Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группировка маркетинговой информации по назначениюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рисунок 3.1.1 Типология маркетинговой информации Информация собирается среди ее носителей, т.е. юридических и физических лиц, обладающих некоторыми сведениями и занимающихся определенной рыночной деятельность. Кто же на потребительском рынке выступает в качестве носителя, обладателя информации? Во-первых, индивидуальные потребители (население), у которых собираются сведения, характеризующие их спрос, поведение на рынке, принадлежность к социальным и демографическим группам, и другая информация, необходимая для маркетинга; во-вторых, производители, обладающие сведениями о качественных и количественных характеристиках товара, потенциале производства и возможностях НТП, перспективах модернизации товара и создании качественно новых образцов, их себестоимости и т.д.; в-третьих, дистрибьюторы (торговые посредники), располагающие информацией о спросе потребителей, конъюнктуре потребительского рынка, торговых конкурентах, эффективности рекламы и т.д. Не следует смешивать понятия «носители информации» и «источники информации». Первые - юридические и физические лица, в силу своих служебных функций или присущих им свойств, образа и стиля жизни, сложившегося менталитета обладают потенциальной информацией, которая проявляется или в их действиях, или в их высказываниях. Источник информации - это концентрированный и специализированный проводник, канал информации, откуда ее черпают заинтересованные пользователи. Существуют два канала получения информации от ее носителя: первый, когда носитель информации сам сообщает необходимые сведения (через разные источники); второй, когда публикуют определенный набор сведений о себе (естественно, не нарушая коммерческой тайны, но достаточный, чтобы составить представление о конкуренте). В информации о предприятии заинтересованы потенциальный инвестор, банкир, поставщик, клиент. Самостоятельной формой движения информации следует считать коммуникативные каналы, когда предприятие-контрагент в ходе коммерческих переговоров сообщает информацию о себе как условие и побудительный мотив заключения сделки. В источники, или каналы, маркетинговой информации входят: 1. публикации (цифровые, фактографические, теоретические) в средствах массовой информации, официальных справочных изданиях, сообщениях бирж, объявлениях банков и АО (для акционеров), сообщениях союзов предпринимателей, в регистрах и отраслевых бюллетенях, в научной или публицистической литературе (в некоторых странах существуют специальные бюро вырезок, на коммерческой основе собирающие досье по интересующему фирму вопросу в соответствии с заказом маркетинговой службы); 2. информация, приобретаемая фирмой на коммерческих началах, например у Российского статистического агентства или у альтернативных статистических служб (демографические данные, данные о ценах, доходах и расходах населения, другие социально-экономические показатели); внутрифирменные учет и отчетность, в том числе бухгалтерская (данные о производстве и сбыте товара, ассортименте поставки и отгрузки, оптовом и розничном товарообороте, себестоимости и цене, инвестициях, затратах и прибылях, материально-технической базе и т.д.); 3. обмен информацией между участниками интегрированного канала товародвижения, а также между участниками коммерческих переговоров; 4. данные специальных обследований, проводимых самой фирмой или по ее заказу, в частности замеры параметров рынка в опорных пунктах (обычно в фирменных магазинах производственного предприятия, иногда в форме мониторинга, т.е. постоянно ведущегося наблюдения по заранее разработанной программе); 5. информация торговых корреспондентов - торговых работников (обычно продавцов), за особую плату регулярно сообщающих о своих наблюдениях за спросом и торговой конъюнктурой, а также информация, собираемая коммивояжерами и торговыми агентами; 6. различного рода экспертные оценки и прогнозы (Дельфи-метод, метод мозгового штурма и др.); 7. непосредственное наблюдение (например, регистрация времени, затрачиваемого на покупку, и т.д.); 8. включенное наблюдение - наблюдатель негласно внедряется в коллектив (применяется при изучении конкурентов, а также для исследований производительности труда, морального климата и т.п. контингента работников собственной фирмы); 9. опросы потребителей, предпринимателей, специалистов (в том числе интервьюирование и анкетирование); 10. панели потребителей - разовые или постоянные выборочные обследования семей/домохозяйств потребителей; 11. эксперимент (пробный маркетинг): полевой - оценка и моделирование результатов продажи небольших партий товаров, изучение реакции потребителей на изменение факторов (условий продажи); лабораторный - построение по данным полевых наблюдений имитационной модели. В качестве дополнительного источника данных для конъюнктурного анализа используется статистика производства, товарооборота и товарных запасов, цен, финансов, социально-демографическая статистика и другие источники. Часто сбор информации организуется во время проведения выставок-продаж, ярмарок. Источниками конъюнктурной информации служат также справки о конъюнктурной обстановке, представляемые торговыми корреспондентами (продавцами, товароведами, административными работниками предприятий и т.