Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рос. Версии марксизма: плеханов, богданов, луначарский, ленин, бухарин, сталин.
Сов. фс-не географ пон-е, а ист. Феномен (Любутин). Она - часть отеч.фс-го неаследия. СОВ.ФС—неодномерная, неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости интеллектуальная традиция в СССР 1930-1980-х. Плеханов. Возглавлял группу «Освобождение труда». Он хотел популяризировать марксистскую фсю в контексте всемирной ист-и фс, включив марксизм в традицию ист-ии матер-зма. Его основные работы: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Основные вопросы марксизма», «Письма без адреса» и др. В работе «Основные вопросы марксизма» он считает гл-й заслугой Маркса – выработка правильного метода, где он отказывается от спекулятивной фс-и Гегеля и развивает учение о М-зме. В основе предмета фс-ии марксизма П. считал диалектику. Причём диалектика – это не просто учение о развитии, где эволюция есть постепенное развитие, а она во многом зависит от географ-й среды. И по мнению П. Маркс говорит, что географ-я среда влияет на чел-ка посредством производственных отношений, возникших в данной местности. Т.о. люди сами создают свою историю. И географ-я среда, определяя х-р произв-х сил, создаёт объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной «надстройки». Отношение м/ж «основанием», т.е. базисом и надстройкой П. выразил в виде так наз. пятичленки, которая состоит из состояния производительных сил; обусловленных им эк-х NN; социально-политического строя, выросшего на данной экономической «основе»; психике общественного ч-ка; различных идеологий, отражающих в себе свойство этой психики. А основа общ-й ж - производственные силы, кот. состоят из вещественного фактора (орудия труда и условия труда) и личностного фактора (NN мж людьми). И изучая орудия труда можно прослеживать развитие об-ва. А вторую основу составляют произв-е NN, где главной является собственность, которая появляется в результате обмена и отношения распределения. Монистич-й взгляд на историю. Здесь он в качестве «исходного начала», или субстанции, принимал М, наделённую такими атрибутами как протяженность (O) и мышление (S). Так он приходил к фс Спинозы, а затем и к фс Канта. Поэтому в ТП он совершал дуализацию материи на «вещь в себе» и «чувственные впечатления», или «иероглифы». Т.е. П., как и Кант, заявлял, что М сама по себе, в качестве субстанции, нам неизвестна. Мы не м. знать, что такое М помимо наших ощущений. Т.о. М существует вне и независимо от С ч-ка и служит источником его ощущений. М существует объективно. Фс для П. – совок-ть гипотез, на к-ю опираются все естественные и общественные науки (напр. первоначально понятие «атома» было у Демокрита, а уже потом перешло в физику и в химию). Но когда эти науки полностью впитают в себя фс-кие идеи, то фс будет уже не нужна. Что касается вопроса о развитии России, то П., как истинный марксист верил, что экономическая теория Маркса и Энгельса приложима и к российскому обществу. Он считал, что Россия должна идти по западной, универсальной (как ему казалось) модели развития.
