![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии (вторая половина хiх – начало ХХ вв. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.)
Методические материалы и рекомендации к спецкурсу для студентов различных профилей подготовки по направлению «Педагогическое образование» Глазов, 2012
Ичетовкина Н.М. Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.): Методические материалы и рекомендации к спецкурсу для студентов различных профилей подготовки по направлению «Педагогическое образование». – Глазов, 2012. – 56 с.
Рецензент: д-р пед. наук, профессор М.А.Захарищева
Пособие содержит тематический план курса, перечень лекционных и семинарских занятий, методические рекомендации по работе с источниками. Включены также нормативные акты Министерства народного просвещения, регламентирующие деятельность классных наставников в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ вв., архивные материалы, фотографии. Пособие адресовано бакалаврам и магистрам, обучающимся по направлению «Педагогическое образование», аспирантам педагогических специальностей, преподавателям педагогических дисциплин. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, предъявляют все новые требования к уровню образованности, духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. В связи с этим повышается роль классного руководителя, который непосредственно занимается всем комплексом воспитательных проблем. Возникает необходимость переосмысления педагогических позиций, содержания, методов и форм воспитательной работы современного классного руководителя. Успешная реализация функций классного руководителя в современных условиях, коренная перестройка его работы предполагают осмысление и обобщение исторического опыта воспитательной деятельности классных наставников в отечественной дореволюционной гимназии. Анализ исторического опыта позволит не только выявить теоретические представления о роли классного наставника в воспитательной системе дореволюционной гимназии, выделить основные функции и направления его деятельности, но и сформулировать конструктивные выводы, актуальные для современной воспитательной практики. Потребность в детальном изучении воспитательной системы отечественной гимназии дореволюционного периода, в частности феномена классного наставничества, обусловлена еще и тем, что научные работы подобного рода, выполняя важную функцию социальной, культурной памяти, способствуют сохранению этого наследия от забвения. Изучаемый феномен обладает несомненной научной и практической значимостью, имеет самостоятельную ценность как одно из уникальных явлений отечественной педагогической культуры. Кроме того, при изучении курса делается акцент на выделение региональных особенностей развития отечественной гимназии в Казанском учебном округе, определение перспектив развития воспитательной системы, ее трансформацию в современной образовательной и воспитательной реальности.
Программой предусмотрены лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа с научным текстом, источниками, выполнение зачетной работы. Пособие состоит из трех разделов: I. Тематический план курса. II. Содержание лекций и семинарских занятий с указанием перечня рассматриваемых проблем и вопросов, основных понятий и терминов, формируемых компетенций, списка основной и дополнительной литературы, заданий для самостоятельной работы. III. Приложения.
I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
II. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Постановка воспитания в отечественной гимназии во второй половине ХIХ века Основные понятия: гимназия, устав гимназии, воспитание, воспитательная система, воспитательная деятельность, воспитатель, классный наставник, помощник классного наставника, надзиратель, кондуитный журнал, дисциплина, наказание, поощрение, «изящный досуг». Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8). Основные задачи гимназии. Воспитание как одна из сторон гимназической жизни. Назначение в гимназии воспитателя, классного наставника, помощников классного наставника, надзирателя. Использование воспитательного потенциала учебных предметов. Цели, содержание и формы организации «изящного досуга» в гимназии. Характерные особенности воспитательной системы дореволюционной гимназии.
Тема 2. Классное наставничество как важный структурный компонент воспитательной системы гимназии Основные понятия: воспитательная система, компоненты воспитательной системы, институт классного наставничества, направления воспитания, устав гимназии, Министерство народного просвещения, инструкция, циркуляр. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7).
Основные компоненты воспитательной системы отечественной гимназии. Институт классного наставничества как один из компонентов гимназической воспитательной системы. Классный наставник как координатор воспитательной системы дореволюционной гимназии. Нормативно-правовое оформление института классного наставничества. Значение деятельности классных наставников в гимназии.
Тема 3. Теоретические представления о значении классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии Основные понятия: теория воспитания, педагогическое общество, педагогический съезд, педагогическая пресса, модель, направления воспитания. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития (ОПК- 4). Вторая половина ХIХ века – период становления и развития отечественной педагогической науки, теории воспитания. Функционирование педагогических обществ, педагогических музеев и выставок, съездов ученых-педагогов, педагогических газет и журналов. Развитие теоретических представлений о роли и значении деятельности классных наставников в воспитательной системе отечественной гимназии в трудах педагогов второй половины Х1Х – начала ХХ вв.