п.). Руководству фирмы поступает «сигнальная» информация от подчиненных подразделений и предприятий. Проводятся также так называемые тенденциальные опросы специалистов. Они отличаются от обычных опросов программой вопросника, ориентированного на оценку рыночной ситуации, в частности о положении и перспективах соответствующей отрасли на рынке и в отдельных его сегментах, о склонности потребителей к покупкам и т.п. При организации тенденциального опроса в состав опрашиваемых лиц включают руководителей фирмы и специалистов промышленных и торговых (оптовых и розничных) предприятий, их маркетинговых служб; опрашиваются также владельцы (главы) домашних хозяйств, входящих в выборочную панель. В современном информационно-ориентированном обществе оперативный доступ к сведениям о рыночной ситуации может обеспечить фирме качественное превосходство над конкурентами. Поэтому маркетологи компании выясняют, какие сведения о состоянии рынка прежде всего необходимы руководителям различных рангов, и проектируют с этой целью маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система (МИС) включает в себя индивидов, оборудование и процедуры сбора, сортировки, анализа, оценки и распределения необходимой своевременной и достоверной информации, используемой при принятии маркетинговых решений. Роль МИС заключается в определении потребностей в информации для маркетингового управления, ее получении и своевременном предоставлении соответствующим руководителям. Необходимые сведения получают из внутренней отчетности фирмы, маркетинговых наблюдений, маркетинговых исследований и анализа данных. Система внутренней отчетности Система внутренней отчетности — основа МИС. Подразделения крупной фирмы, или ее самостоятельные единицы, обязаны представлять внутрифирменную отчетность, которая широко используется в управлении маркетинговой деятельностью и в маркетинговом планировании. Такая отчетность, включающая данные о продаже/сбыте товаров, затратах, ценах и т.п., относится к категории вторичной внутренней. Ее представляют бухгалтерия, плановый отдел, отдел сбыта и другие подразделения фирмы. Часть этих данных предназначается для органов государственной статистики, часть - для налоговой службы, часть - для руководства фирмы. Все они могут быть использованы маркетинговой службой. Часто при этом требуется дополнительная разработка данных в соответствии с конкретными потребностями маркетинга. Анализ внутренней информации позволяет менеджеру по маркетингу выявить перспективные возможности и насущные проблемы компании. Система маркетингового наблюдения Система маркетингового наблюдения — это упорядоченная совокупность источников информации и процедур ее получения, используемых менеджерами по маркетингу, для воссоздания текущей картины происходящих в рыночной среде перемен. Чаще всего маркетолог отслеживает развитие рыночных процессов, читая книги, газеты, специализированные публикации, общаясь с покупателями, поставщиками, дистрибьюторами и другими внешними по отношению к фирме субъектами рынка, а также из бесед с другими менеджерами и персоналом компании. Наблюдение в маркетинге по признаку охвата единиц совокупности подразделяется на сплошное и не сплошное. Например, руководство фирмы приняло решение узнать мнение всех работников фирмы на перспективы ее развития. В не сплошном наблюдении выделяются: - частичное, когда обследуется какая-то определенная часть совокупности (например, дети определенного возраста, проживающие в данном районе); - метод основного массива, когда обследуется большая часть совокупности и полученные выводы подходят для совокупности в целом; - выборочный метод, когда данные, полученные по некоторой части совокупности, при условии соблюдения специфических правил отбора единиц, распространяются на совокупность в целом (возможная ошибка заранее рассчитывается). Выборочный метод, или выборка, известный статистический прием, который базируется на некоторых положениях теории вероятности (предельных теоремах закона больших чисел). Он представляет собой важнейшее направление в системе маркетинговой информации: • во-первых, позволяет экономить значительные средства (расходы на сбор данных по части совокупности всегда меньше, чем по совокупности в целом); • во-вторых, дает возможность ускорить получение нужных сведений (обследование части единиц совокупности, происходит пропорционально быстрее, чем сбор и обработка данных по всем без исключения единицам совокупности); • в-третьих, обеспечивает сбор сведений, которые иным способом получить невозможно (в частности, при оценке качества изделий, связанной с повреждением или уничтожением самого изделия). Применение выборки требует строгого соблюдения нескольких требований: • отбор не должен быть преднамеренным, т.е. всем единицам совокупности должна быть обеспечена равная возможность быть отобранными (попасть в выборочную совокупность); • совокупность, из которой ведется отбор (генеральная совокупность), должна быть достаточно большой; • совокупность должна быть однородной, т.