Модель сопровождения первоклассников к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель сопровождения первоклассников к школе



Моделирование в психологии — это исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей (В.А.Жмуров).

Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы — действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания (В.А.Жмуров).

Принципы психолого-педагогической модели:

1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

2. Принцип уникальности личности, состоящей в признании индивидуальности ребенка.

3. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство обучения и развития.

4. Принцип интеграции психолого-педагогической работы со всеми участниками образовательного процесса.

5. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

6. Принцип эмоционально ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

При переходе на новые стандарты в образовании основными направлениями работы в рамках стандартной модели сопровождения первоклассников к школе остаются: диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа.

Перечислим этапы, на которых психологом реализуется модель сопровождения первоклассников к школе:

1. Подготовительно – адаптационный.

2. Содержательный.

3. Итоговый.

Подготовительно-адаптационный этап включает в себя: поступление ребенка в школу (сентябрь), адаптацию детей к школе (сентябрь – май), подбор диагностического инструментария как основы оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД), психолого-педагогическую работу с педагогами, школьниками, родителями (сентябрь – май).

При поступлении ребенка в школу психолог должен запланировать следующие моменты:

А. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.

Наибольшее значение имеет когнитивная готовность, которая показывает сформированность важнейших показателей процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять умственную учебную деятельность. Для этой цели на практике используются методики Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, Н.И.Гуткиной, Л.А.Ясюковой, Тулуз-Пьерона.

Мотивационная готовность определяет сформированность внутренней позиции школьника. Для определения особенностей мотивационной сферы зарекомендовали себя известные методики, разработанные М.Р.Гинзбургом и Т.А.Нежновой. Исследование мотивационной сферы проводится индивидуально, поэтому его сложно использовать в групповой диагностике. В октябре для изучения мотивов учения можно использовать проективные рисуночные методики. Для детей, которые показали низкий уровень по психологическим параметрам, организуется углубленная диагностика для выявления причин таких результатов.

Б. Групповую консультацию в форме родительского собрания, ознакомительного характера. Психолог с помощью анкеты для родителей проводит сбор первичной информации о ребенке.

В. Организацию психологической поддержки. Психолог проводит занятия с примерными названиями «Сердце класса», «Добрые слова приветствия», направленные на сплочение коллектива и знакомство с учащимися.

Г. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики.

На этапе адаптации детей к школе собирается информация о психолого-педагогическом статусе ребенка для предупреждения и преодоления трудностей данного периода. Психологу необходимо:

1. Получить полную и систематизированную информацию об особенностях психолого-педагогического статуса, как отдельного ребенка, так и класса и параллели в целом.

2. Выявить детей «группы риска» и уточнить содержание и природу трудностей в социально-психологической адаптации к школе.

3. Провести психолого – педагогический консилиум по итогам диагностики и разработать стратегию сопровождения каждого ребенка и в первую очередь тех, которые испытывают трудности в адаптации.

4. Проследить динамику адаптации школьника в течение учебного года. Повторная диагностика проводится в конце учебного года (апрель), которая позволяет увидеть изменения личностных характеристик ученика, сопоставить достижения с запланированными результатами, помогает оценить успешность проведенных коррекционно-развивающих мероприятий.

5. Привлечь внимание родителей к своему ребенку через проведение просветительской и консультативной работы.

6. Организовать социально-психологическую помощь детям, испытывающим трудности в адаптации.

Наиболее важными аспектами, обеспечивающие эффективность психолого-педагогического сопровождения первоклассников, являются:

1. Получение полной информации об ученике.

2. Овладение психолого-педагогическим инструментарием, обеспечивающим объективность, достоверность, многоплановость информации.

3. Овладение различными видами анализа, позволяющими качественно обработать информацию, сделать нужную интерпретацию и систематизацию.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения требует диагностического минимума, который должен помочь оценить сформированность личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Разработка диагностического инструментария, помогающего психологу выявить всю систему психической активности учащегося в познавательной и эмоционально-личностной сфере, является актуальной проблемой, поэтому на данном этапе школьный психолог может проявить инициативу и креативность.

Представим примеры известных апробированных тестовых методик, которые могут быть использованы для проведения первичной психологической диагностики с группой детей или с целью прослеживания динамики развития в конце определенного этапа обучения ребенка. С помощью данного комплекта можно оценить параметры состояния когнитивной (познавательной), мотивационно – волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения. Оценка познавательных УУД: Н.Я.Семаго М.М.Семаго «Слова», «Сосчитай и сравни», Методика Тулуз-Пьерона, Институт развития одаренности, МЭДИС (интеллектуальные способности). Оценка регулятивных УУД: Н.Я.Семаго, М.М.Семаго «Сосчитай и сравни», Н.И.Гуткина «Домик», Д.Б.Эльконин «Графический диктант». Оценка коммуникативных УУД: проективная методика «Рисунок». Оценка личностных УУД: В.Г.Щур «Лесенка», методика Рене Жиля, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго СОМОР.

Не зависимо от выбора психолога, каждая методика должна отвечать определенным требованиям:

1. Иметь срок апробации.

2. Оценивать различные характеристики ребенка.

3. Реализовывать возрастной подход к исследованию психологического развития ребенка.

4. Иметь качественные (для отдельных методик количественные) условно нормативные показатели.

