Информационное обеспечение курса в сети Интернет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационное обеспечение курса в сети Интернет



1. http://museum.edu.ru/catalog.asp - Российский образовательный портал МО РФ, коллекция История образования;

2. www.gumer.info/bibliotek_Books/Pedagog - сайт Библиотека Гумер, раздел Педагогика.

3. www.inter-pedagogica.ru – сайт Inter-педагогика;

4. www.pedlib.ru – сайт Педагогическая библиотека;

Все сайты бесплатные.

 

III. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения1871 года*

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

I. Общие положения.

§ 1. Гимназии имеют целью доставлять воспитывающемуся в них юношеству общее образование и, вместе с тем, служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.
§ 2. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом в каждом из первых шести классов и с двухгодичным курсом в высшем, седьмом, классе, причем преподавание в этом классе располагается так, чтобы ученики старшего и младшего его отделений были обучаемы вместе. Впрочем, в виде исключения из общего правила, отличнейшие из учеников VII класса, по определению педагогического совета и с разрешения попечителя учебного округа, могут быть допущены и по окончании первого года учения в VII классе к окончательному испытанию из всего гимназического курса в полном его объеме и, буде выдержат означенное испытание с отличием, удостаиваются гимназического аттестата.

§ 3. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где, по численности и потребности народонаселения, они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается, по крайней мере, одна гимназия, но, по мере надобности, в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.

§ 4. Кроме гимназий, там, где представится надобность и возможность, а также и в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из четырех низших классов гимназии.

§ 5. При каждой гимназии и прогимназии состоит приготовительный класс, продолжительность курса которого определяется соответственно.
Примечание. По мере возможности, низшие четыре класса гимназии, вместе с приготовительным классом, помещаются отдельно от высших четырех классов.

§ 6. Гимназии и прогимназии открываются по распоряжению министра народного просвещения и состоят в непосредственном ведомстве попечителей тех учебных округов, где они находятся.

§ 7. Гимназии и прогимназии содержатся или на счет правительства или на счет обществ, сословий и частных лиц.

§ 8. Гимназии и прогимназии, содержимые обществами, сословиями или частными лицами, но управляемые назначенными от правительства лицами, существуют на одинаковом основании с учебными заведениями этого рода, получающими содержание от казны; а гимназии и прогимназии, содержимые сословиями, обществами или частными лицами и управляемые назначаемыми от них лицами, подчиняются общим узаконениям о частных учебных заведениях.

§9. При гимназии состоят следующие должностные лица: 1) директор, 2) инспектор, 3) преподаватели, 4) воспитатели, 5) врач и 6) письмоводитель. В прогимназии находятся те же должностные лица, кроме директора, обязанности которого возлагаются на инспектора.

Примечание. Инспектор полагается в тех гимназиях, где более двухсот учеников, или, где с должностью директора гимназии соединяется звание директора училищ губернии. В прочих гимназиях обязанность инспектора возлагается, по выбору директора и с утверждения попечителя округа, на одного из преподавателей.

§10. Важнейшие дела гимназии и прогимназии (§§ 72 и 73), относящиеся до учебной, воспитательной и хозяйственной части, обсуждаются в педагогических советах этих заведений.

§11. При тех гимназиях и прогимназиях, которые получают содержание сами для себя, или для пансионеров при них, от обществ, сословий или частных лиц, и которые управляются назначенными от правительства лицами, состоит сверх того особое лицо с званием почетного попечителя, избираемое обществом, сословием или частными лицами, дающими помянутое содержание.

 

  1. Учебная часть.

§ 12. Учебный курс гимназии составляют следующие предметы: 1) закон божий; 2) русский язык с церковно-славянским и словесность; 3) краткие основания логики; 4) и 5) латинский и греческий языки; 6) математика; 7) и 8) математическая география и физика, с кратким естествоведением; 9) история; 10) география; 11) и 12) немецкий и французский языки; 13) чистописание.

Примечание 1. Преподавание греческого языка вводится в гимназиях и прогимназиях по мере приготовления и приискания способных к тому учителей. Со введением преподавания греческого языка обязательным становится изучение только одного из новых языков: французского или немецкого.
Примечание 2. К числу учебных предметов для желающих относятся черчение и рисование, причем желающие обучаться этим предметам вносят особую умеренную плату, которая за недостаточных, но особенно способных учеников производится учителю из специальных сумм гимназии или прогимназии. Гимнастика и пение преподаются всем воспитанникам бесплатно; для пансионеров занятия гимнастикой обязательны. По желанию родителей и за особую плату в гимназии и прогимназии воспитанники могут обучаться также музыке и танцованию.

