Тема 1. Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности



Конспект лекций

Введение

1. Понятие экономического анализа

2. Задачи анализа хозяйственной деятельности (АХД) на предприятии

3. Предмет АХД

1. Экономический анализ— это научный способ позна­ния сущности экономических явлений и процессов, основанный на рас­членении их на составные части и изучении их во всем многообразии свя­зей и зависимостей.

Различают макроэкономический анализ, который изучает эконо­мические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний вид получил в нашей стране название анализа хозяйственной деятельности (АХД).

 

 

Возникновение экономического анализа как средства познания сущности экономических явлений и процессов ученые связывают непосредственно с возникновением и развитием бухгалтерского уче­та и балансоведения. Однако свое теоретическое и практическое раз­витие он получил во второй половине XIX в. Обособление АХД в специальную отрасль знаний произошло несколько позже — в первой половине XX в.

Становление АХД обусловлено общими объективными требования­ми и условиями, которые свойственны возникновению любой новой от­расли знаний:

во-первых, практической потребностью в комплексном и систем­ном анализе в связи с развитием производительных сил, совершен­ствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты, прикидки в памяти, которые применялись на кустарных и полукустарных пред­приятиях, стали недостаточными в условиях крупномасштабного про­изводства. Без комплексного, всестороннего АХД невозможно управ­лять сложными экономическими процессами, принимать оптималь­ные решения.

Таким образом, АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внут­рихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных пла­нов и управленческих решений.

Рис.2. Функции управления

2.Основные задачи АХД субъекта хозяйствования:

1. Изучение характера действия экономических законов, установ­ление закономерностей и тенденций экономических явлений и про­цессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов: без глубокого экономического анализа результатов деятельности пред­приятия за прошедшие 5-10 лет, без обоснованных прогнозов на пер­спективу, без изучения закономерностей развития экономики пред­приятия, без выявления недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управлен­ческого решения.

3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. АХД должен проводиться не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых резуль­татов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы. Именно по этой причине необходимо повышать оперативность и действенность анализа.

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности.

5. Поиск резервов повышения эффективности функционирова­ния предприятия на основе изучения передового опыта и достиже­ний науки и практики.

6. Оценка результатов деятельности предприятия на основе до­стигнутого уровня развития экономики, выполнения планов и дина­мики показателей, использования имеющихся возможностей и диаг­ностика его положения на рынке продуктов и услуг.

7. Оценка степени финансовых и операционных рисков и выра­ботка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса.

8. Разработка рекомендаций по использованию выявленных ре­зервов.

Следовательно, АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного Развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов по­вышения эффективности производства и разработкой рекомендаций по их использованию.

3. Хозяйственная деятельность и процессы, кото­рые в ней протекают, являются объектом исследования многих наук - экономической теории, макро- и микроэкономики, управ­ления, организации и планирования производственно-финансо­вой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономичес­кого анализа и т.д.

Экономика изучает воздействие общих, частных и специфичес­ких законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия; статистика - коли­чественные стороны массовых экономических явлений и процес­сов, которые происходят в хозяйственной деятельности; бухгалтер­ский учет - кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности.

Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономи­ческих явлений и процессов.

Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей являются главной задачей АХД. По­знание причинно-следственных связей позволяет раскрыть сущность экономических явлений и процессов и на этой основе дать правиль­ную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, выработать тактическую и стратеги­ческую экономическую политику, направленную на достижение ус­тойчивости предприятия в условиях рынка и минимизации эконо­мических рисков.

 

Преприятия

1. Показатели эффективности и интенсивности использования капитала. Методика их расчета и анализа.

2. Анализ оборачиваемости капитала.

1. Бизнес в любой сфере деятельности начинается с определенной суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необ­ходимое количество ресурсов, организуется процесс производства и сбыт продукции. Капитал в процессе своего движения проходит три последовательные стадии кругооборота: заготовительную, производ­ственную и сбытовую. На первой стадии предприятие приобретает необходимые ему основ­ные фонды, производственные запасы; на второй стадии часть средств в форме запасов поступает в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхо­ванию и другие расходы; заканчивается она выпуском готовой продук­ции. На третьей стадии готовая продукция реализуется, и на счет пред­приятия поступают денежные средства, причем, как правило, превы­шающие первоначальную сумму на величину полученной прибыли от бизнеса. Следовательно, чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше Предприятие получит и реализует продукции при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени. Задержка движе­ния средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости ка­питала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать зна­чительное ухудшение финансового состояния предприятия.

