Основные этапы складывания древнерусского государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы складывания древнерусского государства.



2.1. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходило вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходило появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

2.2. На втором этапе (2-ая половина IХ- середина Х в.) процесс складывания государства ускорился, во многом, благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность,

2. Вопрос о происхождении государственности у восточных славян до настоящего времени в исторической науке относиться к числу дискуссионных. Основу этих дискуссий, точнее сказать, ожесточенных научных споров, составляет так называемая “норманская проблема”. Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов (так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова, другое название — норманны) «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.» - так передает эти сведения «Повесть временных лет».

Опираясь на приведенный текст и некоторые другие источники, немецкие историки Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, а позднее и Август Людвиг Шлёцер, работавшие в российской академии наук в XVIII в. пришли к выводу, что свое имя Россия — вместе с государственностью — получила от скандинавов-варягов, которые были якобы носителями более высокой культуры.. Ответом на это стал «репорт» М.В. Ломоносова на высочайшее имя от 16 сентября 1749 г. по поводу труда Г. Ф.Миллера «О происхождении имени и народа Российского», в котором он справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей.

С того времени спор между «норманистами» и «антинорманистами», то затихая, то вновь обостряясь, продолжается уже свыше двух с половиной веков. При этом, как справедливо отмечают многие исследователи, с течением времени он уже «имеет не столько научный, конкретно-исторический, сколько политический характер». (Данилевский И.Н.)

Первоначально полемика между сторонниками и противниками «норманнской теории» обозначилась по ряду вопросов:

а) являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь?

б) термин “русь” является словом скандинавского или иного происхождения?

Н.М. Карамзин (1776—1826), в своей известной работе «История государства Российского». считал норманнскими имена Рюрика, Синеуса и Трувора, пояснял что «русы» — это простонародное название (имеется в виду внешний облик — «красные») тех, «кого мы по местоположению называем «нордманнами».

30—60-е гг. XIX столетия особенно богаты публикациями по теме варягов и руси, а полемика заметно обострилась из-за противостояния и противопоставления славян и германцев. Дело в том, что в эти годы в Германии распространяется идеология пангерманизма, сторонники которой объявили славян «неисторическим» народом, «неспособным» к созданию самостоятельного государства.

В XIX в. в той или иной степени сторонниками норманнской теории были П.Н Погодин, Соловьев С.М. и др.

В ряду «антинорманистов» первой половины XIX в.следует назвать Ст. Руссова, Ю.И. Венелина, Ф.Л. Морошкина и др.. С точки зрения некоторых современников именно Ю.И. Венелина «отличало тонкое понимание летописного текста, в чем он заметно превосходил не только современников, но и тех, кто писал в 50—60-е гг. XIX в., включая М.П. Погодина и СМ. Соловьева» (Кузьмин А.Г.).

Наибольшей остроты дискуссия достигла в середине XIX века, когда в защиту “норманнской” теории выступили датский историк, профессор Копенгагенского университета В. Томсен и русский историк, академик А. Куник. В работе В. Томсена “Начало русского государства” были сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории. После выхода в свет этой работы многие ученые пришли к выводу, что норманнское происхождение Русского государства можно считать доказанным.

Вместе с тем ряд историков XIX века стояли на позициях воинствующего “антинорманнизма”. В частности, Гедеонов в своем двухтомном труде “Варяги и Русь” (1876) подверг критике взгляды норманнистов и привел ряд доказательств местного происхождения термина “русь” и присутствия его в Восточной Европе с очень давних времен. Основная идея книги: варяги — это балтийские славяне, а русь — это население Поднепровья. Упоминается у него и русь острова Рюгена, но этот аспект он не развивает.

Несколько ранее (в 1867 г.) В. Юргевичоспорил норманистские объяснения имен договоров и «русские» названия порогов, предложив венгерскую интерпретацию последних. Правда, автор без обоснований фактически сближал угро-финские и иранские языки, а потому позитивная часть не выглядела убедительной.

