Рос. Версии марксизма: плеханов, богданов, луначарский, ленин, бухарин, сталин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рос. Версии марксизма: плеханов, богданов, луначарский, ленин, бухарин, сталин.



Сов. фс-не географ пон-е, а ист. Феномен (Любутин). Она - часть отеч.фс-го неаследия. СОВ.ФС—неодномерная, неод­нозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости интеллектуальная традиция в СССР 1930-1980-х.

Плеханов. Возглавлял группу «Освобождение труда». Он хотел популяризировать марксистскую фсю в контексте всемирной ист-и фс, включив марксизм в традицию ист-ии матер-зма. Его основные работы: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Основные вопросы марксизма», «Письма без адреса» и др. В работе «Основные вопросы марксизма» он считает гл-й заслугой Маркса – выработка правильного метода, где он отказывается от спекулятивной фс-и Гегеля и развивает учение о М-зме. В основе предмета фс-ии марксизма П. считал диалектику. Причём диалектика – это не просто учение о развитии, где эволюция есть постепенное развитие, а она во многом зависит от географ-й среды. И по мнению П. Маркс говорит, что географ-я среда влияет на чел-ка посредством производственных отношений, возникших в данной местности. Т.о. люди сами создают свою историю. И географ-я среда, определяя х-р произв-х сил, создаёт объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной «надстройки». Отношение м/ж «основанием», т.е. базисом и надстройкой П. выразил в виде так наз. пятичленки, которая состоит из состояния производительных сил; обусловленных им эк-х NN; социально-политического строя, выросшего на данной экономической «основе»; психике общественного ч-ка; различных идеологий, отражающих в себе свойство этой психики. А основа общ-й ж - производственные силы, кот. состоят из вещественного фактора (орудия труда и условия труда) и личностного фактора (NN мж людьми). И изучая орудия труда можно прослеживать развитие об-ва. А вторую основу составляют произв-е NN, где главной является собственность, которая появляется в результате обмена и отношения распределения. Монистич-й взгляд на историю. Здесь он в качестве «исходного начала», или субстанции, принимал М, наделённую такими атрибутами как протяженность (O) и мышление (S). Так он приходил к фс Спинозы, а затем и к фс Канта. Поэтому в ТП он совершал дуализацию материи на «вещь в себе» и «чувственные впечатления», или «иероглифы». Т.е. П., как и Кант, заявлял, что М сама по себе, в качестве субстанции, нам неизвестна. Мы не м. знать, что такое М помимо наших ощущений. Т.о. М существует вне и независимо от С ч-ка и служит источником его ощущений. М существует объективно. Фс для П. – совок-ть гипотез, на к-ю опираются все естественные и общественные науки (напр. первоначально понятие «атома» было у Демокрита, а уже потом перешло в физику и в химию). Но когда эти науки полностью впитают в себя фс-кие идеи, то фс будет уже не нужна. Что касается вопроса о развитии России, то П., как истинный марксист верил, что экономическая теория Маркса и Энгельса приложима и к российскому обществу. Он считал, что Россия должна идти по западной, универсальной (как ему казалось) модели развития.

