Глава 1. Сопровождение адаптации первоклассников к школе как психолого-педагогическая проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Сопровождение адаптации первоклассников к школе как психолого-педагогическая проблема



Введение

Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее актуальных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей.

Опыт показывает, что трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без своевременной и квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что состояние длительной неуспешности в дальнейшем способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом (М.В.Антропова, Г.В.Бородкина, Г.Г.Манке).

На сегодняшний день школа нуждается в научно-обоснованной разработке развивающего психолого-педагогического обеспечения формирования адаптационных способностей младших школьников. []

Отсутствие конкретных исследований, посвященных особенностям влияния стилей педагогического общения на адаптацию первоклассников, определяет проблему данной работы []. Предположение о педагогическом общении, как условии успешной адаптации детей к школе должно быть подтверждено экспериментально (Н.И.Кролевец).

Таким образом, тема нашего исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Объект исследования: адаптация первоклассников к школе.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза: адаптация младших школьников может измениться, при проведении программы психолого-педагогического сопровождения.

Задачи исследования:

1. Изучить феномен сопровождения адаптации первоклассников к школе в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить возрастные особенности адаптации первоклассников к школе.

3. Изучить модель сопровождения первоклассников к школе.

4. Определить этапы, методы и методики исследования адаптации первоклассников к школе.

5. дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования адаптации первоклассников к школе.

6. Составить программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

7. Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

8. Составить рекомендации педагогам и родителям.

Методы исследования:

1. Методы теоретического уровня – теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, анализ, метод математической статистики – факторный анализ.

2. Метод эмпирического уровня – тестирование с помощью диагностических методик «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква».

База исследования: начальный класс 1-1 МАОУ СОШ №112 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 28 человек.

 

ГЛАВА 1. Сопровождение адаптации первоклассников к школе как психолого-педагогическая проблема

Рисунок 1-схема модели сопровождения адаптации первоклассников к школе

1. Работа с детьми:

- диагностика эмоционального состояния первоклассников;

- развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества;

- формирование новой позиции в общении, развитие способности к децентрации, эмпатии;

- формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки в учебной деятельности;

- формирование навыков саморегуляции, снятия страхов и эмоционального напряжения;

- формирование общей способности к обучению;

- использование групповых форм работы по развитию творчества, образного и логического мышления, воображения;

- создание ситуаций успеха для ребенка, способствующих формированию положительного отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

- создание щадящего учебного режима, эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы;

- развитие тонкой моторики руки и зрительно – моторной координации;

- развитие креативных способностей.

2. Работа с учителями:

- актуализация и расширение знаний педагогов о социальной ситуации развития первоклассников, задачах и трудностях адаптации;

- выработка единой системы требований к классу со стороны различных педагогов и единого подхода к отдельным детям, тактики общения с детьми и родителями;

- обеспечение директором школы организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, предоставление кабинетов для работы, изменение расписания);

- привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры, музыки, пения, библиотекаря и др.) для проведения коллективных творческих дел;

- классному руководителю необходимо заниматься с детьми в подготовительной группе (практика показывает, что для учителя в этом случае привыкание к новому классу проходит менее болезненно).

Учитель, взявший первый класс, тоже переживает непростой для себя период – период адаптации к новому классу, к новым детям. Но, педагогический коллектив должен понимать – не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, помогать их личностному росту.

3. Работа с родителями:

- установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями;

- знакомство родителей со спецификой обучения в данном учебном заведении. Информирование о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса;

- знакомство родителей детей подготовительного класса с психологом, логопедом до начала учебного года. Получение рекомендаций по оптимизации общения с детьми и подготовке их к обучению;

- диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье;

- психолого-педагогическое просвещение, развитие их родительской компетентности;

- принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе;

- включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности;

- развитие инициативы родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей;

- семейное консультирование.