Е.И.Казакова отмечает, что можно выделить три основных модели сопровождения первоклассников к школе.

1. Предупреждение возникновения проблемы.

2. Обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций.

3. Экстренная помощь в кризисной ситуации.

Педагог-психолог разрабатывает интегративную, универсальную модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе в конкретном образовательном учреждении.

Обычно, разработанная модель достаточно универсальна и может быть использована на любом этапе школьного обучения. В общем случае модель сопровождения первоклассников к школе состоит из трех взаимосвязанных блоков [].

Рисунок 1-схема модели сопровождения адаптации первоклассников к школе

1. Работа с детьми:

- диагностика эмоционального состояния первоклассников;

- развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества;

- формирование новой позиции в общении, развитие способности к децентрации, эмпатии;

- формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки в учебной деятельности;

- формирование навыков саморегуляции, снятия страхов и эмоционального напряжения;

- формирование общей способности к обучению;

- использование групповых форм работы по развитию творчества, образного и логического мышления, воображения;

- создание ситуаций успеха для ребенка, способствующих формированию положительного отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

- создание щадящего учебного режима, эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы;

- развитие тонкой моторики руки и зрительно – моторной координации;

- развитие креативных способностей.

2. Работа с учителями:

- актуализация и расширение знаний педагогов о социальной ситуации развития первоклассников, задачах и трудностях адаптации;

- выработка единой системы требований к классу со стороны различных педагогов и единого подхода к отдельным детям, тактики общения с детьми и родителями;

- обеспечение директором школы организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, предоставление кабинетов для работы, изменение расписания);

- привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры, музыки, пения, библиотекаря и др.) для проведения коллективных творческих дел;

- классному руководителю необходимо заниматься с детьми в подготовительной группе (практика показывает, что для учителя в этом случае привыкание к новому классу проходит менее болезненно).

Учитель, взявший первый класс, тоже переживает непростой для себя период – период адаптации к новому классу, к новым детям. Но, педагогический коллектив должен понимать – не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, помогать их личностному росту.

3. Работа с родителями:

- установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями;

- знакомство родителей со спецификой обучения в данном учебном заведении. Информирование о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса;

- знакомство родителей детей подготовительного класса с психологом, логопедом до начала учебного года. Получение рекомендаций по оптимизации общения с детьми и подготовке их к обучению;

- диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье;

- психолого-педагогическое просвещение, развитие их родительской компетентности;

- принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе;

- включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности;

- развитие инициативы родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей;

- семейное консультирование.

Консультирование помогает решить проблемы, с которыми обращаются родители. Психологическое просвещение и образование способствует формированию психологической культуры, развитию психолого-педагогической компетентности родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей. Через собрания осуществляется обучение родителей на теоретическом и практическом уровне. Индивидуальные консультации рекомендуется проводить для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности УУД и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

Сопровождение адаптации первоклассников к школе – комплексное мероприятие, соединяющее школьного психолога со всеми участниками образовательного пространства (рисунок 2).

Рисунок 2- схема сопровождения адаптации первоклассников к школе

 

 

Системная профессиональная деятельность администрации, педагогов и психолога создает оптимальные условия для полноценного развития и успешного обучения первоклассника.

Основные принципы работы психолога в режиме сопровождения:

- проведение мероприятий в рамках преемственности детский сад – школа;

- единство и заинтересованность всех участников взаимодействия в решении поставленных задач через проведение педагогических совещаний, психолого–педагогического консилиума (ПМПК);

- единый план работы психолога и администрации;

- открытость для внесения коррективов по ходу реализации с учетом новых реальностей образовательного процесса.

Работа психолога в школьном консилиуме (ПМПК) предполагает:

- проведение углубленной диагностики первоклассника, который имеет низкие результаты при проведении группового психологического обследования в адаптационный период;

- отслеживание динамики развития после проведенных педагогических мероприятий;

- составление индивидуального образовательного маршрута совместно со специалистами ПМПК;

- обогащение знаниями по специфике школьных программ.

Школьному психологу необходимо помнить, что главная ценность – это психологическое развитие ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Вторая ценность – это индивидуальный путь развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка. Задача взрослых – сформировать готовность воспитанника к осознанию своих возможностей, потребностей, к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями [].

 

Выводы по первой главе

Психолого-педагогическое сопровождение выступает методом работы педагога-психолога в процессе которой создаются условия для успешного обучения и развития ребенка в школьной среде.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, распорядку дня. Определены условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению: организация режима школьной жизни первоклассников, оздоровительно-профилактической работы, учебно-познавательной деятельности детей в адаптационный период, внеучебной жизни первоклассников, создание предметно-пространственной среды, взаимодействие с участниками образовательного сообщества. Критерии благополучной адаптации детей к школе: благоприятная динамика работоспособности, отсутствие неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации являются изменения в поведении детей. Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. У большинства детей период поступления в школу совпадает с кризисом семи лет. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Педагог-психолог разрабатывает интегративную, универсальную модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе в конкретном образовательном учреждении. В общем случае модель сопровождения первоклассников к школе состоит из трех взаимосвязанных блоков: работа с детьми; работа с учителями; работа с родителями.

Системная профессиональная деятельность администрации, педагогов и психолога создает оптимальные условия для полноценного развития и успешного обучения первоклассника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.025 с.)