ТОП 10:

Лекция 3.Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси в IX - XII вв.



1. Политический строй и социально-эко­номиче­ское развитие Киевской Руси (Х–Х1 вв.).

2. Внешняя политика киевских князей в Х–Х1 вв. Между­народные связи.

3. Принятие христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, историческое значение.

1. В исторической науке относительно общественно-экономического строя и социальной структуры Киевской Руси возникает немало спорных вопросов (схема ).

Много десятилетий назад академик Б.Д. Греков написал, что Киевская Русь жила уже при феодализме. Под феодальным понимается общество, имеющее следующие черты: владение землей — привилегия людей, несущих военную или государственную службу; земля становится основным средством извлечения богатства; право феодала на землю сопряжено с правом пользоваться продуктом труда зависимых от него крестьян; натуральный характер хозяйства; ручной труд человека и мускульная сила животного — главный энергетический источник производства. Развитие феодализма Греков Б.Д. он представлял «снизу» — в результате распада общины, социальной поляризации населения, следствием чего было формирование крупного землевладения в виде вотчины, а позже поместья. Политической надстройкой над феодальным «базисом» было монархическое государство с центром в Киеве. Этот подход был на определенном этапе развития науки довольно плодотворным и позволил создать большое количество полновесных и ценных научных трудов (В. В. Мавродин, И. И. Смирнов, Б. А. Рыбаков) В дальнейшем историки уточняли этот тезис, называя Древнерусское государство раннефеодальным. Предполагалось, что все основные черты феодализма в нем уже присутствовали, хотя и находились на начальной стадии развития.

Уже ранние русские князья стали изображаться верховными феодальными собственниками, а дани-контрибуции, которые они собирали с окрестных племен, под пером историков превратились в «централизованную феодальную ренту». Наиболее полно такого рода концепция была отражена в трудах академика Л. В. Черепнина и получила широкое хождение в историографии 60—80-х годов. Со временем поклонники этой теории, фактически не отвечая на критику в ее адрес, стали ее разнообразить, находя все новых и новых верховных «собственников.

.Согласно этой концепции, крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в IX—XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Земля феодалов обрабатывалась трудом зависимых крестьян. К несвободным категориям населения относились челядь и холопы (по своему положению близкие к рабам); закупы — попавшие в долговую кабалу и отрабатывающие свой долг в качестве земледельцев; изгои — оторвавшиеся от своих общин и живущие в чужих.

Основой феодальной иерархии древнерусского общества являлось подчинение «младших» князей «старшим», бояр — великому князю и местным князьям. Старшинство определяется влиянием и могуществом того или иного князя. Средний и низший слои феодалов составляли дружинники и слуги княжеского «двора», которым князья с XII в. начали раздавать земли за различные службы. Вече в XI—XII вв. подпало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления (А. П. Новосельцев).

По мнению известных исследователей Ю.Г. Алексеева и А.А. Зимина, Киевская Русь только стояла на пороге феодализма, и общественные отношения в ней можно назвать княжеско-общинными. (Кириллов В.В.)

Фроянов И.Я. считает, что древнерусское общество переживало разложение первобытно-общинного строя, носило раннеклассовый характер и не имело четкой формационной принадлежности. В ряде работ, посвященных социально-экономическому и политическому строю Древней Руси, исследователь обосновал мысль о наличии в социально-экономическом строе Киевской Руси многих архаичных пережиточных явлений, что позволило сделать вывод о переходном характере этого строя. Такого рода экономическому строю соответствовали и политические отношения, которые эволюционировали от суперсоюза племен к городам-государствам, основывавшимся на принципе непосредственной демократии — главным органом правления в городах-государствах было вече. Политической надстройке, в свою очередь, соответствовал и характер социальной борьбы, также продвигавшейся от меж- и внутриплеменной к борьбе между свободными общинниками внутри древнерус­ских городов-государств. Главное — эта борьба отнюдь еще не приобрела классовые формы и классовое содержание. Не скованная феодальными путами, Киевская Русь выработала высокую культуру, которая до сих пор поражает наше воображение.

