-го экзист-ма, рус-й – религ-й (хотя Бердяев сначала увлекался мат-мом). Источник (наряду с Дост.)– фс-я Кьеркегора.
Бердяев: фс д.б. антропологична. Пр-мы самопознания, смыслотворчества (определения смысла своего сущ-я). “Фс. свободы”. Свобода добытийственна, она была еще до бога (??). Она может творить из ничего. Из нее и рождается Бог. Бог всеблаг, но не всемогущ. Зло исходит из свободы, к-ю Бог не творил. И.Христос – спаситель мира, свящ. писание для борьбы с иррац-й свободой. Ч-к – микрокосм, соразмерен Вселенной. Объективной R не существует, реальность – объективация, порожденная направленностью духа. Ч-к = свобода + бог. В ч-ке идет постоянная борьба м/ду свободой и богом. Ч-к соравен богу в своей сп-ти творить, только уже не из ничего и свободы, а из свободы и материала. Этот созданный ч-м мир начинает сущ-ть по своим законам и заставляет им следовать. Здесь возникает проблема отчужд-я. У ч-ка есть выбор: подчиняться (это легко), или быть своб-м и противостоять миру. Спасает ч-ка творч-во, к-е приближает его к освоб-ю от обыден-ти. Главное – творить себя – самосовершенствование к богу. («Смысл творчества: Опыт оправдания человека» (1916), «О назначении человека: Опыт парадоксальной этики» (1931)) Своё отношение к «миру» ч-к строит ч/з н-ку. Но н-ка овладевает природ-й ч/з приспособл-е, поэтому она не тв-во, а только послушание. Она не создаёт ничего нового, а т. описывает уже сущ-ее. Фс-я, в противовес н-ке - тв-во. Это искусство познания в свободе через творчество идей, противостоящее мировой данности и необходимости и проникающее в сферу духа. Она не нуждается в логич-х методах н-ки: фс-я интуиция предшествует всякой логике и использует её лишь в качестве своего инструмента. Т. обр. и в обл. практич. Жизни традиционной морали закона Б. противопост-т индивидуал-ю творч-ю мораль. Л.И.Шестов (Шварцман). Особ-ти: 1)антропоцентризм, тайна б-я постижима т. в чел-м сущ-нии, 2)критика рац-ма и н-ки, фс-я и н-ка несовместимы, т.к. фс-я – индивид-е смыслотворч-во. Называл свою фс-ю фс-ей трагедии. Т.к. истинная фс-я д. отражать ж-нь, а ж-нь полна страданий (давит необх-ть). Чтобы выжить, человек приспосабливается, люди ведут неподлинное сущ-е. "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогмати-ческого мышления)" (1905), "Афины и Иерусалим" (1938) и др. Наука в своем стремлении упорядочить мир, предстает как поклонение необходимости и, значит, продуцирует принудительное знание. Ш. призывал к освоб-ю от довлеющей власти самоочевидного, общепринятого, т.е. к "беспочвенности", что дарует ч-ку ощущение полета. Системосозидающей установке философского разума Ш. противопоставил опыт "адогматического" мышл-я, усматривающего истину "в единичном, непонятном, "случайном", куда не распространяется власть разума. Истин столько, сколько людей, и даже больше (настроения). И-на постигается в одиночестве и всегда интуитивно, как озарение и откровение. Ш. подчеркивал невозмож-ть ясного и отчетливого предст-я о великих тайнах мироздания, когда непредсказуемость, неожиданность, чудесность требуют отказа от самого усилия "быть понятыми". Философия для Ш. — не "строгая наука" (он горячо спорил с Гуссерлем по этому поводу), но "борьба за невозможное", риск и дерзновение, стремление к неведомому; дело фс-фов — "не в разрешении пр-м, а в иск-ве изображать ж-нь как можно более таинственной и проблематической". Единственную возм-ть реализации св-ды и творч-й мощи ч-ка Ш. находил в религ-м опыте. Вера - это одновременно и "второе измерение мышл-я", преодолевающее И-ны разума, освобождающее от власти необх-ти, и путь к тому, для кого все возможно, к Богу, что всегда сопряжено с ожиданием, надеждой, тоской, страхом и трепетом. Критиковал бурж-ю мораль: общечел-х норм нет, им противопост-ся капризы, индивидуальные желания.