Повышение доходности капитала достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию с прибылью.

Таким образом, эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью), а интенсивность его использования - скоростью оборота.

В зависимости от того, с чьих позиций оценивается деятельность предприятия, существуют разные подходы к расчету показателей рентабельности капитала.

С позиции всех заинтересованных лиц (государства, собственников и кредиторов) общая оценка эффективности использования совокупных ресурсов производится на основании показателя рентабельности совокупного капитала, который определяют отношением общей суммы брутто-прибыли до выплаты налогов и процентов к средней сумме совокупных активов предприятия за отчетный период:

Данный показатель рентабельности показывает, сколько прибы­ли зарабатывает предприятие на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы. Он характеризует доходность всех активов, вве­ренных руководству, независимо от источника их формирования.

С позиции собственников и кредиторов определяют рентабельность совокупного капитала отношением чистой прибыли и процентов за кредиты с учетом налоговой экономии к средней сумме совокупных активов за отчетный период:

Существует еще целый ряд показателей рентабельности, которые помогают оценить эффективность использования капитала: рентабельность собственного капитала, рентабельность операционного капитала, прибыль на акционерный капитал, прибыль на одну акцию.

Причины и виды банкротства.

Процедуры банкротства.

Процедуры банкротства.

Можно дать общее понятие процедур банкротства как определенных стадий развития отношений банкротства. Закон о банкротстве в ст.27 дает перечень применяемых процедур:

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

Финансовое оздоровление требует использования комплекса мероприятий для повышения платежеспособности, финансовой устойчивости и эффективности деятельности предприятий и организаций и предполагает разработку стратегии финансового оздоровления, соответствующих программ и планов на основе избранных с этой целью методов.
Для выбора методов финансового оздоровления необходимы четкие критериальные оценки.
Основанием для их выбора является стадия финансового кризиса, на которой находится предприятие (организация). Это либо стадия финансовой нестабильности, скрытая стадия банкротства, стадия неплатежеспособности (реального банкротства), стадия официального признания банкротства, постсудебная стадия.
Важнейший критерий при выборе методов финансового оздоровления - затратность предлагаемых вариантов выхода из кризисной ситуации, достижение максимального эффекта при минимальных затратах.
Выбор метода оздоровления зависит и от желаемого результата: реструктуризации имущества предприятия (организации), реализации возможностей увеличения уставного капитала, ликвидации задолженности по заработной плате, переподготовки персонала и т.д.
При критериальной оценке необходимо учитывать и причины финансовой нестабильности. Разные причины кризиса требуют разных методов оздоровления. Так, если основной причиной неплатежеспособности стал резкий рост просроченной дебиторской задолженности, то восстановлению финансового равновесия будут способствовать: цессия, факторинг, использование векселей.
Следует принимать во внимание также характер возникшей проблемы. Методы должны быть адекватны возникшим проблемам и решать именно эти проблемы. Так, при.выпуске большого объема бракованной продукции проблему в зависимости от ее масштаба можно решать путем ужесточения технологической и трудовой дисциплины, дополнительного контроля качества продукции и технического состояния оборудования, увеличения штата ремонтных рабочих и путем приобретения нового оборудования на основе заключения лизингового договора с лизинговой фирмой и т.п.
На выбор метода финансового оздоровления оказывает влияние и региональная специфика: особенности местного законодательства, прежде всего налогового, возможности получения дополнительной финансовой поддержки со стороны местных властей. При наличии в регионе благоприятных условий для привлечения инвестиций, законодательно предусмотренных льгот, предприятие может позволить себе использовать более затратные методы оздоровления.
При выборе методов и программы финансового оздоровления необходимо иметь в виду также отраслевую специфику. Процесс финансового оздоровления торговой фирмы требует меньше финансовых ресурсов, чем процесс на аналогичном по масштабам промышленном предприятии.
Важно учитывать и размер предприятия. Большие масштабы предприятия затрудняют организационные изменения, но преимуществом таких предприятий является более значительная ресурсная база. Небольшая компания может осознать необходимость изменений быстрее, чем крупная корпорация, но оказаться не в состоянии осуществить их из-за отсутствия ресурсов.
При критериальных оценках методов имеет значение и возраст предприятия. Инерция у старых предприятий (компаний) сильнее, чем у молодых, а соответственно, глубокие изменения у них менее вероятны. В то же время старые компании осуществляют структурные преобразования быстрее, чем молодые, так как изменения в их структуре часто оказываются единственно возможным способом выживания.
Важный критерий - степень риска, на который готовы пойти компании. Не всегда можно предсказать последствия реализации тех или иных мероприятий, влияние целого ряда внешних факторов. Поэтому подчас приходится отказываться от наиболее эффективных методов в пользу менее рискованных, менее подверженных внешнему воздействию, но более прогнозируемых.
Необходимый критерий и продолжительность реализации программы финансового оздоровления, и реальный резерв времени. Так, если у предприятия имеется просроченная задолженность и существует реальная угроза обращения кредиторов в суд, то целесообразны оперативные меры по реструктуризации задолженности, отсрочке и рассрочке платежей, взаимозачетам, погашению долгов собственной продукцией или услугами по конвертации задолженности в акции предприятия и т.д.
Выбор методов финансового оздоровления предполагает определенную последовательность действий:
а) анализ финансово-хозяйственной деятельности позволяет выявить наиболее острые проблемы;
б) определяются варианты решения этих проблем для первичного финансового оздоровления и пути дальнейшего повышения финансовой устойчивости;
в) осуществляется оценка альтернативных вариантов решения проблем по различным критериям;
г) оцениваются последствия применения выбранных вариантов при различных условиях;
д) в программу финансового оздоровления отбираются методы, позволяющие получить желаемые результаты с минимальными затратами.
Выбор метода финансового оздоровления оказывает прямое влияние на достижение поставленных при этом целей, на устойчивость финансового состояния предприятий и их будущее.

