Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии (вторая половина хiх – начало ХХ вв. )↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.)
Методические материалы и рекомендации к спецкурсу для студентов различных профилей подготовки по направлению «Педагогическое образование» Глазов, 2012
Ичетовкина Н.М. Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.): Методические материалы и рекомендации к спецкурсу для студентов различных профилей подготовки по направлению «Педагогическое образование». – Глазов, 2012. – 56 с.
Рецензент: д-р пед. наук, профессор М.А.Захарищева
Пособие содержит тематический план курса, перечень лекционных и семинарских занятий, методические рекомендации по работе с источниками. Включены также нормативные акты Министерства народного просвещения, регламентирующие деятельность классных наставников в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ вв., архивные материалы, фотографии. Пособие адресовано бакалаврам и магистрам, обучающимся по направлению «Педагогическое образование», аспирантам педагогических специальностей, преподавателям педагогических дисциплин. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, предъявляют все новые требования к уровню образованности, духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. В связи с этим повышается роль классного руководителя, который непосредственно занимается всем комплексом воспитательных проблем. Возникает необходимость переосмысления педагогических позиций, содержания, методов и форм воспитательной работы современного классного руководителя. Успешная реализация функций классного руководителя в современных условиях, коренная перестройка его работы предполагают осмысление и обобщение исторического опыта воспитательной деятельности классных наставников в отечественной дореволюционной гимназии. Анализ исторического опыта позволит не только выявить теоретические представления о роли классного наставника в воспитательной системе дореволюционной гимназии, выделить основные функции и направления его деятельности, но и сформулировать конструктивные выводы, актуальные для современной воспитательной практики. Потребность в детальном изучении воспитательной системы отечественной гимназии дореволюционного периода, в частности феномена классного наставничества, обусловлена еще и тем, что научные работы подобного рода, выполняя важную функцию социальной, культурной памяти, способствуют сохранению этого наследия от забвения. Изучаемый феномен обладает несомненной научной и практической значимостью, имеет самостоятельную ценность как одно из уникальных явлений отечественной педагогической культуры. Кроме того, при изучении курса делается акцент на выделение региональных особенностей развития отечественной гимназии в Казанском учебном округе, определение перспектив развития воспитательной системы, ее трансформацию в современной образовательной и воспитательной реальности. Программой предусмотрены лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа с научным текстом, источниками, выполнение зачетной работы. Пособие состоит из трех разделов: I. Тематический план курса. II. Содержание лекций и семинарских занятий с указанием перечня рассматриваемых проблем и вопросов, основных понятий и терминов, формируемых компетенций, списка основной и дополнительной литературы, заданий для самостоятельной работы. III. Приложения.
I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
II. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Постановка воспитания в отечественной гимназии во второй половине ХIХ века Основные понятия: гимназия, устав гимназии, воспитание, воспитательная система, воспитательная деятельность, воспитатель, классный наставник, помощник классного наставника, надзиратель, кондуитный журнал, дисциплина, наказание, поощрение, «изящный досуг». Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8). Основные задачи гимназии. Воспитание как одна из сторон гимназической жизни. Назначение в гимназии воспитателя, классного наставника, помощников классного наставника, надзирателя. Использование воспитательного потенциала учебных предметов. Цели, содержание и формы организации «изящного досуга» в гимназии. Характерные особенности воспитательной системы дореволюционной гимназии.
Тема 2. Классное наставничество как важный структурный компонент воспитательной системы гимназии Основные понятия: воспитательная система, компоненты воспитательной системы, институт классного наставничества, направления воспитания, устав гимназии, Министерство народного просвещения, инструкция, циркуляр. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7). Основные компоненты воспитательной системы отечественной гимназии. Институт классного наставничества как один из компонентов гимназической воспитательной системы. Классный наставник как координатор воспитательной системы дореволюционной гимназии. Нормативно-правовое оформление института классного наставничества. Значение деятельности классных наставников в гимназии.
Тема 3. Теоретические представления о значении классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии Основные понятия: теория воспитания, педагогическое общество, педагогический съезд, педагогическая пресса, модель, направления воспитания. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития (ОПК- 4). Вторая половина ХIХ века – период становления и развития отечественной педагогической науки, теории воспитания. Функционирование педагогических обществ, педагогических музеев и выставок, съездов ученых-педагогов, педагогических газет и журналов. Развитие теоретических представлений о роли и значении деятельности классных наставников в воспитательной системе отечественной гимназии в трудах педагогов второй половины Х1Х – начала ХХ вв.
