Модуль 1. История России и Украины с древнейших времен до XVI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. История России и Украины с древнейших времен до XVI в.



Модуль 1. История России и Украины с древнейших времен до XVI в.

Лекция 2. Образование государства у восточных славян.

1. Предпосылки формирования государ­ствен­ности у восточных славян (V111 – 1Х вв.). Первые политические объединения.

2. «Нор­маннская тео­рия» происхождения Древней Руси. Совре­менные истори­ческие теории воз­никновения термина «Русь».

  1. Возникновение Киевской Руси и ее политическое развитие в 882 – 1132 гг.

1. Государство – универсальное явление человеческой цивилизации. С точки зрения формационного подхода оно возникает при разложениипервобытно-общинного строя, в тот момент, когда общество нуждается в регулировании межличностных, групповых и социальных связей. Предпосылками для образования государства являются общественное разделение труда, появления частной собственности, имущественное и социальное неравенство. Признаками государства являются: наличие определенной территории; органов управления и контроля; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; налоговая система; для государства в форме монархиихарактерно наличие правящей династии.

Предпосылки

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

Социально-экономические предпосылки

1.1. Развитие земледелия. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в У11 - 1Х вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

1.2. На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

1.3. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Духовные предпосылки.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

4. Внешнеполитические предпосылки. К внешним предпосылкам следует отнести то давление, которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

4.1. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

4.2. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

4.3. Не случайно, также, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые, в предшествующие эпохи (гунны в 1У -У вв., авары в У11 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению зародыша государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 1Х-Х вв.

Галицко-Волынское княжество

Земли Прикарпатья номинально принадлежала Руси с времен Олега, затем перешел под протекторат Моравии. После смерти Владимира I Святославовича им завладел польский король Болеслав Храбрый, однако Ярослав Мудрый отвоевал Галицию, получившую в те времена название «Красная Русь». (схема)

Внук Ярослава Мудрого Ростислав не смог удержать этот регион из-за преждевременной смерти, а его три сына — Рюрик, Володарь и Василько, стали изгоями. Только в 1084 году, вернувшись из Тьмутаракани, Володарь стал править в Звенигороде и Перемышле, а Василько — в Теребовле (Рюрик рано умер). К 1144 году сын Володаря Володимирко объединил эти три земли в одно княжество со столицей в Галиче над Днестром.

Наибольшего могущества Галицкое княжество достигло в 1153—1187 годах при Ярославе I Осмомысле. В 1159 году он даже овладел на некоторое время Киевом, контролировал часть территории в низовьях Прута и Дуная. Ярослав I поддерживал активные связи не только с соседними государствами, но и с Византией, «Священной Римской империей». Германского императора Фридриха I Барбароссу князь официально признал своим сюзереном, а тот помогал незаконному сыну Ярослава Осмомысла Владимиру занять трон Галиции в борьбе с боярами, венгерским королем и князем Романом Мстиславичем.

Чтобы избавиться от самовластного Ярослава Осмомысла, традиционно мятежное в Галиции боярство использовало разлад в его семье. Дело в том, что Ярослав прервал всякие отношения со своей супругой — дочерью Юрия Долгорукого, и стал жить с наложницей — боярышней Настасьей. Бояре похитили ее и сожгли на костре, обвинив в колдовстве. Это событие очень повлияло на поведение князя, произвело надлом в его душе. Фактически он покорился боярскому диктату, хотя купечество Галиции обещало поддержать его в борьбе за усиление княжеской власти.

Рост боярской оппозиции вызвал после смерти Ярослава Осмомысла внутренние усобицы, в результате которых венгерский король Бела III в конце XII столетия сумел, хотя и на короткое время, поставить на престол Галиции своего сына Андрея.

На Волыни после кончины Ярослава Мудрого власть часто менялась. Отдельную династию основали здесь внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславич(1136—1142; 1146—1154) и его сын Мстислав (1154—1170), стремясь занять даже Киев. Затем Волынь разделили между собой сыновья Мстислава, и только борьба одного из них — Романа, обеспечила единство Волынской земли в 1173—1205 годах. (Семенешко В.И.)

