Отеч. фс советского периода: осн-е проблемы, тенденции развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отеч. фс советского периода: осн-е проблемы, тенденции развития.



Сов. фс-не географич. пон-е, а ист. Феномен (Любутин). Она - часть отеч.фс-го неаследия. СОВ. ФС—неодномерная, неод­нозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости интеллектуальная традиция в СССР 1930—1980-х. Как самоосознающая система идей, теорий, гипотез, а также (преимущественно) идеологичес­ки-охранительных мифов сформировалась в результате: а) насильственного отторжения от российского обществове­дения и человековедения мыслителей немарксистского толка (к концу первой четверти 20 в.);б) выхода на господ­ствующие позиции в системе философских академических структур и теоретических органов в СССР в 1930-х проста-линской группировки Митина и др.; в) осуществления по­пыток определенной систематизации и придания респекта­бельности этой традиции на основе работы Сталина "О диалектическом и историческом материализме" (П.Федо­сеев, Ф.Константинов и др.). Определенный диапазон воз­можных дискуссий был очерчен и санкционирован в С.Ф. | только после Второй мировой войны (открытие журнала ' "Вопросы философии" в 1947). Наряду с идеологически ан­гажированным теоретизированием, безусловно доминиро­вавшим в 1940—1980-х, в исследованиях ряда мыслителей СССР не только творчески развивались магистральные, авангардные проблемы философии 20 в., но и формирова­лись новые научные направления, актуальные для интер­национального философского знания (Бахтин, Лотман, Лосев и др.).

Проблема хронолог-х рамок: до 17 г. ее еще не было, а после 91 – уже. Периодизация (Каменский):

1.1917-1930-31 гг. смена парадигмы фс-вания: с религиозно-идеалистической, иррац-й на марксистскую; относительная либеральность гос. политики в дух. жизни об-ва заменяется партийно-гос-м диктатом.

2.30-31 – 53: усиление репрессивности, подавление идеол.свободы, диктат. Упрощение фс и обеднение ее сод-я. Но фc была и в работе психологов, историков фс.

3. 53-н.90-х.постепенное снятие ограничений. Самый продуктивный этап совет.фс.

4.1992-…марксизм лишается статуса гос. идеологии, свобода в дух жизни.

Марксизм - кризис рус. интеллигенции. было и немарсистское фc-вание: Даниил Андреев, Бахтин, Батищев, Голосовкер, Лосев, Лотман, Вернадский, Чижевский, Циолковский, Мамардашвили. Соотношение сов. фс и марксизма: была острая борьба 2-х тенденций-сторонники и противники мат-й диалектики (неявно). Всегда для подтверждения «априорных истин» ссылались на Маркса. За марксистскую выдавалась ac> r-z на самом деле боролась против диалектики. Кроме того, с подачи Ленина сиcтема марксизма вульгарно политизировалась. Окончательно официозной фc стала при Сталине. Здесь сов. фс и получила свой негативный облик-атмосфера идеолог-го тв-ва, где невозможно отделить автора и диктатора. Причем вождь часто сам решал вопросы фс, естествознания, языкознания и т.д. сталинизм завершает заложенную Лениным тенденцию политизации фс. Происходит окончательный отрыв от мировой фс – железный занавес. Но все же фc-я работа шла, она дала замечательные образцы выдающихся достижений: реконструкция идейного и фc-го смысла текстов Маркса и др.

Нек-е слои сов. фс: это материализм, новое сод-е старых фc категорий, появление новых категорий (практика, диалектика), творческие поиски развития исходных аксиом, выяснение глубинного смысла вклада марксизма.

 

ОНТОЛОГИЯ

27.Природа фс знания. Соц-культурные функции фс и ее личностн. смысл. Фс невозм опред, это «знание о незнании». Ф.- особая форма позн-я мира, форма духовной деятельности, выработанная и вырабатывающаяся постоянно система знаний о фундамент-х принципах и основаниях чел-го бытия (бытия вообще), о наиб. общих сущностных хар-х человеческого отношения к природе, об-ву и духовной жизни. Чтобы раскрыть специфику природы фс знания, необх обратиться к истории его формир-я в дух кул-ре чел-ва. Филос-я зарод-сь в 3-х мировых центрах: Древней Греции, Индии, Китае. В Д. Гр фс рано нач. сущ-ть в чистом виде, независ от миф-гии. Соц-экон и общ-полит. препос-ки форм-я фс.:1) переход от эпохи бронзы к эпохе железа(10-9 вв. днэ).2) развитие частнособств-х отношений. 3) раннее классообр-е и возникн-е полиса.4) эк кризис и кризис полиса (6 в.днэ) = Высвобождение инд-да из-под власти рода, кризис формир-я личности, мифологич-е мировоззр-е перестает выполнять свои прежние функции. Необх. нов. мировоззр-е. Миф-я распад-ся на 4 формы общ-го сознания: научн, эстет-е, нравств, религиозное. К 6 в. сформировался синтез этих форм: выделяются 2 формы: 1.нравств+ эстет = религ-е 2.Научное+эстетико-нравств-й комплекс= Фс. В Антич-ти сформир фс с приоритетом логико-рационального мышления (впервые термин Ф. употребляет Пифагор, затем его трактует и разрабатывает Платон). Зап-европейск. Трад-я фс. амбивалентна, т.к. реализ-т единство предм-го и ценностного подхода к реальности. С одн стор. фс сближ-ся с наукой, с др – с нравств-эстетич-м осмысл-м действ-ти. Философств-я, личн-ть мыслит одновр и абстр-ми понятиями и худож образами. Не все в фс м выразить в абстр понятиях. Две формы сущ-я фс: 1) Теоретическая форма. Ведущая – научная составл-я (Гегель «Энцикл фс наук»). 2) Художественная форма – эстет–нравств составляющая (Дост-й, Толстой). Есть фс-фы, кот владеют и тем и др: Сартр «Бытие и ничто». Фс нельзя назвать наукой. – Ясперс: философия не наука, а процесс философствования, схваченности человека в этом процессе. Она - путь к подлинному бытию человека, т.е. к экзистенции.

