Рус. религиозная Ф. 19-20вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рус. религиозная Ф. 19-20вв.



Религ-ть – особ-ть рус. фс-ии (р.ф.). Проявлялась по-разному: 19 в.

1) Чаадаев – продолжатель Шеллинг-й фс-ии откровения, верил в рел. предназначение рус. ч-ка, России.

2) Слаянофилы и зап-ки обсуждали судьбу Р-ии с рел. позиций (идеи мессианства на основе православия у Киреевского, Леонтьева (“Византизм и славянство”), Хомякого (“Церковь одна”, о соборности, в “Семирамиде” -? о значении веры в истории народов, понимание отн-я бога к миру и степень свободы в монотеизме и, напр., в буд-ме)).

3) Фс-я в Духов-х Академиях: Юркевич “Разум по учению Платона и опыт по учению Канта”, одного признания мира идей недостаточно для построения бытия сущего и проникновения в тайну индив-го бытия и сверхсущего, кот-е возможное (идеи) делает действительным; “фс-я сердца”, в к-м соед-ся н-ка и рел-я, разум и чувства, идеи нрав-го самосовершенствования и свободы духа. Ф. Бухарев: проблемы оторванности к-ры от Ц-ви, секуляризация Ц., фс-я любви (в Л-ви ч. подобен Богу, Л. к себе – нов. б-е себя, высшая цель- порождение Богоч-ка, к-й есть ч-к, наполненный Л-ю ко всему, при жизни вступает в ед-во с Богом), спорил с Черныш-м о мат-й и рел. фс-ии.

Вершина р.р.ф.- фс-я всеединства Вл. Соловьева – утопия теократич. гос-ва. Соловьев возрождает концепцию всеед-ва, угасшую с разв-м естзн-я, рус фс-я стан-ся продолж-цей мировой мысли о всеед-ве - неком совершенном ед-ве элементов б-я (внутренне тождественных, но не сливающ-ся). Теория вс. в р.ф. опирается на представление о Софии, Премудрости Божьей и мировой душе, к-я есть “единое и все”. Софиологический аспект объединяет 3 гл. темы: 1. Понимание мира как "живого целого" и пробл. вневременной идеал-й основы мира; 2. идея богочеловечества; 3. Тема "божественной" стороны мира. София - это "идеал-е чел-во", замысел бога о мире и ч-ке, содержит в себе первообраз и состояние мира как всеед-ва. София – носительница противоречивого ед-ва мировых начал, абсолютно-сущего и мира тварного бытия. В гносеолог-м смысле София - выражение подл-го и цельного зн-ия о мире. Софийность человеч-ва раскрывается в концепции богочеловечества как (актуального) завершения истории. Чел-к явл. носителем божеств. начала и должен осуществить его: 1. в совершенном позн-ии; 2. в исторической практике. Завершается все всемирной теократией и Вселенской церковью, установлением богочеловечества и началом космической истории. В обл. теории позн-я – формл-т метод фс-ии всеединства - критика отвлеченных начал: отбрасывание всех односторонностей в фс-ии, как то материализма, идеализма, эмпиризма, рационализма. Синтез возм-н т. на осн. христ-ва. Эмпир-й и рац-й сп-бы позн-я доп-ся у Соловьева мистическим как основой истинной фс-ии, соед-й все способы воедино.

Фс-ю Сящ-ва продолжили С.Булгаков, П.Флоренский, С.Трубецкой и Е. Трубецкой. Е.Т. разрабатывает концепцию абсолютного созн-ия. Истина не может сущ-ть вне созн-я, т.к. имманентна ему. То, что сущ-т в абсолюте д. сущ-ть как осознанное им. Так абс. созн-ие получает онтолог-е обоснование. Истина также не т. логич-я, но и онтолог-я.Акт позн-ия есть не что иное, как приобщение инд-го созн-я Созн-ю Абс-му. Абс. созн-е – это бог, лежит в осн. мира, но не сливается с ним, хотя сопряжено с ним. Объемлет мир как всесознание, всеведение и всевидение. В че-ке осущ-ся образ и подобие всеед-го созн-я. Его задача – осущ-ть воссоединение бож. и твар-го миров. Конец истории, т.о., должен быть понят не фаталистически, а динамически.

П. Флоренский: антиномизм, софиология и культурология (как фс. культа). Истина не постижима только с помощью рац-го позн-ия, т.к. рассудок вязнет в противоречиях. 3 силы позн-я: 1. рассудок (противоречив, не ведет к цельной истине); 2. разум (способн-ть целостно позн-ть мир, м. вести к истине); 3. вера (соед-сь с разумом м. пост-ть бож-ю И). Цель т. позн-я – соед-е миров бож-го и мат-го для приобщ-я к Истине, что достигается в соборном опыте Церкви. Бог надмирен. Из природы бога нельзя сделать вывод о существовании мира и твари. Бог мог и не сотворить мир: он сделал это свободно, а не из необходимости. Несмотря на разделенность мира и творца, мир коренится в боге через одну из сторон его божеств. сущности - Софию. София - "замысел Божий о мире", "идеальная личность мира". Она явл. "четвертым лицом" бога и обладает признаками тварности. Ч/з учение о Софии Ф.выходит на учение оЦеркви, образе, моделивсеединства. Ч/з принадл-ть Ц-ви ч-к связыв-ся с Софией и Б-м.