Именно Роман Мстиславич и сумел в 1199 году объединить земли Галицкого и Волынского княжеств в одно крупное Галицко-Волынское княжество(схема).

Предпосылками объединения Галиции и Волыни в 1199 году были их тесные экономические и культурные связи. В1203 году Роман Мстиславич занял Киев, причем горожане охотно открыли его войску ворота города, и стал фактически правителем всей Юго-Западной Руси.

С помощью служилых людей и горожан Галицко-Волынской земли Роман Мстиславич жестоко расправился с противниками централизованной власти. Чтобы укрепить авторитет княжества, он вмешался в династическую борьбу за трон в Польше и Венгрии, совершил несколько удачных походов на половцев и литовцев. Римский папа предлагал ему королевскую корону, но князь отказался ее получать. Погиб Роман Мстиславич под Завихвостом на Висле в 1205 году на пути в Саксонию, в случайной стычке с отрядом краковского князя Лешка Белого

После смерти Романа Мстиславича в Галицко-Волынском княжестве долгие годы продолжался хаос и княжеско-боярские раздоры, опорой боярства являлся церковный клир, а князья ориентировались на поддержку мещан. Галицией управляли венгерский король Андрей II, затем — сыновья новгород-северского князя Игоря Роман, Святослав и Ростислав. Подчиняя своевольное боярство, Игоревичи уничтожили до пятисот его представителей, однако в 1211году были сброшены с престола с помощью венгерских и польских войск, а двое из них были повешены.

В течение последующих лет власть в Галиции переходила из рук в руки, при постоянном вмешательстве в этот процесс Польши и Венгрии. Опираясь на поддержку городских кругов, крестьян-общинников и представителей различных этнических групп, для которых сильная княжеская власть представлялась гарантией стабильности сын Романа Даниил Галицкий (1221 —1264) сломил боярское сопротивление и вновь объединил Юго-Западную Русь. Раздираемая внутренними противоречиями, Галицко-Волынская Русь ослабла и в результате распалась на отдельные княжества.

Для политической жизни Галицко-Волынской Руси была характерна постоянная борьба между князем и местной боярской аристократией, а также соседство с польским и венгерским государствами, правители которых активно вмешивались во внутренние дела этих княжеств. После монголо-татарского завоевания юго-западные земли обособятся от остальной части Руси. Во второй половине XIV в. Волынь была захвачена великим княжеством Литовским, а Галицией овладела Польша.

Новгородская феодальная республика. Новгород являлся столицей огромной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины. Из новгородских «пригородов» наиболее значимыми были: Псков, Старая Руса, Ладога, Торжок или, Новый Торг. Основное ядро новгородской территории разделялось на пять земель (Вольская, Обонежская, Деревская, Шелонская, Бежецкая). Далее к северу и северо-востоку шли обширные пространства новгородских «волостей» — Заволочье (область по течению р. Северной Двины); «Терский берег» (к северо-востоку от Белого моря); Печора (по р. Печоре); к югу от нее — Пермская земля, а к северо-востоку — Югра, переходившая частью за Урал.(Пушкарев С.Г.)

«Господин Великий Новгород» — так называли свое государство сами новгородцы – раньше других земель начал выходить из-под власти киевских князей. Тенденции к обособлению от Киева в Новгороде Великом проявились уже в начале XI в. В 1015 г. Ярослав Мудрый, княживший тогда в Новгороде, в обмен на поддержку новгородцев в борьбе за Киев согласился на неподсудность новгородских бояр княжескому суду. В 1136 г. новгородцы восстали и изгнали князя Всеволода (внука Мономаха), после чего стали сами приглашать князя, что означало политическую самостоятельность для новгородской земли.

