Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственный мир личности: социальность и индивидуальность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
М. как волевое отношение есть сфера поступков человека. Поступки О.-ктивируют мотивы и помыслы индивида, ставят его в определенное отношение к другим людям. Умный, красивый – сам по себе, а щедрый, справедливый, добрый – только в отношениях с другими людьми. Личность – индивидуальное бытие социального; личность тем богаче, чем больше она усвоила многообразие соц-ного. Соц-ное и индивидуальное переплетены - нельзя жить в об-ве и быть свободным от него. Все мы - индивидуальное бытие соц-ного, все мы - уникальны. Индивидуальная нравственность характеризуется: а) доминантой совести (способности ч-ка критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному); б) ответственностью (отношение зависимости ч-ка от чего-то иного, воспринимаемого им в кач-ве определяющего основания для принятия решений). Ж.П. Сартр «Чувство полной и глубокой ответственности – результат осознания ч-ком того, что осуществляя выбор, он вместе с собой выбирает и все ч-во». Социальное значение нравственности закл. в самой сущности М. Сущность М. – социальный регулятор (проявление социального). Цель М. - упорядочивание отношений индивид-общность, сохранение общности. Мораль хоть и изменялась, но всегда тяготела к универсализму, к неким константам, чтобы сохранить стабильность конкретного социума. Субъектная специфика М. (проявление индивидуальности). Признаки: 1) мор-я сознательность: необходимо различать О-тивную С-ть (прямое отражение действ-ти, суждение факта, объективность) и S-тивную С-ть (опосредована интересами S-та, ценностно-оценочное отражение дейст-ти). М сознательность – специф-й вид С-ти, кот-й есть адекватное отражение и воплощение в дейст-ти требований и ценностей мор-й необх-ти. М.+необх-ть – специфический вид соц.детерминации единства интересов и действий личности и об-ва в целях сохранения целого. 2) добровольность. Воля – акт S, направленный на его реализацию в д-ти. М.б. добрая и злая. Злая – злая цель, а добрая – добрая цель+свобода воли. Мор.привычка – 1ый шаг к преодолению самопринуждения к доброму поступку. Высший уровень – мор.потребность. 3) М.мотив. Мотив – объяснительный принцип деят-ти, неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель наших действий. Признаки бескорыстия: отсутствие мотива выгоды, отсутствие мотива воздаяния, приоритет общественного над личным. Формула основного мор. отношения: об-во и личность®общ. благо - высшая цель®личное благо - конечная цель. Сущность и структура индивидуального морального сознания: 1.отражение дей-ти С-знание (интелл-я сфера): обыд. и теорет. (Этика – теорет-й уровень мС). М.знания м.б. абстрактными и конкретными, сознательными и действенными, отстраненными и переживаемыми. 2.отношение к действ-ти С – отношение (чув-эмоц-я сф.): Соловьев – 3 отношения ч к миру: ниже (животное, телесное®стыд), равное (к другому чел-ку®жалость), выше (Бог®благоговение) 3.управление действ-тью С – управление. 3 подфункции: 1)планирование действ-ти – целеполагание, выбор средств, прогноз результата. Универс-й мотив – бескорыстие, прогноз – перспективная, опережающая отв-ть, кот-я бывает 3х видов: ретроспективная – вдогонку, настигающая – за прошлое, актуальная; 2)регулирование действий (воля) 3)контролирующая – соотнесение рез-та и плана, осущ-ся посредством м.оценки – способ обнаружения м. значимости явлений.
