Характеристика выборки и анализ результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика выборки и анализ результатов исследования



В исследовании участвовало 28 человек: начальный класс 1-1 МАОУ СОШ №112 г. Челябинска. Из них 15 девочек и 13 мальчиков. Перед исследованием проведен первичный сбор информации об учащихся данного класса. Родители пятерых детей сообщили о том, что их дети не посещали детский сад: Дмитрий Г., Сергей Т., Мария Ш., Наталья Ю., Егор Г. Дополнительно посещали центры развития дошкольников 4 человека: Василина Ц., Камила Я., Станислава К., Татьяна Я.

После проведения методик проведен качественный и количественный анализ результатов. В таблице 1 приведены баллы за методики. С помощью данной таблицы проводилась оценка выполненных тестов, по трем уровням: за методику ставился высокий балл (в), средний балл (с) или низкий балл (н).

 

Таблица 1 – уровни баллов за методики

 

Баллы «Рисунок человека» «Графический диктант» «Образец и правило» «Первая буква»
Высокие   24-26   11-12  
Средние   12-14 4-7 3-4 2-3
Низкие   0-11 0-3 0-2 0-1

 

На рисунке 11 наглядно представлены результаты исследования по каждой из проведенных методик в виде диаграммы. По оси абсцисс обозначены методики исследования в порядке проведения, по оси ординат обозначен процент первоклассников, выполнивших задания по данной методике. Каждая методика представлена на диаграмме тремя столбцами. 1 столбец иллюстрирует процент учащихся, набравших высокий балл за выполнение методики, 2 столбец – процент учащихся, набравших средний балл за выполнение методики, 3 столбец – процент учащихся, набравших низкий балл за выполнение методики.

Рисунок 11 – результаты исследования по каждой из проведенных методик

Методика «Рисунок человека» использовалась для оценки общего развития ребенка. Очень высоких баллов по данной методике класс не показал, большая масса первоклассников – 19 человек – получили средние баллы, что составляет 68% от общего количества учащихся. Данные дети имеют должный уровень развития и интеллекта. Очень низкие баллы получили 9 человек (32%), данные ученики отразили в своем рисунке очень незначительное количество элементов, преподавателям следует обратить внимание на этих детей.

Методика «Графический диктант» была направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, данные в устной форме, а так же самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. По методике «Графический диктант» средний и высокий уровни подготовки показали 26 человек (93%). Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу. Очень высокий балл получили 7 человек (25%), которые идеально справились со всеми диктантами и правильно продолжили их. Очень низкие баллы набрали 2 человека (7%), которые не справились ни с самими диктантами, ни с их продолжениями. Обозначим некоторые возможные причины трудностей в выполнении заданий: неготовность следовать за указанием взрослого; проблемы в соблюдении понимаемого правила; трудности предметного характера, не позволившие ученикам успешно справиться с продолжением узора. В предложенной ситуации основная трудность состояла в необходимости повторять счет от одного до нужного числа и учитывать направление линии, очевидно, что во время выполнения диктанта, дети допускали ошибки, связанные со счетом. Необходимо обратить внимание учителя на детей, получивших очень низкие баллы. Такой результат указывает на то, что эти дети слабо ориентируются в учебной ситуации и нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны взрослого, не могут работать самостоятельно. Эти трудности школьника, приступившего к обучению, имеют тенденцию к усугублению в процессе обучения.

Тест «Образец и правило» использовался для выявления умения одновременно следовать в своей работе образцу и правилу (ориентировке ребенка на сложную систему требований, моделирующих процесс школьного обучения). По методике «Образец и правило» 96% детей справились с заданиями. Очень высокий балл показали 2 человека (7%), такие учащиеся правильно справились со всеми предложенными задачами, правильно воспроизвели образец, соблюдая при этом заданное правило. К очень низкому уровню отнесен 1 человек (4%). Он частично справился только с одной из задач. Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения задания «Образец и правило» можно считать следующие []:

1. «Потеря» сразу двух условий задания. Дети, набравшие очень низкие баллы, не смогли выполнить работу, удерживая в памяти хотя бы одно условие. В исследовании предполагалось, что если ученик запомнил хотя бы одно условие (форму образца или правило «нельзя соединять одной линией одинаковые точки»), то он набрал бы по меньшей мере 6 баллов – по одному за каждое задание. Трудности в удержании условий задания необходимо учесть при формировании у младших школьников умения следовать алгоритму выполнения учебного задания.