 

23. Русский экзистенциализм. Рус. фс. ориентирована не т. соц-но, но и антропологически. В ц. всегда б. проблема ч-ка, смерти, бессмертия, существования ч-ка. Классик этой фс-ии – Достоевский. Он показал механизмы отчуждения человека и трагизма его существования («Идиот», Раскольников, «Братья Карамазовы»), пр-мы “выстаивания” в бытии, перед Богом, трагизма веры и безверия. В отл. от зап-го экзист-ма, рус-й – религ-й (хотя Бердяев сначала увлекался мат-мом). Источник (наряду с Дост.)– фс-я Кьеркегора.

Бердяев: фс д.б. антропологична. Пр-мы самопознания, смыслотворчества (определения смысла своего сущ-я). “Фс. свободы”. Свобода добытийственна, она была еще до бога (??). Она может творить из ничего. Из нее и рождается Бог. Бог всеблаг, но не всемогущ. Зло исходит из свободы, к-ю Бог не творил. И.Христос – спаситель мира, свящ. писание для борьбы с иррац-й свободой. Ч-к – микрокосм, соразмерен Вселенной. Объективной R не существует, реальность – объективация, порожденная направленностью духа. Ч-к = свобода + бог. В ч-ке идет постоянная борьба м/ду свободой и богом. Ч-к соравен богу в своей сп-ти творить, только уже не из ничего и свободы, а из свободы и материала. Этот созданный ч-м мир начинает сущ-ть по своим законам и заставляет им следовать. Здесь возникает проблема отчужд-я. У ч-ка есть выбор: подчиняться (это легко), или быть своб-м и противостоять миру. Спасает ч-ка творч-во, к-е приближает его к освоб-ю от обыден-ти. Главное – творить себя – самосовершенствование к богу. («Смысл творчества: Опыт оправдания человека» (1916), «О назначении человека: Опыт парадоксальной этики» (1931))

Своё отношение к «миру» ч-к строит ч/з н-ку. Но н-ка овладевает природ-й ч/з приспособл-е, поэтому она не тв-во, а только послушание. Она не создаёт ничего нового, а т. описывает уже сущ-ее. Фс-я, в противовес н-ке - тв-во. Это искусство познания в свободе через творчество идей, противостоящее мировой данности и необходимости и проникающее в сферу духа. Она не нуждается в логич-х методах н-ки: фс-я интуиция предшествует всякой логике и использует её лишь в качестве своего инструмента. Т. обр. и в обл. практич. Жизни традиционной морали закона Б. противопост-т индивидуал-ю творч-ю мораль.

Л.И.Шестов (Шварцман). Особ-ти: 1)антропоцентризм, тайна б-я постижима т. в чел-м сущ-нии, 2)критика рац-ма и н-ки, фс-я и н-ка несовместимы, т.к. фс-я – индивид-е смыслотворч-во. Называл свою фс-ю фс-ей трагедии. Т.к. истинная фс-я д. отражать ж-нь, а ж-нь полна страданий (давит необх-ть). Чтобы выжить, человек приспосабливается, люди ведут неподлинное сущ-е. "Апо­феоз беспочвенности (Опыт адогмати-ческого мышления)" (1905), "Афины и Иерусалим" (1938) и др.

Наука в своем стремлении упорядо­чить мир, предстает как покло­нение необходимости и, значит, продуцирует принудительное знание. Ш. призывал к освоб-ю от довлеющей влас­ти самоочевидного, общепринятого, т.е. к "беспочвенности", что дарует ч-ку ощущение полета. Системосозидающей установке философского разума Ш. противопоставил опыт "адогматического" мышл-я, усматривающего истину "в единичном, непонятном, "случайном", куда не распространяется власть ра­зума. Истин столько, сколько людей, и даже больше (настроения). И-на постигается в одиночестве и всегда интуитивно, как озарение и откровение. Ш. подчеркивал невозмож-ть ясного и отчетливого предст-я о вели­ких тайнах мироздания, когда не­предсказуемость, неожиданность, чудесность требуют отказа от самого усилия "быть понятыми". Филосо­фия для Ш. — не "строгая наука" (он горячо спорил с Гуссерлем по этому поводу), но "борьба за невозможное", риск и дерзновение, стремление к неведомому; дело фс-фов — "не в разрешении пр-м, а в иск-ве изображать ж-нь как можно более таинственной и проблематической". Единственную возм-ть реали­зации св-ды и творч-й мощи ч-ка Ш. находил в религ-м опыте. Вера - это одновременно и "второе измере­ние мышл-я", преодолевающее И-ны разума, освобождающее от власти необх-ти, и путь к тому, для кого все возможно, к Богу, что всегда сопряжено с ожиданием, надеждой, тоской, страхом и трепетом. Критиковал бурж-ю мораль: общечел-х норм нет, им противопост-ся капризы, индивидуальные желания.