В конце XI — начале XII в. здесь сложилось своеобразное политическое образование, которое в современной исторической литературе называется феодальной республикой. (Схема)

Высшая власть в Великом Новгороде принадлежала народному собранию — вече. В российской исторической науке существует две основные точки зрения на Новгородское вече. Одни авторы (В.Ф. Андреев) считают, что в вече участвовали все свободные мужчины Новгорода, независимо от их социального статута. Другие (В.Л. Янин) считают, новгородское вече собранием владельцев городских усадеб, которых было всего лишь около 300-500 человек. Это соответствует числу боярских семей.

 

Вече обсуждало важнейшие законы, решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало и изгоняло князя, избирало должностных лиц, управляющих городом. Вече имело свою канцелярию (или вечевую избу), во главе которой стоял «вечный дьяк» (секретарь). Поста­новления или приговоры веча записывались и скреплялись печатями Господина Великого Новгорода (так называемые «вечные грамоты»). Грамоты писались от имени всего Новгорода, его правительства и народа. Организационным и подготовительным органом вече являлся боярский совет – (иначе: «совет господ», или «300 золотых поясов»),которыйразрабатывал проекты законов, обрабатывал вечевые решения, осуществлял контрольную деятельность, созывал вече. В его состав совета входили знатные бояре и представители городской администрации. Все высшие должностные лица посадник, тысяцкий, архиепископвыбирались из числа бояр.

Посадник– высшее должностное лицоНовгорода, глава правительства. Избирался на 1-2 года, управлял всем городским хозяйством, руководил деятельностью должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами суда, руководил вечевым собранием и боярским советом, представлял Новгород в отношениях с другими государствами.

Тысяцкий – второе по значению лицо в системе управления Новгородом. Он ведал сбором налогов, контролировал торговлю. Город был разделен на 10 податных «сотен», которыми управляли сотские, подчинявшиеся тысяцкому. Кроме того, тысяцкие разбирали тяжбы по торговым делам, споры русских с иностранцами, участвовали в посольствах. Тысяцким первоначально избирался - представитель купечества, но в ХII - Х1V вв. эта должность перешла в руки бояр.

В отличие от других русских земель в Новгороде князь не получал власть по наследству, а приглашался на княжение городом. Его главная задача заключалась в обеспечении защиты государства от вне­шних врагов. С приглашаемым князем вече заключало «ряд» - договор. Князь, нарушивший ряд, мог быть изгнан. По договору с городом (известно около 80 договоров XIII – XV вв.) князь не мог вмешиваться в дела городского самоуправления, назначать и отстранять от должности посадника и тысяцкого, покупать земли на окраинах новгородской территории и раздавать новгородские земли своим приближенным за службу, управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Если князь не устраивал новгородцев, его изгоняли «показывали путь» и приглашали другого. От приглашенного князя новгородцы требовали присяги в том, что он будет нерушимо соблюдать все их права и вольности. Они заботились о том, чтобы князь со своею дружиною не вошел слишком близко и глубоко во внутреннюю жизнь новгородского общества и не сделался бы в нем влиятельной социальной силой. Князь со своим двором должен был проживать за чертою города. Ему и его людям запрещалось принимать кого-либо из новгородцев в личную зависимость.

Как отмечал В.О. Ключевский, «князь должен был стоять около Новгорода, служа ему, а не во главе его, правя им». Историк указывая на политическое противоречие в строе Новгорода: город нуждался в князе, но «в то же время относился к нему с крайним недоверием» и старался всячески стеснить и ограничить его власть.

Во главе новгородской церкви стоял вла­дыка архиепископ Великого Новгорода и Пскова. Начиная с 1156 г. кандидат на архиепископскую кафедру выбирается новгородским вечем и затем поставляется митрополитом Киевским и всея Руси.

Архиепископ был не только главою новгородской церкви, но обладал огромным влиянием и авторитетом в политической и социальной жизни Новгорода. Военные действия новгородцы начинали не иначе, как по благословению архиепископа.