Накопление конкретно-исторических знаний, углубление теоретических представлений об историческом процессе на рубеже 60—70-х годов привело к появлению новых концепций. Белорусские исследователи (особенно В. И. Горемыкина), продолжая линию, наметившуюся еще в 30-е годы, выдвинули идею о рабовладельческом характере общественно-экономического и политического строя Киевской Руси. Они констатировали большое количество рабов в древнерусский период, а также, подобно античному общественному строю, большое количество свободных общинников.

Данные древнерусских летописей и других источников свидетельствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное расслоение общества (схема).

Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре (княжеские мужи), дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, об­разование наследственных феодов, которые на Руси называли вотчи­нами, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те време­на, по-видимому, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках людьми. Важную роль в их жизни играла община (мир, или вервь). Закон предусматривал, в частности, коллективную ответственность крестьян за совершенное на земле общины преступление.

 

Во многих источниках упоминаются смерды. Возможно, это слово было синонимом понятия «люди». Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существова­ли также категории крестьян — закупы и рядовичи, у которых домини­ровали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались градскими людьми.

В древнерусском обществе существовали и несвободные люди, на­ходившиеся на положении рабов. Некоторые отечественные историки даже считали рабство основой социально-экономической жизни Древней Руси. Современная наука этот взгляд не разделяет. Но тем не менее элементы рабовладения в раннефеодальном государстве, несомненно, имели место. Источники выделяют две категории рабского населения: челядь и холопы. Челядь, как правило, состояла из военнопленных и их потомков. Такие рабы считались младшими членами семьи. Распространялось обращение в рабство соплеменников, отсюда появился новый вид несвободных людей — холопы.

Основу экономики Киевской Руси составляло сельское хозяйство. Вместе с тем больших успехов достигает ремесло. Его развитие тесно связано с бурным ростом городов, которые были административными центрами славянских племен, а впоследствии древнерусских княжеств (схема ).

В языческую эпоху в городах отправлялись родовые культы славянских богов, в христианскую — сооружались каменные храмы. Города стали основными торгово-ремесленными центрами.

В Киевской Руси была хорошо развита обработка металлов. Историки и археологи насчитали более 150 видов изделий, выпускаемых русскими кузнецами. Наивысшего расцвета в Киевской Руси достигло художественное ремесло. В то время работало множество ювелирных мастерских. Русские мастера освоили сложную технику фигурного литья, зерни (узор из множества мелких шариков) и скани (нанесение рисунка тонкой проволокой). Образовавшиеся на рисунке промежутки иногда заполняли эмалью (перегородчатая эмаль). Особое умение требовалось при изготовлении черни, т.е. черного фона для узорчатых серебряных пластинок (схема).

Развивалась и внешняя торговля (схема ).

Через русские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки», т.е. из Скандинавии в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, из­делия кузнецов и оружейников. Нельзя забывать и о работорговле — русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя Русь главным образом предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни Руси, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.

Главой Древнерусского государства считался правивший в Киеве великий князь. Княжеская власть ввиду действовавшего так называемого «лествичного» принципа наследования переходила не только от отца к сыну, но и от брата к брату, от дяди к племяннику и т.д. Большинство историков называют политический строй Киевской Руси раннефеодальной монархией (схема).

 

И.Я. Фроянов указывает, что киевского князя ни в коем случае не следует называть государем. Действительно, абсолютным монархом князь в то время не являлся. В его распоряжении не было развитого государственного аппарата.

Как уже отмечалось, киевским князьям удалось подчинить себе все восточно-славянские племена. Уже с X в. племенные князья в источниках не упоминаются. На местах власть киевского князя представляли посадники и волостники. Со второй половины X в. крупными территориями управляли удельные князья. Ими становились, как правило, сы­новья великого князя

При князе функционировал совет (дума), состоявший из представителей высшей аристократии и духовенства. Важную роль в общественной жизни формирующегося государства играло собрание городских жителей — вече. В нем принимали участие все взрослые мужчины города. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина. В военное время собиралось народное ополчение — вой. Члены дружины делились на старших (бояре, княжеские мужи) и младших (отроки). Дружинники участвовали в управлении государством и служили опорой княжеской власти.

2. Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского
государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран.
Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская
империя, ближайший южный сосед восточных славян. Русско-византийские
отношения IX — XI вв. — это и мирные экономические, политические,
культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия
была удобным источником военной добычи для славянских князей и их
дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать
распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась
превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации.
Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические
контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору
Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в
Константинополе. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом
количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После
христианизации усилились культурные связи с Византией.
Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги
на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу
Византии — Константинополь (по-русски — Царьград). Менее удачным был поход
Игоря.

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское
сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята
императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские
императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими
соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними
народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя
русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он
вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда
взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и
944 гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись
постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар
каганату нанес Святослав (964 — 965), разгромив главные города каганата и
захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарского каганата привел к
образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского
княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар,
которые сформировали после этого свое государство — первое государственное
образование народов Среднего Поволжья и Прикамья.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье
вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и
Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику,
византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить
поход на Балканы. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город
Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии.
Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян,
с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил,
что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.
Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала
печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской
летописи под 915 г. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и
Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли
Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной
знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии
время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую
сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по
наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно
возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в
Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались
ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по
численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава
получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а
Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.
По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии
предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав
погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из
черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи,
в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти
павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа
перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время
княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до
этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с
просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца
Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и
претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал
выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина
Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит.
Однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел
важное политическое значение. Всего за несколько лет до того германскому
императору Отгону II не удалось жениться на византийской принцессе
Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной
иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко
поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться
выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в
Крыму — Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое
обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение
креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами
средневековой Европы.

Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских
князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа —
Индигерде. Дочь Ярослава — Анна была замужем за французским королем
Генрихом I, другая дочь — Елизавета стала женой норвежского короля
Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь — Анастасия. Внучка
Ярослава Мудрого — Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского
императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава — Всеволод был женат на
византийской принцессе, другой сын Изяслав — на польской. Среди невесток
Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.
С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения.
Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории
нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая
пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.
Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками.
Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее их
набеги продолжались. В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве
Ярослава (уехал в Новгород), печенеги осадили Киев. Ярослав быстро
вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не
смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие
кочевники —половцы.
Половцы (иначе — кипчаки или куманы) — тоже тюркская народность — еще
в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана. В середине X в.
половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того
как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория,
которую называли Половецкой степью, или (в арабских источниках)
Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые
половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло
первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Русьскую землю
воевать». Вторая половина XI — XII в. — время борьбы Руси с половецкой
опасностью.

Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских
держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных
отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

3. Наряду с государственным строительством Киевской Руси, укреплением ее обороноспособности Владимир провел коренные преобразования в религиозной сфере, которые имели для молодого государства важное историческое и культурное значение.(схема)

Начальная летопись повествует, что Владимир Святославович в 986 г. устраивает знакомство с различными религиями. Многие религиозные посольства посетили двор киевского князя и предлагали ему свою веру: "немцы" (католики) от папы, волжские болгары (мусульмане), хазарские евреи и, наконец, греки, чьи проповеди произвели на Владимира наибольшее впечатление, как и рассказ возвратившихся из Константинополя русских послов.

Это "испытание вер" через послов и решило дело. Выбор Владимира пал на православие. Такова летописная легенда.

Почему же в действительности выбор пал на православие? По поводу ислама и иудаизма можно со всей определенностью сказать, что подобный вариант исключался, ибо многие специфические обряды, например, запрет на употребление в пищу свинины, обрезание и др., имеющиеся в этих религиях, противоречили сложившимся традициям древнерусского народа. Владимир не мог выбрать и католичество, ибо ему, вероятно, было хорошо известно о притязаниях папы римского на первенство в христианском мире, о стремлении папы встать над светской властью. С другой стороны, к концу X в. православие на Руси, как уже отмечалось, было хорошо известно.