Тема 4. Содержание воспитательной деятельности классных наставников в гимназии Основные понятия: воспитательная деятельность, содержание воспитательной деятельности, функции и направления воспитательной деятельности, тенденция, дисциплина, свобода, наказание, кондуит, общество вспомоществования, родительский комитет, досуг. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8). Анализ деятельности классных наставников в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине ХIХ - начале ХХ века. Динамика развития основных направлений воспитательной деятельности классных наставников, определение его ключевых функций: дисциплинарно-надзорной, организационно-попечительской, воспитательной. Тенденции воспитательной деятельности классного наставника.
Тема 5. Значение опыта второй половины ХIХ-начала ХХ века для решения проблем классного руководителя современной школы Основные понятия: классный руководитель, классный воспитатель, куратор, наставник, гуманистическая педагогика, демократизация воспитания, конструктивный вывод. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-4). Влияние политических, социально-экономических и культурных факторов на образовательное и воспитательное пространство, в котором осуществляется профессиональная деятельность современных классных руководителей. Трансформация функций и направлений воспитательной деятельности классных наставников. Трансформация тенденций в теории и практике воспитательной деятельности классного наставника. Значение опыта второй половины ХIХ-начала ХХ века для решения проблем классного руководителя современной школы. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Классное наставничество как важный структурный компонент воспитательной системы отечественной гимназии второй половины ХIХ - начала ХХ вв. Цель: способствовать формированию у студентов понимания сущности и значения феномена классного наставничества как структурного компонента воспитательной системы отечественной гимназии второй половины ХIХ в. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития (ОПК- 4). 1.Теория воспитательных систем и классного руководства в современной педагогической науке. 2. Воспитательная система отечественной дореволюционной гимназии: характерные особенности и стратегии развития. Субъекты воспитательной системы. 3. Классное наставничество как важный структурный компонент воспитательной системы отечественной гимназии второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Литература к семинару 1. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 320 с. 2. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.: НМО «Творческая педагогика», 1992. – 86 с. 3. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избр. пед. труды. - М., 2010. – 335 с. 4. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с.
5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 224 с.
Семинар 2. Факторы развития института классного наставничества в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века Цель: определить условия и факторы развития института классного наставничества в воспитательной системе отечественной гимназии; выделить этапы в развитии педагогического феномена. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7); способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК- 9), готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9). 1. Политические факторы и условия развития института классного наставничества в отечественной гимназии (влияние политических событий на нормотворческую деятельность МНП; нормативно-правовое оформление института классного наставничества, см.Приложение 1). 2. Экономические и социальные факторы и условия развития института классного наставничества в отечественной гимназии (влияние экономических и социальных процессов, происходивших в России во второй половине ХIХ-начале ХХ вв., на сословный состав гимназии). 3. Культурное развитие России во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.; становление отечественной педагогической науки и ее влияние на развитие гимназической воспитательной системы. 4. Развитие среднего образования в Казанском учебном округе во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.: общеимперские условия и региональные особенности. На основании представленной информации (политические, социально-экономические, культурные и педагогические факторы) в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается выделить этапы в развитии института классного наставничества в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века. Литература к семинару 1. Козлова Г.Н. Образ учителя русской гимназии Х1Х-начала ХХ вв. в литературе // Педагогика. - 2000. - №2. - С.67-69. 2. Козлова Г.Н. Социально-воспитательные традиции русской гимназии ХIХ-начала ХХ в. // Педагогика. - 2009. - №10. - С.69-71. 3. Крапоткина И.Е. Казанский учебный округ в кон. XIX — нач. XX в.: Монография. - М.: Флинта, 2011. – 159 с. 4. Кутявин А.Н. Развитие среднего образования в дореволюционной Удмуртии // История, историография и источниковедение Удмуртии. - Ижевск, 1992. - С.78. 