Богданов (Малиновский) разработал тектологию. “Тектология – всеобщая организационная наука” (теория сис-м). Мир устроен как сис-ма, иерархическая цепочка. Приходит на смену фс. Фс – собрание гипотез. Эти гипотезы толкают науку вперед. Термин “Диалектика” односторонне характеризует развитие, т.к. диалектика – это изменчивость. Но н. знать не т. как развивается, но и ЧТО развивается, н. дополнить концепцию тем, что устойчиво. Богданов предлагает изменить термин “диалектический” термином “исторический”. Открыли делимость атома – вывод материя исчезла”. Меняется понимание S и О. Богданов был под влиянием Маха: Вся фс занимается изучением опыта. Эволюция фсх воззрений Богданова: 1.Стихийный материализм, 2.Увлечение энергетизмом 3.Переход к механизму и махизму (“Эмпириомонизм”:Психическое — это индивидуальный опыт, а физическое — опыт коллективный, социально организованный. Психическое, выступая основой, «непосредственными комплексами ощущений», «подставляется» под физическое, которое есть не что иное, как результат организации восприятий. Противоположность материального и идеального таким образом якобы исчезает. Единый мир опыта выступает как содержание для единого познания. Это — эмпириомонизм). 4.Отрицание фс традиционном смысле. Богданов считает, что фс марксизма требует дальнейшей разработки, преобразования на основе тезисов Маркса о Фейербахе. Она д. стать фсей действия, призванной не т. объяснять мир, но и изменять его. Мир – поле коллект-го труда, где сталкивается чел-я активность и стихийное сопротивление природы. Их сочетание образуют бесконечные сис-мы, из к-х выживают наиболее приспособленные, т.е. наиболее организованные. Все сис-мы во Вс переходят от низшей ступени организованности к высшей. Самая высшая – трудовой коллектив чел-ва, само С к-х начинает пробуждаться в пролетариате. Каждый класс в ист-м процессе вырабатывает свои особые организационные методы, формы сотрудничества в об-ве, к-е образуют К данного класса. Пролетарский культ – корректное преобразование быта, искусства, науки. Чел-й коллектив – носитель всеобщих космических законов организ-сти. Самодостаточность социалистической активности – организационная утопия.
Б. скептически относился к идее диктатуры пролетариата, а мировая война привела его к выводу о неготовности реального европейского пролетариата к роли класса — строителя социализма. Луначарский. в основе его фc - размыш-я о соц-ист-м Бытии. А Маркса-учение о ч-ке как практическом действующем сущ-ве® А Луначарского. Влияние Фейербаха. Живое сущ-во –сущ-во, к-е обладает С-ем, некоторая часть единого, мат-го мира – мира нашего опыта; мир Познав-м, развивается по мат-м законам, изменяем ч-ким трудом® соц.процесс идет к триумфу разумного начала над неразумным, т.е к новой экономич.сис-ме-социализму, где ч-к м. Понять свою суть, шагнет из царства необ-ти в царство свободы. Ч- не т. практич. Мыслящее сущ-во, но и дух-е, оценивающее, моральное, у ч. есть эстетич-я совесть. Ч творит К-у, сам соверш-ясь. Аксиология. Все н. не т. Понимать, но оценивать. Связующее звено м/ж Т и практикой – оценка. Не ученый учит как ценить ж. Все оценки Sны, Оя оценка м. б. Т у кол-ва. Оценка имеет соц.прду.. Роды оценки: сенсуальный, утилитарный, общественный(моральный), эстетический(высший). У каждого класса свой вид оценки. Идеал – титан (романт. эстет оценка – правящий класс) и человекобог (демократ.класс)-жизнеутв-ая и жиз-созидающая-наиболее прогрессивная. Для достижения идеала н. соц.переустройство. эстетика-наука об оценках, ключ к открытию законов и построению идеал. об-ва. Революция связана с иск-вом: рев-я очищает путь для нового, а иск-во его творит. Богостроительство. Мировоззрение невозм-но без веры в ч-ка®новая религия. Бог отец-произв-е силы, сын-пролетариат, дух св.- теория соц-зма. Марксизм-научно обоснованная вера в вом-ть построения справедливого об-ва свободных народов. Главное-дух-й прогресс чел-ва. Ленин. “Материализм и эмпириокритицизм”. знакомится с трудами Маркса, Энгельса и Плеханова. Основные работы: «Мат-зм и эмпириокритицизм», «Фс-е тетради», Гл. тема – соотношение М и С. Л. указывает на первичность М, развивая марксистский материализм. М – это фс категория, кот. дана ч-ку в ощ-х. А С – высший продукт М, функция чел-го мозга, отражение внеш-го мира. П-диалектический процесс отражения сознанием объективного мира. Диалектика- единственно правильная Т развития об-ва. Законы диалектики-критерий в получении правильного З. И - соответствие наших знаний объекту, как отражение. Существует одна объективная абсолютная И. Но при чём он тут же говорит, что эта И складывается из суммы относительных, к-е м. заключать в себе и заблуждения. Но критерием И всегда является практика.