§ 13. Учебный курс прогимназии соответствует учебному курсу низших четырех классов гимназий.

§ 14. Обучение иноверцев закону божию производится, по возможности, в каждой гимназии и прогимназии, с особого разрешения министра народного просвещения, на счет гос.казначейства или специальных средств заведения.

§ 15. Объем преподавания предметов учебного курса, а равно и распределение оного по классам определяется учебным планом, издаваемым от министерства народного просвещения.

§ 16-17. Число уроков по каждому предмету и распределение их по классам обозначается в особых таблицах (см. приложение к § 74), которые, оставаясь неизменными относительно общего числа уроков по каждому предмету, могут, по ближайшему усмотрению попечителей учебных округов, основанному на определениях педагогических советов, подлежать изменениям в распределении числа уроков каждого предмета по классам. Об этих изменениях попечители учебных округов доводят до сведения министра народного просвещения в годичных своих отчетах, с объяснением причин, вызвавших сии изменения.

§ 18. Правила испытания учеников при поступлении их в гимназию и прогимназию, при переводе из класса в класс и при окончании ими курса учения излагаются в особой инструкции, утверждаемой министерством народного просвещения для всех учебных округов и публикуемой во всеобщее сведение.

§19. В каждом классе гимназии и прогимназии полагается, по возможности, не более сорока учеников. В тех случаях, когда, за переходом из низшего класса, в каком-либо классе оказалось бы более 40 человек, или когда, при полном комплекте класса, явились бы еще желающие поступить в этот класс, начальству учебного заведения предоставляется ходатайствовать о разделении класса на параллельные отделения.

Примечание. Параллельные отделения учреждаются там, где представится к тому возможность, предпочтительно на специальные средства учебных заведений, и, только при недостатке сих последних, на счет государственного казначейства.

§20. По окончании учебного года, в каждой гимназии и прогимназии происходит публичный акт, на котором читается отчет о состоянии и деятельности учебного заведения, объявляются имена учеников, удостоенных перехода в высшие классы, раздаются награды отличным ученикам и аттестаты и свидетельства окончившим курс. На акте могут быть произносимы также членами педагогического совета речи, предварительно одобренные советом.

§21. Каждая гимназия должна иметь: 1) библиотеку, состоящую: а) из книг, могущих способствовать обогащению учителей познаниями и б) из книг, предназначаемых для употребления учащимися; 2) физический кабинет; 3) необходимые пособия по естественной истории; 4) достаточное количество географических карт и глобусов, чертежей, рисунков и моделей для рисования; 5) гимнастические снаряды и 6) музыкальные ноты. При реальной гимназии, сверх сего, должна находиться химическая лаборатория. Прогимназии должны быть снабжены теми же учебными пособиями, за исключением физического кабинета и химической лаборатории.

§22.Библиотека поручается библиотекарю, выбираемому педагогическим советом на два года из преподавателей. Прочие же учебные пособия состоят, по принадлежности их к тому или другому предмету, в ведении преподавателей сих предметов. При хранении и выдаче для чтения книг служат руководством правила, установленные педагогическим советом.


III. Учащиеся

§ 23. В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания.

§ 24. К прошению о поступлении в гимназию и прогимназию, подаваемому в гимназию — на имя директора, а в прогимназию — на имя инспектора, прилагаются свидетельства о возрасте и о звании. Медицинское свидетельство поступающих в том, что они не имеют телесных недостатков или болезней, препятствующих вступлению в общественное заведение, делается врачами гимназии и прогимназии.

§ 25. В приготовительный класс гимназии и прогимназии принимаются дети не моложе 8 и не старее 10 лет, знающие первоначальные молитвы и умеющие читать и писать по-русски и считать до 1000, а также производить сложение и вычитание над этими числами.