3. При определении основных путей финансового оздоровления их подразделяют на краткосрочные (чрезвычайные) мероприятия и долгосрочные (стратегические).

К краткосрочным, наибо­лее часто применяемым в развитых странах, мероприятиям относятся: 1. смена руководителей всех уровней, если есть очевидные признаки их некомпетентности; 2. изменение организационной структуры предприятия - сокраще­ние аппарата управления, централизация контрольно-плановых функций, продажа отдельных филиалов и подразделений при условии явной невоз­можности их использования в перспективе; 3. установление жесткого конт­роля затрат; 4. психологическая переориентация персонала; 5. сокращение номенклатуры продукции и услуг, немедленный отказ от убыточных про­изводств. 6. усиленный маркетинг, направленный в первую очередь на оп­ределение возможностей продажи части активов предприятия и выявления допол­нительного спроса на его продукцию; и т.д.

К определению долгосрочных направлений финансового оздоровления, наряду с маркетинговыми службами, которые рассматривают различные ва­рианты рынков, продуктов, программ и т.д., должны быть привлечены все заинтересованные в этом процессе стороны. Целью их совместной деятельности является подготовка материалов для сравнительного анализа эффективности различных проектов финансового оздоровления. Данный анализ должен ориентироваться не только на расчет ожидаемых затрат и доходов, но и учитывать определенные предприятием приоритеты. Это могут быть соци­альные, научно-технические и иные приоритеты, которые позволят выбрать наиболее приемлемые из проектов, близких по рентабельности.

Предприятие-банкрот зависит от внешней среды, но и внешняя среда, в силу ряда объективных и субъективных причин, обыч­но, небезразлична к нему. Поэтому в анализе эффективнос­ти проектов финансового оздоровления участвуют и внешние аналитики. Федеральные, региональные, отраслевые ведомства и организа­ции имеют возможности предлагать предприятию свои приоритеты. В случаях, оп­ределенных законом, эти приоритеты обязательны для предприятия, в иных слу­чаях следование им может явиться предметом переговоров. Предприятие-банкрот должно интенсифицировать свои контакты с раз­личными внешними организациями для поиска зон совместных интересов.

