Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель сопровождения первоклассников к школе
Моделирование в психологии — это исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей (В.А.Жмуров). Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы — действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания (В.А.Жмуров). Принципы психолого-педагогической модели: 1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка. 2. Принцип уникальности личности, состоящей в признании индивидуальности ребенка. 3. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство обучения и развития. 4. Принцип интеграции психолого-педагогической работы со всеми участниками образовательного процесса. 5. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. 6. Принцип эмоционально ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса. При переходе на новые стандарты в образовании основными направлениями работы в рамках стандартной модели сопровождения первоклассников к школе остаются: диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа. Перечислим этапы, на которых психологом реализуется модель сопровождения первоклассников к школе: 1. Подготовительно – адаптационный. 2. Содержательный. 3. Итоговый. Подготовительно-адаптационный этап включает в себя: поступление ребенка в школу (сентябрь), адаптацию детей к школе (сентябрь – май), подбор диагностического инструментария как основы оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД), психолого-педагогическую работу с педагогами, школьниками, родителями (сентябрь – май). При поступлении ребенка в школу психолог должен запланировать следующие моменты: А. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
Наибольшее значение имеет когнитивная готовность, которая показывает сформированность важнейших показателей процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять умственную учебную деятельность. Для этой цели на практике используются методики Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, Н.И.Гуткиной, Л.А.Ясюковой, Тулуз-Пьерона. Мотивационная готовность определяет сформированность внутренней позиции школьника. Для определения особенностей мотивационной сферы зарекомендовали себя известные методики, разработанные М.Р.Гинзбургом и Т.А.Нежновой. Исследование мотивационной сферы проводится индивидуально, поэтому его сложно использовать в групповой диагностике. В октябре для изучения мотивов учения можно использовать проективные рисуночные методики. Для детей, которые показали низкий уровень по психологическим параметрам, организуется углубленная диагностика для выявления причин таких результатов. Б. Групповую консультацию в форме родительского собрания, ознакомительного характера. Психолог с помощью анкеты для родителей проводит сбор первичной информации о ребенке. В. Организацию психологической поддержки. Психолог проводит занятия с примерными названиями «Сердце класса», «Добрые слова приветствия», направленные на сплочение коллектива и знакомство с учащимися. Г. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики. На этапе адаптации детей к школе собирается информация о психолого-педагогическом статусе ребенка для предупреждения и преодоления трудностей данного периода. Психологу необходимо: 1. Получить полную и систематизированную информацию об особенностях психолого-педагогического статуса, как отдельного ребенка, так и класса и параллели в целом. 2. Выявить детей «группы риска» и уточнить содержание и природу трудностей в социально-психологической адаптации к школе. 3. Провести психолого – педагогический консилиум по итогам диагностики и разработать стратегию сопровождения каждого ребенка и в первую очередь тех, которые испытывают трудности в адаптации. 4. Проследить динамику адаптации школьника в течение учебного года. Повторная диагностика проводится в конце учебного года (апрель), которая позволяет увидеть изменения личностных характеристик ученика, сопоставить достижения с запланированными результатами, помогает оценить успешность проведенных коррекционно-развивающих мероприятий.
5. Привлечь внимание родителей к своему ребенку через проведение просветительской и консультативной работы. 6. Организовать социально-психологическую помощь детям, испытывающим трудности в адаптации. Наиболее важными аспектами, обеспечивающие эффективность психолого-педагогического сопровождения первоклассников, являются: 1. Получение полной информации об ученике. 2. Овладение психолого-педагогическим инструментарием, обеспечивающим объективность, достоверность, многоплановость информации. 3. Овладение различными видами анализа, позволяющими качественно обработать информацию, сделать нужную интерпретацию и систематизацию. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения требует диагностического минимума, который должен помочь оценить сформированность личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Разработка диагностического инструментария, помогающего психологу выявить всю систему психической активности учащегося в познавательной и эмоционально-личностной сфере, является актуальной проблемой, поэтому на данном этапе школьный психолог может проявить инициативу и креативность. Представим примеры известных апробированных тестовых методик, которые могут быть использованы для проведения первичной психологической диагностики с группой детей или с целью прослеживания динамики развития в конце определенного этапа обучения ребенка. С помощью данного комплекта можно оценить параметры состояния когнитивной (познавательной), мотивационно – волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения. Оценка познавательных УУД: Н.Я.Семаго М.М.Семаго «Слова», «Сосчитай и сравни», Методика Тулуз-Пьерона, Институт развития одаренности, МЭДИС (интеллектуальные способности). Оценка регулятивных УУД: Н.Я.Семаго, М.М.Семаго «Сосчитай и сравни», Н.И.Гуткина «Домик», Д.Б.Эльконин «Графический диктант». Оценка коммуникативных УУД: проективная методика «Рисунок». Оценка личностных УУД: В.Г.Щур «Лесенка», методика Рене Жиля, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго СОМОР. Не зависимо от выбора психолога, каждая методика должна отвечать определенным требованиям: 1. Иметь срок апробации. 2. Оценивать различные характеристики ребенка. 3. Реализовывать возрастной подход к исследованию психологического развития ребенка. 4. Иметь качественные (для отдельных методик количественные) условно нормативные показатели. Е.И.Казакова отмечает, что можно выделить три основных модели сопровождения первоклассников к школе. 1. Предупреждение возникновения проблемы. 2. Обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций. 3. Экстренная помощь в кризисной ситуации. Педагог-психолог разрабатывает интегративную, универсальную модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе в конкретном образовательном учреждении.