С обширным иллюстративным материалом, доказывающим балто-славянское происхождение варягов и балтийской Руси, выступил И. Забелин (книга опубликована в 1876 г.). И.А. Лебедев в работе «Последняя борьба балтийских славян против онемечения» (1876), предпринял попытку доказать, что именно славяне были самым мореходным народом на Балтике и «только через славян получали товары в то время грубые саксы и иные племена». Речь идет о Балто-Днепровском или Волго-Балтийском путях, опять-таки до сих пор малоисследованных. (Кузьмин А.Г.)

На рубеже 50—60-х гг. XIX в. в полемику была заброшена некая промежуточная идея: Н.И. Костомаров (1817—1885) как бы в противовес обеим концепциям, поддержал возникшую в XV в. легенду о потомке брата римского императора Августа Пруса Рюрике, княжившем в Пруссии, а затем призванном славянскими и чудскими племенами на княжение в Новгороде. Сама эта традиция опиралась на сообщения ряда более древних источников о «Руси» в устье Немана, один из рукавов которого носил название «Руса». Легенда, видимо, явилась русской реакцией на другую легенду — о происхождении династии Гедеминовичей от Палемона, также родича Августа. Но обе легенды исходят из традиции, основывавшейся на представлении о варягах и руси как давнем населении южного и восточного берегов Балтики.

В исторической науке XX в. норманнская теория подверглась серьезной критике. Непримиримым ее противником выступил Б.А. Рыбаков, автор многих книг по истории Древней Руси. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.(схема)

 

В настоящее время на антинорманистских позициях остаются в основном украинские историки и археологи. Обращаются же они чаще всего на восток в иранский мир. Березовец. Д. Т в статье о салтовской культуре (1970 г.), которая располагалась в VIII—IX вв. в среднем течении Дона и Северского Донца, вслед за многими историками, начиная с А. Шлёцера, отождествил ее с «русами». Недостаток статьи заключался в том, что автор так же, как и многие его предшественники, искал однозначный ответ, пренебрегая другими «Руссиями».

Брайчевский М.Ю. в статье о Днепровских порогах по существу полностью опроверг один из важнейших аргументов норманистов: он показал, что большинство «темных» названий порогов, перевод которых искали в германских языках, на самом деле легко объясняется словами из алано-осетинского языка. Но аргументацию многих украинских ученых ослабляет приверженность автохтонизму: они считают, что русы — это единственный народ, живший в Приднепровье или Причерноморье с древнейших времен.

Среди российских ученых в последнее время преобладает норманистская интерпретация первых веков русской истории, как правило, без привлечения новых аргументов и даже без учета главных аргументов норманистов прошлого столетия.

Так, главным аргументом в пользу норманского происхождения руси вновь привлекается финское «Руотси» (эстонское «Роотси»), причем игнорируются указания авторов прошлого века (в том числе и ряда норманистов) о неубедительности этой этимологии. Претенциозные заявления филологов о том, что вопрос этот может решаться только филологически, опираются на заключение Г.А. Хабургаева(Этнонимия «Повести временных лет». М., 1979), что из «Руотси» может — чисто филологически —образоваться название «Русь». Современные норманисты-филологи обычно выстраивают такой ряд: «родсы» — это именование гребцов на шведском языке, шведская область «Рослаген»— провинция гребцов, финны на свой лад это произносят как «Руотси», а эстонцы как «Роотси», славяне же восприняли это именование в своей огласовке — «русы». Таким образом, славяне стали называть русами (т.е. «гребцами») всех шведов, придав этому понятию этническое значение

Таким образом, современные доказательства в пользу норманизма находятся на уровне XVIII—начала XIX в., и по существу, можно согласиться с мнением Кузьмина А., который считает, что ничего нового норманисты конца XX в. в науку не привнесли:

а) сторонники «норманнской» теории не нашли аргументов в пользу того, что варяги и русы были германцами; б) антинорманисты предложили более основательную систему доказательств негерманского происхождения варягов и руси.

В целом, подводя итог краткого экскурса в историографию проблемы, можно все же констатировать, сославшись на точку зрения некоторых современных историков, что и норманисты, и их противники «в XVIII— первых десятилетиях XX в. стояли на единых методологических позициях: представлении о возможности создания государства одним лицом или группой лиц. Это обусловило подмену проблемы происхождения государства вопросом о происхождении его названия. Признание скандинавской этимологии названия Древнерусского государства неизбежно вело к утверждению приоритета скандинавов в самом его формировании.