Сближ-т обе позиции: 1) ориентация на раскрытие сущн-ти мира и постижение его законов. 2) Фс опирается на данные наук, выступаеи как обобщение. Фс ориентир-ся на качеств-е и колич-е эл-ты. 3) Фс часто выступ-т по отнош-ю к науке как методология. Способы осмысл-я мира в некоторой фс концепции удобны в той или иной науке. (В фс принцип относ-ти был разраб-н Махом, Эйн-н применил в нк). Отличия: 1) фс начинается, когда начинают искаться предельные основания мира, существования человека в мире. Задача науки – уточнить как человек вписан в предметно-силовой мир. В предм-но - силовом мире нет ценностей и свободы. ФС: человек заброшен в предм-силовой мир. 2) Наука измен-ся кумулятивно («накопительно»), кажд след-я sisт. вбирает в себя истины предыд sisт. (чтобы изучать физику, нужны посл-е учебники) Фс: актуальны и прошлые и совр концепции. Фс – это не эволюция (от менее «правильного» к более «правильному»), а диалог. Фс исторична (осмысливает родовую жизнь людей, человека как такового, как человечества), рефлексия к основаниюбытия (почему есть бытие? Почему есть что-то, а не вообще ничто?). Фс знание целостно – осуществл-т концепт-й анализ.3) Фс индивидуализированная форма осмысления мира (Дильтей – философия зависит от личности (личностно обусловлена) и от эпохи, в которую личность творит). (Наука на уровне содерж-я безличностна). Фс - ядро научн. мира. Религия - мир ценностный. Фс предпол-т осознанное выстраив-е целостной картины мира

Соц-культ функции: 1) Объяснит-я (познав-я) - фс создает специф-е фс теории, свой аппарат. Этим прибл-ся к нк. Фс проблемы вечны, их знание историч-ки обусл-но;2) мировоззр-я: задача формирование идеальных моделей, идеалов, фс-этических sisт. (Достоевский, Конфуций); 3) Методологическая: фс претенд-т на созд-е метологии для себя самой и других наук; 4) практическая: человек выбирает линию поведения, кодекс. Фс-этич-е sisт. предлаг-т вариант действий (Даосизм: найти оптимальн модель повед-я чк в мире);5) личностная: реализация личности фс-фа в философском знании. Подлинная фс – это личностное мировоззрение. Она сущ-т в ответ на потребность суверенного индивида в гармониз-и его отношений с окр-м миром. Эта потр-ть постоянно возобновл-ся в теч-и жизни. Печать личн-ти всегда лежит на фс. Адекватные условия сущ-я фс, когда сохраняется индивидуальность. Учебник не приемлем.

28 (29).Проблема стр-ры фс знания. Основные обл-ти фс зн-я. Изначально фс выступ единым, теор-ки нерасчленным знанием о мире, затем от нее стали отделяться конкретные науки, и внутри самой фс формируется ее относительно самостоятельные обл-ти зн-я. Совр. фс плюралист-на. Поэтому возн-т сложность в поним-и стр-ры фс зн-я. Сущ-л ли когда-то постоян-й элемент – инвариант – который организ-т стр-ру фс зн-я? Согл. В.И. Плотникову, причина мн-ва представл-й о фс знании в том, что фс работает с мн-вом универсалий. Если в основу кладётся одна универс-я, то перестраив-ся все остальные. (Ф-я Гегеля: формообраз-я универс-я – дух, Маркс - материя). Дух, материя, Сознание, Rеальность - каждая может служить отправной точкой. Стр-ра современного фс знания предполагает пространственно-временное сцепление. Прошлое – предмет историософии: где основания, из которых мы вышли? Что в центре вним-я культуры человеческого рода? Настоящее – на первом плане конкретно мыслящий, страд-й индивид - на вопрос, кто мы есть отвечает Онтология. Будущее - куда мы идем – аксеол-я (этика, эстетика). Гносеология – что мы можем знать о нашем прошлом, наст-м, будущ-м бытии, о нас самих?

