Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема морального выбора, свободы и ответственности.
Необходимость мор. выбора обусловлена «вечным противоречием» социального и индивидуального, должного и сущего, добра и зла. М. выступает как ориентир в пространстве этих противоречий. Ситуация выбора обусловлена универсальностью противоречий. Сложность выбора обусловлена ограниченностью возможных вариантов. Необходимость компромисса в такой ситуации (Ч-к выбирает из многих зол – наименьшее). Демокрит: «Не делать никаких уступок жизни – безрассудство». Нужно учиться культуре компромисса (когда ч-к идет на уступки обстоят-вам): 1) по корыстным мотивам, из-за стремления к собственному спокойствию, благополучию; 2)из-за толерантности (когда учитывается паритет интересов, благ, когда обе стороны соблюдают свои интересы и интересы оппонентов). «Толерантность – не равнодушие к добру и злу, но способность не усугублять их конфликтность» - Бердяев. Гарантом толерантности выступает мор. сознательность – специф-й вид С-ти, кот-й есть адекватное отражение и воплощение в дейст-ти требований и ценностей мор-й необх-ти. Мор. необх-ть – специфический вид соц. детерминации единства интересов и действий личности и об-ва в целях сохранения целого. Свобода в ситуации М. выбора – познанная необходимость, умение ей следовать. Мы настолько свободны, насколько вписываемся в О-тивную необходимость, отрицание О. необходимости – безответственность. В ситуации м.выбора чел-к осущ-ет м.поведение, основываясь на сознательных и частично неосознаваемых ориентиров. Осознание этих ориентиров – предмет морали. М.выбор состоит в том, что ч-ку приходится решать, не противоречат ли какие-то притягательные ценности каким-то не вполне осознаваемым интересам сохранения собственной личности. Признаки ситуации МВ: 1) внутреннее ощущение, что нужно поступить не так, как хочется (мне хочется), 2)но чел-к поступает по своей воле (я хочу), 3) МВ совершается не потому, что этого хочет окружение, 4)МВ связан с отказом от своих притязаний, чтобы сохранить м.достоинство. Достоинство – это осознание человеком ценности своего Я; качество, соотносимое и соизмеримое с достоинством другого чел-ка, 5)МВ совершается здесь и сейчас – в обстоятельствах, над кот-ми мы не властны. Предпосылкой МВ яв-ся свобода. МВ отражает степень нрав-й свободы личности и об-ва. В истории этики есть 2 подхода к МВ: 1)ч.выбирает поступки как средства для высшей цели (Арист., Локк) 2)мор.смысл имеет только выбор высшей цели, т.е. самой морали (Кант, Кьеркегор). Главное - воплощать МВ в реальности, т. е. соответственно ему (МВу) в конкретных обстоятельствах.
Ответственность – 1) инобытие должного (выполненный долг, необходимость) – Гегель, 2) умение пользоваться свободой. Свобода - не бремя. Свобода – это характеристика действия, совершенного со знанием и учетом объективных ограничений, по собственному произволению – не по принуждению, в условиях выбора возможностей. Мерой свободы чел-ка задается и мера его ответственности. Ответ-ть – это отношение зав-ти чел-ка от чего-то (от иного), воспринимаемого им в кач-ве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Вести себя ответственно – значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и на др. Объктом ответ-ти м.б. др. люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окр. среда, матер., соц. и дух. ценности. Ответ-ть м.б. 3-х видов: 1. ответ-ть за прошлое 2. актуальная ответ-ть (которая совпадает по времени с совершаемым действием) 3. ответ-ть за будущее (перспективн. ответ-ть). В истории фс идея ответ-ти развивается в связи с темами свободы, вменения и вины. В христ-ве образом И.Х. был задан универс. масштаб ответ-ти. В экзистенциализме ответ-ть чел-ка распространяется на все чел-во: осуществляя выбор, чел-к выбирает вместе с собой и все чел-во. Ж.П. Сартр - «Чувство полной и глубокой ответственности – результат осознания ч-ком того, что осуществляя выбор он вместе с собой выбирает и все ч-во».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.005 с.) |