§ 26. Для поступления в I класс гимназии и прогимназии требуется: а) знание главнейших утренних и вечерних молитв и важнейших событий священной истории ветхого и нового завета; б) умение бегло и со смыслом читать по-русски напечатанное гражданским шрифтом и пересказывать, по предложенным вопросам, легкие прочитанные рассказы, а также писать по-русски под диктовку, без искажения слов, крупным и средним шрифтами, и читать по церковно-славянски, и в) знание первых четырех арифметических действий над целыми отвлеченными числами. При сем наблюдается, чтобы в I класс поступали дети не моложе 10 лет. В следующие классы гимназии и прогимназии принимаются имеющие соответственные классу познания и возраст.
Примечание. Дети нехристианского исповедания при поступлении своем в гимназию или прогимназию или в приготовительный класс при оных не подвергаются испытанию из закона своей веры.

§ 27. Свидетельство об успешном окончании курса в какой-либо прогимназии дает право на поступление в V класс гимназии без испытания, если со времени окончания курса до поступления в гимназию прошло не более трех месяцев. В противном случае, желающий продолжать свое образование в гимназии подвергается испытанию. То же правило соблюдается при приеме вновь в те же классы гимназии или прогимназии выбывших из них добровольно или за невзнос платы за учение уволенных из оных, по внесении сими последними всей следовавшей с них в это время платы.
§ 28. Общий прием учеников бывает каждый год пред началом учебного курса; но педагогический совет, по особо уважительным причинам, может дозволить прием в низшие четыре класса гимназии и во все классы прогимназии и в течение учебного курса, если, по предварительном испытании поступающего, удостоверится, что последний, по своим знаниям и развитию, может следовать за курсом того класса, в который желает поступить.

§ 29. Одежду учеников в гимназии и прогимназии составляют: а) однобортный полукафтан темно-зеленого сукна с черными пуговицами и отложным воротником, с петличками на нем из синего сукна; б) Брюки темно-серого сукна; в) жилет темно-зеленого сукна, однобортный с черными пуговицами; г) галстук черный суконный или шелковый; д) пальто темно-зеленое суконное, по соответствующим образцам, с суконными петлицами синего цвета и с черными пуговицами; е) фуражка темно-зеленого сукна, с суконным околышем синего цвета.

Примечание. Попечитель учебного округа разрешает отступления от этой формы по местным условиям и времени года.

§ 30. Все ученики гимназии и прогимназии обязаны вносить плату за ученье по-полугодно вперед, в течение первых двух месяцев каждого полугодия. Не внесшие платы в означенные сроки считаются выбывшими из заведения, но, по внесении платы, могут быть вновь приняты.

Примечание. Плата за ученье, количество которой определяется местными педагогическими советами, с утверждения министра народного просвещения, равно и прочие специальные средства гимназий и прогимназий составляют неотъемлемую собственность каждого из сих учебных заведений отдельно и употребляются, с утверждения попечителя учебного округа, по представлению педагогического совета, на пополнение штатных средств этих учебных заведений, на усиление учебных пособий, на вспоможение учителям и другим служащим при заведении лицам и на непредвиденные расходы.

§ 31. От платы за ученье, по определению местного педагогического совета, освобождаются заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей; при чем наблюдается, чтобы общее число освобождаемых от платы за ученье составляло, в отношении ко всему числу учащихся, не более десяти процентов.

§ 32. Бедным ученикам, отличающимся успехами и поведением, могут быть выдаваемы, по определению педагогического совета, единовременные денежные вспоможения и ежегодные стипендии, из специальных средств заведения.

§ 33. Окончательное испытание учеников, как в гимназии, так и в прогимназии производится в присутствии педагогического совета, на основании правил, утверждаемых, как сказано в § 48, попечителем учебного округа.

§ 34. Ученики, окончившие с успехом полный курс ученья в гимназии и прогимназии, получают аттестат за подписью членов педагогического совета и с приложением печати учебного заведения. Сверх того, отличнейшие из окончивших курс в гимназии награждаются медалями золотыми или серебряными, число которых определяется всякий раз местным педагогическим советом.

§ 35. Лица, не обучавшиеся в гимназиях и прогимназиях, имеют право подвергаться испытанию из полного курса предметов, преподаваемых в сих учебных заведениях, наравне с учениками сих заведений и в одно с ними время, назначенное для испытаний. Выдержавшие испытание в полном курсе получают свидетельства, дающие им одинаковые права с окончившими курс учениками гимназий и прогимназий.

§ 36-38 […]


IV. Должностные лица

А. Директор гимназии и инспекторы гимназии и прогимназии
§ 39. Директор гимназии и инспекторы гимназии и прогимназии избираются попечителем учебного округа и утверждаются в должностях: первый — министром народного просвещения, а последние — попечителем учебного округа.

