Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема специфики общ. Законов. Законы об-ва и деят-ть людей.

Поиск

Совр.соц.фс опирается на опыт повседневности (здравый смысл) и на научное обществознание. Нужно свести повседневный опыт к законам, устойчивым связям. Общ.законы – это необходимые связи и зависимости му подсистемами общества, людьми, условиями их жизни, содержанием деят-ти и формами общения. Закон из всего многообразия связей выделяет особые для этой системы, необходимые для ее существования. В сер.19в. обществознание в опр-нии законов следовало е/з. Зависимости людей от соц.условий уподоблялись зависимостяи от природных условий, кот-ые формируют ч-ка и требуют приспособления к ним. 20в. показал возможность изменяемости соц.форм на практике. Соц.формы – не есть чисто внешние индивиду стр-ры. В соц. фс имеем дело не с природой, т.о., ест.-научный подход не устраивает (невозможно провести эксперимент на сущ-ние единого закона эволюции).? о специфике обществ.законов. В прд действуют вещи, с ними просто. В об-ве действуют люди, кот-е сами делают историю, но не свободны в выборе обстоятельств своей деят-ти. Условия – продукт деят-ти людей. Люди меняются, соот-но и условия (люди все больше влияют на условия). В условиях, кот-е создало одно поколение, живет другое. Поэтому законы об-ва историчны (в отличие от зак-в природы). Общих законов для всех времен и народов не существует (Маркс).Универсальные законы д.б. конкретизированы в локальных законах (для разного времени и сообщества) (Розов Н.С.). Соц.законы сущ-ют лишь в деят-ти людей. Деят-ть – это способ воспроизводства соц.процессов, самореализации ч0ка, его связей с окр. миром. Деят-ть людей – не пассивный проводник действия законов, но люди изменяют обст-ва под давлением самих обст-в, не по произволу, а в соответствии с объектив. условиями. И общ.законы опр-ют содержание и направление этой деят-ти, но лишь в общее направление. Поэтому каждый народ имеет свою историю, хотя в странах с одним соц.-экон. укладом действуют одни общ.законы (Келле В.К., Ковальзон М.Я.). Для каждой соц.системы м.б. своя система повседневного опыта, к кот-ой нельзя подходить с заранее готовыми общими схемами. Цель теор. истории – получение комплекса взаимосвязанных теорий, объясняющих ход и взаимодействие мн-ва частных историй. Теории м.б. исп-ны не для предсказания конкретных событий, а т. границ протекания процессов (Розов Н.С.). Весь опыт повседневности в сочетании с общ.законами д. подготовить ближ. поколения к адекватному выбору. В постиндустр. эпоху стало формироваться представление об общ.законах как о законах-тенденциях, выражающих эффект сочетания разл. чел-ких деят-тей, условий их сочетания. Люди не живут по одному закону (т.к. они не элементы машины). В их поведение вписываются разл.законы, и вопрос их сочетания всегда остается открытым. Люди также не могут строить деят-ть, учитывая сразу всю совокупность необходимых связей. При этом их бытие носит напррывный хар-р, а деят-ть распадается на отдельные акты; вот они-то и могут строиться по опр-ой схеме, представляющей объектив.связь. В отдельном акте индивид не исп-ет всего поля картины соц.реальности, он фокусирует сознание на том ее фрагменте, кот-ый в данный момент представляет наиб. смысл. Обобщ. картина реальности здесь присутсвует в виде фоновых соц. связей.

 

47. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ И ТИПИЗАЦИИ СОЦ.ПРОЦЕССА, КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ЕГО ОСОБЫХ ФОРМ.

Соц.процесс –это сопряженность в пространстве и развертывание во времени к-л явления или события в пространстве межчеловеческих связей, постоянно изменяющихся и трансформирующихся, становящихся. Это опр.последовательность стадий, состояний. моментов во взаимодействии людей. Люди своим взаимодействием возбуждают, поддерживают или прекращают к.-л. процессы. Пролема: явл-ся ли люди элементами (субъектами) процессов или они т. обусловлены действием сил истор.процесса? Бытие ч-ка зависит от его вписанности в процессы, как и процессы, образующие соц. бытие, зависят от «процессности» бытия личностей.? в том, как способ бытия людей и вещей выражают ход процессов и опр-ют их логику. Люди и вещи по-разному обеспечивают протекание соц.процесса. Вещи функ-ют как кристаллизации процесса, а люди оказываются силой, генерирующей и обновляющей энергию его воспроизводства. Ч-к сам д.б. понят как процесс, обеспечивающий пульсацию об-ва. Соц. функции не предопр-ют рез-тов деят-ти, объема и содержания самореализации индивидов. В бытии инд.ч-ка разл.грани соц.процесса не рядоположены друг другу, они постоянно варьируются, возвращаются, обновдяются, образуют разлюсочетания и вносят тем самым в соц.процесс коррективы, создают доп.мотивы, стимулы. Многомерность соц.процесса м. постигаться разл.путями. Если рассматриваем как масштабную истор.конструкцию, то многомерность предстает в образе надындивидной системы, где люди действуют и общаются по заданным траекториям. В этом образе соц.процесса роль людей – сохранение и воспроизводство соц.связей. Если же расс-ем многомерность как потенцию постоянного становления совместной жизни людей и организации этой жизни, тогда видно,что в многократных повторениях инд.дея-ти людей происходит обновление и наращивание совокупной соц.жизни. Обновление здесь оказывается и сохранением. Образ соц.процесса не просто зависит от позиции ч-ка, он укоренен в переплетении соцюсвязей, в возможностях ч-ка открывать и исп-ть в своем поведении многомерность соц.процесса, сочетать и сообразовывать разные формы освоения действительности. Соц.сложность образуется сочетанием простых элементов и их взаимодействий. Органическое сочетание и смена форм соц. процесса не м.б. обеспечены сложением простых ч-ких действий и способов инд. самореализации. Сохранность и обновление процесса м.б. обеспечены т. многомерностью и незамкнутостью его составляющих.