2. Отказ от выполнения задания. Педагогам необходимо обратить внимание на детей, отказывающихся от выполнения задания. Это проявляется в том, что ученик не принимает учебную задачу, не выполняет ни одного рисунка хотя бы на 1 балл.

3. Несформированность самоконтроля. Для первоклассников, получивших очень высокий балл, можно сказать, что они умеют контролировать себя: они либо периодически напоминали себе правило, либо проверяли его выполнение после изображения фигуры. Такие дети умеют устанавливать соответствие между образцом и получившимся многоугольником. Слабый навык счета в пределах десяти, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) могли стать дополнительными причинами трудностей первоклассников в выполнении задания.

Методика «Первая буква» была направлена на выявление уровня развития фонематического слуха и восприятия (умения выделять согласный звук в начале слова). С заданиями по методике «Первая буква» успешно справились 96% обследованных первоклассников. Высший балл получили 18 человек (64%). Такие учащиеся правильно отметили все пять картинок, продемонстрировав умение выделить первый звук в заданном слове и найти картинку, название которой начинается с той буквы, которой обозначается выделенный звук. К очень низкому уровню отнесены первоклассники, набравшие стандартный балл 0, такой ученик один (4%), он только в одном случае смог правильно отметить картинку, начинающуюся с правильной буквы.

Проанализируем результаты исследования. Фактор познавательной сферы (ФПС) вычисляется как среднее арифметическое баллов, набранных первоклассником по каждой из предложенных методик. Приведем диапазоны баллов, которые можно набрать за каждую методику:

1. «Рисунок человека» - от 0 до 26 баллов.

2. «Графический диктант» - от 0 до 16 баллов.

3. «Образец и правило» - от 0 до 12 баллов.

4. «Первая буква» - от 0 до 5.

Следовательно, значения ФПС лежат в диапазоне от 0 до 15 баллов. Верхнюю границу данного диапазона вычисляем следующим образом:

ФПСmax=(26+16+12+5)/4=15 – полученное значение округлено.

На основе полученного диапазона значений ФПС, можно сделать выводы о степени адаптации первоклассника, имеющего определенное значение ФПС. Первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 0 – 5 баллов, проявили адаптацию тяжелой степени; первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 6 – 10 баллов, проявили адаптацию средней тяжести; и, наконец, первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 11 – 15 баллов, проявили адаптацию легкой степени. Результаты анализа полученных в ходе исследования данных занесены в таблицу 6 (приложение 2).

На основании данной таблицы делаем вывод о том, что адаптацию средней и легкой степени проявило большинство учащихся – 24 человека из 28, что составляет 86%. Этот результат можно считать высоким – в целом, класс адаптирован к школе за первый месяц обучения. Адаптацию легкой степени проявили 11 человек (39%), в том числе все дети, посещавшие центры развития. Адаптацию средней степени тяжести проявил 13 человек (47%). Адаптацию тяжелой степени проявили 4 человека (14%). Родители троих первоклассников, проявивших тяжелую степень адаптации к школе, заявляли о том, что дети не посещали детский сад.

Выводы по второй главе

Исследование адаптации первоклассников к школе проводилось в три этапа, на каждом из которых использовались определенные методы.

1. Методы теоретического уровня: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, факторный анализ.

Испытуемые обследовались по следующим критериям: уровень интеллекта, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, выявляется уровень организации действий, умение руководствоваться системой условий задачи, выявляется умение выделять согласный звук в начале слова. Перечисленные критерии составляют фактор познавательной сферы (ФПС) первоклассника, который в данном случае вычисляется как среднее арифметическое полученных за методики баллов. Чем выше фактор познавательной сферы, тем успешнее прошла адаптация первоклассника к школе.

2. Метод эмпирического уровня – тестирование.

На опытно-экспериментальном этапе исследования проведены тестовые методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». На контрольно-обобщающем этапе исследования с помощью факторного анализа проведена обработка полученных данных и вычислен ФПС.

На основании полученных значений ФПС сделан вывод о том, что адаптацию средней и легкой степени проявило большинство учащихся – 24 человека из 28, что составляет 86%. Этот результат можно считать высоким – в целом, класс адаптирован к школе за первый месяц обучения. Адаптацию легкой степени проявили 11 человек (39%), в том числе все дети, посещавшие центры развития. Адаптацию средней степени тяжести проявил 13 человек (47%). Адаптацию тяжелой степени проявили 4 человека (14%). Родители троих первоклассников, проявивших тяжелую степень адаптации к школе, заявляли о том, что дети не посещали детский сад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.009 с.)