§ 40. В должности директора гимназии и инспектора гимназии и прогимназии преимущественно избираются лица, приобревшие ученую степень в одном из высших учебных заведений империи и обратившие на себя внимание службою по учебной части ведомства министерства народного просвещения.

§ 41. Директор есть начальник гимназии, на котором лежит полная ответственность по всем частям благоустройства заведения и которому, на этом основании, подчиняются все служащие в гимназии лица.
§ 42. Главная обязанность директора состоит в надзоре как за ходом преподавания и воспитания, так и за внешним порядком и благосостоянием вверенного ему заведения и вообще за точным исполнением всех постановлений, касающихся гимназий.

§§ 43—56 […]

§ 56. Каждый преподаватель, по представлению директора гимназия или инспектора прогимназии, основанному на определении педагогического совета, может, с разрешения попечителя округа, давать уроки и по нескольким различным предметам, буде имеет право на их преподавание, и, наоборот, преподавание некоторых предметов, обыкновенно соединяемых между собою, как-то: история, география, чистописание и рисование с черчением, и даже различных разделов одного и того же предмета, может быть разделяемо и между несколькими преподавателями по усмотрению педагогического совета и с разрешения попечителя округа.

§ 57. Преподаватели наук и языков разделяются по окладам получаемого ими содержания в гимназиях на четыре, в прогимназиях на три разряда, причем получающие высший оклад называются заслуженными, с каковым званием не соединяется однако же никаких других прав и преимуществ.

§ 58. Поступающие вновь на службу по учебной части определяются преподавателями с низшим окладом содержания и ближайший высший оклад получают по выслуге пяти лет учителем в том же заведении. Назначение следующих затем высших окладов производится, когда, откроется вакансия, по старшинству, с разрешения всякий раз попечителя учебного округа, за продолжительную, полезную и ревностную службу преимущественно в одном и том же учебном заведении; в случае же, если окажется несколько преподавателей с одинаковым старшинством, то избрание одного из них на вакантный высший оклад производится в педагогическом совете, и избранный представляется на утверждение попечителя округа.

§ 59. Учителям дозволяется содержать у себя пансионеров, с соблюдением правил, установленных по сему предмету министерствам народного просвещения. Правом сим не могут пользоваться директоры и инспекторы гимназий и прогимназий.

§ 60. Классных наставников полагается по одному на каждый класс как основной, так и параллельный, с соразмерным вознаграждением из определенной на сей предмет штатной суммы; директор же и инспектор гимназии и инспектор прогимназии, состоя также классными наставниками — первый и последний в избранных ими самими для сего классах, а инспектор гимназии — в указанном ему директором классе,— не получают за исполнение этих своих обязанностей особого вознаграждения.

§ 61. Классные наставники назначаются начальником гимназии из числа преподавателей, имеющих в классе наибольшее число уроков, и утверждаются в этом звании попечителем учебного округа.

§ 62. Классные наставники, будучи вообще ближайшими помощниками директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников вверенных каждому из них классов, принимают надлежащие меры для преуспевания оных, вступая, между прочим, с этою целью в сношения с родителями и родственниками учеников, а равно и с прочими преподавателями своего класса, в тех видах, чтоб уроки и письменные задачи были равномерно распределяемы по дням недели и чтобы вообще преподавание одного предмета не стесняло преподавания других предметов.
§ 63. В помощь классным наставникам, в особенности же для надзора за учениками в то время, когда классные наставники заняты уроками в своих классах, а также для посещения учеников на дому, преимущественно живущих не у родственников, полагается в гимназии два помощника классных наставников, а в прогимназии — один.

Примечание 1. В гимназиях и прогимназиях, где не окажется возможным иметь классных наставников, полагаются надзиратели, по два на каждую гимназию, классы коей и распределяются между ними, и по одному — на каждую прогимназию.

Примечание 2. Надзиратели определяются на одинаковых основаниях с преподавателями наук и языков (§ 52). Они имеют ближайший надзор за учениками в рекреационное время, помогают начальству гимназии и прогимназии в наблюдении за нравственностью и успехами учеников и в отсутствие учителей занимаются по возможности их предметами с их же учениками.
§§ 64—67 […]

 

V. Педагогический совет и хозяйственный комитет

§ 68. Для более верного и всестороннего обсуждения вопросов, относящихся преимущественно к учебной и воспитательной части гимназии и прогимназии, при них состоят педагогические советы.