5. Овчинников А.В. Дума народного просвещения // Педагогика. - 2000. - №8. - С. 73-75. 6. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с. 7. Помелов В.Б. Учительские курсы и съезды в российской провинции (вторая половина ХIХ в.) // Педагогика. - 2009. - №10. - С.63-65. 8. Степанова Л.А. Особенности профессиональной подготовки учителя в государственных учебных заведениях России (начало ХХ века) // Педагогика. - 2011. - №3. - С.80-84. Семинар 3. Теоретические представления о значении классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии Цель: выявить теоретические представления о роли классного наставника в воспитательной системе отечественной дореволюционной гимназии и на их основе охарактеризовать модели классного наставничества. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития (ОПК- 4); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9). 1. Направления воспитательной деятельности в рамках практико-ориентированной модели классного наставничества (Н.Ф.Бунаков, В.Д.Сиповский, В.Шрадер). 2. Направления воспитательной деятельности в рамках нравственно-ориентированной модели классного наставничества (П.Ф.Каптерев, В.П.Недачин, И.В.Скворцов, П.Д.Юркевич). 3. Сущность и значение личностно-ориентированной модели классного наставничества (М.И.Демков, А.Н.Острогорский, И.В.Скворцов), ее актуальность на современном этапе. На основании представленной информации в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается проследить развитие теоретических представлений о значении классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века по выделенным этапам. Литература к семинару 1. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ вв. / Сост.П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. – 608 с. 2. Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины Х1Х – начала ХХ вв. // Педагогика. - 1999. - №7. - С. 93-94. 3. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в кон.ХIХ-нач.ХХ вв.: Сб.науч.тр. / Под ред. К.И.Салимовой. - М., 1980. – 164 с. 4. Репина Н.И. Социально-педагогическая миссия учителя в идеях и концепциях русской педагогики середины ХIХ-начала ХХ века // Миссия учителя в прошлом, настоящем и будущем: Материалы всерос.конф., Нижний Тагил, 8-9 апр. 2010 г. / Нижнетаг.гос.соц-пед.акад. - Нижний Тагил, 2010. - С.62-64. Список источников
Семинар 4. Отражение воспитательной деятельности классных наставников в периодической печати дореволюционного периода Цель: проанализировать содержание публикаций педагогической прессы второй половины ХIХ-начала ХХ века, в которых отражены отдельные аспекты деятельности классного наставника. Формируемые компетенции: владение историческим методом, умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично, работать с научными текстами (ОК-5); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9). Семинарское занятие проводится в читальном зале отдела редких и ценных документов МУК «Публичная научная библиотека им.В.Г.Короленко» в форме работы с источниками. Студентам предлагается проанализировать содержание одной или нескольких статей из списка, приведенного ниже, и представить результат в форме короткого сообщения. Итогом занятия должна стать коллективная дискуссия о функциях и значении педагогической прессы, ее влиянии на развитие системы образования в целом, постановку воспитательного дела в гимназии в частности; выделение тематических групп статей и их содержательное наполнение. Литература к семинару 1. Береснева Л.Н. Нравственное воспитание детей и юношества в России во второй половине ХIХ-начале ХХ века (на основе материалов русской педагогической журналистики) – Киров: ВятГГУ, 2006. – 142 с. 2. Изместьева Г.П. Споры в российской печати 60-х годов ХIХ века о классическом образовании // Вопросы истории. - 2003. - №2. - С. 157. Список источников 1. Анри В. Современное состояние экспериментальной педагогики, ее методы и задачи // Вестник воспитания. - 1899. - №2. - С.1. 2. В.П. Ученические квартиры // Русская школа. - 1890. - №9. - С.78. 3. Васильков Н. Товарищество как воспитывающий фактор // Вестник воспитания. - 1895. - №3. - С.43-88. 4. Вирениус А. К вопросу о переутомлении учащихся в средних школах // Русская школа. - 1892. - №2. - С.62-73. 5. Г.П. Из отчета о состоянии I тифлисской мужской гимназии // Вестник воспитания. - 1901. - №7. - С.80. 6. Г.Р. Пансионы при мужских учебных заведениях // Вестник воспитания. - 1902. - №3. - С.107. 7. Г.Р. Первый Всероссийский съезд учащихся средних учебных заведений // Вестник воспитания. - 1917. - №4-5. - С.58. 8. Готалов-Готлиб А.Г. Русская педагогическая журналистика первой половины ХIХ века и К.Д.Ушинский // Советская педагогика. - 1941. - №3. - С.79-80. 9. Днепров Э.Д. «Морской сборник» в общественно-педагогическом движении 60-х гг. ХIХ века // Советская педагогика. - 1964. - №10. - С.77-87. 10. Звягинцева А.Д. Вредны ли спектакли для детей? // Вестник воспитания. - 1904. - №7. - С.73. 11. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. – 1914. - №7-8. – С.71-85. 