Под управлением и юрисдикцией владыки новгородского находилось обширное общество «церковных людей» и ему принадлежал суд над всеми мирянами по делам, касающимся церкви и веры, а также по делам семейным и наследственным. Кафедре архиепископской принадлежали обширные земельные владения, население, которые также подлежали суду и управлению владыки. На церковных землях, кроме смердов, жили также «софийские» бояре и дети боярские и много военнослужилого люда. В случае военных действий они составляли особое конное войско, «владычин полк», отдельный от общего новгородского войска» Для ведения дел суда и управления при кафедре владыки новгородского состоял обширный штат «владычиных» бояр, детей боярских и разных слуг, которые но­сили название «софиян».

В политической жизни Новгорода при том весьма ог­раниченном влиянии, которое имели новгородские князья, архиепископ был первым человеком. Он обычно председательствовал в совете господ; все важные правительст­венные акты издавались и все договоры с иными странами и с князьями заключались не иначе как по благословению «господина преосвященного архиепископа Великого Новагорода и Пскова».(Пушкарев С.Г.)

В случаях, когда внутренние споры и неурядицы в Новгороде принимали слишком острый характер, делом и заботой владыки новгородского было примирение враждующих сторон и прекращение междоусобиц.

Кроме представителей боярских семей в политических делах Новгородской республики на уровне местного управления участвовало торгово-ремесленное население.

Новгород состоял из двух сторон: Софийской и торговой, делившихся на концы. Первоначально их было три (Славенский, Наревский, Людин), позднее - пять. Они представляли собой самостоятельные поселки, управление в которых строилось на началах местной автономии. Их автономия выражалась в наличии у них собственных вечевых собраний.

Рядовое население Новгорода принимало участие лишь в «кончанских» и «уличанских» вече, избирая старост концов и улиц. С середины XII в. кончанские и уличанские старосты стали скреплять своими печатями важнейшие государственные грамоты Новгородской республики.

Несмотря на демократичность, республиканская организа­ция носила сословный характер, имела четко выраженную олигархическую направленность.

В хозяйственном отношении Новгородское государство не было самообеспечивающим. За исключением юго-западной окраины, новгородские земли были или вовсе непригодны для сельскохозяйственной обработки, или были малоплодородными. Поэтому Новгороду никогда не хватало своего хлеба для обеспечения многочисленного городского насе­ления, и он постоянно нуждался в привозном хлебе, который доставлялся глазным образом из Ростовско-Суздальской земли, что создавало экономическую зависимость Новго­рода от нее.

Как считают некоторые историки главное богатство Новгорода и главный предмет его вывоза составляли ценные меха — собольи, лисьи, боб­ровые, куньи и др.,— которые в огромных количествах поступали из всех частей обширного Новгородского государства и затем вывозились в Ев­ропу, Кроме мехов, вывозились кожи, китовое и моржовое сало, воск, смолу, строевой лес. Привозились в Новгород из-за границы сукна и другие материи, металлические изделия, вина, соль.(Пушкарев С.Г.)

Уже в XII в. в Новгороде была заграничная торговая фактория, так называемый готский двор (основанный купцами из г. Висби на о. Готланде). В конце XII в. здесь появляется и немецкий двор, который со временем начинает играть главную роль в ходе новгородской внешней торговли. Кроме чужеземных торговых дворов, в Новгороде были дворы приезжих русских купцов, а именно: псковский, тверской, половецкий, смоленский. Новгородские купцы, со своей стороны, целыми партиями ездили для торговых операций в различные земли русского мира.

Несмотря на демократичность, республиканская организация носила сословный характер, имела четко выраженную олигархическую направленность.

Лекция 8. Россия в XVI в.

  1. Формирование института сословно-пред­ставительной монархии. Реформы 50-ых годов ХV1 в., их резуль­таты.
  2. Политика опричнины Ивана 1V: причины, содержание и результаты.

3. Внешняя политика Российского госу­дарства в ХV1 в. Казанские походы и присоеди­нения Поволжья. Ливонская война. На­чало завоевания Сибири.

