Соц. Время и соц. Пространство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц. Время и соц. Пространство.



Соц. t и пространство – это категории, описывающие соц. бытие как процесс. Соц. процесс разворачивется во t длящихся, сочетающихся и сменяющих др. друга челов. деят-тей; вместе с тем он «стягивается» в пространстве, где эти деят-ти предстают отн-но стабильными стр-рами, кристаллизируются в предметных усл-иях жизни людей. В языке пространство обозначает нечто простираемое, свободное от преград, открытое для челов. обитания. Простор позволяет явиться и присутствовать вещам, уступает им. Также простор дает вещам возм-ть соподчиняться друг с другом в соответствии с некой необходимостью. В опр. месте разыгрывается собирание вещей в их взаимопринадлежности (Хайдеггер). Соц. пространство – это не физ. пространство, соц. стремится реализоваться в физ. Физ пространство есть соц. конструкция и проекция соц. пространства. Соц. пространство – это абстрактное пространство, конституируемое ансамблем подпространств или полей (экон., интеллектуальное и др.). Различное распределение в пространстве инд-дов и благ опр-ет дифференцированную ценность различных областей реализованного соц. пространства (Бурдье П.).

t есть порядок, последовательность бытия, вещей и событий, порядок их развития, их внутренней связи и взаимного чередования. Реальные события мира не столько сменяют др. друга, сколько вытекают одно из другого и накладываются, образуя специфические последовательности, необратимые и неповторимые (Трубников Н.). Соц.t фиксирует устойчивость соц. форм и их воспроизводимость; соц. пространство представляет движение челов. бытия в виде координации людей, их действий и предметных условий, ср-в и рез-тов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных вз-ий. Соц.t и соц. пространство указывают на несовпадение трехмерного сечения соц. процесса и четырехмерного пространственно-временного объема соц. бытия. С изм-ием содержания и интенсивности челов. деят-ти модифицируется и пространственно-временная «канва», с помощью к-рой опр-ется соц. бытие. Социальность пространства и t м.б. по-настоящему понята на уровне челов. индивида. Пространство-t выступают исходными схемами построения обыденного поведения людей в их вз-ии, т.е. явл. усл-ием связности, непрерывности, организованности соц. процесса, соц. связями, кооперирующими последовательности и сочетания челов. сил, действий. Пространство - время явл., по сути, важнейшей составляющей порядка вещей и людей, что обеспечивает протекание повседневной жизни людей, их общение, уклад их непосредственного личностного бытия. Форм-ние челов. инд-да, становление его личности в значит. мере детерминировано приобщением его к существующему порядку пространства-t.

51. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ.

Социальность – это сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деят-тью. Мы имеем дело с 2мя пониманиями соц-ти. В класс.фс понятие «соц-ть» тождественно понятию «общественность» и находится в оппозиции индивидного, автономного. Соц-ое отождествляется с коллективным, кол-ое с совместным. Оппозиция индивидного и колл-ного отвечает требованиям формирующегося науч. обществознания (19в.), кот-ое стремилось построить каркас для изучения общества такой же, как и для изучения природы. В соц. картине выделяются основные сферы об-ва. Что касается индивид.жизни людей, произошла редукция, сведение индивид-го к соц-му, к устойчивым, стабильным связям, формам. Др. предпосылки форм-ния оппозиции. В индустр. об-ве сложилось особое отношение к частной жизни людей. В использовании труда ч-ка необходим абстр. эталон, с кот-ым можно соизмерять ч-кие способности, силы, качество его труда – деньгами). = Взгдяд на ч-ка как на вещь. В таком соизмерении жертвуется индивидное, своеобразное. Проводится невидимая грань му общ. и частной жизнью. Общ-ое – это подчинение схемам, частная жизнь – это духовное, индивидуальное. Т.о., в класс.фс можно было мыслить об-во, не говоря о конкретных людях, биографиях. Об-во стоит НАД, ЗА ч-ком, оно выше.