§ 69. Педагогический совет гимназии составляют, под председательством директора, инспектор, законоучитель и все прочие преподаватели наук и языков, в том числе сверхштатные, равно и имеющие уроки в классах параллельных, а также надзиратели и воспитатели пансиона. В прогимназиях председательство в совете, имеющем такой же состав, как и совет гимназии, принадлежит инспектору. Обязанность секретаря совета исполняет один из учителей, избираемый в эту должность советом на 3 года.
Примечание. В заседания педагогического совета приглашается, по усмотрению председателя, врач, имеющий в таких случаях право голоса наравне с прочими членами.

§ 70. Почетный попечитель гимназии и прогимназии, когда пожелает, может присутствовать в заседаниях педагогического совета с правом голоса во всех делах и в таком случае занимает первое место, но не председательствует.
§ 71. Педагогический совет в полном составе собирается для обсуждения дел, касающихся целой гимназии или прогимназии; дела же, касающиеся отдельных классов или преподавания отдельных предметов, обсуждаются в комиссиях педагогического совета, состоящих; в гимназиях — под председательством инспектора или лица, исполняющего его обязанности (§ 9, прим. 1), а в прогимназиях — под председательством одного из преподавателей, по назначению инспектора, из всех преподавателей тех предметов или классов и из надзирателей и воспитателей, коим ученики сих классов вверены. Принятые в комиссиях решения представляются на утверждение педагогического совета.

§ 72. Педагогический совет собирается в течение учебного времени, по крайней мере, один раз в месяц; но в особых случаях, по предложению председателя, могут назначаться и чрезвычайные собрания (§ 45).
§ 73. Дела решаются в совете по большинству голосов, причем для действительного решения требуется присутствие, кроме председателя, по крайней мере, 5 членов. При равенстве голосов голос председателя дает перевес.
§ 74. Обсуждению и окончательному решению педагогического совета подлежат следующие дела: 1) прием учеников и перевод их из класса в класс; 2) освобождение недостаточных учеников от платы за учение и выдача единовременных пособий и стипендий отличнейшим из них по успехам и поведению из специальных средств заведения; 3) выдача аттестатов ученикам, с успехом окончившим полный курс учения, и свидетельств окончившим курс в прогимназиях или выбывшим из гимназии или прогимназии до окончания курса, а также посторонним лицам, выдержавшим испытание в полном учебном курсе или же за исключением из него, по § 38 сего устава, древних языков; 4) определение наград ученикам, отличным по поведению, прилежанию и успехам; 5) одобрение речей, назначаемых для чтения на публичном акте; 6) избрание из преподавателей членов хозяйственного комитета, секретаря и библиотекаря, или, по примечанию к § 22, библиотекарей; 7) выбор предметов для пополнения кабинетов и книг для библиотеки; 8) распределение преподавания учебных предметов по дням и часам на основании прилагаемых у сего таблиц числа недельных уроков; 9) назначение в важнейших случаях взысканий с учащихся, а равно и указания относительно применения правил о взысканиях к данным случаям; 10) выбор учебных руководств и пособий из числа одобренных министерством народного просвещения и духовным ведомством по принадлежности; 11) рассмотрение годичных отчетов по учебной и воспитательной части и 12) распределение внеклассных занятий воспитанников пансиона и вообще устройство внутреннего в нем порядка.

§ 75. Заключения педагогического совета должны быть представляемы на утверждение высшего начальства: 1) по соединению и разделению преподавания учебных предметов на основании § 56 сего устава; 2) по рассмотрению и одобрению подробных программ преподавания каждого предмета, составление коих, на основании учебного плана, утвержденного министерством народного просвещения, обязательно для каждого преподавателя; 3) по составлению и дополнению правил о взысканиях с учащихся; 4) по предположениям об отступлении от нормального устройства учебной части, о временном или постоянном увеличении числа уроков по каким-либо предметам в одних классах и уменьшении их в других классах, на основании § 16 сего устава, или об улучшениях, которые потребовали бы новых средств от казны; 5) по определению размера платы за учение; 6) по разделению классов на параллельные отделения и определению размера вознаграждения за уроки в параллельных классах, а равно и вознаграждения из специальных сумм сверхштатных преподавателей (§ 55); 7) по правилам о хранении и выдаче книг из библиотеки; 8) по избранию заслуженных преподавателей на высшие оклады жалованья (§ 58) и 9) по удостоению лиц, не окончивших курса в университете, и иностранцев званий учителей новых языков в гимназиях и прогимназиях и надзирателей сих заведений, а также учителей уездных училищ, домашних учителей и учительниц. Сверх сего, на разрешение попечителя учебного округа представляются все случаи разногласия директора с большинством членов совета.
Примечание. Во всех случаях разногласия, если меньшинство пожелает, мнение одного доводится до сведения попечителя округа.
§ 76. При гимназии состоит хозяйственный комитет […]