Тема 4. Содержание воспитательной деятельности классных наставников в гимназии Основные понятия: воспитательная деятельность, содержание воспитательной деятельности, функции и направления воспитательной деятельности, тенденция, дисциплина, свобода, наказание, кондуит, общество вспомоществования, родительский комитет, досуг. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8). Анализ деятельности классных наставников в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине ХIХ - начале ХХ века. Динамика развития основных направлений воспитательной деятельности классных наставников, определение его ключевых функций: дисциплинарно-надзорной, организационно-попечительской, воспитательной. Тенденции воспитательной деятельности классного наставника.
Тема 5. Значение опыта второй половины ХIХ-начала ХХ века для решения проблем классного руководителя современной школы Основные понятия: классный руководитель, классный воспитатель, куратор, наставник, гуманистическая педагогика, демократизация воспитания, конструктивный вывод. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-4). Влияние политических, социально-экономических и культурных факторов на образовательное и воспитательное пространство, в котором осуществляется профессиональная деятельность современных классных руководителей. Трансформация функций и направлений воспитательной деятельности классных наставников. Трансформация тенденций в теории и практике воспитательной деятельности классного наставника. Значение опыта второй половины ХIХ-начала ХХ века для решения проблем классного руководителя современной школы. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Классное наставничество как важный структурный компонент воспитательной системы отечественной гимназии второй половины ХIХ - начала ХХ вв. Цель: способствовать формированию у студентов понимания сущности и значения феномена классного наставничества как структурного компонента воспитательной системы отечественной гимназии второй половины ХIХ в. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития (ОПК- 4). 1.Теория воспитательных систем и классного руководства в современной педагогической науке. 2. Воспитательная система отечественной дореволюционной гимназии: характерные особенности и стратегии развития. Субъекты воспитательной системы. 3. Классное наставничество как важный структурный компонент воспитательной системы отечественной гимназии второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Литература к семинару 1. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 320 с. 2. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.: НМО «Творческая педагогика», 1992. – 86 с. 3. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избр. пед. труды. - М., 2010. – 335 с. 4. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с. 5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 224 с.
Семинар 2. Факторы развития института классного наставничества в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века Цель: определить условия и факторы развития института классного наставничества в воспитательной системе отечественной гимназии; выделить этапы в развитии педагогического феномена. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7); способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК- 9), готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9). 1. Политические факторы и условия развития института классного наставничества в отечественной гимназии (влияние политических событий на нормотворческую деятельность МНП; нормативно-правовое оформление института классного наставничества, см.Приложение 1). 2. Экономические и социальные факторы и условия развития института классного наставничества в отечественной гимназии (влияние экономических и социальных процессов, происходивших в России во второй половине ХIХ-начале ХХ вв., на сословный состав гимназии). 3. Культурное развитие России во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.; становление отечественной педагогической науки и ее влияние на развитие гимназической воспитательной системы. 4. Развитие среднего образования в Казанском учебном округе во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.: общеимперские условия и региональные особенности. На основании представленной информации (политические, социально-экономические, культурные и педагогические факторы) в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается выделить этапы в развитии института классного наставничества в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века. Литература к семинару 1. Козлова Г.Н. Образ учителя русской гимназии Х1Х-начала ХХ вв. в литературе // Педагогика. - 2000. - №2. - С.67-69. 2. Козлова Г.Н. Социально-воспитательные традиции русской гимназии ХIХ-начала ХХ в. // Педагогика. - 2009. - №10. - С.69-71. 3. Крапоткина И.Е. Казанский учебный округ в кон. XIX — нач. XX в.: Монография. - М.: Флинта, 2011. – 159 с. 4. Кутявин А.Н. Развитие среднего образования в дореволюционной Удмуртии // История, историография и источниковедение Удмуртии. - Ижевск, 1992. - С.78. 