62. ОСН. ЦЕННОСТИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ МОР. БЫТИЯ. Благо, добро, зло. Благо – все то, что способствует удовлетворению разумных потребностей. Соответственно добро – это все то, что ведет к благу, способствует жизнеутверждению, ее развитию и совершенствованию, а зло – все то, что противодействует благу и ведет к жизнеотрицанию, ее разрушению и деградации. Добро – в широком смысле слова, как благо, означает, во-первых, ценностное пред-ие, кот. выражает положит. знач-ие чего-либо в его отн-ии к нек. стандарту. В завис-ти от принимаемого стандарта Д в истории фс и К понималось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм), соответствующее обстоят-вам (прагматизм). Д знаменует не просто свободные, но сознательно соотнесенные с высшими ценностями поступки. Оно хар-ет действия чел-ка с т.з. его дух. возвышения и нрав. соверш-ия. Зло – противоп-ть добра и блага. Оно охватывает негативные состояния чел-ка и силы, вызывающие эти состояния. До Канта добро, зло, благо были основополагающими категориями. Аристотель называл это этикой блага, у Канта же - этика долга. Справедливость – это мерная хар-ка чел. отношений. Она означает такой должный порядок чел. жизни, при к-ром существует соответствие му деянием и воздаянием, достоинством и награждением. Сущ. 2 значения понятия справ-ти – широкое и узкое. Соответ-но м. говорить об общей и частной С. Это разграничение предложил еще Аристотель, в своем существенном содержании оно сохранилось до сих пор. Под общей С. он понимал соответствие закону, разумность полисной жизни. Спец-ая (частная) С есть нравственно санкционированная соразмерность в распред-ии благ совместной жизни людей в рамках единого соц. прост-ва. По Аристотелю, справедливое по отношению к др. – это равенство. Частная справ-ть: уравнивающая – в ее основе лежит рав-во требований, предъявляемых к чел-ку, и воздаяний. Справ-ть – это равенство обязанностей и прав, необх-ти и свободы; распределяющая – в ее основе лежит принцип неравенства (кажд. чел-ку д. воздаваться по заслугам)). Долг - это нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нрав. необх-ть, фиксированная в кач-ве S-го кач-ва поведения. Д. выражает императивность морали. Этика Канта – этика долга. Связывает с понятием долга специфику нрав-ти: нрав. закон выступает в форме категорич. императива и его субъект. опорой явл. Д. Категорич. императив (1.действуй лишь по такой максиме, по средствам к-рой ты м. одновременно желать, чтобы она стала всеобщим законом 2. относись к чел-ву в лице кажд. индивида как к цели, а не как к средству) – безусловное принуждение к поступку = Д. Любовь и ненависть. Любовь фиксирует в своем содерж-ии глубокое инд-избират. интимное чувство, кот. направлено на свой предмет. Л. для своего носителя выступает максим. Ц. Л. нельзя вызвать, прекратить, переадресовать. Ненависть – противопол-ть Л. Счастье и смысл ж. Счастье – это понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деят-ти чел-ка. Роль и место нрав. доброд-ей в составе факторов, ведущих к С. стало центр. проблемой этики. Разли. решения этой проблемы м.б. сведены к 3 традициям: 1.эпикурейская/эвдемонизм (счастье – это цель, добродетель – средство к С.) 2. стоическая (счастье – нрав. соверш-ия само по себе; чел-к счастлив в родовой сущности, к-рая совпадает с разумом) 3. синтетическая, заложена Аристотелем и м.б. названа аристотелевской (нрав. добродетели – это и путь к С.). Смысл жизни – это понятие, раскрывающее самоценное значение чел. жизни, ее нрав. оправданность. Смысложизненная проблематика связана с поиском «истины бытия», к-рая одновременно выступает как «благо бытия», обладает безусловной обязывающей силой.