Богданов (Малиновский) разработал тектологию. “Тектология – всеобщая организационная наука” (теория сис-м). Мир устроен как сис-ма, иерархическая цепочка. Приходит на смену фс. Фс – собрание гипотез. Эти гипотезы толкают науку вперед. Термин “Диалектика” односторонне характеризует развитие, т.к. диалектика – это изменчивость. Но н. знать не т. как развивается, но и ЧТО развивается, н. дополнить концепцию тем, что устойчиво. Богданов предлагает изменить термин “диалектический” термином “исторический”. Открыли делимость атома – вывод материя исчезла”. Меняется понимание S и О. Богданов был под влиянием Маха: Вся фс занимается изучением опыта. Эволюция фсх воззрений Богданова: 1.Стихийный материализм, 2.Увлечение энергетизмом 3.Переход к механизму и махизму (“Эмпириомонизм”:Психическое — это индивидуальный опыт, а физическое — опыт коллективный, социально организованный. Психическое, выступая основой, «непосредственными комплексами ощущений», «подставляется» под физическое, которое есть не что иное, как результат организации восприятий. Противоположность матери­ального и идеального таким образом якобы исчезает. Единый мир опыта выступает как содержание для единого познания. Это — эмпириомонизм). 4.Отрицание фс традиционном смысле. Богданов считает, что фс марксизма требует дальней­шей разработки, преобразования на основе тезисов Маркса о Фейербахе. Она д. стать фсей действия, призван­ной не т. объяснять мир, но и изменять его. Мир – поле коллект-го труда, где сталкивается чел-я активность и стихийное сопротивление природы. Их сочетание образуют бесконечные сис-мы, из к-х выживают наиболее приспособленные, т.е. наиболее организованные. Все сис-мы во Вс переходят от низшей ступени организованности к высшей. Самая высшая – трудовой коллектив чел-ва, само С к-х начинает пробуждаться в пролетариате. Каждый класс в ист-м процессе вырабатывает свои особые организационные методы, формы сотрудничества в об-ве, к-е образуют К данного класса. Пролетарский культ – корректное преобразование быта, искусства, науки. Чел-й коллектив – носитель всеобщих космических законов организ-сти. Самодостаточность социалистической активности – организационная утопия.

Б. скептически относился к идее диктату­ры пролетариата, а мировая война привела его к выводу о неготовности реального европейского пролетариата к ро­ли класса — строителя социализма.

Луначарский. в основе его фc - размыш-я о соц-ист-м Бытии. А Маркса-учение о ч-ке как практическом действующем сущ-ве® А Луначарского. Влияние Фейербаха. Живое сущ-во –сущ-во, к-е обладает С-ем, некоторая часть единого, мат-го мира – мира нашего опыта; мир Познав-м, развивается по мат-м законам, изменяем ч-ким трудом® соц.процесс идет к триумфу разумного начала над неразумным, т.е к новой экономич.сис-ме-социализму, где ч-к м. Понять свою суть, шагнет из царства необ-ти в царство свободы. Ч- не т. практич. Мыслящее сущ-во, но и дух-е, оценивающее, моральное, у ч. есть эстетич-я совесть. Ч творит К-у, сам соверш-ясь. Аксиология. Все н. не т. Понимать, но оценивать. Связующее звено м/ж Т и практикой – оценка. Не ученый учит как ценить ж. Все оценки Sны, Оя оценка м. б. Т у кол-ва. Оценка имеет соц.прду.. Роды оценки: сенсуальный, утилитарный, общественный(моральный), эстетический(высший). У каждого класса свой вид оценки. Идеал – титан (романт. эстет оценка – правящий класс) и человекобог (демократ.класс)-жизнеутв-ая и жиз-созидающая-наиболее прогрессивная. Для достижения идеала н. соц.переустройство. эстетика-наука об оценках, ключ к открытию законов и построению идеал. об-ва. Революция связана с иск-вом: рев-я очищает путь для нового, а иск-во его творит. Богостроительство. Мировоззрение невозм-но без веры в ч-ка®новая религия. Бог отец-произв-е силы, сын-пролетариат, дух св.- теория соц-зма. Марксизм-научно обоснованная вера в вом-ть построения справедливого об-ва свободных народов. Главное-дух-й прогресс чел-ва.

Ленин. “Материализм и эмпириокритицизм”. знакомится с трудами Маркса, Энгельса и Плеханова. Основные работы: «Мат-зм и эмпириокритицизм», «Фс-е тетради», Гл. тема – соотношение М и С. Л. указывает на первичность М, развивая марксистский материализм. М – это фс категория, кот. дана ч-ку в ощ-х. А С – высший продукт М, функция чел-го мозга, отражение внеш-го мира. П-диалектический процесс отражения сознанием объективного мира. Диалектика- единственно правильная Т развития об-ва. Законы диалектики-критерий в получении правильного З. И - соответствие наших знаний объекту, как отражение. Существует одна объективная абсолютная И. Но при чём он тут же говорит, что эта И складывается из суммы относительных, к-е м. заключать в себе и заблуждения. Но критерием И всегда является практика.