 

1. Наследником скончавшегося в 1533 г. Василия III стал его трехлет­ний сын Иван, родившийся от второго брака великого князя с Еленой Глинской. Фактически за ребенка правила мать совместно со своим фаворитом князем Овчиной-Оболенским. Малолетство законного пра­вителя делало положение регентши неустойчивым. Вскоре после по­хорон Василия III был раскрыт заговор, возглавляемый его братом Юри­ем Дмитровским. Затем по обвинению в заговоре был казнен родной дядя Елены Михаил Львович Глинский. Спустя несколько лет против княгини-регентши восстал еще один брат Василия III — Андрей Старицкий. Мятежный родственник искал поддержку среди населения Великого Новгорода. Верные Елене вооруженные силы перекрыли князю дорогу на Новгород. Андрей Старицкий сдался, был арестован и умер в тюрьме.

Короткое правление Елены Глинской ознаменовано не только борьбой с многочисленными заговорщиками и мятежниками, но и реформатор­ской деятельностью (схема).

 

Проведенная денежная реформа уни­фицировала систему денежного обращения. По всей стране были вве­дены единые денежные знаки — копейки, определен стандарт веса мо­нет. Унифицированы были также меры веса и длины. Началась реформа местного управления. С целью ограничения власти наместников в стра­не вводился институт губных старост. Эту выборную должность мог за­нимать только дворянин. В помощь ему избирались представители из верхних слоев городского и сельского населения. Такие люди получа­ли право занимать должность земского старосты. Правительство Еле­ны Глинской уделяло большое внимание укреплению обороны страны. Для защиты московского посада к востоку от Кремля в 1534 г. было сооружено полуземляное-полудеревянное укрепление, получившее название Китай-город. Вскоре после этого была построена надежная Ки­тайгородская стена из красного кирпича с несколькими воротами (см. схему).

В 1538 г. Елена внезапно скончалась. Многие считали, что вдов­ствующая княгиня была отравлена. Следующие несколько лет прошли в борьбе за власть боярских группировок Шуйских и Вельских. Оба семейства своевольничали, грабили казну, вели себя как «лютые звери свирепые, аки львы». И уж, конечно, ни те, ни другие совсем не счита­лись с осиротевшим княжичем. Разыгрывавшиеся на глазах ребенка сцены интриг и кровавого насилия оставили глубокий и болезненный след в душе будущего царя. Когда мальчику было 13 лет, к власти при­шли Глинские — родственники Ивана со стороны матери. Дорого сто­или стране боярские самоуправства. Города Гомель и Любеч пришлось отдать Литве, на южные и восточные рубежи Руси то и дело нападали татары.

Политическая ситуация в государстве изменилась в год, когда наслед­нику Василия III исполнилось 17 лет. В январе 1547 г. Иван Василье­вич принял царский титул. Политический смысл этого события заклю­чался в укреплении власти московского государя, его авторитет исклю­чал с этого момента любые притязания на верховную власть потомков аристократических родов. Новый титул уравнивал главу Русского го­сударства с ханами Золотой Орды и императорами Византии. Вслед за венчанием на царство в жизни юного монарха произошло еще одно важное событие — женитьба. Выбор Ивана пал на Анастасию, проис­ходившую из старинной семьи Захарьиных-Юрьевых. Отец Анастасии Роман (к тому времени умерший) был верным слугой еще князя Васи­лия III. По его имени Захарьины и получат свою новую фамилию Романовы. В соответствии с правовыми нормами того времени брак делал молодого царя совершеннолетним и правомочным правителем.

Летом того же года русскую столицу постиг грандиозный пожар. На беду погода стояла сухая, дул сильный ветер, превративший Москву в один огромный костер. Дотла выгорел весь посад: от Кулижских (Покровских) ворот до Чертолья (ул. Пречистенка). Проник огонь и в Кремль. Огненная стихия унесла жизни 1700 москвичей. Виновника­ми случившегося народ считал царских родственников Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна по ночам оборачивалась птицей, летала над Москвой, кропила город кровью, взятой из сердец мертвецов, отчего и случился пожар.