12. К вопросу об обременении учеников наших гимназий // Русская школа. - 1891. - №10. - С.94-113. 13. К дефектам средней школы // Русская школа. - 1905. - №9-12. - С.161-168. 14. Лиховицкий А. Закон Божий в средней школе // Русская школа. - 1902. - Т.2. - №5-8. - С.221-241. 15. Маянц М.М. Журнал «Педагогический сборник» (к 100-летию со дня выхода) // Советская педагогика. - 1965. - №1. - С.78-85. 16. Молотов А. Семья как основа воспитания // Вестник воспитания. - 1894. - №4. - С.1-26. 17. Надеждин А.Д. Школьная дисциплина и ее воспитание (из пережитого) // Вестник воспитания. - 1898. - №7. - С.56-96. 18. Никольский Ст. Об отношениях учителя к ученикам // Русская школа. - 1897. - №7-8. - С.164. 19. Озерская Ф.С. Журнал «Свободное воспитание» // Советская педагогика. - 1972. - №6. - С.114-124. 20. Отражение войны в жизни детей // Русская школа. - 1915. - №12. С.1-16. 21. Педагогический музей в Киеве // Вестник воспитания. - 1902. - №4. - С.102-104. 22. Р.Г. Настроение учащейся молодежи и современная воспитательная обстановка // Вестник воспитания. – 1915. - №9. – С.93-109. 23. Р.Г. Хроника // Вестник воспитания. - 1913. - №1. - С.92-108. 24. Р.Г. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №4-5. - С.41. 25. Р.Г. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №8-9. - С.23. 26. Роков Г. Об организации школьных наблюдений // Вестник воспитания. - 1904. - №3. - С.119 27. Роков Г. Причины разложения средней школы // Вестник воспитания. - 1906. - №1. - С.97-123. 28. Седов Л. О педагогическом инстинкте и его воспитании // Вестник воспитания. - 1899. - №5. - С.1. 29. Старовский С. О разграничении в воспитательном деле сферы нравственной и юридической // Вестник воспитания. - 1905. - №7-8. - С.75. 30. У.Х. К вопросу об общении учащих с учащимися // Вестник воспитания. - 1907. - №7. - С.193. 31. Федяевская В. Воспоминания учительницы мужской гимназии // Вестник воспитания. - 1907. - №2. - С.145-163. 32. Хлопин В. Самоубийства детей // Вестник воспитания. - 1906. - №5. - С.82. 33. Хроника // Вестник воспитания. - 1908. - №9. - С.97-101. 34. Хроника // Вестник воспитания. - 1909. - №2. - С.121. 35. Хроника // Вестник воспитания. - 1909. - №8. - С.116. 36. Хроника // Вестник воспитания. - 1913. - №5. - С.106-110. 37. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №3. - С.47-61. 38. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №2. - С.84. 39. Хроника. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. - 1914. - №3. - С.104-119. 40. Шульгин К. О значении педагогического совета в жизни средней школы // Русская школа. - 1895. - №12. - С.88.
Семинар 5. Содержание воспитательной деятельности классных наставников в гимназии Цель: на основе анализа нормативных документов МНП, архивных материалов, воспоминаний воспитанников гимназий выделить основные функции и направления воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9). 1. Дисциплинарно-надзорная функция классного наставника (контроль дисциплины и поведения воспитанников, организация учебного процесса). 2. Организационно-попечительская функция классного наставника (ведение документации по классу и отдельному воспитаннику, забота о нуждающихся гимназистах, взаимодействие с семьями, здоровьесберегающее направление). 3. Воспитательная функция классного наставника (религиозно-нравственное, художественно-эстетическое и интеллектуальное направления воспитания). 4. Динамика развития функций и направлений воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. по выделенным этапам. На основании представленной информации в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается определить тенденции воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века. На занятии используются фрагменты художественного фильма «Детство Темы» (по одноименному произведению Н.К. Гарина-Михайловского). Литература к семинару 1. Горшкова В.В., Костецкий, В.В. Исторические смыслы учительства // Педагогика. - 2010. - № 10. - С.58-60. 2. Козлова Г.Н. Образ учителя русской гимназии Х1Х-начала ХХ вв. в литературе // Педагогика. - 2000. - №2. - С.67-69. 3. Колпачева О.Ю. Воспитательный потенциал русской литературы и его реализация педагогами дореволюционной России // Литература в школе. - 2004. - №4. - С.29. 4. Отечественная гимназия в воспоминаниях ее учеников: Хрестоматия и метод. пособие / Сост. М. А. Кондратьева.- Глазов: ГГПИ, 1994. - 55 с. 5. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с. 6. Русских В.Б. Проблема воспитания гражданина и патриота в России ХIХ века // Педагогика. - 2011. - №3. - С.87-88. 7. Рыболова Е.А.Культура российских гимназисток в начале ХХ и ХХI веков // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №3. - С.337-340. 8. Степанова Л.А. Особенности профессиональной подготовки учителя в государственных учебных заведениях России (начало ХХ века) // Педагогика. - 2011. - №3. - С.80. Семинар 6. Значение опыта второй половины ХIХ-начала ХХ вв. для решения проблем классного руководителя современной школы Цель: показать трансформацию основных функций и направлений воспитательной деятельности наставников на современном этапе развития, сформулировать конструктивные выводы. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-4); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9). 1. Условия и факторы осуществления воспитательной деятельности классным руководителем современной школы (политическая ситуация, экономические и социальные процессы, развитие культуры, реформирование системы образования). 2. Трансформация основных функций и направлений воспитательной деятельности наставников на современном этапе. На основании представленной информации в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается сформулировать конструктивные выводы, актуальные для организации воспитательного процесса в современной школе. Литература к семинару 1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Вербум, 2001. – 64 с. 2. Нефедова Л. Компетентность и образ учителя современной гимназии // Народное образование. - 2006. - №7. - С.215. 3. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избр. пед. труды. - М., 2010. – 335 с. 4. Селиванова Н. Современные тенденции развития воспитания в школе // Воспитательная работа в школе. - 2008. - №3. - С. 13-18. 5. Семенова Н.В. Трансформация роли отечественной школы в ХIХ-ХХI вв. // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №11. - С.88-90. 6. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с. 7. Слепенкова Е.А. Работа классного руководителя. - М.: АРКТИ, 2006. - 168 с. 8. Стефановская Т.А. Классный руководитель: вчера, сегодня, завтра. – Иркутск, 2002. – 192 с. 9. Стрельцов А.А. Гимназическое образование: прошлое и настоящее // Педагогика. - 2007. - №7. - С.68. 10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое Общество России, 1999. - 222 с. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (все задания выполняются в течение семестра) 1. Анализ художественного фильма «Детство Темы» (по одноименному произведению Н.К. Гарина-Михайловского). 2. Подготовка электронной презентации, характеризующей одну из сторон воспитательной системы отечественной дореволюционной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. Презентацию необходимо выполнить в программе MSO PowerPoint, 2003-2007, записать на диск и сдать преподавателю. 3. Сравнительный анализ Уставов гимназий МНП 1864 г. 1871 г.: воспитательный аспект. 4. Анализ научного текста (публикации, касающейся отдельного аспекта воспитательной деятельности современного классного руководителя) и представление научного абстракта (в письменном виде).
5. Контрольная работа на тему «Классный руководитель: вчера, сегодня, завтра». Студентам необходимо проанализировать содержание публикации педагогической прессы второй половины ХIХ-начала ХХ вв.; представить конспект анализируемой статьи с указанием выходных данных (например: Лиховицкий А. Закон Божий в средней школе // Русская школа. - 1902. - Т.2. - №5-8. - С.221-241.); определить трансформацию проблемы, описанной в статье, в современной педагогической реальности. ЗАЧЕТ Проходит в форме собеседования по контрольной работе «Классный руководитель: вчера, сегодня, завтра», при этом в его ходе обсуждается не только содержание работы, но и собственная позиция автора, отношение к анализируемой педагогической проблеме. Студент должен продемонстрировать способность интерпретировать историко-педагогический опыт, проблемы воспитания, понимание механизмов, способов и средств педагогической и воспитательной деятельности. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература 1. Кондратьева М.А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. - Глазов, 2002. - 156 с. 2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед.учебн.заведений / Сластенин В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 2002. - 512 с. 3. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008. – 192 с. 4. Шевелев А. Н. Отечественная школа: история и современные проблемы: лекции из истории российской педагогики. - СПб.: КАРО, 2003. - 426 с. Дополнительная литература
2. Горшкова В.В., Костецкий, В.В. Исторические смыслы учительства // Педагогика. - 2010. - № 10. - С.58. 3. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 320 с. 4. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманит.фак.вузов / Сост. С.Ф.Егоров.-М.: Академия, 1999. - 400 с. 5. Козлова Г.Н. Социально-воспитательные традиции русской гимназии ХIХ-начала ХХ в. // Педагогика. - 2009. - №10. - С.69-71. 6. Козлова Г.Н. "Образ жизни" отечественной гимназии конца 19-начала ХХ века/Г.Н. Козлова // Педагогика. - 2000. - №6. - С.71-77. 7. Копылова А.Н. Проблема преемственности в русской педагогике XVIII-XIX вв. // Педагогика. - 2006. - №7. - С.74-81. 8. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избр. пед. труды. - М., 2010. – 335 с. 9. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с. 10. Панфилова А.Я. Содержание и формы работы классного руководителя: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с. 11. Русских В. Г. Проблема воспитан
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.210.41 (0.014 с.) |