В результате предварительной работы составляется план мероприятий по финансовому оздоровлению, который может со­держать следующие разделы и подразделы: I. Работы по расширению и совершенствованию действующих рентабельных производств: 1.1. НИР и НИОКР 1.2. Реконструкция, новое строительство. 1.3. Ремонт и модер­низация действующего оборудования. 1.4. Заказ и поставка нового обо­рудования, организация снабжения. 1.5. Организация сбыта, маркетинг. 1.6. Накладные расходы /командировки, представительские, реклама и т.д. 2. Постановка новой продукции на производство. 2.1. НИОКР. 2.2. Реконструкция, новое строительство. 2.3. Ремонт и модернизация действующего оборудования. 2.4. Заказ и поставка нового оборудования, Организация снабжения. 2.5. Организация сбыта, маркетинг. 2.6. Накладные расходы. 3. Совершенствование общефирменной системы управления. 4. Подготовка персонала. 5. Решение социальных вопросов. 6. Создание новых филиалов и отделений в других городах и регионах. 7. Другое. По каждому разделу и подразделу необходимо указывать сроки исполнения и единовременные расходы по месяцам, а также сумму единовременных затрат, приведенных к моменту завершения плана мероприятий. Данный план завершается расчетом ожидаемых расходов и чистых доходов после выхода на проектируемые объемы деятельности.

План мероприятий дополняется планом финансирования, который содержит следующие разделы: 1. Собственные средства 1.1. Чистые доходы от действующего производства, направляемые на финансирование бизнес-плана 1.2. Расширение акционерного капитала 1.3. Целевое финансирование 1.4. Ути­лизация, продажа, сдача в аренду активов 2. Заемные средства. 3. Сум­ма ожидаемого притока средств 4. Потребность в средствах по месяцам /данные плана мероприятий/ 5. Излишек /дефицит/ средств.

Окончательно разработанный и принятый план финансового оздоровления оформляется в виде единого документа и приложений к не­му. План для внутреннего пользования, кроме всего вышеперечис­ленного, должен включать четкое описание ожидаемых проблем и спосо­бов их разрешения. Этот вариант плана обычно бывает закрытым для повсеместного ознакомления.

Пример теста

1. Динамика анализируемых явлений и процессов изучается с помощью

1) относительных показателей

2) показателей, характеризующих темпы роста

3) показателей, характеризующих соотношение отдельных элементов однородной совокупности на определенную дату.

2. Двухфакторные модели рентабельности относятся к

1) кратным моделям

2) смешанным моделям

3) мультипликативным моделям

 

3. К методам факторного анализа относятся

1) метод сравнения

2) индексный метод

3) метод детализации

 

4. Аддитивная модель представляет собой:

1). частное от деления делимого и делителя;

2). алгебраическую сумму;

3). произведение сомножителей.

 

5. Актив баланса включает:

1) внеоборотные активы, денежные средства и дебиторскую задолженность;

2) оборотные и нематериальные активы;

3) внеоборотные и оборотные активы.

 

6. Пассив баланса включает:

1) собственные средства и краткосрочные обязательства;

2) собственные средства, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства;

3) долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы, кредиторскую задолженность.

7. Сравнительный аналитический баланс составляют для:

1) определения изменений за анализируемый период;

2) общей оценки финансового состояния предприятия и его измене­ний за анализируемый период;

3) перегруппировки статей актива и пассива баланса.

 

8. Горизонтальный анализ позволяет:

1) определить текущую оценку основного имущества предприятия;

2) выявить тенденции изменений статей баланса или их групп и на

основании этого исчислить базисные темпы роста;

3) определить структуру итоговых финансовых показателей.

 

9.Последовательность подстановки при расчете количественного

влияния факторов на результативный показатель не имеет значения при

использовании:

1) метода цепных подставок.

2) интегрального метода.

3) индексного метода.

 

10. В жестко детерминированной модели изменение фондоотдачи зависит
от соотношения:

1) производительности труда и фондовооруженности труда;

2) фондовооруженности труда и производительности труда;

3) трудоемкости продукции и фондовооруженности труда.

 

Курсовая работа

 

Студенты всех форм обучения выполняют и защищают перед преподавателем или (по желанию) перед группой, в форме презентации, курсовую работу.

Цель курсовой работы по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» - закрепление навыков проведения анализа на предприятии и составления аналитического заключения.

Тематика курсовых работ

  1. Анализ производственных результатов деятельности.
  2. Анализ состояния и использования основных средств.
  3. Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов.
  4. Анализ трудовых ресурсов и средств, направляемых на потребление.
  5. Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
  6. Анализ финансового состояния предприятия.
  7. Анализ экономических результатов деятельности предприятия.