В Москве вспыхнуло восстание. Горожане разгромили дворы Глин­ских и убили царского дядю Юрия. Остальных членов ненавистной на­роду семьи, в том числе «ведьму» Анну и ее сына Михаила, нигде не мог­ли найти. Они, к счастью для себя, успели бежать и укрылись в Ржеве. Между тем сам царь Иван Васильевич уехал с молодой женой в подмос­ковное село Воробьево. Туда и явились вооруженные копьями и щитами участники восстания. Люди требовали выдачи царских родственников. С большим трудом Иван убедил собравшихся, что Глинских в его рези­денции нет. Это восстание запомнилось царю на всю жизнь. «Вниде страх в душу мою и трепет в кости моя», — скажет он через много лет.

Реформы Избранной рады. В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной рады (схема).

Фактическим руководителем его стал незнатный по проис­хождению дворянин А.Ф. Адашев. Большое влияние на царя оказывали

глава Русской православной церкви митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Сильвестр. В работе Избранной рады прини­мали участие князья Д. Курлятьев, А. Курбский, М. Воротынский, дьяк И. Висковатый. Избранная рада осуществила ряд важных преобразова­ний в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.

Именно при правлении Избранной рады в 1549 г. был сделан важ­ный шаг в становлении сословно-представительной монархии — со­брался первый в русской истории Земский собор. Так стали называть­ся периодически собираемые царем совещания для решения и обсужде­ния важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены кормлений» и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название

Собора примирения.

В этот период произошли глубокие изменения в системе государ­ственного аппарата. Правительство Избранной рады начало формиро­вание отраслевых органов управления. Они представляли собой отда­ленные прообразы современных министерств и назывались приказа­ми, а их служащие — дьяками и подьячими. В числе первых были образованы челобитный, поместный, земский приказы.

В 1550 г. был принят новый Судебник Русского государства. Сама структура этого важнейшего документа говорит о быстрых темпах раз­вития государственной и правовой системы в XV—XVI вв. Статьи Су­дебника 1550 г. более четко отделены одна от другой, чем статьи Су­дебника 1497 г. К первым статьям предыдущего Судебника были добав­лены правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских на­местников ограничивались. Дела о разбойниках передавались в веде­ние губных старост. В Судебнике были указания о деятельности при­казов. Ряд его статей касался социальной сферы. Здесь было подтверж­дено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ре­бенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, при­знавался свободным.

Коренным образом были изменены принципы местного управления. В 1556 г. во всем государстве отменялась система «кормлений». Управ­ленческие и судебные функции были переданы губным и земским ста­ростам.

Принятое правительством Уложение о службе упорядочило несение феодалами военной повинности. Началось значительное переустрой­ство вооруженных сил. Из служилых людей (дворян и детей бояр) формировалось конное войско. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооружен­ных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась «избранная тысяча»: в нее вхо­дили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.

Налоговую политику определило введение единой системы позе­мельного налогообложения — «большой московской сохи». Размер на­логовых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Светские феодалы, помещики и вотчинники полу­чили большие льготы по сравнению с духовенством и государственны­ми крестьянами.

Большую роль в укреплении русской государственности сыграл выдающийся церковный деятель Макарий, бывший в 1542—1563 гг. русским митрополитом. В 1540-е гг. он созывал церковные соборы, на которых решались вопросы по канонизации русских святых. В февра­ле 1551 г. под руководством Макария был созван собор, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисципли­ну и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина. Особенно важное зна­чение имела унификация обрядов Русской православной церкви.

Реформаторская деятельность Избранной рады продолжалась око­ло 10 лет. Уже с 1553 г. начинаются разногласия царя со своими при­ближенными. В этот год из-за опасной болезни Ивана возник вопрос о престолонаследии. Не надеясь выжить, царь завещал престол своему грудному сыну Дмитрию. Многие из придворных отказались присяг­нуть младенцу. В качестве кандидатуры на престол выдвигался двою­родный брат Ивана князь Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр и многие другие члены Избранной рады в решающий момент измени­ли царю и перешли на сторону его противников. Вопреки всеобщему ожиданию, царь Иван выздоровел. Он объявил о прощении своего род­ственника и приближенных.