63.Особенности современного нравственного сознания. Современная духовно-нравственная ситуация – смена ценностных доминант. Применительно к России, нужно говорить о постсоциализме (переход от коллективизма к индивидуализму). В наше время существует симбиоз, переходное состояние от одного типа мор.- нрав-ой культуры. Нужно показать объективную основу этого перехода. Произошли существенные изменения в экономическом базисе, политике. Наблюдается противоречие общественного и личного (горизонтальные устремления чел-ка – он пытается осмылить, выразить свои отношения с др-ми людьми, удовлетворить ближайшие потребности, и вертикальные – ч-к соотносит свое сущ-е с Вечностью). Это противоречие между социализмом и капитализмом: от общественного к личному, индивидуальному, от альтруизма к эгоизму, от бескорыстия к утилитаризму и прагматизму. От патриотизма, интернационализма к принципу национальных автономий (в лучшем случае) и национализму, шовинизму (в худшем). Сейчас совмещаются остатки прежней системы и порождения новой. Остро стоит проблема самоидентификации в конкретном историческом времени и пространстве. Очень сложен анализ и управление реальностью. Например, сейчас политиками навязывается православная культура, но такая экспансия вредит ее исторически заслуженному авторитету. Отсюда, важность роли философа в современном обществе. Они должны быть неподвластны идеологии, их взгляд может оценить конструктивность или деструктивность религии. От соц. активности, вовлеченности в процесс «общественной жизни» к соц. пассивности, бегству от действительности - к общему чувству пессимизма. Шопенгауэр, Ницше («переоценка ценностей»), Шпенглер: органическая «живая» культура подверглась «неорганическому» промышленному расширению – она превращается в мертвую цивилизацию. Тойнби указывает на необходимость нравственной мутации совр. об-ва, на потерю «измерения священного», без которого зап. культура обречена на бесславный конец. 20в. с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессим. настроений. Фс. экзистенц-ма - ощущение страха, тревоги, отчаяния, отчужденности, покинутости, «заброшенности в мир» (актуальные переживания для нашего t) Совр. фс. направления: традиционализм, постмодернизм – пессимистически оценивают будущее зап. культуры, считая, что в условиях бурного развития матер. Стороны цивилизац. в ущерб духовн. – ч-к теряет свободу и свое предназначение. Отсюда – глобальные кризисы современности (нравственный, экологический, региональные конфликты, терроризм, войны). Переходную ситуацию, кот. наблюдается в духовно-нравственной сфере нашего общества можно назвать ситуацией релятивизма, т.е. относительности м-х норм, отсутствия единых критериев. В современном об-ве активно ведутся поиски основ для нового М. мировоззрения. Проблема морального прогресса в современном об-ве. Прогресс – направленность, эволюция, развитие от несовершенного к совершенному, от простого к сложному. Своеобразие мор.прогресса в том, что мор.прогресс является показателем любого другого вида прогресса. Содержание: степень гуманизации общественных отношений. Присутствие мор.прогресса в отношениях мораль – наука, мораль - искусство и т.д. говорит об их собственном прогрессе. Прогресс морали зависит от уровня развития и свободы личности, а не от способа производства (были периоды, когда технико-эк-е могущество сочеталось с нрав-ой деградацией - фашизм). В современн. об-ве при приросте техн- эк. оснащения не наблюдается тенденция гуманизации об-ва. Жизн. простр-во все больше подчиняется законам матер.ценностей, ч-ческ. ценности отступают на NN план. (криминализация об-ва) – обесценивание человеческой значимости. ЭСТЕТИКА 64. СПЕЦИФИКА ЭСТ. МИРООТН-ИЯ ЧЕЛОВЕКА. Исходная точка для Э – сущ-ие эст. R, кот. обнаруж-тся в сущ-ии эст. св-тв дейст-ти, связанных с опр. эмоц.-переживат. реакциями чел-ка. Начиная с Сократа, возникает идея эст. R как порождение особого чел. мироотн-ия. Эст-ое порождено не Богом, не прдой, а прдой чел. отношения к миру ® Э-ое – особое чел. мироотн-ие. Оно возникает из присущего чел-ку способа сущ-ия. Чел-к – это существо практическое и духовное. Чел-к живет в дух. R, переживает свободу, стремится к гармонич. миру (практическому и духовному)®возникают особые ценностные отн-ия – эстетические. С т.