Соц.процесс по опр-ию оказывается проблемой, для об-ва, для индивида, для теоретока, т.к. это постоянный перенос и смена ч-ких качеств при сохранении живой деят-ти. В такой ситуации нестабильности об-во д. орг-ть и поддерживать опр.систему отношений; индивид – осваивать процесс с опр.исходной позиции; теоретик – найти исходный масштаб для последовательного концептуального описания об-ва (при том, что соц.процесс не редуцируется к одной линии его реализации, к одной посистеме или стадии. Эта несводимость процесса к одному началу или мотиву предопределена ч-кой дея-тью какпостоянно меняющей непосредственное индивидное выражение, формы реализации.

 

48. Социальное бытие как деятельность людей. Совместный, предметный и индивидный аспекты человеческой деятельности. Прежде чем дать хар-ку соц. бытию, необходимо сформулировать опр-ие соц. процесса. Социальный процесс – это определенная последовательность стадий, состояний, моментов, событий. В этот процесс включены люди и вещи, но они играют в нем совершенно различные роли. Если люди явл-ся двигателями соц. процесса, за счет их сил происходит его развитие и изменение, то вещи явл-ся в некотором роде закрепителями происходящих изменений, кристаллизируют этот процесс. Соц. процесс м. понять как многочлен чел. деят-тей, сменяющих и сопряженных друг с другом, “распределившихся” во времени и пространстве. Важным явл-ся вопрос о взаимосвязи вещей и процессов. Либо вещи и люди существуют сами по себе, и процесс строится между и “вокруг” них, либо вещи непосредственно включены в процесс и с ними что-то происходит. Для нас существенно то, как способ бытия вещей воплощает процессы, как способ бытия людей реализует и модифицирует соц. процесс. В этом процессе люди и вещи по разному обеспечивают его протекание. Люди и вещи обеспечивают воспроизводимость процесса, но вещи в основном ответственны за воспроизводимость (и повторность), люди – за обновление и развитие. Социальное бытие – это, прежде всего, процесс постоянного взаимодействия людей посредством их деятельности. Причём в этот процесс взаимодействия могут быть включены орудия труда, законы и нормы и многое другое. Таким образом, социальное бытие – сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей.

Деят-ть – это форма реализации людьми своих сил. Каждое поколение должно вырабатывать новые формы освоения чел. опыта => самореализация, т. е. внутр. условие осущ-ния внешнесоц. преобразований. Деят-ть индивид. ч-ка, как минимум, трехмерный процесс, поскольку она включает в себя отн-е ч-ка к предмету, отн-е к другому ч-ку, и отн-е его к самому себе. Деят-ть с предметом, общение и самореализация – грани одного и того же жизн. процесса чел. индивида. Индивид может по-человечески действовать с предметом, поскольку он в процессе общения сделал своей способностью чел. способ деят-ти. Он по-человечески общается с другими людьми, поскольку он может предметно представить и определить значения и смыслы своих и чужих поступков. Он может по-человечески относится к себе, ибо располагает возм-ми и способностями культивировать свои силы во взаимодействии и сообщ-ве с другими людьми. Таким образом, он может реализовывать себя как предметную и социальную (= совместную) силу, как индивидуальное бытие, открытое к различным формам социального процесса.

В соц. процессе люди взаимодействуют с предметными условиями и средствами, но создают и воспроизводят эту предметность как предметность социальную своими усилиями. Погружение ч-ка в мир соц. предметности предполагает, что он сам – предметное существо – в смысле такого развития деятельных способностей, кот-е позволяет использовать социальную предметность в качестве средства обновления и наращивания своих жизненных, индивидных, личностных сил. Развертывание индивидом своих способностей строится при явном (при формировании личности) или скрытом содействии других людей. С др. стороны, осваивая социальную предметность, индивид и себя помечает как особого субъекта, владеющего предметной способностью. Индивид обнаруживает и определяет себя через освоение социальной предметности, он приходит к пониманию себя как предметного сосредоточия собственных сил, как способности выстраивать процесс своего собственного бытия. Связь предметности и социальности деятельности свидетельствует о том, что её социальный характер не сводится к её совместности. Иными словами, деятельность без самореализации индивидов попросту невозможна. Предметность и социальность деятельности продуктивно реализуются только при наличии самореализации. В своем предметном бытии индивид оказывается связан через средства жизни и деят-ти со множеством людей, в прямые контакты с которыми он никогда не вступал. Тяга ч-ка к предмету детерминирована скрытыми или выявленными в форме предмета чел. качествами. Поэтому, контакт индивида с предметом оказывается его общением с другими людьми, его контактом с чел. силами, аккумулированными в предмете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.66 (0.011 с.)