В советской историографии показано, что возникновение Древнерусского государства стало возможным лишь в результате экономического и социального развития, внутренних процессов. Было обращено внимание на принципиальное различие и независимость вопросов этимологии названия (проблемы преимущественно лингвистической) и образования государства (проблемы сугубо исторической), которые не могут и не должны подменять друг друга». (Мельников Е.А., Петрухин В.Е.)

Различия в подходах и определяет сущность проблемы: является ли государство следствием внутреннего развития того или иного народа, или же государство возникает в результате завоевания и подчинения одних племен другими? Как показывает история — правомерно признать оба пути возникновения государства, а в реальной исторической практике государство часто было следствием смешения разных путей возникновения.

3. В истории Киевской Руси выделяют три основных периода:

1. IX – конец X в.Формирование государства во время правления первых русских князей (Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава);

2. Конец X - первая половина XI в. Время наивысшего расцвета государства при Владимире I и Ярославе Мудром;

3. Вторая половина XI – начало XII в. Складывание предпосылок для территориально-политической раздробленности в период правления Ярославичей и Владимира Мономаха.

В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства. Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. О родословной и потомках племенных князей (в летописях упоминается только князь племени древлян Мал) ничего не известно. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862-879).

В предании о варяжских основателях династии русских князей нет ничего необычного, так как правители всех времен и народов считали почетным иметь в своих родословных знатных иностранных предков. Сведений о правлении Рюрика практически не сохранилось. Первоначально он расположился в местечке Ладога, а спустя год переехал в Новгород. По одному из преданий, спустя год после его прибытия в Новгород, там произошло восстание некоего Вадима Храброго, который "сеял смуту против власти чужеземца Рюрика". (Н.М. Карамзин)

Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима и его сообщников. Одновременно Рюрик раздал знатным дружинникам города для управления и сбора дани.

Во время правления Рюрика к землям славян были присоединены земли фино-угорских племен меря, весь и мурома. (схема) Согласно летописи, он был женат на княжне Урманской Эфанде и имел сына Игоря. По непроверенным источникам конца XVI – начала XVII века, Рюрик умер в Кореле в 879 году, передав правление государством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу (879-912 гг.). (схема)

В период правления Олега в Новгороде ему подчинялись окрестные племена: чудь, меря, ильменские славяне, весь, кривичи. Из них и еще из варягов собрал он большое войско и двинулся на юг. Занял Смоленск, посадил там править своего человека.

 

Пошел в землю северян и вскоре посадил своего ставленника в Любече. В 882 году войско Олега подошло к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир, как предполагают, люди из дружины Рюрика. Олег хитростью выманил их из города и убил. Затем он занял Киев и провозгласил его столицей, сказав: «се буди мати городам русским». Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. С этого времени традиционно ведется отсчет лет Древнерусского государства с центром в Киеве.

Олег активно строит города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от набегов кочевников. Первым признаком государства стал также регулярный сбор дани с подвластных племен. Главным занятием Олега было расширение пределов государства на восток и запад от Днепра. В 883 году ему покорилось племя древлян. Но самое знаменитое его деяние - это установление тесных контактов с Византией. Дважды (в 907 и 911 г.) он совершал походы на Константинополь. В 911 году здесь был заключен договор, содержащий юридические нормы взаимоотношений русских с греками. По заключении договора послы с богатыми подарками возвратились в Киев. В историю Олег вошел под именем «вещий», то есть ясновидящий, знающий будущее. По словам С.М. Соловьева, в истории он остался собирателем племен, строителем городов и начинателем порядка. (См. Прил. 3).

Наследником Олега стал Игорь (912-945 гг.) (схема)

 

В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска, большая часть войска князя была уничтожена. Второй поход Игорь предпринял в 944 году, но на этот раз, подобно Олегу, собрал много войска: варягов, русь, полян, славян, кривичей, тиверцев и даже нанял печенегов. Узнав о таком походе, император Роман послал к Игорю лучших своих послов с просьбою: «Не ходи, но возьми дань, которую брал Олег, придам и еще к ней». Посоветовавшись с дружиной, Игорь взял у греков дары и пошел назад в Киев.