Христианство возникло на территории Римской империи. Становление христианского вероучения происходило на семи Вселенских соборах, проходивших с IV по VII в. В конце IV в. империя распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (Византия). В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. В результате этого распада произошло размежевание восточной и западной христианских церквей. Основные богословские расхождения концентрировались на вопросе: «от кого исходит Дух Святой?». Богословы восточной церкви говорили, что Святой Дух исходит от Отца, а богословы западной — от Отца и Сына. Затем к богословским прибавились территориальные и экономический споры. (Окончательный раскол (схизма) произошел в 1054 г. В христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

В I тыс. христианство распространилось среди большинства народов Европы. Первым христианским проповедником на землях восточных славян по древнерусским летописям и впоследствии, по церковной традиции, считался апостол Андрей Первозванный. Согласно «Повести временных лет» апостол проповедовал на территории Поднепровья, водрузил крест на месте будущего города Киева, предсказав рождение великого православного города: "На сих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей". Отправившись вверх по Днепру, возможно, дошел и до земель, где позднее был основан Новгород.

Следует отметить, большинство историков считают эпизод посещения апостолом Первозванным русских земель легендой, появившейся в летописи под влиянием церковных деятелей.

Достоверно известно то, что приверженцы христианства были среди населения Восточно-Европейской равнины задолго до правления князя Владимира. В X в. среди дружинников киевских князей Олега и Игоря также встречаются принявшие крещение. Так, договор, заключенный Игорем с Византией (944 г.), подписали и воины-язычники, и "крещеная Русь". Причем христиане поставлены в документе на первое место. То есть христиане занимали высокое положение в киевском обществе. Известно, что тогда же в Киеве уже существовала христианская церковь Ильи Пророка. Особенно следует отметить четко зафиксированный в источниках факт крещения княгини Ольги.

К концу X в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Под властью киевского князя находилось уже большинство восточнославянских племен. Владимир еще более укрепляет политическое единство государства. Автономия вошедших в него племенных союзов была ликвидирована окончательно. Государство стало единым. В этих условиях языческое многобожие племенных верований перестает соответствовать политической структуре Киевской Руси. Единому государству нужна была и единая религия. Политическое единство нужно было дополнить единством идеологическим.

Не случайно Владимир, став великим князем, проводит языческую религиозную реформу (980), создав целый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Реформа не удалась не только потому, что встретила сопротивление населения, язычество не удовлетворяло и верхушку Древнерусского государства.

К концу X в. в древнерусских землях произошли изменения в социально-экономических отношениях. Выросло феодальное землевладение в виде княжеских и боярских вотчин. Процесс имущественного расслоения населения приводил к закабалению крестьян. Князьям и боярам важно было обосновать все свои владельческие права. Языческая религия в отличие от христианства не освящала первенства княжеской власти, имущественного и социального неравенства.

Кроме того, приверженность язычеству пагубно сказывалась и на международных связях Руси с другими государствами. Христианские государи отказывались от династических браков с язычниками. Русские купцы в христианских странах подвергались дискриминации по религиозным мотивам. Таким образом, в конце X в. встал вопрос о замене язычества другой религией.

Осуществлению планов князя Владимира способствовали политические обстоятельства. В Византийской империи вспыхнул мятеж полководца Варды Фоки. Византийские императоры-соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю с просьбой о военной помощи. В обмен на такую услугу князь Владимир потребовал от императоров отдать за него замуж их сестру принцессу Анну. Императоры согласились, но при условии крещения Владимира. Дружина князя приняла участие в подавлении мятежа, но греческие правители не сдержали своего слова. Тогда Владимир осадил г. Корсунь (греческий Херсонес в Крыму) и вынудил византийцев выполнить обещание.

Относительно вопроса о времени и месте крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь принял крещение в 988 г. в Корсуне, по второй версии князь Владимир крестился в 987 г. в Киеве, а по третьей – в 987 г. в Василеве (недалеко от Киева, теперь – г.Васильков).

Приняв христианскую православную веру, князь Владимир решился «обратить всю землю в христианство». Он привез в Киев греческих и южнославянских священников. Прежде всего, были крещены сыновья Владимира и многие бояре, а затем в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Это важное событие свершилось согласно летописной хронологии, принимаемой большинством исследователей, в 988 г., по мнению других в 989 – 990 гг.

Вслед за Киевом христианство стало насаждаться в других землях Киевской Руси.

Идолы старых богов сжигались или сбрасывались в реки. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. «Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы... и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывает людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей... И, притащив, кинули его в Днепр».