Творческое развитие марксизма возможно лишь в сфере применения теории, ее конкретизация в сфере исторического опыта, в контексте исторической практики. Марксизм – не только теория, но и обусловленная ею практика, “дело” с конечными и промежуточными историческими целями революционной борьбы и деятельности. Теория в марксизме всегда ориентирована на эти конкретные цели и должна адекватно направ лять интересы пролетариата. Философия, предоставленная самой себе – жалкая иллюзия, лицемерие, скрывающая за собой интересы той или иной социальной группы.

Он, в сущности, смотрел на Маркса-философа сквозь призму «Анти-Дюринга», книги, кото­рую еще в молодости он оценил как «удивительно содержатель­ную и поучительную» и считал «настольной книгой всякого сознательного рабочего». Для него Маркс и Энгельс были как бы единым философом, а единая философия была энциклопедически изложена в «Анти-Дюринге». С точки зрения В. И. Ленина главное в учении Маркса — идея диктатуры пролетариата, который на фронтах классовой борьбы доводит ее до победы — построения социалистического общества. Стало быть, ядро марксизма сугубо политическое.

Бухарин. Наиболее верно понял Маркса: онтология как практическую данность мат-го мира в практических формах, ТП понял в практических способах представления, ч-к отражение дей- активно преобразует мир. Критерий И – практика. Ч-к- целостный, деятельный, а не абстр.S, это индивид и общ-е сущ-во. А О-историчен, т к это рез-т ч-й деят-ти. S и О, Т и практика не т. противоп-ы, но и едины.

"Т ист.мат-зма": истмат является ни политэкономией, ни историей. Это общее учение об об-ве и законах его развития, т. е. социология. Развивая Марксов тезис о сути взаимосвязи базиса и надст­ройки, Б. подчеркивал значимость психо­логии, идеологии, нравственности и обычаев. Диалектика и общ-е изменения объяснимы Тей равновесия: все категории социально­го или материального порядка нахо­дятся в состоянии движения, к-е проистекает из противоречий внутри данной сис-мы. Л. сис-ма стремится к равновесию. Источник движения в борьбе сил. Триаду Гегеля "тезис — антите­зис — синтез" Б. пытался заместить схемой "первоначальное равнове­сие — нарушенное равновесие — восстановленное равновесие на но­вой основе". В обществе равновесие осуществляется меж­ду такими его элементами, как ве­щи, люди и идеи.

Разочарование в ряде тенденций эво­люции советского общества 1930-х результировалось у Б. попытками обоснования дополнения Марксовой фс некоей социологией мы­ш-я в качестве введения к ней, а также постулированием социалис­тического гуманизма как "идейной оси" времени и антитезы "фашист­скому скотству".

Сталин идеолог, теоретик и практик процесса по­строения социализма (тоталитаризма) в СССР. 2 параграф 4 главы «Истории ВКП(б). Краткий курс» «О диал-м и ист-ом Мзме». В этой работе весьма популярно и схематично изложил основные положения марксистской фс, отступающие во многих моментах от фс идей, содержащихся в трудах Маркса, Энгельса, Ленина. Мат-й монизм-идеал и мат-я стороны – 2 разные формы одной прды. Сталин расчленил фс на две части — метод(диалектика 4 осн-е черты: прда-связное целое; она в состоянии непрерыв.движения и развития; это движение –прогресс; движ.сила-борьба прот-тей) и тео­рию(мат-изм 3 черты: мир М-ен; С вотрично по N к М; мир Пем), упрощенно трактуя основные положения диалектики, фак­тически исключив из закона единства и борьбы противоположно­стей сторону единства. Ист.мат-распр-е идей диа.мата на об-во, сводился к хар-ке пр-ва, законы природы перенесены на об-во(от Бухарина). Гл проблема ист.мата-N мж об-ым С и об-м Б. Ядро – “ОВФ” - N С к Б, духовного к материальному, и этот критерий классифицирует все фс-е учения. Фс Сталина—разновидность вульгарного мат-зма, понимающая развитие об-ва как развитие орудий пр-ва, чему и д. служить ч-к, от кот-го требуется т. умение пользоваться этими орудиями. К, мораль, ч-е С вторичны, они - отражение усл-ий материальной ж. Марксизм здесь - маскировка, как источник для выдергивания понятий и цитат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.135.174 (0.006 с.)