5. Овчинников А.В. Дума народного просвещения // Педагогика. - 2000. - №8. - С. 73-75. 6. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с. 7. Помелов В.Б. Учительские курсы и съезды в российской провинции (вторая половина ХIХ в.) // Педагогика. - 2009. - №10. - С.63-65. 8. Степанова Л.А. Особенности профессиональной подготовки учителя в государственных учебных заведениях России (начало ХХ века) // Педагогика. - 2011. - №3. - С.80-84. Семинар 3. Теоретические представления о значении классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии Цель: выявить теоретические представления о роли классного наставника в воспитательной системе отечественной дореволюционной гимназии и на их основе охарактеризовать модели классного наставничества. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития (ОПК- 4); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9). 1. Направления воспитательной деятельности в рамках практико-ориентированной модели классного наставничества (Н.Ф.Бунаков, В.Д.Сиповский, В.Шрадер). 2. Направления воспитательной деятельности в рамках нравственно-ориентированной модели классного наставничества (П.Ф.Каптерев, В.П.Недачин, И.В.Скворцов, П.Д.Юркевич). 3. Сущность и значение личностно-ориентированной модели классного наставничества (М.И.Демков, А.Н.Острогорский, И.В.Скворцов), ее актуальность на современном этапе. На основании представленной информации в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается проследить развитие теоретических представлений о значении классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века по выделенным этапам. Литература к семинару 1. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ вв. / Сост.П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. – 608 с. 2. Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины Х1Х – начала ХХ вв. // Педагогика. - 1999. - №7. - С. 93-94. 3. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в кон.ХIХ-нач.ХХ вв.: Сб.науч.тр. / Под ред. К.И.Салимовой. - М., 1980. – 164 с. 4. Репина Н.И. Социально-педагогическая миссия учителя в идеях и концепциях русской педагогики середины ХIХ-начала ХХ века // Миссия учителя в прошлом, настоящем и будущем: Материалы всерос.конф., Нижний Тагил, 8-9 апр. 2010 г. / Нижнетаг.гос.соц-пед.акад. - Нижний Тагил, 2010. - С.62-64. Список источников
Семинар 4. Отражение воспитательной деятельности классных наставников в периодической печати дореволюционного периода Цель: проанализировать содержание публикаций педагогической прессы второй половины ХIХ-начала ХХ века, в которых отражены отдельные аспекты деятельности классного наставника. Формируемые компетенции: владение историческим методом, умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично, работать с научными текстами (ОК-5); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9). Семинарское занятие проводится в читальном зале отдела редких и ценных документов МУК «Публичная научная библиотека им.В.Г.Короленко» в форме работы с источниками. Студентам предлагается проанализировать содержание одной или нескольких статей из списка, приведенного ниже, и представить результат в форме короткого сообщения. Итогом занятия должна стать коллективная дискуссия о функциях и значении педагогической прессы, ее влиянии на развитие системы образования в целом, постановку воспитательного дела в гимназии в частности; выделение тематических групп статей и их содержательное наполнение. Литература к семинару 1. Береснева Л.Н. Нравственное воспитание детей и юношества в России во второй половине ХIХ-начале ХХ века (на основе материалов русской педагогической журналистики) – Киров: ВятГГУ, 2006. – 142 с. 2. Изместьева Г.П. Споры в российской печати 60-х годов ХIХ века о классическом образовании // Вопросы истории. - 2003. - №2. - С. 157. Список источников 1. Анри В. Современное состояние экспериментальной педагогики, ее методы и задачи // Вестник воспитания. - 1899. - №2. - С.1. 2. В.П. Ученические квартиры // Русская школа. - 1890. - №9. - С.78. 3. Васильков Н. Товарищество как воспитывающий фактор // Вестник воспитания. - 1895. - №3. - С.43-88. 4. Вирениус А. К вопросу о переутомлении учащихся в средних школах // Русская школа. - 1892. - №2. - С.62-73. 5. Г.П. Из отчета о состоянии I тифлисской мужской гимназии // Вестник воспитания. - 1901. - №7. - С.80. 6. Г.Р. Пансионы при мужских учебных заведениях // Вестник воспитания. - 1902. - №3. - С.107. 7. Г.Р. Первый Всероссийский съезд учащихся средних учебных заведений // Вестник воспитания. - 1917. - №4-5. - С.58. 8. Готалов-Готлиб А.Г. Русская педагогическая журналистика первой половины ХIХ века и К.Д.Ушинский // Советская педагогика. - 1941. - №3. - С.79-80. 9. Днепров Э.Д. «Морской сборник» в общественно-педагогическом движении 60-х гг. ХIХ века // Советская педагогика. - 1964. - №10. - С.77-87. 10. Звягинцева А.Д. Вредны ли спектакли для детей? // Вестник воспитания. - 1904. - №7. - С.73. 11. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. – 1914. - №7-8. – С.71-85. 