VI. Почетный попечитель гимназии и прогимназии

§ 77. Почетный попечитель считается членом хозяйственного комитета и занимает в нем первое место, но не председательствует.
§ 78. Почетный попечитель гимназии или прогимназии избирается на три года, с соблюдением условий, изложенных в § 11 сего устава и примечаниях к оному, и утверждается в должности: при гимназии — высочайшим приказом по министерству народного просвещения, а при прогимназии — министром народного просвещения.

§ 79. На почетном попечителе лежит обязанность заботиться о правильном и своевременном доставлении сумм, следующих от сословия, общества или частного лица на гимназию и прогимназию, и об улучшении вообще материального состояния заведения.

§ 80. Почетный попечитель следит за ходом управления и состоянием гимназии и прогимназии, но сам собою не делает никаких распоряжений, а сообщает только словесно или письменно, и негласным образом, непосредственному начальству сих заведений о замеченных им каких-либо беспорядках или же доводит о них до сведения педагогического совета или хозяйственного комитета, по принадлежности и, если замечания его будут оставлены без уважения, представляет об этом попечителю округа.
§§ 81—114 […]

Глава III Права и преимущества гимназий и прогимназий

§§ 115—127 [...]

§ 128. Окончившие курс ученики прогимназии, а также имеющие одобрительное свидетельство об окончании учения в IV классе гимназии, при поступлении в гражданскую службу, если имеют на то право по происхождению, не подвергаются испытанию для производства в первый классный чин.

§ 129. Ученики, окончившие полный курс учения в гимназии с особым отличием и награжденные при выпуске медалями, золотою или серебряною, определяются в гражданскую службу, без различия состояния, с чином XIV класса.

§ 130. Только ученики, окончившие курс учения в гимназиях, или имеющие свидетельство о знании полного курса сих гимназий, могут поступать в студенты университетов.

§ 131. Ученики, получившие одобрительный аттестат об окончании полного курса гимназии, но не удостоенные награды медалями, если они по происхождению имеют право на вступление в гражданскую службу, принимаются в оную предпочтительно пред теми, кои не обучались в гимназиях или других равных им учебных заведениях, и производятся в первый классный чин.

§ 132. Права окончивших курс в гимназии на поступление в военную службу и на производство их потом в офицеры определяются существующими по военному ведомству правилами о воспитанниках гимназий.

* Текст печатается из: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения, Т.V, С. 431-464.

Приложение 2

Правила для учеников гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения, изданные в 1874 году*

Ученики гимназий и прогимназий должны постоянно иметь в виду цель учения вообще и гимназического в особенности, выраженную в словах молитвы пред учением — «возрасти» (умственно и нравственно) «создателю нашему во славу, родителям же нашим на утешение, церкви и отечеству на пользу». Проникаясь все более и более духом христова учения, они должны всеми силами своей души стремиться к совершенствованию своему во всех отношениях, по слову спасителя: «Будьте совершенны, как отец ваш небесный совершен» (Матф., V, 48). Для достижения столь высокой цели им предписываются к непременному руководству нижеследующие, между прочим, правила.


1. Относительно религиозных обязанностей (для учеников православной веры)
§ 1. Ученики обязаны в воскресные и праздничные дни, а также и вечером накануне этих дней посещать общественное богослужение.

§ 2. В храме ученики обязаны вести себя с подобающим святыне благоговением, отнюдь не дозволяя себе ни переходить с места на место, ни разговаривать между собою и, вообще, не делая ничего такого, что могло бы мешать сосредоточенному молитвенному настроению, как товарищей, так и других прихожан церкви.