Творческое развитие марксизма возможно лишь в сфере применения теории, ее конкретизация в сфере исторического опыта, в контексте исторической практики. Марксизм – не только теория, но и обусловленная ею практика, “дело” с конечными и промежуточными историческими целями революционной борьбы и деятельности. Теория в марксизме всегда ориентирована на эти конкретные цели и должна адекватно направ лять интересы пролетариата. Философия, предоставленная самой себе – жалкая иллюзия, лицемерие, скрывающая за собой интересы той или иной социальной группы. Он, в сущности, смотрел на Маркса-философа сквозь призму «Анти-Дюринга», книги, которую еще в молодости он оценил как «удивительно содержательную и поучительную» и считал «настольной книгой всякого сознательного рабочего». Для него Маркс и Энгельс были как бы единым философом, а единая философия была энциклопедически изложена в «Анти-Дюринге». С точки зрения В. И. Ленина главное в учении Маркса — идея диктатуры пролетариата, который на фронтах классовой борьбы доводит ее до победы — построения социалистического общества. Стало быть, ядро марксизма сугубо политическое. Бухарин. Наиболее верно понял Маркса: онтология как практическую данность мат-го мира в практических формах, ТП понял в практических способах представления, ч-к отражение дей- активно преобразует мир. Критерий И – практика. Ч-к- целостный, деятельный, а не абстр.S, это индивид и общ-е сущ-во. А О-историчен, т к это рез-т ч-й деят-ти. S и О, Т и практика не т. противоп-ы, но и едины. "Т ист.мат-зма": истмат является ни политэкономией, ни историей. Это общее учение об об-ве и законах его развития, т. е. социология. Развивая Марксов тезис о сути взаимосвязи базиса и надстройки, Б. подчеркивал значимость психологии, идеологии, нравственности и обычаев. Диалектика и общ-е изменения объяснимы Тей равновесия: все категории социального или материального порядка находятся в состоянии движения, к-е проистекает из противоречий внутри данной сис-мы. Л. сис-ма стремится к равновесию. Источник движения в борьбе сил. Триаду Гегеля "тезис — антитезис — синтез" Б. пытался заместить схемой "первоначальное равновесие — нарушенное равновесие — восстановленное равновесие на новой основе". В обществе равновесие осуществляется между такими его элементами, как вещи, люди и идеи.
Разочарование в ряде тенденций эволюции советского общества 1930-х результировалось у Б. попытками обоснования дополнения Марксовой фс некоей социологией мыш-я в качестве введения к ней, а также постулированием социалистического гуманизма как "идейной оси" времени и антитезы "фашистскому скотству". Сталин идеолог, теоретик и практик процесса построения социализма (тоталитаризма) в СССР. 2 параграф 4 главы «Истории ВКП(б). Краткий курс» «О диал-м и ист-ом Мзме». В этой работе весьма популярно и схематично изложил основные положения марксистской фс, отступающие во многих моментах от фс идей, содержащихся в трудах Маркса, Энгельса, Ленина. Мат-й монизм-идеал и мат-я стороны – 2 разные формы одной прды. Сталин расчленил фс на две части — метод(диалектика 4 осн-е черты: прда-связное целое; она в состоянии непрерыв.движения и развития; это движение –прогресс; движ.сила-борьба прот-тей) и теорию(мат-изм 3 черты: мир М-ен; С вотрично по N к М; мир Пем), упрощенно трактуя основные положения диалектики, фактически исключив из закона единства и борьбы противоположностей сторону единства. Ист.мат-распр-е идей диа.мата на об-во, сводился к хар-ке пр-ва, законы природы перенесены на об-во(от Бухарина). Гл проблема ист.мата-N мж об-ым С и об-м Б. Ядро – “ОВФ” - N С к Б, духовного к материальному, и этот критерий классифицирует все фс-е учения. Фс Сталина—разновидность вульгарного мат-зма, понимающая развитие об-ва как развитие орудий пр-ва, чему и д. служить ч-к, от кот-го требуется т. умение пользоваться этими орудиями. К, мораль, ч-е С вторичны, они - отражение усл-ий материальной ж. Марксизм здесь - маскировка, как источник для выдергивания понятий и цитат.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.135.174 (0.006 с.) |