В сер. 20в. принцип «частное во имя общ-го» перестает работать, т.к. единственным способом дальнейшего развития становится потенциал ч-ка. Поэтому развитие индивида – теперь гл. соц.?. Индивидное – один из гл. каналов реализации соц-го. Отождествление колл-го с социальным начинает отступать. Предприятия, на кот-ых собрано много людей, оказываются менее эффективными. Выигрывают те, у кот-ых лучше организована совместная деят-ть.? прибыли=? эффективного менеджмента. В постинд. об-ве бытуют ядерные формы развития соц-ти. Машина – это ср-во развития соц-ти. Прежняя оппозиция соц-го как знания о стр-рах и гуманит-го как знания об индивидах утрачивает смысл. Знание об индивидах становится ответом на?, как меняются стр-ры. Раньше не возникал этот?, т.к. об-во описывалось жесткими, машинообразными стр-рами. Потом оказалось, что стр-ры зависят от людей, т.к. воспроизводятся и изменяются в дея-ти людей. Поэтому понимание соц-ти изменилось, она стала означать связь, кот-ая складывается во взаимообусловленности, совместности бытия индивидов. Бытие вместе (совместность) не означает б. одним или просто б. многими: это означает б. многими, выставленными друг другу напоказ (Нанси Ж.-Л.).

 

52. ПОНЯТИЕ СОЦ-ТИ. ПРАВО, ЭК-КА, ПОЛ-КА, ЭТНИЧНОСТЬ КАК АСПЕКТЫ СОЦ-ТИ.

Социальность – это сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деят-тью. Мы имеем дело с 2мя пониманиями соц-ти. В класс.фс понятие «соц-ть» тождественно понятию «общественность» и находится в оппозиции индивидного, автономного. В соц.фс 20в. соц-ть стала означать связь, кот-ая складывается во взаимообусловленности, совместности бытия индивидов. Разделение об-ва на сферы соответствует 1ому этапу понимания соц-ти, выходит из индустр. об-ва. Об-во понималось как фабрика, машина (дисциплинарный подход). Различные сферы жизни об-ва создали свою бюрократию, дисциплину, практику, аппарат. Они воспроизводят себя, навязывая об-ву опр-ый тип квалификации (экон-ое, полит-ое и т.д.). Соц.проблемы в ряду других сфер жизни находятся где-то на грани спорта и безделья; экон-ие, полит-ие, культурные проблемы не считаются соц-ми. Об-во рисуется как машина, у кот-ой есть двигатель (н-р, эк-ка), колеса, вал и т.д. В 20в. эта машина перестала работать. Эк-ка оказалась формой соц.связи, кот-ая обеспечивает обмен деят-тью му разными индивидами. В трад.об-ве люди жестко зависят друг от друга и прикреплены к опр. виду деят-ти. Эк.деят-ть направлена на самовосполнение. В инд.об-ве эк.деят-ть – это ч-кие силы и способности, формирующие и поддерживающие движение вещей в системе производства. Рез-ты эк.деят-ти м. измериться чз универсал.стандарт действий – деньги. Люди и вещи м.б. сведены к эталонам. В постинд.об-ве доминирует производство услуг и инф-ции. Частный труд – особый способ выражения общ.труда. Эффективность эк.деят-ти зависит от уровня развития знаний и способностей индивидов. Право оказалось формой соц. связи, кот-ая обеспечивает взаимодействие му людьми на уровне взаимодействия разл. соц. субъектов, обеспечивает общее среди разного, задает правила поведения. Право задает геометрию, форму об-ва как форму соц. воспроизводства. Оно проводит грань му правильным и неправильным, поощряемым и наказуемым, грань, необходимую для воспроизводства об-ва. Правила закрепляются в законах. Ч-к измеряется по рез-там его действий. В трад. об-ве право выполняет волю правящего слоя. В правовом гос-ве право выражает интересы граждан и уравновешивает интересы привилегированных слоев. Политика – аспект соц-ти, кот-ый связывает интересы людей, отражает динамику интересов. Отражает отношения му людьми по поводу установления, функционирования и изменения власти в об-ве. Трад.об-во: пол-ка отождествляется с гос-вом (ср-во подчинения – аппарат насилия). Инд.об-во: гос-во подчиняется прав.нормам. Субъектом пол-ки стан-ся все гр-не. Ср-ва подчинения – экон-ое принуждение. Власть функ-ет чз обладание ср-вами производства. Постинд.об-во: Гос-во и многие др.сферы жизни подчин-ся пол-ке. Власть фун-ет чз инф-цию(=важнейший ресурс). Св-во подчинения – СМИ. Этничность, национальность оказалось формой соц. связи му людьми, с пом. кот-ой люди опр-ют своих и чужих. На уровне этнич. отношений гл.силой явл. власть. Первоначально этнос – устой.группа, где едины условия жизни, кров.родство, воспроизводство. Далее гос-ва объединяют этносы. Поэтому нац-ное опр-тся понятиями этнич-го и гос-го и переходит в полит.область. В тр.об-ве отожд-ся нац-ое и гос-ое. В инд. – гос-во под контролем, а нац-ое связывается с принадл-тью ч-ка к об-ву. В постинд. – понимание нац-го как прин-ти к граж.об-ву и как прин-ти к этнич.группе. В граж.об-ве представители разн.этносов имеют равные права. Культура оказалась опр-ой хар-кой об-ва в целом, интегральной хар-кой об-ва с т.з. его качественных особенностей. Для количественного аспекта исп-ся понятие цив-ция.