Нов.Вр. Суслов выделяет разделы фс знания, исходя из совр-й формулировки осн-го вопроса фс: вписан или не вписан внутренний мир человека в мир внешний? Под внешн. миром С. понимает мир природы, необх-ти, случ-ти, предметно-силовой, силового преобр-я, ед-ва и многообразия. Внутр мир - свободы, высших ценн-й, общения, языка как стихии. Деление на внутр и внешн мир условно. Анализ стр-ры внешн и внутр миров позволяет наметить осн разделы фс знания. В люб фс системе можно выдел. учение о внешн мире (развито в класс фс). 1.Концепции внешн мира как такового: Онт-я в узком смысле слова, как учение о сущем (в широком как учение о бытии). 2. концепция человека во внешн мире: Антроп-я. В любой системе можно выдел уч-е о взаимосвязях внешн и внутр мира, особенно важно для совр фс: 1. Коммунология – учение о коммуникации, охватывает все виды общ-я, низшие и высшие. 2. Фс языка, в частности дискурса. В люб фс системе м-но выдел учение о внутр мире чк. Важный компонент внутр. мира – ценности (красота, истина, Бог, добро, благо): 1. Фс истины (шире - познания) – гноссеология. 2.Фс прекрасного (безобразного) – эст-ка. 3.Фс добра (блага) – этика. 4. Фс Бога – фс религии.

Д.В.Котелев-й предл-т следующ стр-ру: 1.Онтол-я, 2.Гносеол-я, 3.Праксеология, 4.Аксиология. 1.Онтология - учение о сущем (узкий смысл, классич. фс) и учение о Бытии (широкий смысл, само сущ-во фс). О. как обращение через уникальность индивида к универсальности, это путь духовного самосознания людей. Главное в О. явл простран-во мира ч-ка, время берется в модусе наст-го. О. появл не сразу с появл-м фс. Возн-т вместе с вопросом Парменида о Б.(вечное, неизм) В ант фс ставит вопрос о соотн бытия и сущего. Nt: Б. отожд-ся с мышл-м. Мышл-е как акт бытия (Спиноза). = О. смыкается с гноселогией. Немецк. Кл. фс (т. Зр. Суслова) - исслед-т О. в узком смысле: как уч-е о сущем, т.к акцент ставится на должное, необх-е – это хар-ки внешн. мира. Интерес к О. в шир смысле возобн в 20 в. (Критич О. Н.Гартмана. Фундаментальная О. Хай-ра). Совр О. меняет свою форму: слив-ся с гнос-й, акс-й – онт-я пробл-ка раств-ся. Произошел соц-й поворот в совр О.: став-ся вопрос: какие соц ст-ры формир реальность. 2.Гнос-я- в классич виде форм в Нов. время. Декарт: S-O модель, анализ связки м/у S и О, т.е. знания. Центр? об истине. Критич-й период заверш-я возник-м 3.аксеол-и - учение о ценн-х. Как трансл-ся цен-ти, есть ли высш ц-ти, каково их содерж-е? Фс неокантианства. Баденск шк.- цен-ти к-ры. Общая схема зн-я д/ всех людей – высшие цен-ти. Ницше: критика ценн-го подхода. 4.Пракс-я - уч-е о практич деят-ти человека.. Фс Маркса: анализ связи знаний и практики. Феном-я конц-я жизн мира (А.Щюц): некоторые схемы практич. жизнедеят-ти людей формир-т более сложн sisт. знаний. Классиф-я по Об-ту: фс природы, фс Я-ка, фс иск-ва – не сущностн-е членение, т.к. у фс языка и фс иск-ва одни пробл-мы. Дел-е на этику, эст-ку, соц фс, гн-ю происх-т из фактороструктурной орг-и фс фактов. Относ-но и по направл-м: экзист-м, структ-м и т.д. Сущ-т еще деление по куль-но- истор-м линиям (Антич-ть, ср вв, Возр.Новое Время,и.т.д).Все классиф-и уходят в прошл. Фс зн-е интегрир-ся.

29. Место онтологии с стр-ре фс зн-я. Онтологией исследуются Катег-и бытия и проблема их интерпр-и. Онтология (гр.ontos- сущее) учение о Бытии: в класс фс – уч о Б. как таковом, выступ-е (наряду с гносеол-й, антроп-й) базовым комплексом фс sisт. В совр некласс фс – это интерпр-ия способов Б. О. появл не сразу с возник-м фс. Антич-ой фс-и предш-т период искания начал всего сущего.(Фалес- вода, Гераклит – огонь, пифаг-цы - число). Парменид – то, что присуще всему – Бытие.(вечное, неизм, несоставное) – это сама вещь и мысль о ней. Историю О. как фс учения можно разделить логически на 3 пер-да: 1.Метаф-ка (до 17 в); 2.Критич-й пер-д.(нем кл фс) 3.20 в. 1.Сущ-е О. в метафизике. Метафизика – первая фс. Заним-ся выработкой универсалий, с пом-ю которых можно заглянуть за границы вещного прир-го Б. Фс катег-и=содерж-е мтфки. Платон: идеи – воплощение Бытия, сущее причастно идеям. Арист-ль: Бытие акт-е и потенц-е. Ант фс интер-т как инд-д вписан в контекст Б. Логос – закон Б. В ант-ти О. вписана в поиски единого блага. Ср. вв, О: R-ть людей, вещей гарантир-ны Бытием. божим.

