ТОП 10:

Лекция 1. Происхождение славян. Древние славяне



1. Проблема славянского этногенеза. Письменные, археологические и лин­гвистиче­ские источники о древних сла­вян.

2. Расселение древнеславянских племен на территории Восточно-Европейской рав­нины и Балканского полуострова. Формирование восточной, западной и южной ветви сла­вянских народов.

3. Социально-экономическая органи­зация, общественный строй, хозяйство и культура древних славян.

Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, объединенная общностью происхождения из индоевропейской языковой семьи (к ней относятся романская, германская, балтийская, славянская, иранская группы). Проблема славянского этногенеза (от греч. «этнос» – племя, народ и «генезис» – происхождение) т.е. происхождения славян, является одной из наиболее дискуссионных в исторической литературе.

Существующие научные версии позволяют выделить в ранней славянской истории следующие периоды:

1. Протославянский (II–I тыс. до н.э.). Данные исторической лингвистики свидетельствуют, что предки древних славян (протославяне) принадлежали к племенам индоевропейской языковой общности, которая сформировалась, как считают большинство исследователей, в Малой Азии, и начала распадаться на рубеже IV–III тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. от миграционной волны индоевропейцев отделились племена, говорившие на близких балто-славянских диалектах. Они заселили Центральную и Восточную Европу и сохраняли языковую общность до середины I тыс. до н.э., когда из нее выделилась собственно славянская (праславянская).

Из-за скудности и противоречивости источников единой, общепризнанной точки зрения об ареале первоначального расселения (прародине) праславян, не существует. Большинство современных ученых определяют локализацию славян в регионе Среднего Поднепровья и Поприпятья или же междуречье Вислы и Одера (наиболее распространенная).

2. Праславянский (середина I тыс. до н.э. – VI–VII вв.) С середины I тыс. н.э. начинается движение древних славян из исторической прародины, значительное влияние на которое оказали массовые миграции в Евразии IV–VII вв., получившие в исторической литературе название «Великого переселения народов». Под натиском германских племен готов и вторжением кочевников из азиатских степей гуннов и авар («обры» в славянском варианте) происходит значительное расширение славянского ареала, которое сопровождалось распадом единого славянского этнического сообщества.

В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибли как обры» — эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

К наиболее ранним письменным, позволяющим решать проблему славянского этногенеза, относят свидетельства римских авторов Плиния Старшего, Тацита (I в. н.э.) и Птолемея (II в.) о венедах (венетах), позднее идентифицированных со славянами. Краткие сведения позволяют лишь очертить примерную территорию их обитания в Повисленье.

Более значительны сведения представлены в письменных источниках середины середины I тыс. н. э., В сочинениях византийских авторов - Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий - сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян, которые упоминаются под именем склавинов и антов. Готский историк Иордан (VI в.) отмечает, что венеды, анты и склавины родственны и произошли от одного корня.

По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке.

С севера соседями славян были германцы и балты. Восточными соседями славян были иранские племена (скифы, сарматы), южными — древние македонцы, фракийцы и иллирийцы, западными — кельты.

3. Славянский. К VIII - IX вв. начинается выделение формирование западных, восточных и южных славян, завершившееся к XII в.

В VI – VII вв. н.э. славяне заселили Балканский полуостров, образовав группу южных славян. Южная ветвь славянства (предки современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев и черногорцев) сложилась в результате их расселения в VI – VII вв. в Среднем и Нижнем Подунавье и далее на Балканском полуострове.

Западная ветвь славянства (предки современных поляков, чехов, словаков, лужицких сербов) заняли, в основном, территорию славянской прародины (Висла-Одерское междуречье), откуда с конца V в. и в течение VI в. продвинулись на запад – до Эльбы

Восточные славяне: их расселение и занятия Славяне вышли на историческую арену в V—VIII вв. Непосред­ственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. К VI в. начинается выделение восточных славян из праславянского мира. Они занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки на востоке, от Невы и Ладожского озера на Севере до Среднего Поднепровья на юге.

В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия основных славянских племен. Западный берег Днепра занимало племя полян. Его ближайшими соседями — жителями современной правобережной Украины и Припятского Полесья были древляне. К северу от древлян между Припятью и Березиной находились земли дрегови­чей, еще северней в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины — кривичей. Самым северным из славянских племен были ильменские славяне, а самым восточным — вятичи, жившие в бассейне верхней Оки (табл. 2)

Таблица 2

Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что заселение шло двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север — с побережья Балтийского моря. Высказана также гипотеза, что заселение Севера (будущей Новгородской земли) славянами относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья. Существует также мнение, что расселение происходило из Западной Европы в Восточную. Относительно времени появления славян в Восточной Европе также нет единого мнения. Многие современные исследователи считают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются лишь в VII — VIII вв. нашей эры. Однако некоторые думают, что легенда о княжении Кия, содержащаяся в «Повести временных лет», описывает события, которые произошли в конце V — VI вв. н.э.