Поводом для возобновления конфликта послужила смерть в 1560 г. царицы Анастасии. Члены Избранной рады были обвинены в том, что они злым колдовством умертвили любимую царскую жену. Недавние правители попали в опалу. Избранная рада прекратила свое существо­вание, и проведение реформ было приостановлено (схема).

В 1564 г. князь Андрей Курбский, считавшийся долгое время бли­жайшим советником и личным другом Ивана, изменил царю и перебрал­ся к полякам. Из изгнания он написал своему бывшему властелину письмо, полное обвинений и упреков. Ответное послание Ивана Гроз­ного станет настоящим манифестом самодержавной власти. И Андрей Курбский, и Иван Грозный обладали большим литературным талантом.

Их растянувшаяся на долгие годы переписка — один из выдающихся памятников русской литературы и общественной мысли XVI в.

3. В декабре 1564 г. царь неожиданно для своих подданных покинул Москву и укрылся вместе с семьей в Александровской Слободе, кото­рая находилась примерно в 100 километрах от столицы. Посланные оттуда гонцы привезли в столицу две грамоты. Одна из них обвиняла бояр и высшее духовенство в изменах и заговорах против царя. Другая, адресованная горожанам, объявляла, что «гневу и опалы» на них царь не держит. Этим ловким маневром Иван рассчитывал приобрести союз­ников в лице населения. Спустя несколько дней царь принял делега­цию Боярской думы и высшего духовенства. В качестве условия воз­вращения на престол Иван назвал учреждение опричнины (схема).

Просуществовавшая очень короткое время (1565—1572) опричнина оставила глубокий след в русской истории и вызвала немало споров среди ее исследователей.

Это понятие, происходящее от слова «опричь» (кроме), существова­ло в феодальном праве и до Ивана Грозного. Когда-то так именовали земельный удел, выделяемый княжеской вдове. Царь Иван по-своему истолковал значение этого слова. Опричниной стали называть и спе­циально выделенный царю земельный удел, и штат царских прибли­женных, и особое войско. Опричные владения включали в себя ряд го­родов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах государ­ства. Остальная его территория получила название земщины. Весь го­сударственный аппарат был разделен на две части', опричный и зем­ский. Даже в столице страны появились опричные и земские слободы и улицы. Вошедшие в опричнину феодалы (первоначально их было 1 тыс. человек, а к 1572 г. — 6 тыс.) носили специальную униформу: черный кафтан и черную же островерхую шапку. Преданность своему госуда­рю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям лошадей и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.

Уже первые месяцы существования опричнины ознаменовались чу­довищными по своей жестокости казнями неугодных царю людей. Жертвами кровавых расправ оказывались заподозренные в измене бояре и государственные деятели, члены их семей и слуги. По обвине­нию в заговоре были казнены двоюродный брат царя Андрей Старицкий, его жена, дочь и мать. Одним из самых страшных преступлений Ивана Грозного была карательная экспедиция в Новгород зимой 1570 г. Ложный донос об измене новгородских бояр и духовенства послужил поводом для убийства тысяч ни в чем не повинных жителей города. Оп­ричники не жалели ни женщин, ни детей. Людей подвергали всевоз­можным истязаниям, топили в реке, обливали каким-то огненным соста­вом. По словам летописца, несчастные погибали на глазах царя «в лю­тых и неисповедимых муках». Следующим должен был стать Псков. По преданию, его спасителем оказался юродивый Никола. «Долго ли тебе лить неповинную кровь христианскую, царь-кровопийца?» — устыдил царя бесстрашный юродивый.

«Непобедимое» в войне с собственным народом опричное войско оказалось неспособным противостоять внешнему врагу. Летом 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей совершил опустошительный поход на Москву. Крымские татары подожгли московский посад и увели в раб­ство более 100 тыс. русских пленников. Летом следующего года набег повторился. На этот раз враг был остановлен и разбит небольшим по численности войском, в состав которого входили опричники, земские бо­яре и дворяне. Командовал войском князь М.И. Воротынский. Полко­водца ждала трагическая участь: вскоре после победы над крымским ханом он попал в опалу и был казнен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.051 с.)