17 вв. Х.Вольф дистанц-т понятия «мтфка» и «Онт-я». Пред-т Онтол: что есть Б в незав-ти от нашего познав-го процесса.. 2.Крит-й пер-д нач-ся с Канта. В нем-й классике происх пересмотр мтф-й О. Кант заменяет О трнсц-й фс. Гегель – логикой, Фихте – Я, Фейербах – фс. антроп-й. Антионтологизм Канта был развит в позит-ме, кот оценивает любое сужд-е метафиз хар-ра как бессодерж-е. Радик-я критика О. задает в фс традиции поворот от трактовки ее в традиционном смысле слова к новой постановке онтол-й проблемы.

3. Рубеж 19-20 вв –возобновляется интерес к О. .Появляются новые вар-ты онт-х учений. Специфика: возврат к идеи Парменида о тождестве Б. и мысли о нем. Возник-т «критич-я О» Н.Гартмана: вещи – бытийная сторона, мысли – гносеол-я. Люб наши мысли укоренены в действ-ти. Нельзя разделять: вещи и идеи. Г: мтфка – постановка неразреш-х проблем, О. – постан-ка разреш-х проблем. Нов поворот в интерпретации Б связ с некласс фс 20 в., экзистенциализир-й онтол-ю пробл-ку, задавшей ей параметры чк: фундам-я О. Хай-ра: вопрос о Б. центрирует сознание индивида. Б. не равно сущему. Х-р строит свое поним-е Б. как челов-го. Б – это, то, ч вытягив-т чк из мира вещей Онт-ю основу чел сущ-я составл его конечность и временность, п/э время - главная хар-ка Б. Бытию можно внимать, прислушиваясь к яз-ку. Б. не существ-т, оно имеет место. Осн. недостаток современной фс: забвение истор хар-ра Б.(т.е метафизика).

Смыслы Б м сгрупп-ть по 4-м позициям: 1) Б как категория (или Б в себе); 2) Б как потенция; 3) Б как акциденция; 4) Б как истина (неБ как ложь). В совр фс м констат-ть растворение онт-й пробл-ки. Т.н. «соц-й поворот» в совр О:? какие стр-ры формир-т R. Онтология сливается с гносеол-й и аксиол-й. Основн. категории Б: Сущее, Существование, Ничто. 1.Сущее - единичность, уникальность. Сущее временно. То, что существует. Схватывает сущее и дает ему временные пределы - 2.существование. Принц-е разл-е м/у Б и существованием: человек как «пастух Б», слушающий зов Б, кот обрет-т в человекк свой яз-к и форму выраж-я. 3.ничто – предельная граница. Б и ничто совпадают, дают место сущему. Ничто пережив-ся ч-ком в сост-и «ужаса», связ с ощущ-м смерти. В этом смысле жизнь чк выходит за пред-лы сущего. Ничто не противоп-ть сущему, не отсутствие вещей. Слож-ть интер-ции осн катеорий Б в том, ч фс развив-ся в разн трад-х. Западн тр-я: небытия нет. Восток начинает с небытия. Все возник-т из Н/б, порядок из хаоса. Б - иллюзия, сущее - майя, иллюзия. Кит-я трад-я пыт-ся понять ед-во Б и Н/б ч/з гармонию противопол-й.

30.Формы фс познания (фс-теорет-е, фс – практич-е, фс- худож-е сознание). Сп-бы филолсофствования. Вопрос о форме сущ-я фс знания обусловлен спецификой природы фс.Фс- как теор-е позн-е - это аналитич-я фс, неопозит-м, феноменология. Такой способ сформир-ся в Новое время: Декарт, Бэкон, Кант, кот пыт-сь создать единую sis, описывающую мир полностью.Фс рассм-ся как наука (возможная наука).Фс –теоретич-му знанию присущи структура и черты, подобная научному зн-ю Ставятся проблемы, выдвиг-ся гтпотезы, созд-ся теории. Здесь предполаг-ся способ проверки фс зн-я – верификация. Аргумент-я, доказат-ть, наличие методологии, теорет-й модели. Хар-но доверие к истине. Истина здесь как итог фс рассужд-й. Истина одна, онва д.б. достижимой. Исходя из этой истины можно спорить с другими фс концепциями. Каждый уверен в своей истине, поэтому здесь восприятие носит некритический характер. Можно поставить?? об адекватности такой формы фс знания. Необходимо поставить границы возможности сущ-ия такой формы фс. Неопозитивисты спрашивали, нужна ли фс вообще, если она заимствует научную методологию и становится научной теорией. Хайдеггер утверждал, что если мы сравниваем фс с наукой, мы принижаем ее подлин-ю сущность. Фс понимается Хай-ром как предельнейшее и последнее выговаривание человека. В отличие от науки, в фс не д. б примата логического детерминизма.

Фс - худож-е сознание: здесь на первом плане – роль личности. Направления: экзистенциализм.. Поднимаются проблемы соотношения фс и иск-ва, фс и лит-ры. Существуют ли границы м/у фс и литературой? (См вопрос о сущности иск-ва) Фс стан-ся литературой ч/з язык. В фс – худож. познании форма раскрывает и дополняет содержание. Здесь применимо использование метафоричности. Иск-во присут-т в фс ч/з форму, ч/з язык. Размышление фс по поводу иск-ва раскрыв-т сущность самой фс-ии. Языковые формы способны передать значимость личности. (Очевидно, что для Шеллинга верно, что прикоснуться к тайне Души, Бога, не познаваемых рационально, возможно через искусство).