е. по какому-либо признаку (если вы изучаете предпринимателей, то в генеральную совокупность не должны попадать наемные работники). Специально организованные обследования. Значительная часть маркетинговой информации может быть получена в результате организации и проведения специальных наблюдений (сплошных или выборочных), к которым можно отнести следующие: непосредственное наблюдение за действиями и характеристиками определенного контингента (например, регистрация привозов продуктов и цен на сельскохозяйственные продукты питания на рынках/ базарах); сплошные и выборочные устные и письменные опросы некоторых контингентов потребителей и ответственных лиц. Маркетинговая разведка Особое место в маркетинговом исследовании занимает маркетинговая разведка - сбор текущей информации о микросреде маркетинга (поставщиках, клиентах, торговых посредниках и конкурентах). Здесь существуют два направления: первое - использование информации, которую эти силы окружающей среды маркетинга предоставляют сами (легальная информация). К ней относятся: обмен информацией между участниками интегрированного канала товародвижения; информация о себе рекламного характера, предназначенная для акционеров, потенциальных инвесторов или клиентов и т.п.; информация, базирующаяся на непосредственном наблюдении (например, регистрация цен в магазинах конкурента, хронометраж покупателей и т.д.). К информации второго типа относится получение конфиденциальной или полуконфиденциальной информации, иногда с применением методов экономического шпионажа, сбора слухов, отслеживания внутренних публикаций. Конъюнктурная информация Конъюнктурная информация может быть выделена особо. В нее входят оценки, осуществляемые с помощью конъюнктурных индикаторов, т.е. показателей, характеризующих основные параметры рынка, их состояние и изменения (такие, как объем продаж, цены, товарные запасы, степень сбалансированности спроса и предложения). Часто для получения такой непрерывной информации организуется мониторинг.
Основным способом получения маркетинговой информации являются маркетинговое исследование. Маркетинговые исследования проводятся в двух направлениях: 1) для исследования характеристик рынка; 2) для исследования внутрифирменных возможностей (действительных и потенциальных). Маркетинговые исследования и их надлежащая организация становятся инструментом, с помощью которого существенно снижается риск предпринимателя – продуцента или посредника – и возрастает качество удовлетворения потребителя. В научной литературе и на практике употребляются названия самых различных исследовательских процедур, относящихся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований. Главное назначение маркетинговых исследований (их результат) — это генерирование маркетинговой информации для принятия оптимальных решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, которые обеспечивали бы требуемое рынком количество и качество продукции и услуг. Главная цель маркетинговых исследований заключается в выработке общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка, выявлении возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее технологий и менеджмента к конкурентной среде, успешного вывода на рынок продукции или услуг. Общая функция маркетинговых исследований состоит в исключении во всей маркетинговой деятельности компании неточных оценок, риска и непроизводительных затрат труда и времени. Основными задачами маркетинговых исследований являются: 1) обеспечение руководства фирмы необходимой информацией; 2) заблаговременная оценка шансов и риска (фирмы и ее товаров); 3) содействие на каждой фазе поиска решений достижению объективности в моделировании деловых ситуаций; 4) содействие пониманию персоналом маркетинговых целей, их взаимосвязи с целями предприятия. Процесс маркетингового исследования включает в себя следующие общепринятые этапы и процедуры: 5. Определение проблемы и целей исследования. На данном этапе важно определиться с потребностью в проведении исследования, точно определить проблему (сокращение объемов продаж, снижение покупательского спроса, появление новых мощных конкурентов и т. д.), детально сформулировать цели исследования, с возможностью измерения и оценки уровня их достижения. 6. Разработка плана исследования. Здесь необходимо выбрать методы исследования, определить тип требуемой информации и источников ее получения, определить методы сбора данных, разработать формы сбора данных, разработать выборочный план и определить объем выборки исследования, определить бюджет и смету исследования. 7. Реализация плана исследования. Осуществить сбор данных и выполнить их анализ, провести концептуализацию (оценка результатов обобщения), интерпретировать результаты. 