Начали строиться христианские церкви. По словам летописца. Владимир «начат ставити по градам церкви и попы и люди на крещение проводили по всем градам и селам». Также повелел Владимир собрать у лучших людей детей и отдать их в книжное обучение. Матери, провожая своих чад, плакали по ним как по мертвым, ибо не утвердилась еще новая вера. Произошло все это, вероятно, летом 990 г.

Давая оценку этому событию, митрополит Иларион писал позже; «Тогда начал мрак язычества от нас отходить, и заря Православия началась»; Но это была именно только заря — до полного торжества христианства на Руси было еще очень далеко. При Владимире крещены были Киев, Новгород и некоторые другие крупные центры, но язычество не было искоренено, оно только отступило перед новой религией. По преданию, обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами, отнеслись к крещению спокойно. На востоке же и севере религиозные новшества встретили определенное сопротивление. Взбунтовались в 991 г. новгородцы против присланного епископа Иокима; отказались впустить в город священников жители Мурома. Сходные конфликты возникали и в некоторых других городах.

Ростовская земля, как считают некоторые историки, вообще не была крещена. Только в 60—70-е гг. XI века епископ Леонтий попытался крестить местных жителей, но в конце концов принял мученическую смерть во время одного из восстаний. Из Жития другого подвижника — преподобного Авраамия, жившего в начале XII века, мы узнаем, что при нем в Ростове совершенно открыто стоял каменный идол Белеса, которому поклонялись местные язычники. Не лучше обстояло дело с христианской проповедью в Муроме. Отправившийся сюда княжить младший сын Владимира Глеб не смог побороть упорного язычества местных жителей и вынужден был даже поселиться вне града. Только в XII веке при князе .Константине христианство наконец получило в Муроме прочное основание. Вплоть до XII века упорно противились крещению вятичи. Настоящим заповедником язычества до самого татарского нашествия оставался район Приднестровья. На реке Збруч, левом притоке Днестра, археологи открыли многочисленные языческие святилища, которые совершенно открыто существовали здесь в продолжение всего киевского периода русской истории. Тут беспрепятственно совершались языческие обряды, приносились жертвы (в том числе и человеческие), проживали жрецы-волхвы и поддерживался негасимый священный огонь. Многочисленные языческие капища XI—ХII веков открыты на Волыни, Смоленщине, Псковщине. Археологические данные подтверждаются и многочисленными литературными свидетельствами. До нас дошло большое количество древнерусских поучений против язычества, из которых видно, что в ХI--ХШ веках среди населения сохранялись многочисленные языческие обычаи. Еще долго после крещения Руси здесь по-язычески хоронили умерших и по-язычески заключали браки (в 80-е.гг. XI века киевский митрополит Иоанн сетовал на то, что в церквах венчаются одни лишь князья да бояре, «простые же люди жен своих, словно наложниц, поймают, с плясанием, и гуденьем, и плесканьем»). Можно сказать, что до конца язычество так и не было побеждено: оно сохранилось в многочисленных поверьях, суевериях и обрядах, в народной демонологии и в самом мироощущении русского народа.

Введение христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Киевский князь и его окружение получили надежную идейную основу для упрочения связей между различными частями своей страны. Церковь принесла идею богоустановленной власти, ее богоподобия и обожествления, что способствовало поддержке и упрочению верховной княжеской власти.

Крещение укрепило связи Руси с другими (в первую очередь с европейскими) странами. Не случайно традиционными стали династические браки киевских князей с правителями европейских государств. Окрепли экономические контакты с заморскими странами: русские купцы там больше не считались "варварами", а были единоверцами.

Православие оказало влияние и на быт русского народа. Изменились семейные отношения: был положен конец традиции многоженства, что изменило положение женщины в семье. Церковь повела борьбу с обычаем кровной мести. Принятие христианства способствовало и культурному развитию страны. С богослужебными книгами пришла на Русь славянская письменность. Старославянский язык, на котором были написаны эти книги, стал на Руси основой для создания собственного литературного языка и письменности.

Имя князя Владимира — одно из самых значимых в русской истории. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко.(Кириллов В.В.)







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.014 с.)