Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема специфики общ. Законов. Законы об-ва и деят-ть людей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Совр.соц.фс опирается на опыт повседневности (здравый смысл) и на научное обществознание. Нужно свести повседневный опыт к законам, устойчивым связям. Общ.законы – это необходимые связи и зависимости му подсистемами общества, людьми, условиями их жизни, содержанием деят-ти и формами общения. Закон из всего многообразия связей выделяет особые для этой системы, необходимые для ее существования. В сер.19в. обществознание в опр-нии законов следовало е/з. Зависимости людей от соц.условий уподоблялись зависимостяи от природных условий, кот-ые формируют ч-ка и требуют приспособления к ним. 20в. показал возможность изменяемости соц.форм на практике. Соц.формы – не есть чисто внешние индивиду стр-ры. В соц. фс имеем дело не с природой, т.о., ест.-научный подход не устраивает (невозможно провести эксперимент на сущ-ние единого закона эволюции).? о специфике обществ.законов. В прд действуют вещи, с ними просто. В об-ве действуют люди, кот-е сами делают историю, но не свободны в выборе обстоятельств своей деят-ти. Условия – продукт деят-ти людей. Люди меняются, соот-но и условия (люди все больше влияют на условия). В условиях, кот-е создало одно поколение, живет другое. Поэтому законы об-ва историчны (в отличие от зак-в природы). Общих законов для всех времен и народов не существует (Маркс).Универсальные законы д.б. конкретизированы в локальных законах (для разного времени и сообщества) (Розов Н.С.). Соц.законы сущ-ют лишь в деят-ти людей. Деят-ть – это способ воспроизводства соц.процессов, самореализации ч0ка, его связей с окр. миром. Деят-ть людей – не пассивный проводник действия законов, но люди изменяют обст-ва под давлением самих обст-в, не по произволу, а в соответствии с объектив. условиями. И общ.законы опр-ют содержание и направление этой деят-ти, но лишь в общее направление. Поэтому каждый народ имеет свою историю, хотя в странах с одним соц.-экон. укладом действуют одни общ.законы (Келле В.К., Ковальзон М.Я.). Для каждой соц.системы м.б. своя система повседневного опыта, к кот-ой нельзя подходить с заранее готовыми общими схемами. Цель теор. истории – получение комплекса взаимосвязанных теорий, объясняющих ход и взаимодействие мн-ва частных историй. Теории м.б. исп-ны не для предсказания конкретных событий, а т. границ протекания процессов (Розов Н.С.). Весь опыт повседневности в сочетании с общ.законами д. подготовить ближ. поколения к адекватному выбору. В постиндустр. эпоху стало формироваться представление об общ.законах как о законах-тенденциях, выражающих эффект сочетания разл. чел-ких деят-тей, условий их сочетания. Люди не живут по одному закону (т.к. они не элементы машины). В их поведение вписываются разл.законы, и вопрос их сочетания всегда остается открытым. Люди также не могут строить деят-ть, учитывая сразу всю совокупность необходимых связей. При этом их бытие носит напррывный хар-р, а деят-ть распадается на отдельные акты; вот они-то и могут строиться по опр-ой схеме, представляющей объектив.связь. В отдельном акте индивид не исп-ет всего поля картины соц.реальности, он фокусирует сознание на том ее фрагменте, кот-ый в данный момент представляет наиб. смысл. Обобщ. картина реальности здесь присутсвует в виде фоновых соц. связей.
47. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ И ТИПИЗАЦИИ СОЦ.ПРОЦЕССА, КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ЕГО ОСОБЫХ ФОРМ. Соц.процесс –это сопряженность в пространстве и развертывание во времени к-л явления или события в пространстве межчеловеческих связей, постоянно изменяющихся и трансформирующихся, становящихся. Это опр.последовательность стадий, состояний. моментов во взаимодействии людей. Люди своим взаимодействием возбуждают, поддерживают или прекращают к.-л. процессы. Пролема: явл-ся ли люди элементами (субъектами) процессов или они т. обусловлены действием сил истор.процесса? Бытие ч-ка зависит от его вписанности в процессы, как и процессы, образующие соц. бытие, зависят от «процессности» бытия личностей.? в том, как способ бытия людей и вещей выражают ход процессов и опр-ют их логику. Люди и вещи по-разному обеспечивают протекание соц.процесса. Вещи функ-ют как кристаллизации процесса, а люди оказываются силой, генерирующей и обновляющей энергию его воспроизводства. Ч-к сам д.б. понят как процесс, обеспечивающий пульсацию об-ва. Соц. функции не предопр-ют рез-тов деят-ти, объема и содержания самореализации индивидов. В бытии инд.ч-ка разл.грани соц.процесса не рядоположены друг другу, они постоянно варьируются, возвращаются, обновдяются, образуют разлюсочетания и вносят тем самым в соц.процесс коррективы, создают доп.мотивы, стимулы. Многомерность соц.процесса м. постигаться разл.путями. Если рассматриваем как масштабную истор.конструкцию, то многомерность предстает в образе надындивидной системы, где люди действуют и общаются по заданным траекториям. В этом образе соц.процесса роль людей – сохранение и воспроизводство соц.связей. Если же расс-ем многомерность как потенцию постоянного становления совместной жизни людей и организации этой жизни, тогда видно,что в многократных повторениях инд.дея-ти людей происходит обновление и наращивание совокупной соц.жизни. Обновление здесь оказывается и сохранением. Образ соц.процесса не просто зависит от позиции ч-ка, он укоренен в переплетении соцюсвязей, в возможностях ч-ка открывать и исп-ть в своем поведении многомерность соц.процесса, сочетать и сообразовывать разные формы освоения действительности. Соц.сложность образуется сочетанием простых элементов и их взаимодействий. Органическое сочетание и смена форм соц. процесса не м.б. обеспечены сложением простых ч-ких действий и способов инд. самореализации. Сохранность и обновление процесса м.б. обеспечены т. многомерностью и незамкнутостью его составляющих. Соц.процесс по опр-ию оказывается проблемой, для об-ва, для индивида, для теоретока, т.к. это постоянный перенос и смена ч-ких качеств при сохранении живой деят-ти. В такой ситуации нестабильности об-во д. орг-ть и поддерживать опр.систему отношений; индивид – осваивать процесс с опр.исходной позиции; теоретик – найти исходный масштаб для последовательного концептуального описания об-ва (при том, что соц.процесс не редуцируется к одной линии его реализации, к одной посистеме или стадии. Эта несводимость процесса к одному началу или мотиву предопределена ч-кой дея-тью какпостоянно меняющей непосредственное индивидное выражение, формы реализации.