В следующем, 945 году Игорь заключил с греками договор, который не совсем был выгоден для Руси: много ограничений и стеснений было в нем для русских. Однако в договоре есть много замечательного: впервые здесь встречается выражение «Русская земля».

При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. С помощью дружины князь осуществлял полюдье — периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. Однажды полюдье закончилось трагедией. В 945 г. киевский князь с дружиной посещал племя древлян. После того как дань была заплачена, Игорь покинул земли племени. Затем дружинники стали упрекать своего князя, что взято было мало. Игорь решил вернуться и потребовать еще дани. Совет племени отказался удовлетворить княжеские требования: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит». Возмущенные древляне убили князя и сопровождавших его дружинников. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945-969) (схема)

 

По некоторым сведениям, Ольга родилась недалеко от Пскова в семье простых людей. Летописи сохранили яркий рассказ о мести княгини за убитого во время полюдья мужа. (См. Прил. 3) Древляне предложили Ольге стать женой своего князя Мала. В первый раз послы древлян были заживо закопаны в землю, во второй — сожжены. Затем дружинники Ольги перебили древлян на поминальном пиру. И в конце концов по велению княгини столицу непокорного племени Искоростень спалили. Возможно, летописный рассказ носит характер легенды или дополняет действительность домыслами. Но несомненно, что эта талантливая женщина сумела удержать власть над Киевом и всей Русью.

В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, по сути дела, Ольга провела первую в истории Древнерусского государства налоговую реформу. В 946 г. она ввела фиксированный размер дани - уроки, порядок ее сборов и их систематичность, что способствовало укреплению княжеской власти на подвластных территориях. Летопись упоминает об организации Ольгой становищ и погостов, которые впоследствии становятся административными центрами государства

Принято считать, что Ольга — первая из русских, принявшая христианство. Произошло это в 957 г. в Константинополе. В русских летописях приводится красивая легенда о крещении княгини. Она якобы влюбила в себя византийского императора Константина. «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей», — сказал ей Константин. Ольга ответила: «Я язычница. А если хочешь, чтобы я крестилась, то крести меня сам — иначе не крещусь». По просьбе Ольги император стал ее крестным отцом, после чего предложил стать своей супругой. Ольга напомнила Константину, что по христианским обычаям их брак теперь невозможен: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». Византийский владыка вынужден был признать, что Ольга перехитрила его. Одарив русскую княгиню богатыми дарами, он с честью отпустил ее домой. Эта романтическая история не более чем легенда. Император Константин был женат. Однако факт принятия Ольгой христианства историками под сомнение не ставится. Русская Православная церковь причислила Ольгу к лику святых.(Кириллов В.В)

Н.М. Карамзин писал о ней: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностью великого мужа учредила порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством. Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицы. При Ольге Россия стала известною и в самых отдаленных странах Европы».

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964-972) был талантливым полководцем (схема).

Еще при жизни матери князь Святослав начал набирать воинов, много воевал. Вот как описывают его летописи: ходил он легко, как барс. В походах ни возов за собою не возил, ни котлов, потому что мясо не варил, но, изрезав тонкими ломтями конину или зверину, или говядину, пек на угольях; шатра у него не было, а спал он на конском потнике, положив седло под голову. Так же вели себя и все его воины. Сохранилось сделанное византийским историком описание внешности Святослава: «Он был среднего роста... с густыми бровями, голубыми глазами, плоским носом и бритою бородой... Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода... Он казался мрачным и суровым. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином посередине»

Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян — Хазарский каганат. Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли. Святослав разбил хазарский каганат в 965 году, сжег город Итиль и присоединил вятичей к Киевскому государству. Волжский торговый путь был открыт для русских купцов.

В 968 по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов, в том числе Переяславец (Преславец) и Доростол (Дристор). Эта страна так понравилась князю, что он решил даже перенести сюда столицу своего государства.