Фс – практич-е знание: здесь описывается опред-я соц-культ функция фс. Фс понимается здесь не как абстрактное знание, но как то, что изменяет соц-ю реальность. Фс здесь приводит к опред-м действиям. (Киники, скептики, софисты – были ориентированы на решение практических задач. Маркс, Гегель: задача фс – изменение соц R) Как фс соотносится с практикой. Есть точка зрения, что вопрос о соотношении практики и фс – бессмысленен, т.к всякое мышление уже является практическим действием. Кант: «Революция должна произойти в самом Сознании». Бахтин: слово, мысль есть сам поступок. Способы философствования: 1. Направленность на личность. (Экзистенц-м, англ. Эмпиризм, персонализм) 2. На общество: осмысление задач, кот стоят перед социумом. (Маркс, Энгельс). 3. Поиск трансцендентного начала – религиозное философств-е. 4.Фс, направленная на рассмотрение эволюции понятий в истории.

31.Простр-во, время, движение как формы бытия и их фс осмысление. Время и пространство – формы Бытия, выражающие: пр-во – сосуществование вещей, время – смена вещей друг (за) другом. В шир смысле t и пр-во явл описаниями структуры Б, зафиксир-ой во t как длительность, сменяемость объектов, их стадий и состояний. В пр-ве как форма их взаимодействия, сочетания, события. 1. t и пр-во могут трактоваться как абстрактные хар-ки Б и как конкретные его стр-ры. 2. t и пр-во м б представлены в качестве внешнего масштаба, фиксирующего порядок сосуществования и смены разл-х объектов, и в качестве внутренней меры отд-х природных и общественных sisт. (Как априорные формы субъективности - И. Кант). Как фундам-ые определения Бытия они оказ-ся вполне конкретными формами согласования, общения и деятельности людей и в этом смысле оказ-ся важнейшими выражениями Бытия, формами его воспроизводства и обновления жизни и деят-ти людей. Т. О., в кач-ве категории, время и пр-во задают исходные масштабы представления Б. В истор-м развитии этих категорий заметное место занимает борьба м/у философами ставившими на характеристики времени и пр-ва как особых форм, независящих от sisт. и процессов в них протекающих и философами, трактующими t и пр-во как определённые порядки смены и сосуществования вещей и явлений, зависящие от взаимодействия последних.

Классическое аристотелевско-августиновское понимание пространства и времени исходит из линейнисти времени, где каждый отрезок равен каждому другому,

В древности идею пустого пр-ва развивал Лукреций. В Нов.время философия t и пр-ва развив-сь под мощным влиянием ньютоновских представлений, в кот t и пр-во выступали в качестве абсолютных, универс-х, однородных форм. Т.о., фс этого периода акцентировала внимание на определении времени и пр-ва как самых общих категориальных характеристик Б и на соответствующей их роли в чел-м познании, мышлении и деят-ти. Этот подход стимулировался и классической механикой, которая абстрагировалась от качественного описания Б, и зарождающейся экономич-й наукой, занятой поисками абстрактного t. Нк, кот сопоставляет и сравнивает разные чел-ие деят-ти и рез-ты. Дальнейшее развитие обществознания и естест-х наук привело к необх-ти конкретизировать понятия t и пр-ва, сопоставить их с особыми формами Б, рядами явлений и событий. В этом смысле получили подтверждение идеи Декарта и Лейбница о заполненности t и пр-ва, об их обусловленности взаимодействиями явлений и тел.

Физика 20 в: с помощью Энштейна, до кот счит, что параметры мира неизменны, закономерны, устойчивы, выяснилось, что св-ва t и пр-ва относительны и изменчивы; сформировала предст-ие о едином t-ни- простр-ве, выраж-их Б особой sisт. Пр-во – не вместилище; его, как и времени, в кач-ве длительности, нет. Есть континуум (органич. связь пр-ва и t.). В связи с этим в обществознании получило распр-ие понятие “хронотопа”. Это понятие ориентированы на особые порядки sisт, в кот реализуется Б людей, различные формы их деят-ти. Поэтому фс всё более занимается развитием категорий t и пр-ва в истории общ-ва, ролью этих категорий во взаимодействиях людей, в деят-ти познания и мышления. И. Кант считал, что t и пр-во явл-ся априорными формами чувственности. В основании математики лежат созерцания t и пр-ва, кот перестают быть формами существования самих вещей и становятся априорными формами чувств-ти. Эти чистые,т.е. не зависящие от опыта и предшествующие ему, формы t и пр-ва обусл-ют всеобщность и необходимость математических истин. Особ роль в трактовке t и пр-ва Хай-р отводит t. Хай-р стремится раскрыть смысл Б ч/з рассмотрение чел-го Б, основу существования которого составл его конечность, временность; поэт t д б рассмотрено как самая существенная хар-ка Б. Хай-р стремится переосмыслить европейскую фс. традицию, рассматривавшую чистое Бытие как вневременное. Причина “неподлинного” понимания Б - в абсолютизации одного из моментов t – настоящего, вечного присутствия, когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов “теперь”, в физическое t.