 

53. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБ-ВА И ПРИРОДЫ. СОЦ.-ФС ий АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ.

Ч-к подчинен природе, ест. ходу вещей в мире, к-рый нас окружает→необходимость согласования стратегии об-ва и стратегии природы. В рез-те такого согласования возн-ет опр. регламентация дефт-ти об-ва. Благодаря подобной регламентации об-во обретало возм-ть своего стабильного развития – того, что принято называть прогрессом – развитием экон. деят-ти, техники, иск-в, творческой инд-ти.

Родившись как чисто биол. термин, экология обозначает теперь науку, изучающую собственный дом во всем его многообразии. Экология об-ва есть наука о том, как чел-ву сущ-ть в роли элемента биосферы. Если в рез-те деят-ти об-ва экологическая обстановка и остальные усл-ия жизни людей не ухудшаются и личность имеет необходимые возм-ти своего самовыражения, то мы говорим, что об-во рационально организовано. Ист-к беды – это мы сами, наша деят-ть, нарушающая природное равновесие. Нужны нек-рые общие законы поведения, обязательные для всех гр-н планеты, нужны единые стандарты во взаимоотн-иях ч-ка и природы. Ч-к д.б. вооружен умением глубоко понимать и анализировать то, что природой действительно разрешено делать, и поступать согласно этим знаниям. (Моисеев Н.Н.)

Принято считать, что экологическая проблематика возн-ет и сущ-ет на рубежах отн-ий об-ва и природы, если рассматривать эту проблему с т.з. ее последствий. Но если на проблему смотреть с позиций, определяющих перспектив ее решения, то она оказывается сосредоточенной в поле деят-ти самого ч-ка. Ч-к своей деят-тью запускает такие природные процессы, к-рые он контролировать не в сост-ии. Мы здесь имеем дело с проблемой отчуждения: выращены такие соц. силы, созданы такие технические ср-ва, к-рые, вступая в контакт со сложными природными процессами, создают мощный резонанс, угрожающий сущ-ию жизни. Данная проблема по ист-ку своему явл. соц-ой, но по масштабам – экологической. В поисках ее решения возн-ют новые, экологические императивы реконструкции социальности. Многое зав-ит от того, смогут ли люди подчинить реальные абстракции соц. форм согласованному процессу их собственного личностного развития. Т.е. д.б. экологизирована сама социальность. Перспективным оказывается очищение челов. вз-ий от шаблонов мышления и поведения, мешающих людям выявить конкретную логику ситуации, к-рые требуют ответственных и продуктивных решений. Преодоление шаблонности – основа для устойчивости эволюционного х-ра, т.е. ориентированной не на закрепление форм, а на их изм-ие. Духовно-теоретическая деят-ть людей также требует экологизации. Человечеством создано также огромное кол-во моделей. Методология иногда оговаривается, что модели не совпадают со своими О-тами, а иногда искажают их, чтобы выявить какие-то св-ва О-тов. Т.е. модели являются своего рода карикатурами на О-ты. За этим обычно следует непредсказуемые рез-ты, разрушающие природные связи, угрожающие ч-ку. Предстоит огромная научная культурная работа по очищению мыслительной и практической деят-ти людей от рез-тов невольных и неосознанных отождествлений моделей, образов, схем с логикой самих природных с-м и процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.228.191 (0.029 с.)