12. К вопросу об обременении учеников наших гимназий // Русская школа. - 1891. - №10. - С.94-113. 13. К дефектам средней школы // Русская школа. - 1905. - №9-12. - С.161-168. 14. Лиховицкий А. Закон Божий в средней школе // Русская школа. - 1902. - Т.2. - №5-8. - С.221-241. 15. Маянц М.М. Журнал «Педагогический сборник» (к 100-летию со дня выхода) // Советская педагогика. - 1965. - №1. - С.78-85. 16. Молотов А. Семья как основа воспитания // Вестник воспитания. - 1894. - №4. - С.1-26. 17. Надеждин А.Д. Школьная дисциплина и ее воспитание (из пережитого) // Вестник воспитания. - 1898. - №7. - С.56-96. 18. Никольский Ст. Об отношениях учителя к ученикам // Русская школа. - 1897. - №7-8. - С.164. 19. Озерская Ф.С. Журнал «Свободное воспитание» // Советская педагогика. - 1972. - №6. - С.114-124. 20. Отражение войны в жизни детей // Русская школа. - 1915. - №12. С.1-16. 21. Педагогический музей в Киеве // Вестник воспитания. - 1902. - №4. - С.102-104. 22. Р.Г. Настроение учащейся молодежи и современная воспитательная обстановка // Вестник воспитания. – 1915. - №9. – С.93-109. 23. Р.Г. Хроника // Вестник воспитания. - 1913. - №1. - С.92-108. 24. Р.Г. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №4-5. - С.41. 25. Р.Г. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №8-9. - С.23. 26. Роков Г. Об организации школьных наблюдений // Вестник воспитания. - 1904. - №3. - С.119 27. Роков Г. Причины разложения средней школы // Вестник воспитания. - 1906. - №1. - С.97-123. 28. Седов Л. О педагогическом инстинкте и его воспитании // Вестник воспитания. - 1899. - №5. - С.1. 29. Старовский С. О разграничении в воспитательном деле сферы нравственной и юридической // Вестник воспитания. - 1905. - №7-8. - С.75. 30. У.Х. К вопросу об общении учащих с учащимися // Вестник воспитания. - 1907. - №7. - С.193. 31. Федяевская В. Воспоминания учительницы мужской гимназии // Вестник воспитания. - 1907. - №2. - С.145-163. 32. Хлопин В. Самоубийства детей // Вестник воспитания. - 1906. - №5. - С.82. 33. Хроника // Вестник воспитания. - 1908. - №9. - С.97-101. 34. Хроника // Вестник воспитания. - 1909. - №2. - С.121. 35. Хроника // Вестник воспитания. - 1909. - №8. - С.116. 36. Хроника // Вестник воспитания. - 1913. - №5. - С.106-110. 37. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №3. - С.47-61. 38. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №2. - С.84. 39. Хроника. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. - 1914. - №3. - С.104-119. 40. Шульгин К. О значении педагогического совета в жизни средней школы // Русская школа. - 1895. - №12. - С.88.
Семинар 5. Содержание воспитательной деятельности классных наставников в гимназии Цель: на основе анализа нормативных документов МНП, архивных материалов, воспоминаний воспитанников гимназий выделить основные функции и направления воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9). 1. Дисциплинарно-надзорная функция классного наставника (контроль дисциплины и поведения воспитанников, организация учебного процесса). 2. Организационно-попечительская функция классного наставника (ведение документации по классу и отдельному воспитаннику, забота о нуждающихся гимназистах, взаимодействие с семьями, здоровьесберегающее направление). 3. Воспитательная функция классного наставника (религиозно-нравственное, художественно-эстетическое и интеллектуальное направления воспитания). 4. Динамика развития функций и направлений воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. по выделенным этапам. На основании представленной информации в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается определить тенденции воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века. На занятии используются фрагменты художественного фильма «Детство Темы» (по одноименному произведению Н.К. Гарина-Михайловского). Литература к семинару 1. Горшкова В.В., Костецкий, В.В. Исторические смыслы учительства // Педагогика. - 2010. - № 10. - С.58-60. 2. Козлова Г.Н. Образ учителя русской гимназии Х1Х-начала ХХ вв. в литературе // Педагогика. - 2000. - №2. - С.67-69. 3. Колпачева О.Ю. Воспитательный потенциал русской литературы и его реализация педагогами дореволюционной России // Литература в школе. - 2004. - №4. - С.29. 4. Отечественная гимназия в воспоминаниях ее учеников: Хрестоматия и метод. пособие / Сост. М. А. Кондратьева.- Глазов: ГГПИ, 1994. - 55 с. 5. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с. 6. Русских В.Б. Проблема воспитания гражданина и патриота в России ХIХ века // Педагогика. - 2011. - №3. - С.87-88. 7. Рыболова Е.А.Культура российских гимназисток в начале ХХ и ХХI веков // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №3. - С.337-340. 8. Степанова Л.А. Особенности профессиональной подготовки учителя в государственных учебных заведениях России (начало ХХ века) // Педагогика. - 2011. - №3. - С.80. Семинар 6. Значение опыта второй половины ХIХ-начала ХХ вв. для решения проблем классного руководителя современной школы Цель: показать трансформацию основных функций и направлений воспитательной деятельности наставников на современном этапе развития, сформулировать конструктивные выводы. Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-4); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9). 1. Условия и факторы осуществления воспитательной деятельности классным руководителем современной школы (политическая ситуация, экономические и социальные процессы, развитие культуры, реформирование системы образования). 2. Трансформация основных функций и направлений воспитательной деятельности наставников на современном этапе. На основании представленной информации в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается сформулировать конструктивные выводы, актуальные для организации воспитательного процесса в современной школе. Литература к семинару 1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Вербум, 2001. – 64 с. 2. Нефедова Л. Компетентность и образ учителя современной гимназии // Народное образование. - 2006. - №7. - С.215. 3. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избр. пед. труды. - М., 2010. – 335 с. 4. Селиванова Н. Современные тенденции развития воспитания в школе // Воспитательная работа в школе. - 2008. - №3. - С. 13-18. 5. Семенова Н.В. Трансформация роли отечественной школы в ХIХ-ХХI вв. // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №11. - С.88-90. 6. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с. 7. Слепенкова Е.А. Работа классного руководителя. - М.: АРКТИ, 2006. - 168 с. 8. Стефановская Т.А. Классный руководитель: вчера, сегодня, завтра. – Иркутск, 2002. – 192 с. 9. Стрельцов А.А. Гимназическое образование: прошлое и настоящее // Педагогика. - 2007. - №7. - С.68. 10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое Общество России, 1999. - 222 с. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (все задания выполняются в течение семестра) 1. Анализ художественного фильма «Детство Темы» (по одноименному произведению Н.К. Гарина-Михайловского). 2. Подготовка электронной презентации, характеризующей одну из сторон воспитательной системы отечественной дореволюционной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. Презентацию необходимо выполнить в программе MSO PowerPoint, 2003-2007, записать на диск и сдать преподавателю. 3. Сравнительный анализ Уставов гимназий МНП 1864 г. 1871 г.: воспитательный аспект. 4. Анализ научного текста (публикации, касающейся отдельного аспекта воспитательной деятельности современного классного руководителя) и представление научного абстракта (в письменном виде).
5. Контрольная работа на тему «Классный руководитель: вчера, сегодня, завтра». Студентам необходимо проанализировать содержание публикации педагогической прессы второй половины ХIХ-начала ХХ вв.; представить конспект анализируемой статьи с указанием выходных данных (например: Лиховицкий А. Закон Божий в средней школе // Русская школа. - 1902. - Т.2. - №5-8. - С.221-241.); определить трансформацию проблемы, описанной в статье, в современной педагогической реальности. ЗАЧЕТ Проходит в форме собеседования по контрольной работе «Классный руководитель: вчера, сегодня, завтра», при этом в его ходе обсуждается не только содержание работы, но и собственная позиция автора, отношение к анализируемой педагогической проблеме. Студент должен продемонстрировать способность интерпретировать историко-педагогический опыт, проблемы воспитания, понимание механизмов, способов и средств педагогической и воспитательной деятельности. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература 1. Кондратьева М.А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. - Глазов, 2002. - 156 с. 2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед.учебн.заведений / Сластенин В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 2002. - 512 с. 3. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008. – 192 с. 4. Шевелев А. Н. Отечественная школа: история и современные проблемы: лекции из истории российской педагогики. - СПб.: КАРО, 2003. - 426 с. Дополнительная литература
2. Горшкова В.В., Костецкий, В.В. Исторические смыслы учительства // Педагогика. - 2010. - № 10. - С.58. 3. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 320 с. 4. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманит.фак.вузов / Сост. С.Ф.Егоров.-М.: Академия, 1999. - 400 с. 5. Козлова Г.Н. Социально-воспитательные традиции русской гимназии ХIХ-начала ХХ в. // Педагогика. - 2009. - №10. - С.69-71. 6. Козлова Г.Н. "Образ жизни" отечественной гимназии конца 19-начала ХХ века/Г.Н. Козлова // Педагогика. - 2000. - №6. - С.71-77. 7. Копылова А.Н. Проблема преемственности в русской педагогике XVIII-XIX вв. // Педагогика. - 2006. - №7. - С.74-81. 8. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избр. пед. труды. - М., 2010. – 335 с. 9. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с. 10. Панфилова А.Я. Содержание и формы работы классного руководителя: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с. 11. Русских В. Г. Проблема воспитан
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.017 с.) |