ВРЕМЯ. Слово t. произошло от др/инд. «vartman”=1)круговращение (колеса); 2)колея (след от движущегося колеса)

~> Необходимо различать 1)одну повтор. длит-ть в абс. круговороте ~> вечные действия; и 2) длит-ть с т. отсчёта, как опр. отрезок того, что не имеет ни нач., ни конца ~> чел. действ-ть (заставляет думать о прошл.) + 3)появл. момент возврата к вечности. Смыслы t.:1.Отрезок вечности; 2.Имеет т. отсчёта~> появл. особое измер-е у ч-ка (наст, прошл, будущ); 3. В чел. жизнедеят-ти обнаруживаются деят-ти с внутр. цикл-тью (произ-во~>распр-е~>обмен~>потребление) – социо-культ. длит-ть; 4.Социо-культ. длит-ть вптается в природную цикл-ть, в вечность (с/х – в циклы сезонов). Возникла необ-ть измерения t.~>замечены изменения в природе~>она изменчива, т.е. имеет своё нач.~>религ. позиция, научн. понимание, кот тоже менялось (Аристотель: небесные светила движутся совершенно – по круговым орбитам, поэтому это движение является вечным;

Х/Х в. – природа, космос эволюционирует, зн-т есть т. отсчёта – исторический взгляд на Вселенную, хотя идея вечности не исчезла (появилась идея о цикл. разряжении и сгущении).t есть: космологическое (символ – круг), историческое (символ – линия), экзистенциальное (символ – точка, предполагающий и круг, и линию как совокуп-ть точек.

Историческое t. Есть событийная и структурная (устойчивая) истории. Стр-ра закладывается на уровне п/б-ти, на уровне цивилизации – событийная цепь. Экзистенциальное t. понимается по-разному: 1-психологическое - индивидуально переживаемое (например: моменты вечности в минуты вдохновения). Это субъективное t. из-за неоднозначности нуждается в сопряжении со временем др. людей; 2-социальное= единое измерение для мн-ва людей (разновременное требует одновр-ти м/ду людьми для общей деят-ти); t-впитывает в себя историзм, вечность= связь м/ду универс. и уник. выражающаяся во t. t. неотделимо от Пр-ва. = КОНТИНУУМ. Если отталкиваться от t, континуум будет 4-х мерным. Он будет таким же и, если мы характеризуем наличное Б. ДВИЖЕНИЕ – понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В ИФ есть альтернативные трактовки: от абсолютизирующего релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов).

В фс-х учениях, кот-е постулируют онтолог-й статус движ-я, последнее трактуется как атрибутивная и универсальная хар-ка оснований Б (по Аристотелю, «П движения необходимо влечет П природы»). Мат-зм: движение- способ сущ-я материи (Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач). В фс Лейбница и Гегеля: движ-е не механич.перемещение, но качественное изменение, реализуеемое в нелинейном мех-зме разрешения противоречий. Движ-е, предполаг-е качеств трансформацию движущегося Ота, м. иметь двоякую направленность:1)повышение уровня сложности сис-ой организациидвижущегося О-та, усложнение и дифференциация связей со средой – прогресс 2)упрощение стр-ры О-та-регресс. В совр. науке дв-е понимается в контексте его связи с феноменами простр-ва, t, энергии; выявлено онтологич-е содержание сформулированных еще в антич-ти апорий, связанных с движ-ем (единство континуальности и дискретности движения, движение элементарной частицы без траектории и др.). в европ. традиции движ аксиологически акцентировано, что выраж в семантич-й дифференциации - движ как изменение вообще, направленное движение как развитие, прогресс и регресс как варианты развития. (на востоке: виды покоя с од.стороны, а сдр.-движ как таковое).