з. историч. логики, эст. ценностям предшествуют более фунд. тип ценностей – утилитарные, связанные с практич. жизнью чел-ка и общ-ва. Утилит. ценности – это «польза-вред» (биологич. отн-ия, потреб-ти в безопасности и т.д.) Эстетич-ое, происходя из утилитарного, не сводится к нему Эст. отн-ия – это ценностные отн-ия. Они базируются на ЗЗ, умениях, технологии, но гл. – это ценностная прда эст. отн-ия. Чел-к – это основание значимости мира. Эст-ое – один из способов мироориентации чел-ка. 2 задачи эст. мироотн-ия: 1. гармонизировать и наполнить смыслом внеш. мир. 2. субъектное самоутверждение чел-ка в мире, самоосвобождение, обретение дух. свободы, идентичности. Специфика ценностного эст. мироотн-ия в том, что оно реализуется в чувств. плане (имеет чувст. стороны О-та). Чувственность – это не эмоц. прда, а непосредственность. Эст. ценности даются чел-ку непосредственно (зрение, слух) + они воплощаются в чувств. формах мира. Форма – это носитель эст. ценности. Форма наполнена различ. содержанием. Но главное нужно уметь видеть в матер. форме дух. смысл. Эст. отн-ие – это такое отношение, кот. превращает все ОО-ты в выразит. ОО-ты чз формы. Форма – это универс. код эст. сферы. Форма несет дух. ценность. Основание эст. мироотн-ия – это дух. силы чел-ка®имеют значимость для духа: 1. по форме дух. значимость – это идеальная форма эст. ценности (сущ-ет т. для С.) 2. по содержанию – это значимость не утилитарна, это чистая надпрактич. значимость, О-т значим сам по себе. Эстетическое – это синтез матер-го и дух-го, реализация субъективной целостности чел-ка.
65. ОСН. ЭСТ. ЦЕННОСТИ И ИХ МВЗ-ИЙ СМЫСЛ. Эст. ЦЦ – это устойчивые типы эст. значимости дейст-ти для чел-ка. Мир ОО-тов и SS-ов разнообразен®многообразие эст. ситуаций, смыслов и значений. Но есть уст. типы этих значений. Чел. жизнь вкл-ет в себя некую устойчивость экзистенц. ситуаций. Типы: прекрасное-безобразное, возвышенное-низменное, трагич. – комическое. Все эти ценности имеют мвз-ий смысл, т.к. мы испытаваем непосредств. данность мира, наше переживание единично, но оно вызывает в С. горизонтальные ситуации, мысли, идеи, т.к. эстетическое символично. Например, переживая конкретную красоту, мы говорим, что мир прекрасен. Прекрастное – базовая эст. Ц. Выражает ситуацию гармонического единства чел-ка с миром, соотно-ие мира потребностям и возможностям чел-ка®свобода чел-ка в мире. В П. совпадает идеальное и реальное. Красота всегда здесь. Мир прекрасен там, где мир и чел-к соответствует др. др. Безобразное – противоест., враждебная ситуация чел-ку. Оно разрушает нормальные усл-ия чел. сущ-ия (болезнь, распад, утрата норм. чел. облика, насилие, порок, патология). Б. составляет контраст по отн-ию к положит. эст. идеалу, содержит в себе скрытые требования или желание возрождения этого идеала. Возвышенное связано с отношением чел-ка к сверхмерному, чрезмерному. Чел-к ломает границы гармонии, он открывает бесконечность мира. Чз переживание В. чел-к приобщается к Абсолюту, к максим-ым проявлениям чел-го, прдного, соц. бытия®восторг и страх, тяга и отталкивание, любопытство и опаска. В. – это взлет духа, возвышение, свобода на др. уровне, где чел-к, как Бог. Низменное – бесконечное античел-ое, аномалия, кот. нельзя измерить. Т. чел-ку дано понять бездну своей низменности (герои Достоевского – возвышенны и низменны одновременно). Значение Н. – отшатнуться от этой пропасти, дух. отвращение. Трагическое – ситуация фунд. конфликтов. Чел-к теряет здесь позитивн. основания своей ж. Утрата необх, желанного, чел-го. Смысл Т. – одолеть утраты, возвыситься чз понимание, сопереживание, постижение смысла и еще раз полюбить то, что не умели хранить®катарсис как форма свободы. Комическое – торжество свободы чел-ка. Игра в переоценку ценностей. Чел-к чз К. вычищает ценност. мир от ложного, отжившего, больного, мертвого®смех. Чел-к смеется над собой, над нравами, внешними формами ж. Это феномен дух. здоровья и основа дух. роста.
66. СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА, ЕГО СОЦ. ФУНКЦИИ. Вопрос о сущности иск-ва – вечный вопрос. Роль иск-ва в жизни любого общ-ва явл-тся фундамент-ой. Каждое поколение д. ответить на вопрос о том, что такое иск-во. Сущ-ет целый спектр подходов, связанных с сущностью иск-ва: 1) иск-во как мимесис (иск-во – это гносеол. Феномен). Платон, Аристотель. Постижение мира – задача иск-ва. В эпоху RS иск-во сближает с нк (нк живописи), гегелевская эстетика, эстетика критич. реализма, марксистско-ленинская Э. 2) иск-во как эст. освоение мира, раскрытие эст. ЦЦ, как эст. преобраз-ие мира, путь к эст. идеалу. Неоплатоники, классицисты (подлинная прда – это совершенная прда), романтизм (иск-во – воссоздание соверш. R). 3) иск-во как воспитание (гл. – воздействие иск-ва, содержательность на 2-ом плане), иск-во формирует С. чел-ка. 4) креативная модель иск-ва, иск-во как творч. деят-ть, переделка мира, формотворч-во. Дизайн, промышл. иск-во. 5) иск-во как коммуникат. деят-ть, т.е. способ связи му людьми®иск-во как особый язык, иск-во как знаковая система (Лотман) 8) психотерапевтич. подходы к иск-ву (Выготский: иск-во – способ психол-ой обработки чел-ка, катарсис – разрядка). 9) подходы в 20 в.: а) видение вписанности иск-ва в социокульт. сис-му (иск-во – некий орган, кот. сущ-ет ради потребностей социокульт. сис-мы). б) системное видение сущности иск-ва (иск-во системно, т.к. занимает место в системе чел. Б + иск-во – это система возможностей, полифункц. сила, она способствует чел-му в чел-ке. Иск-во – это система, в кот. воспроизводится целостная дух-ть чел-ка). Каган выделяет 4 типа чел. деят-ти (трудовая, пз-ая, ценностно-ориентац., общение). Синтез всех 4-х типов – это худ. деят-ть ®иск-во – уникальная часть чел. К, кот. удваивает весь чел. опыт. Соц. функции иск-ва: 1)инф-коммуникат. ф-ции: сохранение и накопление (иск-во – хранитель опыта чел-ва, часть коллект. памяти); коммуникат-ая (иск-во – организатор комм-ции му людьми, культурами); общение (встреча двух миров, создание некой общности) 2)социально-личностные ф-ции: гедонистич. (непосрдств. эффект – наслаж-ие); эвристич. (иск-во вкл-ет и развивает творч. силы чел-ка, его интеллект. способ-ти); компенсаторная; психотерапевтическая; 3)ф-ции надинд. порядка: соц-организующая (иск-во программирует деят-ть людей, опр. сис-му соц. отн-ий); соц – интегративная (сплочение коллектива, приобщение к нац. традициям, чел-ву).