8. Анализ эффективности деятельности предприятия.

  1. Анализ движения денежных средств и деловой активности.
  2. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия.
  3. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятий.

12. Диагностика банкротства и меры по финансовому оздоровлению предприятия.

 

Перечень вопросов для подготовки и сдачи зачета (экзамена)

(с 1 по 35 - вопросы к зачету после первого семестра изучения дисциплины;

Вопросы для приобретения практических навыков

1. Проанализировать структуру и динамику объемов выпуска продукции, используя условные исходные данные.

2. Используя условные данные, оценить количественное влияние основных факторов производства на прирост выпуска продукции (индексным способом).

3. На основе условных данных проанализировать выполнение плана по объему выпуска и ассортименту продукции.

4. На основе данных формы 5 (приложение к бухгалтерскому балансу) рассчитать в динамике коэффициенты, характеризующие состояние ОПФ, движение ОПФ. Сделать выводы.

5. Провести факторный анализ изменения фондоотдачи ОПФ предприятия N в отчетном году по сравнению с предыдущим (способом цепных подстановок).

6. Рассчитать величину собственных оборотных средств предприятия на начало и конец периода на основе данных бухгалтерского баланса. Определить степень обеспеченности запасов собственными оборотными средствами.

7. Провести факторный анализ изменения материалоемкости продукции А в отчетном году по сравнению с предыдущим (способом цепных подстановок).

8. Провести факторный анализ показателей производительности труда (выработки или трудоемкости) используя условные исходные данные (интегральным способом).

9. Проанализировать смету затрат за два периода и сделать выводы.

10. Проанализировать отчетную калькуляцию по изделию И за два смежных периода.

11. Сравнить уровень затрат на 1 рубль продукции за два смежных отчетных периода, пользуясь формой № 2 “Отчет о прибылях и убытках”. Указать причины роста (снижения).

12. Провести экспресс-анализ имущественно-финансового состояния условного предприятия по бухгалтерскому балансу.

13. Определить текущую и абсолютную ликвидность представленного бухгалтерского баланса.

14. Определить степень финансовой независимости фирмы по представленному бухгалтерскому балансу. Дать комментарий.

15. Оценить (примерно) близость к банкротству предприятия N на основе данных публичной отчетности.

16. Оценить изменение деловой активности предприятия по условным исходным данным.

17. Дать характеристику инвестиционной привлекательности предприятия по представленному бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

18. По данным “Отчета о прибылях и убытках” оценить изменения в структуре прибыли отчетного года по сравнению с предыдущим. Назвать факторы первого и второго порядка.

19. Сравнить рентабельность производства (основной деятельности) за два смежных периода времени по представленной форме № 2 “Отчет о прибылях и убытках”. Указать причины роста (снижения).

20. Сопоставить темпы роста прибыли, выручки и стоимости активов предприятия за два периода и дать комментарий. Исходные данные – бухгалтерские формы №№ 1,2.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник /Под ред. проф. В.Я. Позднякова. — М.: ИНФРА-М, 2008.- 617 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).

2. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического

анализа: Учебник/ Под ред. М.И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 536 с.

3. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа

деятельности хозяйствующих субъектов. — М.: Финансы и ста­тистика, 2003. — 240 с.

4. Бороненкова С.Л. Управленческий анализ: Учеб. пособие. — М.: Фи-

нансы и статистика, 2004. — 384 с.

5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности пред-

приятия: Учебник. — М.: Велби, 2002. — 424 с.

6. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Л.Т. Гиляровская (и др.). — М.: Велби: Проспект, 2006. - 360 с.

7. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной

деятельности: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

9. Шеремет А.Д. комплексный анализ хозяйственной деятельности. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 415 с. — (высшее образование).

10. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. — М.: Фи­нансы и статистика, 2000. — 656 с.

Дополнительная рекомендуемая литература

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. /Под ред. В.И. Стражева. – М.: Высшая школа, 2000.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций.. – М.: ИНФРА – М, 2003.

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2002.

5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2000.

6. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Высшая школа, 2000.

7. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. М.: ИЦК “ДИС”, 1997.

8. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия: Пер. с фр. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 375 с.

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – Минск: ООО “Новое знание”, 2001.