8. Подготовка и презентация заключительного отчета. Результат исследования должен быть хорошо представлен. Поэтому интерпретацию полученных результатов лучше всего предложить в визуально – образной, наглядной форме. Здесь лучше всего подходят таблицы, графики, схемы, модели. Исследования в области маркетинга базируются на общих научных принципах и методах, в том числе это относиться и к общим требованиям к исследователям. Необходимо, чтобы исследователь был объективным, применял меры предосторожности, чтобы не повлиять на интерпретацию зафиксированных данных, указывал степень погрешности своих данных, был творческой личностью, определял новые направления поиска, использовал современные методы исследования. Можно выделить следующие основные этапы маркетингового исследования: 1. Постановка проблемы. 2. Определение целей исследования. 3. Выбор методов проведения исследования. 4. Определение типа требуемой информации и источников ее получения. 5. Процесс получения данных. 6. Обработка и анализ данных. 7. Разработка выводов и рекомендаций. 8. Оформление результатов исследования. Цель исследования всегда зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации. Она вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия и направлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений. Маркетинговые исследования всегда направлены на определение и решение какой-либо конкретной задачи. Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую руководители констатируют, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно выявить причины их проявления. Цели маркетинговых исследования вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем Они характеризуют тот недостаток информации, который должен быть ликвидирован для предоставления руководителям возможности решать маркетинговые проблемы. Список целей, согласованных с менеджером, включает обычно несколько наименований. Цели должны ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня достижения. При постановке целей маркетингового исследования определяется, какая информация необходима для решения данной проблемы. Это и определяет содержание целей исследования. Таким образом, основным моментом определения целей исследования является выявление специфических типов информации, полезной менеджерам при решении проблем управления маркетингом. Исходя из этого, цели маркетингового исследования могут носить следующий характер: 1. разведочные (поисковые) исследования, предшествующие разработке программы основного исследования; они предпринимаются для сбора предварительной информации, освещающей проблему и позволяющей выдвинуть гипотезы и выбрать соответствующую методику анализа; 2. описательные (дескриптивные) исследования, имеющие целью констатацию реальных фактов, событий и показателей, полученных в результате сбора информации (оно дает руководству материал для размышления и неформальных оценок, позволяющих принять решение); 3. экспериментальные исследования, которые проводятся с целью проверки выдвинутой гипотезы; 4. казуальные или аналитические исследования, проводимые для выявления и моделирования связей деятельности фирмы с факторами окружающей среды. Существует несколько направлений маркетинговых исследований, основные из них представлены в таблице 3.1.2 Таблица 3.1.2 Типичные направления маркетинговых исследований
На практике применяют различные формы проведения маркетинговых исследований. Их классифицируют по следующим признакам. 1. По виду объекта исследования Например, при исследовании рынка – это может быть исследование рынков сбыта, рынков производительных сил, рынка капитала и т.д.; исследование внутренней среды фирмы; исследование окружающей среды. 2. По территориальному признаку: региональное, национальное, интернациональное исследование рынка. 3. По временному признаку: ретроспективное, оперативное (текущее), диагностическое, прогнозное исследование. 4. По продуктовому признаку: исследование средств производства, средств потребления, услуг. 5. По виду показателей, характеризующих объект исследования. Такого рода исследования делятся на объективные, — например, при исследовании сбыта это цена, объем продаж, структура спроса, и на субъективные исследования — например, при исследовании сбыта это возраст, пол, профессия. 6. По способу получения данных и информации. Различают первичные (полевые), и вторичные (кабинетные) маркетинговые исследования. Виды маркетинговых исследований и используемые при их проведении методы весьма разнообразны. Любое маркетинговое исследование необходимо начинать с отбора вторичной информации. Если для достижения целей исследования не хватает вторичного исследования, то маркетинговые службы приступают к сбору первичной информации. В настоящее время существуют следующие методы получения первичной информации: наблюдение, эксперимент, фокусирование и опрос. 1. Наблюдение – один из наиболее простых и дешевых методов исследования, осуществляемого в реальных условиях, заключается в проведении непосредственного наблюдения за людьми и окружающей обстановкой в районе интересуемого объекта. 2. Эксперимент – позволяет выявить реальную реакцию потенциальных потребителей или иных групп людей на определенные факты или изменения. 3. Фокусирование – заключается в целенаправленном отборе специальных фокус – групп, обычно в количестве 7 – 15 человек, и обсуждении в их кругу интересующей исследователей проблемы под руководством профессионального психолога. Обычно метод фокусирования хорошо подходит для поисковых исследований по оценке продукции, организации рекламной кампании. 4. Опрос – универсальный и эффективный метод проведения маркетинговых исследований, особенно когда речь идет о сборе первичной информации. Заинтересованные организации проводят опросы, чтобы получить сведения о знаниях и предпочтениях людей, степени их удовлетворенности, отношении к имиджу фирмы и т.д.