Переписывался с Хайдеггером, Бубером, Гуссерлем
24.Западничество и славянофильство: эволюция и общая хар-ка фс идей. И те, и др. за изм-е ж-ни Р-ии, за отмену креп. права. По-разному опр-ли формы буд. соц. преобр-й. Тема пути Р-ии проходит ч/з весь 19в.. Начало спору положили 8 философических писем Чаадаева: с него нач-ся обе линии, он и зап-к, и славянофил, критиковал и Р-ю, и З-д. Славянофилы. Кошелев, Самарин, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Аксаков. За возрожд-е самобытных рус. начал – сел. общину, православие, духовное братство народа. 1) православная рел. – важнейшее усл-е истор-го разв-я Р-ии; 2) Запад заканчивает свое истор-е разв-е, а значит, теряет роль лидера общечел-го прогресса. З-д и Восток противостоят др.др. как “разорванность” и ”целостность” (Киреевский); 3) Россия должна прийти на смену Западу и встать во главе чел-ва. Критика зап. европ-й цивил-ии не было самоцелью: признавали заслуги в н-ке, фс-ии, к-ре, но не могли принять отвлеченную рационалистич-ю фс-ию. Были сторонниками православно-христ-й фс-ии, к-я возвышает «разум от рассуд-го механизма к высшему нравств-му своб-му умозрению” (Киреевский). Творч. потенциал Р-ии в народе. Европ-я жизнь стереотипна, не м. без гос-ва, дикт-го нормы. Развивали и основанное на рел-х предст-х учение о ч-ке и об-ве. Хомяков: учение об иерархическй структуре души и ее "центральных силах". Ярко выраженные антигосударств-ки: на 1-м месте д.б. не гос-во, а вера. Община или соборность - союз индивидов во имя бога и любви. Киреевский: достиж-е целостности ч-ка и связанное с этим обновление общественной ж-ни видел в идее общины, духовная осн. которой - Ц. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием "духовного смысла". Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций ч-ка, так называемой "Разумной Зрячестью" или "живознанием", исходное начало к-го - религия. Трагизм ч-й ж. – ч. уходит от св-ды в природную или соц-ю необх-ть, становясь ее рабом.
Поздние сл-лы – К.Леонтьев (“Византизм и слав-во”: сл-во – сфинкс, опора Р-ии – православие и самодержавие), Данилевский (теория культ-но истор. типов, особая роль Р-ии) Западники. 1840-60гг. В моск-х кружках Станкевича (Анненков, Бакунин, Белинский, Боткин, Грановский), Герцена-Огарева. 1)осуждали самодержавие и феодал-крепост. Порядки в эк., пол., к-ре, 2)предлагали полит. путь преобр-я Р-ии по образцу демокр-х гос-в Евр. 3) стремились к европеизации всех сторон рус. ж-ни. 4)подозрит. отн-е к рев. методам – т. ч/з просвещ-е и реформы, 5) выс. оценка д-ти Петра 1, 6)светский х-р фс-ии. Гл. – не разл-я м/у Р. и Западом, а общее в их истор-й. и к-й судьбе. В 1846г. после диспута Герцена и Грановского з-ки разделились на либералов (Анненков, Гр-й, Кавелин) и радикалов (Герцен, Огарев, Бел-й). Разошлись в??-х рел-ии (Гран-й отстаивал тезис о бессм-ии души) и методах реформиров-я. Испытали влияние Шиллера, Гегеля, Шеллинга, Фейербаха, Конта, Сен-Симона. Герцен. Основоположник народничества, материалист (“Дилетантнизм в н-ке”). За принципы ед-ва б-я и мышл-я, первич-ть материи по отн. к созн-ю, к-е есть св-во только высокоорганиз-й мат-ии. Природа сущ-т независимо от ч-ка, а з-ны мышл-я - отражение з-в б-я. Фс-я истории: з-н общ-й ж-ни - сочетание стихийного хода ист-ии (народ) и сознательная деят-ть инд-в. Ч-к – венец творения, в то же t личность созд-ся средой и соб-ми, к-е несут на себе ее отпечаток. В к.к. разочаровался в зап. соц. перевороте (“Письма с того берега”), идея рус. крестьян-го соц-ма (сел. община есть зачаток социализма). Рев-я д.б. народной; чтобы построить новое, н. опираться на прошлое. Огарев. Мат-ст и атеист. Критика Ц-ви как источника рабского страха, разрабатывал идеи общинного соц-зма. Белинский. Идеи необходимости прогресса, скептически относился к реформист-м проектам зап-х соц-в, предсказывал кровавую рев-ю, но нескоро. При этом обращался к идеалам первоначального христ-ва. Сл-во и з-во в чистом виде перестали б. актуальными в н.60-х гг XIX века, когда? о будущем Р-ии, о к-м спорили, был решен: страна после отмены крепостного права вступила на путь капитал-го разв-я. Однако продолжение обсуждения??-в о Р-ии, о месте интелл-ии было уже в 20в. – после 1905г. – “Вехи”, ”Из глубины”, Бердяев “Русская идея”.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.103.8 (0.012 с.) |