Переписывался с Хайдеггером, Бубером, Гуссерлем

 

 

24.Западничество и славянофильство: эволюция и общая хар-ка фс идей.

И те, и др. за изм-е ж-ни Р-ии, за отмену креп. права. По-разному опр-ли формы буд. соц. преобр-й. Тема пути Р-ии проходит ч/з весь 19в.. Начало спору положили 8 философических писем Чаадаева: с него нач-ся обе линии, он и зап-к, и славянофил, критиковал и Р-ю, и З-д.

Славянофилы. Кошелев, Самарин, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Аксаков. За возрожд-е самобытных рус. начал – сел. общину, православие, духовное братство народа.

1) православная рел. – важнейшее усл-е истор-го разв-я Р-ии; 2) Запад заканчивает свое истор-е разв-е, а значит, теряет роль лидера общечел-го прогресса. З-д и Восток противостоят др.др. как “разорванность” и ”целостность” (Киреевский); 3) Россия должна прийти на смену Западу и встать во главе чел-ва.

Критика зап. европ-й цивил-ии не было самоцелью: признавали заслуги в н-ке, фс-ии, к-ре, но не могли принять отвлеченную рационалистич-ю фс-ию. Были сторонниками православно-христ-й фс-ии, к-я возвышает «разум от рассуд-го механизма к высшему нравств-му своб-му умозрению” (Киреевский). Творч. потенциал Р-ии в народе. Европ-я жизнь стереотипна, не м. без гос-ва, дикт-го нормы.

Развивали и основанное на рел-х предст-х учение о ч-ке и об-ве. Хомяков: учение об иерархическй структуре души и ее "центральных силах". Ярко выраженные антигосударств-ки: на 1-м месте д.б. не гос-во, а вера. Община или соборность - союз индивидов во имя бога и любви. Киреевский: достиж-е целостности ч-ка и связанное с этим обновление общественной ж-ни видел в идее общины, духовная осн. которой - Ц. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием "духовного смысла". Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций ч-ка, так называемой "Разумной Зрячестью" или "живознанием", исходное начало к-го - религия. Трагизм ч-й ж. – ч. уходит от св-ды в природную или соц-ю необх-ть, становясь ее рабом.

Поздние сл-лы – К.Леонтьев (“Византизм и слав-во”: сл-во – сфинкс, опора Р-ии – православие и самодержавие), Данилевский (теория культ-но истор. типов, особая роль Р-ии)

Западники. 1840-60гг. В моск-х кружках Станкевича (Анненков, Бакунин, Белинский, Боткин, Грановский), Герцена-Огарева. 1)осуждали самодержавие и феодал-крепост. Порядки в эк., пол., к-ре, 2)предлагали полит. путь преобр-я Р-ии по образцу демокр-х гос-в Евр. 3) стремились к европеизации всех сторон рус. ж-ни. 4)подозрит. отн-е к рев. методам – т. ч/з просвещ-е и реформы, 5) выс. оценка д-ти Петра 1, 6)светский х-р фс-ии. Гл. – не разл-я м/у Р. и Западом, а общее в их истор-й. и к-й судьбе. В 1846г. после диспута Герцена и Грановского з-ки разделились на либералов (Анненков, Гр-й, Кавелин) и радикалов (Герцен, Огарев, Бел-й). Разошлись в??-х рел-ии (Гран-й отстаивал тезис о бессм-ии души) и методах реформиров-я. Испытали влияние Шиллера, Гегеля, Шеллинга, Фейербаха, Конта, Сен-Симона.

Герцен. Основоположник народничества, материалист (“Дилетантнизм в н-ке”). За принципы ед-ва б-я и мышл-я, первич-ть материи по отн. к созн-ю, к-е есть св-во только высокоорганиз-й мат-ии. Природа сущ-т независимо от ч-ка, а з-ны мышл-я - отражение з-в б-я. Фс-я истории: з-н общ-й ж-ни - сочетание стихийного хода ист-ии (народ) и сознательная деят-ть инд-в. Ч-к – венец творения, в то же t личность созд-ся средой и соб-ми, к-е несут на себе ее отпечаток. В к.к. разочаровался в зап. соц. перевороте (“Письма с того берега”), идея рус. крестьян-го соц-ма (сел. община есть зачаток социализма). Рев-я д.б. народной; чтобы построить новое, н. опираться на прошлое.

Огарев. Мат-ст и атеист. Критика Ц-ви как источника рабского страха, разрабатывал идеи общинного соц-зма.

Белинский. Идеи необходимости прогресса, скептически относился к реформист-м проектам зап-х соц-в, предсказывал кровавую рев-ю, но нескоро. При этом обращался к идеалам первоначального христ-ва.

Сл-во и з-во в чистом виде перестали б. актуальными в н.60-х гг XIX века, когда? о будущем Р-ии, о к-м спорили, был решен: страна после отмены крепостного права вступила на путь капитал-го разв-я. Однако продолжение обсуждения??-в о Р-ии, о месте интелл-ии было уже в 20в. – после 1905г. – “Вехи”, ”Из глубины”, Бердяев “Русская идея”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.011 с.)