Система обеспечения маркетинговых решений Система обеспечения маркетинговых решений — это взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, поддерживаемый соответствующим программным обеспечением, с помощью которого организация собирает и интерпретирует внутреннюю и внешнюю деловую информацию, служащую основанием маркетинговых действий. Принцип работы СОМР следующий. Предположим, маркетологу необходимо проанализировать некоторую проблему и принять решение о своих действиях. Он вводит имеющиеся у него исходные данные в подходящую к данному случаю компьютерную модель, входящую в состав СОМР. Модель упорядочивает данные и подвергает их статистическому анализу. Затем результаты анализа используются для определения оптимального для данного случая порядка действий, реализация которых порождает новые изменения макро- и микросреды. К основным математическим методам и моделям, используемые в системах обеспечения маркетинговых решений относят: А. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 1. Множественная регрессия - статистический метод, основанный на поиске подходящего уравнения, описывающего зависимость какой-либо величины от набора независимых переменных. 2. Дискриминантный (классифицирующий) анализ - метод статистического анализа для определения признаков различия двух или более категорий объектов. 3. Факторный анализ - метод статистического анализа, позволяющий выделить систему независимых переменных, лежащую в основе большого набора взаимосвязанных величин. 4. Кластерный анализ - метод статистического анализа, позволяющий разделить группу объектов на взаимно непересекающиеся подмножества относительно однородных объектов. 5. Объединенный анализ - метод статистического анализа, позволяющий по набору оценок, выставленных предложениям фирмы респондентами, определить их отношение к свойствам этих предложений и степень важности. 6. Анализ многомерных совокупностей - набор методов для наглядного представления относительного положения конкурирующих товаров или марок. Объекты представляются точками в многомерном пространстве признаков, в котором расстояние между точками определяется степенью различия изображаемых ими объектов. Б. МОДЕЛИ 1. Моделирование марковских процессов С его помощью показывают вероятность перехода из существующего состояния в то или иное состояние в будущем. 2. Модели очереди («теория массового обслуживания») Эти модели позволяют рассчитать среднее время ожидания и длину очереди, исходя из числа клиентов, времени обслуживания и количества параллельных каналов обслуживания. 3. Модели предварительного тестирования нового товара Эти модели включают в себя оценку взаимосвязей между осведомленностью покупателей о товаре, знакомством с ним и повторными покупками. Данные оценки основываются на действиях и предпочтениях потребителей, продемонстрированных во время пробных продаж. Среди наиболее известных моделей этого типа — ASSESSOR, COMP, DEMON, NEWS и SPRINTER. 4. Модели типа «ответная реакция на продажу» Данный класс моделей предназначается для оценки влияния одной или нескольких маркетинговых переменных: количества продавцов, расходов на рекламу, стимулирование продаж — на окончательный уровень сбыта. 5. Модели разумного выбора («учти и проверь») Эти модели позволяют рассчитать вероятность выбора между несколькими вариантами (например, какой-либо марки среди аналогичных товаров) как функцию от свойств всех возможных вариантов. Они широко применяются для оценки воздействия различных маркетинговых инструментов (например, цены, местоположения на прилавке, рекламы каких-либо конкретных свойств товара) на выбор марки потребителем. В МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ 1. Дифференциальное исчисление. Позволяет находить максимальные и минимальные значения для математически заданных непрерывных функций (и некоторых других). 2. Математическое программирование. С его помощью методов математического программирования (линейного, нелинейного, целочисленного, динамического) можно определять значения параметров, при которых достигают оптимума те или иные, ограниченные некоторыми условиями, функции. 3. Статистическая теория принятия решений. Используется при принятии экономических решений, и позволяет получить максимальные результаты (значения). 4. Теория игр. С ее помощью определяется порядок действий, минимизирующий возможные потери в условиях неопределенности поведения одного или нескольких участников. 5. Эвристика. К этой группе методов относятся эмпирические правила-подсказки, облегчающие нахождение достаточно разумных способов решений задач в сложных системах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.108 (0.013 с.) |