32.Человеческая субъективность и ее осн модусы. На сегодня в фс нет устоявшегося термина «субъ-ть». На наш взгляд, «S-ть» м рассм-ть как хар-ку позн-я и практич-й деят-ти людей. Это психол-й и дух-но- мыслит-й план, аспект деят-ти человека. Пон-е «S-ть» появл в Nt. Это связ с появл-м S-O познавательной модели: обращением к объек-ой R и анализом познав-х конструкций чел-го созн-я. (Фс Декарта, Антропологич-й поворот Канта) Под S-ом понимался чк, вступающий в контакт с миром, измен-й предметн обстановку своего Б и самого себя (качества и силы) в процессе решения практ-х и духовно- теор-х задач. В Nt чел Sть имеет рефлекс-й хар-р: инд-д напр-н на анализ стр-ры себя и мира. S-ть заменяет понятие идентичности (в Ср вв чк понимал себя как обращ-го к Богу и верующ-го в Бога, в Nt чк понимает себя как познающего и преобраз-го R). Традиц-я фс сводила “S-ть” чк к позн-ю, оценивая его по меркам познав-х стандартов. В таком истолков-и чел суб-ть явл в своей неполноц-ти, была символом огран-ти чел опыта. В 20 вв речь заходит о S-ти как таковой. Появл 2 смысла S-ти. С одной стор, в науке S-ть продолж. пониматься как фактор, отклоняющий от достоверного позн-я, кот необх-мо «свести к min»(сциентизм 20вв). С др. стор. и нк и фс приходят к выводу о принцип-ой неустранимости Sго фактора –это фундамент. хар-ка любого познав-го процесса. S-ть = субъектность. Речь уже не идет о познании, но о понимании. Здесь S-ть определ-ся в кач-ве важн. аспекта Б челов-го Sта, необход-й формы и связи соц-го Б. Субъектность оказ-ся важным аспектом реализации качеств чк, процессом пережив-я S-ом своей причасности к Б, реализ-и S-ом своей самобытности. Специфика Бытия чк как S-та, согл Финку, раскрыв-ся в следующ модусах: смерть, труд, господство, любовь, игра. Смерть(онтолог-я плоскость)равнообъемна жизни. Хай-р: С.- онтол-я хар-ка самого Б: жизнь есть Б к См. Чк постулир-ся в мире осозн-м собств-й См. См, будучи всегда “моей”, выводит чк из анонимности жизни к “собств ”Б. См дополняет возможное Б чк до полного Б. “Подлинное –Б- к-См” порывает с повседн попыт-ми отвл-ся от См и явл основой подл смыслотвор-ва. В отл от Х-ра, Камю и Сартр видят См как феномен, разруш-й смысл и индивид-ть чк. Труд – форма сущ-я чк. Работает т чк, и работа дает ему власть над при-й собственной и при-й окруж-й. Весь мир д/ чк – поле прилож-я сил. В тр наиб отчетливо проявл отчуждение чк. Маркс: осн процесс Ист – достиж-е свободы. Освобожд-е осущ-ся на основе матер произ-ва – труд. Отчужд-е от продукта труда= отч-е от родовой сущности чк.Но в капит происх-т процесс отчужд-я: чк вклад-д в труд все свои мысли, вообр-е, силы, опредмеч-т и отчужд-т их от себя. Очеловечивание вещей=овеществл-е чк Изначально смысл тр в творч-м саморазвитии чк. Совр труд (техника по Х-ру) уже не утвержд свободу чк, свобода утвержд-сь техне: создание вещи как проникн-е в сущ-во непотаенного, поним-е связи с ним, и ч/з это поним-е своего сущ-ва. Любовь. (По Финку) Чел Б изнач-но разломлена фрагментарные формы жизни: мужскую и женскую – двойств-ть полов отно-ся к бытийному строю нашего конечн сущ-ия. Кажд чк лишен др половины чел Б. Эта “нехватка” порожд смутную волю к восполнению, непреходящему Б. Платон:тайна всякой чел Л – воля к вечности во t, к целостности своего Б. (Ант-я типология Л: филия- стремление к чему-то, агапе – л. предельно возвыш-му, эрос –л чувственная). Игра (ритуалы, праздники, театр, сон, мечты, фантазии) Способ пережив-я R, охват-т всю чел жизнь. Процесс Иг – пребывание м/ действ-ю и возможн-ю. Иг не м б по приказу, всегда свободна, самодост-на.. Иг выходит за рамки прир процесса. Вся чел к-ра вых-т из Иг и в форме Иг. Иг стоит в оппозиции тем феном-м жизни, кот принято счит тягостн серьезн жизнью. Иг –активн общение с туманным царством возможн-й. Стихия свободы и радости(Хезинга). Смысловое предст-е Б.(Финк),самоц-я деят-ть, вовлек инд-ла как превосх его дейст-ть (Гадамер.)

 