§ 3. Ученики гимназий и прогимназий обязаны ежегодно в страстную седмицу бывать у исповеди и св. причастия, причем те, коим дозволено исполнять эти христианские обязанности вне прямого надзора и наблюдение учебного начальства, обязаны представить сему последнему свидетельство своего духовника о том, что были у него на исповеди и причастились.
§ 4. Ученики, участвующие в церковном хоре гимназии, обязаны являться в назначенное время для спевки под руководством учителя пения или другого регента хора, и все вообще ученики должны, насколько могут, содействовать благолепию богослужения в гимназической или назначенной для посещения учениками гимназии церкви.


2. Относительно учения

§ 5. Все ученики, после летних, рождественских и пасхальных вакаций обязаны являться в гимназию или прогимназию непременно в назначенном начальством срок, возвращая при сем классному своему наставнику выданные им билеты с надписью родителей или попечителей о времени отправления их из дому. Не явившийся в срок и не представивший к этому сроку достаточного, пo мнению педагогического совета, свидетельства о законной причине своей неявки, считается выбывшим, и от усмотрения педагогического совета зависит вновь принять его, по испытании во всех предметах, или приходящим, буде еще имеется вакансия в классе, или полупансионером, или, наконец, пансионером.

§ 6. Ученики обязаны в учебное время неукоснительно посещать все свои уроки, отнюдь не опаздывая на молитву перед началом учения.

§ 7. В случае совершенной невозможности явиться на уроки по болезни или другой вполне уважительной причине, уведомление о том должно быть прислано в тот же день для надлежащего со стороны учебного начальства распоряжения. Неисполнение этого правила подвергает ученика ответственности как пропустившего уроки самовольно и без уважительной причины.
§ 8. Выходить самовольно из класса во время урока воспрещается и в случае крайней необходимости предоставляется испрашивать на то дозволение преподавателя.

§ 9. До окончания всех своих ежедневных уроков никто из учеников не должен самовольно уходить из гимназии, без разрешения директора или инспектора, которые сообщают о том классному наставнику; на другой же день должна быть доставлена от родителей или родственников записка о времени, когда уволенный до окончания уроков ученик прибыл к себе домой.
§ 10. Ученики, не бывшие на каком-либо уроке по болезни или другой законной причине, обязаны позаботиться о том, чтобы пройти все пройденное в их отсутствие; письменные же работы, заданные на более или менее продолжительный срок, должны быть доставлены ими к сроку, если только характер болезни не требовал безусловного прекращения на все то время всякого рода умственных занятий по засвидетельствованию врача, состоящего при учебном заведении.

§11. Ученики обязаны являться на уроки со всеми необходимыми для них книгами, тетрадями и прочими учебными и письменными принадлежностями и пред началом каждого урока, до прихода преподавателя, должны привести в порядок и приготовить те из них, кои им понадобятся.
§ 12. В классе каждый ученик занимает заранее назначенное ему место и самовольно, не испросив на то дозволения классного наставника, не должен переменять его.

§ 13. Во время уроков ученики обязаны сидеть прямо, хотя бы и прислонясь к спинке скамьи, но, не облокачиваясь и не разваливаясь, и отнюдь не должны ни разговаривать или шептаться между собою, ни заниматься чем-либо посторонним, не производить какого-либо шума, ни подсказывать друг другу, ми отвечать самовольно без спроса преподавателя, ни перебивать его объяснений какими-либо замечаниями и вопросами, но обязаны со всем возможным вниманием следить за его преподаванием и за ответами других учеников; по окончании же объяснений преподавателя, в случае, если что-либо из этих объяснений ими непонято, они могут просить разъяснения непонятого ими.

§ 14. Ученики должны давать преподавателю ответ, даже и самый короткий не иначе, как вставая и держась прямо.

§ 15. В особую, приобретаемую от гимназии или прогимназии тетрадь каждый ученик обязан со всею точностью записывать то, что задано преподавателем к следующему уроку, и должен ежедневно предъявлять эту тетрадь родителям или родственникам, на попечении коих находится.
§ 16. Ученики встают с своих мест по окончании каждого урока не иначе, как по приглашению к тому со стороны преподавателя, и выходят из класса в надлежащем порядке.

§ 17. По окончании последнего, общего для всех, урока в классе один из учеников по очереди читает назначенную молитву после учения.
§ 18. Каждый ученик обязан вполне добросовестно приготовляться к каждому уроку, употребляя на каждый урок и на каждую письменную работу столько времени и столько труда, сколько необходимо для вполне отчетливого и возможно лучшего усвоения преподанного или заданного или для возможно лучшего исполнения каждой письменной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.052 с.)