В 969 году, когда Святослав находился в Переяславце, на Русь напали печенеги и осадили Киев. В городе уже начался голод, когда жители узнали, что на противоположном берегу Днепра, находится небольшой отряд из дружины Святослава под предводительством воеводы Претича. Воевода даже не подозревал о бедственном положении киевлян. Летопись приводит легенду о юноше, который, рискуя жизнью, сумел предупредить отряд. Киев был спасен. А Великому князю было отправлено послание с упреком: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, а от своей отрекся: нас вместе с матерью и детьми чуть не взяли печенеги. Если ты не защитишь, то они возьмут нас. Неужели тебе не жаль ни твоей отчизны, ни старухи-матери, ни детей твоих?». (Н.М. Карамзин) Святослав поспешил в Киев и отогнал печенегов в степь.

После смерти матери – княгини Ольги (969 год) он вновь отправился в Болгарию. Перед походом Святослав поделил государство между сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир ушел в Новгород. Так Святослав пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управляющих своими детьми.

Тем временем власть в Византии захватил Иоанн Цимисхий, которого не устраивал такой воинственный сосед, как Святослав. Объединившись с болгарами, император объявил ему войну (970-971 годы). Войска византийцев и болгар осадили Доростол, где находились главные силы Святослава. После двухмесячной осады, Святослав был вынужден заключить мирный договор с императором.

После заключения мира с Византией, войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Святослав направился к днепровским порогам, по дороге зазимовав в Белобережье. Весной 972 года изнуренный походом его отряд принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств, полагая, что вместе с вином перейдет к нему ум и мужество русского полководца..

В период правления князя Святослава в основном завершился процесс складывания древнерусского государства: определилась территория, сложились системы управления и налогов.

По мнению Пушкарева С.Г, главным содержанием деятельности первых киевских князей, главным предметом их забот и усилий, были:

а) объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского;

б) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам

в) защита границ русской земли от нападений степных кочевников.

Соединив под своей властью огромную территорию, населенную славянскими и не только славянскими племенами, великие князья киевские удерживали их в своем подчинении военного силою, подавляя попытки сопротивления подданных, и старались организовать управление покоренными землями. «Своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий крут земель, политическим центром которых был Киев» (Ключевский В.О.), Однако и власть их держалась только «на острие меча».

На примере Игоря и Святослава можно увидеть, что первые киевские князья чувствовали себя больше завоевателями, чем государями русских земель,которые были объединены лишь механически, лишь внешней (военной) силой. Образно говоря, первые киевские князья создали лишь тело Русского государства, но только Владимир 1 Святой принятием христианства вдохнул душу в это тело. Поэтому некоторые историки считают, «…Владимир был не только духовным отцом русского народа, но и настоящим основателем Русского государства». (Пушкарев С.Г.)

Летописи отмечают, что вскоре после гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980-1015) (схема).

Многое сделал Владимир I для укрепления Русского государства, он подчинил многие славянские племена, жившие на востоке от великого водного пути, обложил их данью. В 979 г., он идет походом на запад в земли летописных волынян, живших а верховьях Западного Буга, к их главному городу Червеню. «Пошел Владимир на поляков и захватил города их Перемышль и Нервен, а также другие, города в земле волынян» — сообщает со своей обычной лаконичностью летописец. В 981 г. последовал новый поход — против вятичей. Покорив их, Владимир в следующем году вновь был вынужден идти на восток — подавлять восстание «заратившихся» вятичей. Под 983 г. в летописи помещено краткое известие о войне против литовского племени ятвягов, которое обитало между реками Неманом и Нарев. В 984 г. княжеский воевода Волчий Хвост покорил последнее оставшееся еще независимым приднепровское племя. — радимичей. А в 985 г. сам Владимир ходил против волжских болгар и победил их в бою. Наконец, в 992 г. он подчинил хорватов, которые жили в междуречье верхнего Днестра и Прута. В результате этих войн все восточнославянские племена покорились киевскому князю.

Особенно много забот и хлопот доставляли русским землям степные варвары—печенеги. Их постоянные нападения заставили Владимира задуматься об укреплении русских владений с востока и юга. Он «стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне». В результате сформировались четыре оборонительных рубежа с надежной системой крепостей, валов, сигнальных вышек, которые лишили печенегов их главного оружия — внезапности нападения. Многие русские селения благодаря сильной и действенной обороне смогли наконец освободиться от постоянного страха печенежских набегов.