Обычно, разработанная модель достаточно универсальна и может быть использована на любом этапе школьного обучения. В общем случае модель сопровождения первоклассников к школе состоит из трех взаимосвязанных блоков []. Рисунок 1-схема модели сопровождения адаптации первоклассников к школе 1. Работа с детьми: - диагностика эмоционального состояния первоклассников; - развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества; - формирование новой позиции в общении, развитие способности к децентрации, эмпатии; - формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки в учебной деятельности; - формирование навыков саморегуляции, снятия страхов и эмоционального напряжения; - формирование общей способности к обучению; - использование групповых форм работы по развитию творчества, образного и логического мышления, воображения; - создание ситуаций успеха для ребенка, способствующих формированию положительного отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса; - создание щадящего учебного режима, эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы; - развитие тонкой моторики руки и зрительно – моторной координации; - развитие креативных способностей. 2. Работа с учителями: - актуализация и расширение знаний педагогов о социальной ситуации развития первоклассников, задачах и трудностях адаптации; - выработка единой системы требований к классу со стороны различных педагогов и единого подхода к отдельным детям, тактики общения с детьми и родителями; - обеспечение директором школы организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, предоставление кабинетов для работы, изменение расписания); - привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры, музыки, пения, библиотекаря и др.) для проведения коллективных творческих дел; - классному руководителю необходимо заниматься с детьми в подготовительной группе (практика показывает, что для учителя в этом случае привыкание к новому классу проходит менее болезненно). Учитель, взявший первый класс, тоже переживает непростой для себя период – период адаптации к новому классу, к новым детям. Но, педагогический коллектив должен понимать – не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, помогать их личностному росту.
3. Работа с родителями: - установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями; - знакомство родителей со спецификой обучения в данном учебном заведении. Информирование о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса; - знакомство родителей детей подготовительного класса с психологом, логопедом до начала учебного года. Получение рекомендаций по оптимизации общения с детьми и подготовке их к обучению; - диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье; - психолого-педагогическое просвещение, развитие их родительской компетентности; - принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе; - включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности; - развитие инициативы родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей; - семейное консультирование. Консультирование помогает решить проблемы, с которыми обращаются родители. Психологическое просвещение и образование способствует формированию психологической культуры, развитию психолого-педагогической компетентности родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей. Через собрания осуществляется обучение родителей на теоретическом и практическом уровне. Индивидуальные консультации рекомендуется проводить для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности УУД и могут испытывать трудности в адаптации к школе. Сопровождение адаптации первоклассников к школе – комплексное мероприятие, соединяющее школьного психолога со всеми участниками образовательного пространства (рисунок 2). Рисунок 2- схема сопровождения адаптации первоклассников к школе
Системная профессиональная деятельность администрации, педагогов и психолога создает оптимальные условия для полноценного развития и успешного обучения первоклассника. Основные принципы работы психолога в режиме сопровождения: - проведение мероприятий в рамках преемственности детский сад – школа; - единство и заинтересованность всех участников взаимодействия в решении поставленных задач через проведение педагогических совещаний, психолого–педагогического консилиума (ПМПК); - единый план работы психолога и администрации; - открытость для внесения коррективов по ходу реализации с учетом новых реальностей образовательного процесса. Работа психолога в школьном консилиуме (ПМПК) предполагает: - проведение углубленной диагностики первоклассника, который имеет низкие результаты при проведении группового психологического обследования в адаптационный период;
- отслеживание динамики развития после проведенных педагогических мероприятий; - составление индивидуального образовательного маршрута совместно со специалистами ПМПК; - обогащение знаниями по специфике школьных программ. Школьному психологу необходимо помнить, что главная ценность – это психологическое развитие ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Вторая ценность – это индивидуальный путь развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка. Задача взрослых – сформировать готовность воспитанника к осознанию своих возможностей, потребностей, к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями [].
Выводы по первой главе Психолого-педагогическое сопровождение выступает методом работы педагога-психолога в процессе которой создаются условия для успешного обучения и развития ребенка в школьной среде. Школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, распорядку дня. Определены условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению: организация режима школьной жизни первоклассников, оздоровительно-профилактической работы, учебно-познавательной деятельности детей в адаптационный период, внеучебной жизни первоклассников, создание предметно-пространственной среды, взаимодействие с участниками образовательного сообщества. Критерии благополучной адаптации детей к школе: благоприятная динамика работоспособности, отсутствие неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации являются изменения в поведении детей. Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую. Младший школьный возраст называют вершиной детства. У большинства детей период поступления в школу совпадает с кризисом семи лет. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Педагог-психолог разрабатывает интегративную, универсальную модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе в конкретном образовательном учреждении. В общем случае модель сопровождения первоклассников к школе состоит из трех взаимосвязанных блоков: работа с детьми; работа с учителями; работа с родителями. Системная профессиональная деятельность администрации, педагогов и психолога создает оптимальные условия для полноценного развития и успешного обучения первоклассника.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.025 с.) |