Консультирование помогает решить проблемы, с которыми обращаются родители. Психологическое просвещение и образование способствует формированию психологической культуры, развитию психолого-педагогической компетентности родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей. Через собрания осуществляется обучение родителей на теоретическом и практическом уровне. Индивидуальные консультации рекомендуется проводить для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности УУД и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

Сопровождение адаптации первоклассников к школе – комплексное мероприятие, соединяющее школьного психолога со всеми участниками образовательного пространства (рисунок 2).

Рисунок 2- схема сопровождения адаптации первоклассников к школе

 

 

Системная профессиональная деятельность администрации, педагогов и психолога создает оптимальные условия для полноценного развития и успешного обучения первоклассника.

Основные принципы работы психолога в режиме сопровождения:

- проведение мероприятий в рамках преемственности детский сад – школа;

- единство и заинтересованность всех участников взаимодействия в решении поставленных задач через проведение педагогических совещаний, психолого–педагогического консилиума (ПМПК);

- единый план работы психолога и администрации;

- открытость для внесения коррективов по ходу реализации с учетом новых реальностей образовательного процесса.

Работа психолога в школьном консилиуме (ПМПК) предполагает:

- проведение углубленной диагностики первоклассника, который имеет низкие результаты при проведении группового психологического обследования в адаптационный период;

- отслеживание динамики развития после проведенных педагогических мероприятий;

- составление индивидуального образовательного маршрута совместно со специалистами ПМПК;

- обогащение знаниями по специфике школьных программ.

Школьному психологу необходимо помнить, что главная ценность – это психологическое развитие ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Вторая ценность – это индивидуальный путь развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка. Задача взрослых – сформировать готовность воспитанника к осознанию своих возможностей, потребностей, к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями [].

 

Выводы по первой главе

Психолого-педагогическое сопровождение выступает методом работы педагога-психолога в процессе которой создаются условия для успешного обучения и развития ребенка в школьной среде.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, распорядку дня. Определены условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению: организация режима школьной жизни первоклассников, оздоровительно-профилактической работы, учебно-познавательной деятельности детей в адаптационный период, внеучебной жизни первоклассников, создание предметно-пространственной среды, взаимодействие с участниками образовательного сообщества. Критерии благополучной адаптации детей к школе: благоприятная динамика работоспособности, отсутствие неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации являются изменения в поведении детей. Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. У большинства детей период поступления в школу совпадает с кризисом семи лет. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Педагог-психолог разрабатывает интегративную, универсальную модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе в конкретном образовательном учреждении. В общем случае модель сопровождения первоклассников к школе состоит из трех взаимосвязанных блоков: работа с детьми; работа с учителями; работа с родителями.

Системная профессиональная деятельность администрации, педагогов и психолога создает оптимальные условия для полноценного развития и успешного обучения первоклассника.

Рисунок 11 – результаты исследования по каждой из проведенных методик

Методика «Рисунок человека» использовалась для оценки общего развития ребенка. Очень высоких баллов по данной методике класс не показал, большая масса первоклассников – 19 человек – получили средние баллы, что составляет 68% от общего количества учащихся. Данные дети имеют должный уровень развития и интеллекта. Очень низкие баллы получили 9 человек (32%), данные ученики отразили в своем рисунке очень незначительное количество элементов, преподавателям следует обратить внимание на этих детей.

Методика «Графический диктант» была направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, данные в устной форме, а так же самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. По методике «Графический диктант» средний и высокий уровни подготовки показали 26 человек (93%). Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу. Очень высокий балл получили 7 человек (25%), которые идеально справились со всеми диктантами и правильно продолжили их. Очень низкие баллы набрали 2 человека (7%), которые не справились ни с самими диктантами, ни с их продолжениями. Обозначим некоторые возможные причины трудностей в выполнении заданий: неготовность следовать за указанием взрослого; проблемы в соблюдении понимаемого правила; трудности предметного характера, не позволившие ученикам успешно справиться с продолжением узора. В предложенной ситуации основная трудность состояла в необходимости повторять счет от одного до нужного числа и учитывать направление линии, очевидно, что во время выполнения диктанта, дети допускали ошибки, связанные со счетом. Необходимо обратить внимание учителя на детей, получивших очень низкие баллы. Такой результат указывает на то, что эти дети слабо ориентируются в учебной ситуации и нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны взрослого, не могут работать самостоятельно. Эти трудности школьника, приступившего к обучению, имеют тенденцию к усугублению в процессе обучения.