67. ХУД. ОБРАЗ В СИСТЕМЕ ИСКУССТВА. Худ. образ – это идеальная форма, структура, кот. живет в сознании. ХО не тождественен произведению искусства. Прежде всего важно понимание ХО как той специфически идеальной ткани, через которую только и существует несводимая к каким-либо другим образованиям худ. (всегда предметно-ценностная, объективно-субъективная) информация. Понятие худ. образа является одним из центральных в отечественной и мировой эстетике. Его значение определено тем, что с одной стороны, именно в Х.О. реализуется особое отношение искусства к миру, с миром происходит трансформация действительности нехудожественной в художественную реальность. С др. стороны именно ХО как носитель, сосредоточие содержательно-формальной специфики искусства оказывается его главным отличительным признаком,его альфой и омегой: иск-во есть там, где рождаются, живут и воздействуют ХО-ы.
образ ® произведение искусства худож. восприятие
ХО - это воссоздание действительности, но одновременно с этим ХО - создание собственной действительности. ХО - особое незеркальное соответствие, это неоднозначное избирательное соотношение с чем-то, это творческое воссоздание действительности, чтобы сделать ее информацией через удержание реальности. На какие бы явления или объекты нашего мира не было направлено худ. сознание - это всегда раскрытие в ХО духовно-ценностной содержательности объектов или явлений, их смыслового наполнения. Главная функция ХО – идеальный способ освоения (воссоздания, обобщения, осмысления и внедрение в сознание людей духовно-ценностного богатства действительность, т.е. способ передачи ценностной худ. информации. Структура ХО совпадает со структурой своего предмета – духовно-ценностных отношений человека с миром и м.б. представлена в качестве взаимосвязи: а) объекта (в единстве его чувственной, но уже обобщенной формы и содержания) как некой ценностно-выразительной предметности – носителя диспозиционных духовных значимостей б) субъекта в его ценностном, также конкретно-обобщенном отношении к объекту в) актуализированных встречей S и О, открытых для ишь выразить. Например, музыка, танец, архитектура. Иногда эти образы совпадают (театр с музыкальным действиемпервого и уже им присвоенных субъетивированных значимостей, получающих в этой своей субъективированности – сращенности с отношением, в существовании через переживание форму смыслов. Онтология смысла имеет двойственный характер:1) смысл может существовать как св-во 2) смысл существует как содержание осознанной деятельности S-та. Искусство моделирует ед-во этих двух моментов, но по – разному => возникает 2 больших класса искусства, кот.выходят из 2-х типов образа: 1) Моделирует мир О-та в ценностном содержании, носит ценностный хар-р. Искусство, воспроизводящее О-ты - это изобразительное искусство. Понятие изображения носит знаковый характер: живопись, графика, лит-ра, кино, театр, скульптура. 2) Язык эт. искусств не хочет и не умеет воссоздать О-т. Моделирует чел-ка в его смысловой содержательности => это искусство не м.б. изобразительным, т.к. смысл нельзя изобразить, его можно лишь выразить. Например, музыка, танец, архитектура. Иногда эти образы совпадают (театр с музыкальным действием).