33. Природа творчества как фс проблема. Тв-во – катег-я фс, псих-и, куль-ры, выраж-я важнейш смысл чел деят-ти, сост-й в увел-и многообр-ия чел мира. Тв-во представл собой некот-й аспект развития личности, относ-ся к переходу на высокий интеллект-й уровень. Ключ слова: одаренность, оригинальн-ть, фантазия, интуиция, воодушевление, техн изобрет-е, нч открытие, произ-е иск-ва. Многообразие понятия тв-ва объемлет сферы лич-ти, процесса и рез-та, без их ясного различения. Нет ед-ва в том, какими кач-ми д облад-ть личн-ть, процесс и его продукт, чт получить назв-е творч-го. Предпосылками тв-ва м назвать повыш-ю восприимч-ть, самост-ть мышл-я. Ант-ть видела в тв-ве чел стремл-е к воссозд-ю соверш-х образцов, творч сп-ть поним-сь как божеств-я одержим-ть. Мудрость и созерц-е мышл-е оцен-сь выше экстатич-го труда. Ср вв: творч S-т анонимен, утвержд-ся его ограниченность, греховность и несопоставимость с истинным Творцом. Возр-е: культивирует как возвышенное так и приземленное понимание тв-ва: как новаторского иск-ва(гуманизм), труда во спасение (реформация), впервые обнар-я интерес к авторству. Nt тв-во поним-ся как изобретательная комбинаторика, ему противопост-ся метод, логика и интеллект. Одновр развив-ся теории «креативного восприятия»(Беркли), идея «продукт-го вообр-я»(Кант, Шеллинг, романтики), согл-но кот тв-во фунд-я предпос-ка познания вообще. Фс жизни против-т техн-й рац-ти творч-е органич-е начало (Бергсон) или культ-но истор деят-ть (Дильтей). Экзист-м тракт-т тв-во в терминах внутр пережив-я(«встреча», «самоактуализ-я» Фромм) Теории психоанализа подчетк-т роль бессознв тв-ве и интерпрет-т его как «исполн-е детской мечты, «управл-е интуиц-й ч/з архетипы»(Юнг). К 20в выделился осн узел проблем тв-ва: 1)кого следует считать S-м тв-ва; 2) что предст-т собой тв-во: бессозн-й процесс или созн-ю деят-ть, волевой акт, основ-й на целеполагании и свободе; 3) выпадает ли тв-во из русла обыденного сущ-я и повед-я людей. Элитарно или корен-ся в повседн-й деят-ти;4) сущ-т ли иерархия видов тв-ва; 5) В чем личн-ть обретает импульсы тв-ва- в автономной субъективн-ти или в контактах с культ-й; 6) в чем критерий тв-ва - в н новизне или в комплексе показателей, присущ-х искл чел-й деят-ти? О тв-ве м гов-ть т при наличии творца, кот опред-т смысл, цели, ценн-е ориентиры своих действий. Творцом м б т чк- носитель духа. Тв-во выраст-т из труда, расширяя его креативн потенции. Спос-ть к тв-ву в самой сущн-ти чк, в R наблюд-ся такое же бегство от твор-ва как бегство от свободы. Нетворческие компоненты (накопление материала) связаны с твор-м. Тв-во выступ-т как положит созид-я активность, культивируемая общ-вом во имя утвержд общечел ценностей, сбережения к-ры. Критерии тв процесса и его рез-та: 1) принципиальная новизна(с позиций к-ры), 2)соц значимость как благо д/ чел-ва; 3) соверш-во исполн-я. Первый критерий- онт-я тв-ва, 2й – аксиология, 3-й – праксеология, эстетика(степень соверш-ва, маст-во исполнения). Критерии тв-ва относительны. Фс тв-ва не м сводить критерии тв-ва к морально нейттральной новизне. Факторы тв-ва: взаимосвяз-е друг с другом творч-е усилие S-та и соц-я обусл-ть. Инициатива S-та в контактах с куль-й – предпос-ка тв-ва. Т.о, тв-во – это обусловл-я целенапр-я созид-я деят-ть, в кот представлены продуктивные компоненты, присущие чел труду, эта деят-ть напр-на на порожд-е новых, нравственно оправд-х и эстет-ки совеш-х культ-х цен-тей. Тв-во – процесс, благ кот происх-т приобщ-е чк к духовности, свободе, развитие личн-ти и куль-ры. Движущ силы тв-ва: актив-ть S-та, преодолев предустановленные границы деят-ти.

 

34. Рациональное и иррациональное. Соотношение рац-го и ирр-го менялось на протяжении ист-и фс. Осн критерии рац-го закладываются в Ант-ти. Лосев: это связано с общественно-экон-им строем: рабовладение приводит к выработке специализированной умственной деятельности с ее особыми критериями. Среди них: 1 абстрактная рассудочность 2 интеллектуальность 3 противопоставление интуитивному способу познания, свойственному первобытности 4 соц-эк-й аспект. Ж.-П. Вернан: истоки рац-ти в сфере полит-их NN в Греции. Демократический принцип рав-ва граждан полиса приводит к необх-ти формирования правил ведения полемической речи, где важны логичность и убедительность высказываний. Голосовкер: сущ-т 2 гл темы в Ант-ти: организм и число (им соответствуют хаос и организованность). История античности – это движение от хаоса к организованности, в рез-те кот- вырабатываются и критерии раци-го: 1 способность к гармонизации, обнаруживать и придавать всему меру 2 умение выражать воспринятое в опред- форме 3 преобладание понятийно-разумной, умственно-интеллектуальной составляющей мышления 4 подчинение логико-риторическим законам 5 критичность и созерцательная пассивность. Пример античного рационализма - фс Платона, его учение о познании как припоминании, созерцании подлинного Б в состоянии размышления. У Ар-ля появл-ся учение о иерархии познания, в кот видны зачатки эмпиризма. Низший вид знания по Ар-лю – знание о единичном и изменчивом - из опыта. Несмотря на общую рацион-ю ориентацию ант-й кул-ры в познании, в ней сущ-ли учения об ирр-ых способах познания. Ирр-ое связывалось с жизненно необходимыми началами Б, предметно неоформленными, не доступными ни для разума, ни для органов чув-в. Ирр-ое знание получали через мистерии (орфические, дионисийские), кот связывали чка с божественными таинствами. Первый этап Срвв фс – Патристика (2-6 в.н.э.) – хар-ся преобладанием ирр-го начала в познании. А 2й этап, – Схоластика (7-14 в.н.э.) –проблема раци-го док-ва бытия Бога. Если отцы церкви опирались в постижении Бога на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рац-ые пути познания Бога. Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно», то Ансельм Кентерберийский: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь». Развитие теологического рац-ма привело к утверждению теории двойственной истины, сог кот. истины Откровения и истины явл двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины Оккама послужила теоретической базой разрыва фс и теологии - завершение Срвв фс. Соотношение рац-го и ирр-го в познании в Nt определено появлением S-O-й схемы позн-я. Ментальность Nt рац-но ориентирована: э



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.19.189 (0.025 с.)