Тест «Образец и правило» использовался для выявления умения одновременно следовать в своей работе образцу и правилу (ориентировке ребенка на сложную систему требований, моделирующих процесс школьного обучения). По методике «Образец и правило» 96% детей справились с заданиями. Очень высокий балл показали 2 человека (7%), такие учащиеся правильно справились со всеми предложенными задачами, правильно воспроизвели образец, соблюдая при этом заданное правило. К очень низкому уровню отнесен 1 человек (4%). Он частично справился только с одной из задач. Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения задания «Образец и правило» можно считать следующие []:

1. «Потеря» сразу двух условий задания. Дети, набравшие очень низкие баллы, не смогли выполнить работу, удерживая в памяти хотя бы одно условие. В исследовании предполагалось, что если ученик запомнил хотя бы одно условие (форму образца или правило «нельзя соединять одной линией одинаковые точки»), то он набрал бы по меньшей мере 6 баллов – по одному за каждое задание. Трудности в удержании условий задания необходимо учесть при формировании у младших школьников умения следовать алгоритму выполнения учебного задания.

2. Отказ от выполнения задания. Педагогам необходимо обратить внимание на детей, отказывающихся от выполнения задания. Это проявляется в том, что ученик не принимает учебную задачу, не выполняет ни одного рисунка хотя бы на 1 балл.

3. Несформированность самоконтроля. Для первоклассников, получивших очень высокий балл, можно сказать, что они умеют контролировать себя: они либо периодически напоминали себе правило, либо проверяли его выполнение после изображения фигуры. Такие дети умеют устанавливать соответствие между образцом и получившимся многоугольником. Слабый навык счета в пределах десяти, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) могли стать дополнительными причинами трудностей первоклассников в выполнении задания.

Методика «Первая буква» была направлена на выявление уровня развития фонематического слуха и восприятия (умения выделять согласный звук в начале слова). С заданиями по методике «Первая буква» успешно справились 96% обследованных первоклассников. Высший балл получили 18 человек (64%). Такие учащиеся правильно отметили все пять картинок, продемонстрировав умение выделить первый звук в заданном слове и найти картинку, название которой начинается с той буквы, которой обозначается выделенный звук. К очень низкому уровню отнесены первоклассники, набравшие стандартный балл 0, такой ученик один (4%), он только в одном случае смог правильно отметить картинку, начинающуюся с правильной буквы.

Проанализируем результаты исследования. Фактор познавательной сферы (ФПС) вычисляется как среднее арифметическое баллов, набранных первоклассником по каждой из предложенных методик. Приведем диапазоны баллов, которые можно набрать за каждую методику:

1. «Рисунок человека» - от 0 до 26 баллов.

2. «Графический диктант» - от 0 до 16 баллов.

3. «Образец и правило» - от 0 до 12 баллов.

4. «Первая буква» - от 0 до 5.

Следовательно, значения ФПС лежат в диапазоне от 0 до 15 баллов. Верхнюю границу данного диапазона вычисляем следующим образом:

ФПСmax=(26+16+12+5)/4=15 – полученное значение округлено.

На основе полученного диапазона значений ФПС, можно сделать выводы о степени адаптации первоклассника, имеющего определенное значение ФПС. Первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 0 – 5 баллов, проявили адаптацию тяжелой степени; первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 6 – 10 баллов, проявили адаптацию средней тяжести; и, наконец, первоклассники, имеющие ФПС из диапазона 11 – 15 баллов, проявили адаптацию легкой степени. Результаты анализа полученных в ходе исследования данных занесены в таблицу 6 (приложение 2).