10. Управленческий учет: Учебник / Под ред. А.Д. Шеремета. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. - 344 с.

11. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 237 с.

12. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — 2-е изд.,доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 366 с. — (Классический уни­верситетский учебник).

 

Конспект лекций

Введение

1. Понятие экономического анализа

2. Задачи анализа хозяйственной деятельности (АХД) на предприятии

3. Предмет АХД

1. Экономический анализ— это научный способ позна­ния сущности экономических явлений и процессов, основанный на рас­членении их на составные части и изучении их во всем многообразии свя­зей и зависимостей.

Различают макроэкономический анализ, который изучает эконо­мические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний вид получил в нашей стране название анализа хозяйственной деятельности (АХД).

 

 

Возникновение экономического анализа как средства познания сущности экономических явлений и процессов ученые связывают непосредственно с возникновением и развитием бухгалтерского уче­та и балансоведения. Однако свое теоретическое и практическое раз­витие он получил во второй половине XIX в. Обособление АХД в специальную отрасль знаний произошло несколько позже — в первой половине XX в.

Становление АХД обусловлено общими объективными требования­ми и условиями, которые свойственны возникновению любой новой от­расли знаний:

во-первых, практической потребностью в комплексном и систем­ном анализе в связи с развитием производительных сил, совершен­ствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты, прикидки в памяти, которые применялись на кустарных и полукустарных пред­приятиях, стали недостаточными в условиях крупномасштабного про­изводства. Без комплексного, всестороннего АХД невозможно управ­лять сложными экономическими процессами, принимать оптималь­ные решения.

Таким образом, АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внут­рихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных пла­нов и управленческих решений.

Рис.2. Функции управления

2.Основные задачи АХД субъекта хозяйствования:

1. Изучение характера действия экономических законов, установ­ление закономерностей и тенденций экономических явлений и про­цессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов: без глубокого экономического анализа результатов деятельности пред­приятия за прошедшие 5-10 лет, без обоснованных прогнозов на пер­спективу, без изучения закономерностей развития экономики пред­приятия, без выявления недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управлен­ческого решения.

3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. АХД должен проводиться не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых резуль­татов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы. Именно по этой причине необходимо повышать оперативность и действенность анализа.

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности.

5. Поиск резервов повышения эффективности функционирова­ния предприятия на основе изучения передового опыта и достиже­ний науки и практики.

6. Оценка результатов деятельности предприятия на основе до­стигнутого уровня развития экономики, выполнения планов и дина­мики показателей, использования имеющихся возможностей и диаг­ностика его положения на рынке продуктов и услуг.

7. Оценка степени финансовых и операционных рисков и выра­ботка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса.

8. Разработка рекомендаций по использованию выявленных ре­зервов.

Следовательно, АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного Развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов по­вышения эффективности производства и разработкой рекомендаций по их использованию.

3. Хозяйственная деятельность и процессы, кото­рые в ней протекают, являются объектом исследования многих наук - экономической теории, макро- и микроэкономики, управ­ления, организации и планирования производственно-финансо­вой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономичес­кого анализа и т.д.

Экономика изучает воздействие общих, частных и специфичес­ких законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия; статистика - коли­чественные стороны массовых экономических явлений и процес­сов, которые происходят в хозяйственной деятельности; бухгалтер­ский учет - кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности.

Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономи­ческих явлений и процессов.

Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей являются главной задачей АХД. По­знание причинно-следственных связей позволяет раскрыть сущность экономических явлений и процессов и на этой основе дать правиль­ную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, выработать тактическую и стратеги­ческую экономическую политику, направленную на достижение ус­тойчивости предприятия в условиях рынка и минимизации эконо­мических рисков.

 

Тема 1. Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности

1. Объекты АФХД и источники аналитической информации

2. Виды экономического анализа

1.Объектами АХД являются экономические результаты хозяйствен­ной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финан­совых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Таким образом, основное отличие предмета анализа от объекта заключается в том, что предмет включает в себя лишь главные, наи­более существенные с точки зрения данной науки свойства и при­знаки. На наш взгляд, таким существенным признаком АХД являет­ся изучение взаимодействия явлений, причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности организаций.

Результативность АХД в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения. Все источники дан­ных для АХД делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

Схема образования инфор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.142 с.)