В V—VI вв. славяне жили еще в условиях родового строя. «Эти племена... — писал византийский историк Прокопий Кесарийский, — не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому счастье и несчастье в жиз­ни считают делом общим».(Приложение 2) Однако именно в этот период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения. Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности. У них, очевидно, уже начинают складываться племенные союзы. В племенные союзы входило довольно значительное количество племен (120-150); племена, в свою очередь, объединяли несколько родов, все члены которых были между собой родственниками. Постепенно родственные связи ослабевают — начинается переход от родовой общины к соседской. И племена, и племенные союзы были, очевидно, — особенно на ранней стадии, — не слишком прочными объединениями. Все большую роль в складывании племенных союзов стало играть не единство происхождения, а район расселения, территориальные связи начинают преобладать над родовыми. Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные центры укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян — Новгород, на земле кривичей — Полоцк.

Византийские источники отмечают неравномерность развития племен, вошедших в состав государства восточных славян. Одной из причин этого были, очевидно, природно-климатические условия, способствовавшие складыванию двух систем земледелия у восточных славян.

На севере, в районе таежных лесов, господствующей была подсечно-огневая система, на юге — перелог. При подсечно-огневой системе в первый год деревья вырубали; на следующий год их сжигали и прямо в золу сеяли зерно. Несколько лет участок давал высокие урожаи. Затем, когда земля истощалась, ее забрасывали и переходили на новый участок. Из орудий труда здесь использовались топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которым разрыхляли почву. При перелоге землю на одном участке засевали в течение двух-трех лет; затем, когда она истощалась — переходили на другой участок. Использовались земледельческие орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки — соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом.

Низкий уровень развития производительных сил требовал больших затрат труда; некоторые особенно трудоемкие работы мог выполнить только большой коллектив. Поэтому большую роль в жизни славян играла община — мир, вервь. Луга, леса, водоемы и пахотная земля находились в общинном пользовании. В то же время, в пределах общины развивается институт частной собственности. Появляется право отдельных семей на расчищенный самостоятельно небольшой участок земли («лядину»).

В силу природно-климатических условий, цикл земледельческих работ у восточных славян прерывается в зимний период. В то же время, здесь не требуется сооружения и поддерживания в постоянном порядке крупных ирригационных систем (каналов, дамб и т.д.). Поэтому, несмотря на наличие в общине некоторого, незначительного количества рабов, рабовладельческий строй не утвердился у славян.

С земледелием тесно связано было скотоводство. Разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. На юге в качестве рабочего скота использовали волов, на севере — лошадей.

Некоторую роль в хозяйстве, особенно в лесной зоне, продолжали играть охота, рыболовство и бортничество.

Хотя хозяйство имело натуральный характер, совсем без торговли обойтись было невозможно. На ранних этапах своей истории славяне, очевидно, торговали хлебом с римлянами. Кроме того, торговали мехом, воском и медом. Одним из важнейших торговых партнеров была Византия. Внутренний рынок был развит еще очень слабо и существовал, в основном, за счет обмена сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия.

Культура славян накануне образования древнерусского государства известна мало. Из дошедших до нас образцов прикладного искусства следует упомянуть клад русских вещей VI-VII вв. в бассейне р. Роси, среди которых — серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в славянской одежде.

Из других археологических находок интересен идол, найденный в районе города Збруча (в земле бужан) в 1848 г., дающий представление о языческом пантеоне древних славян.

Вообще, религия была существенной частью жизни древних славян. Каждое событие в жизни человека, от рождения до смерти, сопровождалось определенными обрядами и заклинаниями. Существовал годовой цикл земледельческих праздников, широко были распространены приметы и гадания.

Главными божествами славян были: божество Вселенной — Род, божество солнца — Даждьбог, бог скота — Белее, бог огня — Сварог, бог грозы — Перун. Некоторые исследователи полагают, что боги Хорс (солнца) и Симаргл (почвы и подземного мира) вошли в славянский пантеон из иранского. Существование различных наименований одного и того же бога (например, солнца — Даждьбог, Ярило, Хорс) говорит об отсутствии еще устойчивого межплеменного единства.

С утверждением княжеской власти изменился и религиозный культ — на первое место выходит Перун, который становится богом войны и покровителем князя.

Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. Однако окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло (схема).

 

 

Лекция 2. Образование государства у восточных славян.

1. Предпосылки формирования государ­ствен­ности у восточных славян (V111 – 1Х вв.). Первые политические объединения.

2. «Нор­маннская тео­рия» происхождения Древней Руси. Совре­менные истори­ческие теории воз­никновения термина «Русь».

  1. Возникновение Киевской Руси и ее политическое развитие в 882 – 1132 гг.

1. Государство – универсальное явление человеческой цивилизации. С точки зрения формационного подхода оно возникает при разложениипервобытно-общинного строя, в тот момент, когда общество нуждается в регулировании межличностных, групповых и социальных связей. Предпосылками для образования государства являются общественное разделение труда, появления частной собственности, имущественное и социальное неравенство. Признаками государства являются: наличие определенной территории; органов управления и контроля; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; налоговая система; для государства в форме монархиихарактерно наличие правящей династии.

Предпосылки

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.009 с.)