48. Социальное бытие как деятельность людей. Совместный, предметный и индивидный аспекты человеческой деятельности. Прежде чем дать хар-ку соц. бытию, необходимо сформулировать опр-ие соц. процесса. Социальный процесс – это определенная последовательность стадий, состояний, моментов, событий. В этот процесс включены люди и вещи, но они играют в нем совершенно различные роли. Если люди явл-ся двигателями соц. процесса, за счет их сил происходит его развитие и изменение, то вещи явл-ся в некотором роде закрепителями происходящих изменений, кристаллизируют этот процесс. Соц. процесс м. понять как многочлен чел. деят-тей, сменяющих и сопряженных друг с другом, “распределившихся” во времени и пространстве. Важным явл-ся вопрос о взаимосвязи вещей и процессов. Либо вещи и люди существуют сами по себе, и процесс строится между и “вокруг” них, либо вещи непосредственно включены в процесс и с ними что-то происходит. Для нас существенно то, как способ бытия вещей воплощает процессы, как способ бытия людей реализует и модифицирует соц. процесс. В этом процессе люди и вещи по разному обеспечивают его протекание. Люди и вещи обеспечивают воспроизводимость процесса, но вещи в основном ответственны за воспроизводимость (и повторность), люди – за обновление и развитие. Социальное бытие – это, прежде всего, процесс постоянного взаимодействия людей посредством их деятельности. Причём в этот процесс взаимодействия могут быть включены орудия труда, законы и нормы и многое другое. Таким образом, социальное бытие – сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей. Деят-ть – это форма реализации людьми своих сил. Каждое поколение должно вырабатывать новые формы освоения чел. опыта => самореализация, т. е. внутр. условие осущ-ния внешнесоц. преобразований. Деят-ть индивид. ч-ка, как минимум, трехмерный процесс, поскольку она включает в себя отн-е ч-ка к предмету, отн-е к другому ч-ку, и отн-е его к самому себе. Деят-ть с предметом, общение и самореализация – грани одного и того же жизн. процесса чел. индивида. Индивид может по-человечески действовать с предметом, поскольку он в процессе общения сделал своей способностью чел. способ деят-ти. Он по-человечески общается с другими людьми, поскольку он может предметно представить и определить значения и смыслы своих и чужих поступков. Он может по-человечески относится к себе, ибо располагает возм-ми и способностями культивировать свои силы во взаимодействии и сообщ-ве с другими людьми. Таким образом, он может реализовывать себя как предметную и социальную (= совместную) силу, как индивидуальное бытие, открытое к различным формам социального процесса. В соц. процессе люди взаимодействуют с предметными условиями и средствами, но создают и воспроизводят эту предметность как предметность социальную своими усилиями. Погружение ч-ка в мир соц. предметности предполагает, что он сам – предметное существо – в смысле такого развития деятельных способностей, кот-е позволяет использовать социальную предметность в качестве средства обновления и наращивания своих жизненных, индивидных, личностных сил. Развертывание индивидом своих способностей строится при явном (при формировании личности) или скрытом содействии других людей. С др. стороны, осваивая социальную предметность, индивид и себя помечает как особого субъекта, владеющего предметной способностью. Индивид обнаруживает и определяет себя через освоение социальной предметности, он приходит к пониманию себя как предметного сосредоточия собственных сил, как способности выстраивать процесс своего собственного бытия. Связь предметности и социальности деятельности свидетельствует о том, что её социальный характер не сводится к её совместности. Иными словами, деятельность без самореализации индивидов попросту невозможна. Предметность и социальность деятельности продуктивно реализуются только при наличии самореализации. В своем предметном бытии индивид оказывается связан через средства жизни и деят-ти со множеством людей, в прямые контакты с которыми он никогда не вступал. Тяга ч-ка к предмету детерминирована скрытыми или выявленными в форме предмета чел. качествами. Поэтому, контакт индивида с предметом оказывается его общением с другими людьми, его контактом с чел. силами, аккумулированными в предмете.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.66 (0.011 с.) |