На основании данной таблицы делаем вывод о том, что адаптацию средней и легкой степени проявило большинство учащихся – 24 человека из 28, что составляет 86%. Этот результат можно считать высоким – в целом, класс адаптирован к школе за первый месяц обучения. Адаптацию легкой степени проявили 11 человек (39%), в том числе все дети, посещавшие центры развития. Адаптацию средней степени тяжести проявил 13 человек (47%). Адаптацию тяжелой степени проявили 4 человека (14%). Родители троих первоклассников, проявивших тяжелую степень адаптации к школе, заявляли о том, что дети не посещали детский сад.

Выводы по второй главе

Исследование адаптации первоклассников к школе проводилось в три этапа, на каждом из которых использовались определенные методы.

1. Методы теоретического уровня: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, факторный анализ.

Испытуемые обследовались по следующим критериям: уровень интеллекта, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, выявляется уровень организации действий, умение руководствоваться системой условий задачи, выявляется умение выделять согласный звук в начале слова. Перечисленные критерии составляют фактор познавательной сферы (ФПС) первоклассника, который в данном случае вычисляется как среднее арифметическое полученных за методики баллов. Чем выше фактор познавательной сферы, тем успешнее прошла адаптация первоклассника к школе.

2. Метод эмпирического уровня – тестирование.

На опытно-экспериментальном этапе исследования проведены тестовые методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». На контрольно-обобщающем этапе исследования с помощью факторного анализа проведена обработка полученных данных и вычислен ФПС.

На основании полученных значений ФПС сделан вывод о том, что адаптацию средней и легкой степени проявило большинство учащихся – 24 человека из 28, что составляет 86%. Этот результат можно считать высоким – в целом, класс адаптирован к школе за первый месяц обучения. Адаптацию легкой степени проявили 11 человек (39%), в том числе все дети, посещавшие центры развития. Адаптацию средней степени тяжести проявил 13 человек (47%). Адаптацию тяжелой степени проявили 4 человека (14%). Родители троих первоклассников, проявивших тяжелую степень адаптации к школе, заявляли о том, что дети не посещали детский сад.

Введение

Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее актуальных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей.

Опыт показывает, что трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без своевременной и квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что состояние длительной неуспешности в дальнейшем способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом (М.В.Антропова, Г.В.Бородкина, Г.Г.Манке).

На сегодняшний день школа нуждается в научно-обоснованной разработке развивающего психолого-педагогического обеспечения формирования адаптационных способностей младших школьников. []

Отсутствие конкретных исследований, посвященных особенностям влияния стилей педагогического общения на адаптацию первоклассников, определяет проблему данной работы []. Предположение о педагогическом общении, как условии успешной адаптации детей к школе должно быть подтверждено экспериментально (Н.И.Кролевец).

Таким образом, тема нашего исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Объект исследования: адаптация первоклассников к школе.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза: адаптация младших школьников может измениться, при проведении программы психолого-педагогического сопровождения.

Задачи исследования:

1. Изучить феномен сопровождения адаптации первоклассников к школе в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить возрастные особенности адаптации первоклассников к школе.

3. Изучить модель сопровождения первоклассников к школе.

4. Определить этапы, методы и методики исследования адаптации первоклассников к школе.

5. дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования адаптации первоклассников к школе.

6. Составить программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

7. Провести анализ результатов опытно-экспериментального исследования психолого-педагогического сопровождения первоклассников к школе.

8. Составить рекомендации педагогам и родителям.

Методы исследования:

1. Методы теоретического уровня – теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, количественный, качественный, анализ, метод математической статистики – факторный анализ.

2. Метод эмпирического уровня – тестирование с помощью диагностических методик «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква».

База исследования: начальный класс 1-1 МАОУ СОШ №112 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 28 человек.

 

ГЛАВА 1. Сопровождение адаптации первоклассников к школе как психолого-педагогическая проблема



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.042 с.)