68. ОСН. НАПРАВЛЕНИЯ ИСКУССТВА XX ВЕКА. Общее родовое понятие, кот. охватывает К пер. пол. 20 в. – модернизм (М). Он возникает в к. 19 в. Спорные границы датировки М. Хабермас относит М к 60-70 гг. 19 в. и связывает его с полит., эк. процессами (пром. произ-во, индустриальное общ-во), использует его не как худ. термин, а в широком социокульт-ом значении. В это же время появляются работы Ницше, связанные с переоценкой ЦЦ, кот. легли в основание К 20 в. В рамках М возникает модернисткое иск-во. Осн. принципы М: 1. провозглашение абс. свободы творч-ва художника. Это иск-во опирается не на традицию. Атрадиционализм как отмена власти художника над традицией (игра, переформулировка, сталкивание традиций). Традиция – это средство, интструмент. 2. антиреализм (спорит с R-змом, с позитивизмом как мвз-им основанием R-зма). В R-зме и классич. иск-ве гл. принцип – мимесис, т.е. иск-во вторично по отн-ию к ж., оно познает, отражает ж. Модернист. иск-во провозглашает принцип жизнестроения. В таком виде М просуществовал до 1905 г. Осн. направления: символизм, кот. развивается во всех видах иск-ва (в лит-ре – Верлен, Валери, Рембо, Малларме, Блок, Белый, Иванов; в изо – Мунк, Моро, Врубель). Сам М породил собств. традицию®он приходит к кризису, т.к. ему пост-но необходим культ новизны, где худ-к обречен на уникальность®внутри М д.б. мех-зм, кот. будет радикализировать новизну. Так в 1905 г. появляется авангард. Авангард (А) – это леворадикальное течение М. Критикует и желает обновить модернист. стратегию. В М жизнестроение происходит внутри текства без обращения к адресату. А. пытается расширить границы худ. процесса до адресата. Взрыв С воспринимающего. Это сфера прагматики А. А. расширяет границы иск-ва, меняет сам статус произ-ия иск-ва (это м.б. гововые вещи, особое поведение худ-ка). Образ худ-ка в М – это худ-к-формалист, а его произведение – автономный текст. Худ-к-авангардист работает со сферами чел. сущ-ия (политика, эк-ка), сотрудничает с властью, с техникой. Он претендует на изменение ж. практически. Авангард – это тот, кто идет впереди ж. Осн. направления: дадаизм (Балль, М. Дюшан), футуризм (автор - Маринетти). После I МВ – кризис (форм-ие тоталит. режимов, процесс реставрации) Вторая волна А – после II МВ, 1960-е гг. Осн. направ-ия: абстр. экспрессионизм (Э) (Полок), оп-арт (Вазарели), поп-арт (Уорхолл). В реальном многообразии худ. мира трудно провести границу му М и А. Н-р, Э, по Рудневу, - это М (отвращение к образам войны, техники, к совр. цивил-ции), сюрреализм – это А. (сотрудничал с кино, гимн технике, фото, рекламе). Абстрактное иск-во (Кандинский, Малевич) в формальном плане – это беспредметное иск-во, кот. очищает от соц-ти. Но Кандинского относят к М, тк. его интересовало само развитие выразит. форм, а Малевича к А., тк. он создавал новую утопию иск-ва. Супремы – это магич. формы, с пом. кот. м. получить власть над Вселенной. Поп-арт относят к А, тк. он радикализирует предметную сферу, включен в рыночные отн-ия, абстр. Э – к М., тк. он развивает худ. язык. Поздний М – это иск-во абсурда (ОБЭРИУ - Введенский, Заболоцкий, Хармс; театр абсурда: Ионеско, Беккет; экз. произ-ия Камю, Сартра; Кафка). Здесь скепсис по поводу жизнестроения, проекта нового общ-ва и чел-ка, реакция на войны и революции. Последняя волна А – постмодернизм (нач. 1970-х гг.). В худ. практике ориентация на интертекстуальность, игру, отказ от иерархии. В иск-ве Чарльз Джинкс «Язык и арх-ра постмодернизма», концептуализм (Джордж Кошут) и соц-арт в СССР + новые худ. практики. Есть др. критерии деления течений: иррац-ие и техницист-ие.
69. ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОС-АЯ НАУКА. Эст. проблематика возникает еще в античности. Вся последующая история мир. фс вкл-ет в себя в той или иной форме постановку, анализ вопросов Э. Специфика Э. в том, что свой самостоят. статус она получает т. в 18 в. благодаря Баумгартену. Он выделяет Э. как самост. дисциплину (наряду с теорией пз (логикой) и этикой). Он понимает под Э фс чувств. пз мира. Высшая форма этого пз – постижение красоты, иск-во. Баумгартен определяет Э более широко, чем ее предметная сфера. Существенное уточнение сделал Кант. Он обосновал специфику Э как особой дух. чувственности, а не всякой чувств-ти. В ее основе – свобода как основа и цель чел. отн-ия к миру. Каков О-т и предмет Э? Эстетика занимается эст. R и худ. R. О-т Э – эстетич. R (R, кот. обнаруж-тся в сущ-ии эст. св-тв дейст-ти, связанных с опр. эмоц.-переживат. реакциями чел-ка) и худ. R как части Б. Предмет Э – постижение фунд. осн-ий как объектных, так и субъектных в эст. и худ. R. Почему Э – это фс-ая нк? Опыт анализа этих сфер получает адекватное осмысление чз предельные образы, абстракции, ценностные модели (S-O, предметность-смысл, деят-ть – С., Б – С), т.е. чз философию. Например, мы понимаем, что красота в разных сферах Б и К проявляется по-разному: красота арх. сооружения имеет др. стрру, чем красота гор, чел. тела и т.д. Но уже пифагорейцы, а вслед за ними Платон стали искать те черты красоты, кот. явл-тся общими для всех конкретных ее проявлений, т.е. они хотели понять красоту как таковую. Подобная постановка вопроса и явл-тся собст-но фс-ой. Целостный анализ эстетич-го как такового способен осуществить т. фс-ий подход, фс-ий уровень обобщения. Сама прда эст. проблем связывает эти проблемы с макросферами Б. (чел-к, общ-во, культура). Объяснение и смысл интерпретаций явл-ий Э. уходят в саму прду чел. отн-ий с миром, т.к. Э занимается дух. явл-ми. Э рождает фс как необх. способ удовлетворит. ответов на ее вопросы, и из фс рождается Э. Развитие мвз-го отн-ия к миру, постановка базовых проблем приводит ф-фа к появлению Э. Когда мы задумываемся о чел-ке, то оказ-тся, что мы не м. ответить на этот вопрос без понимания чел-ка как homo esteticus. Чел-к находит в мире эст. смыслы и получает от этого наслаждение.
70. ЭСТ. СОЗНАНИЕ: СОЦИОКУЛЬТ. ОСНОВАНИЯ И СТРРА. Эст. С. – субъективная система, кот. выступает осн-ем и способом эст. отн-ия чел-ка к миру. Орган эст. отн-ия – эст. С. Прда эст. С социокультурна. Основания эст. С: 1) весь мир чел. К. Эст. С. форм-тся на основе К. Оно не явл-тся врожденным. Основанием системы эст. С. явл-тся эст. активность чел-ка®деятельная прда эст. С. Эстетическое сознание явл-тся не только приобретенным, но и утрачиваемым. Формир-ие эст. С: эст. социализация, эст. воспитание. 2) конкретное основание – это эст. К. (предметный мир выразит. форм с опр. значениями, сис-ма эст. активности людей).Важна роль эст. общения, взаимодействия по поводу эст. инф-ции. Какие психические св-ва можно считать необходимыми предпосылками форм-ия эстетич. сознания? 1) эмоциональность (мех-зм ценностной реакции чел-ка) 2) чувственное восприятие (способ-ть прочитывать форму предмета, ориентация в мире предметных форм) ® 3) способ-ть представления (способность иметь в себе образ предмета без непосредств. контакта с ним) 4) воображение (способ-ть рождать образы); создает эффект глубины эстетического сознания; фантазия (эстетически заполненная деят-ть воображения) (свободное воображение, игра вооб-ия) 5) интеллект, мышление как способ-ть к опр. интеллект. активности. Структура эст. С.: ядро, основа - это эст. вкус. Он появляется тогда, когда есть эст. активность + эст. потреб-ть (когда хочется воспринимать мир эстетически, значит, есть вкус). Вкус – это особая психич. способ-ть чз восприятие чувст. форм интуитивно воспринимать и эмоционально переживать эст. ЦЦ. Др. элементы: эст. эталоны, набор ценностей (содержат. сторона), эст. чувства, эст. потребность (энергетич. сторона С), эст. интересы (направ-ть С на опр. эст. ЦЦ), эст. идеалы (общий знаменатель, кот. центрирует все смыслы в образе соверш-ва).
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.013 с.) |