Борьбе с печенегами Владимир сумел придать общерусский характер. Участие в ней принимали почти все народы Руси. В летописи говорится, что для своих гарнизонов Владимир «стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их». То, что киевский князь сумел мобилизовать население лесного севера на оборону южных границ по землям полян, уличей, северян, было его огромным политическим достижением. (Оргиш В.П.)

Добиваясь утверждения общерусской власти Киева, Владимир провел административную реформу, которая положила конец «племенной» (или «союзоплеменной») структуре и утвердила иной, сугубо политический принцип местного управления. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов. Были созданы Полоцкая, Туровская, Новгородская, Муромская, Ростовская, Пинская, Владимирская, Тмутараканская волости. В каждую из них назначалось доверенное лицо, а в последствии его сыновья. (в летописях упоминаются 12 сыновей князя Владимира, управлявших отдельными территориями). Эта реформа была завершающим этапом в процессе политической и этнической консолидации восточных славян.

Наряду с государственным строительством Киевской Руси, укреплением ее обороноспособности Владимир провел коренные преобразования в религиозной сфере, которые имели для молодого государства важное историческое и культурное значение.

По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», после смерти Владимира Святославича киевский престол захватил туровский князь Святополк, сводный брат Ярослава. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, Бориса и Глеба, пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками.(

Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 г. он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1019 г. Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.

Ярослав, сев на киевском столе, должен был выдержать борьбу еще и с другими родичами. В 1021 году он победил своего племянника Брячислава Изяславича Полоцкого, а в 1024-1026 гг. воевал со своим младшим братом Мстиславом Владимировичем, который из Тмутаракани завоевал Чернигов. Несмотря на помощь варяжской дружины, Ярослав потерпел поражение в битве под Лиственном (около Чернигова).

В 1025 г. по заключенному у Городца мирному договору между братьями Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав — восточную часть, с Черниговом и Переяславлем.

Только в 1036 году, когда Мстислав умер, не оставив наследников, Ярослав завладел его волостью и стал самовластно править Русской землей.

Как и его отец, Ярослав проводил активную внешнюю политику. (схема).

В 1030 г. он совершил успешный поход в земли прибалтийской «чуди»: утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Здесь, к Западу от Чудского озера, после покорения финского племени, был основан город Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Так же были совершены удачные походы на ять, литвинов и другие племена.

 

В 30-е годы Русь продолжала успешное противоборство с Польшей: были отвоеваны «Червенские города» (Белиз, Червень, Перемышль), утерянные Русью в 1018 г. Польша, испытывая давление со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийских племён, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплён династическими браками: сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира I, а польский король – на сестре Ярослава Марии. Следствием такого тесного союза было то, что в В1042 году Ярослав два раза ходил на мазовшан, а в 1047 году русско-польские дружины разбили войско мазоветского короля и Мазовия была подчинена Пястам.

В 1038 – 1042 годах Ярослав вел довольно успешные войны с Византией. Однако последний русский поход в Византию в 1043 г. окончился полной неудачей. Поводом к выступлению послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Греческая торговля была очень важна для Руси, была одним из главных источников обогащения народа и княжеской казны.

Ярослав послал «на Греки» своего сына Владимира с большим войском. Большая русская рать в 1043 году двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Чёрного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около шести тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.

Узнав об этом, император Константин Мономах приказал преследовать русский флот и уничтожить сухопутное войско. Но в морском сражении русы нанесли поражение грекам. Судьба сухопутной рати была трагичной. Греки окружили и взяли в плен отряд Вышаты, многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго ещё по русским сёлам и городам брели несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.(Литаврин Г.Г.)

Лишь в 1046 году Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и сына Ярослава – Всеволода. В 1053 году у молодой четы родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.(Сахаров)

К числу наиболее значимых событий правления Ярослава следует отнести разгром печенегов, которые долгие годы совершали набеги на русскую землю. В 1036 году, Ярослав получил весть, что печенеги осадили Киев. В это время он находился в Новгороде. Великий князь спешно собрал воинов и пришел к Киеву. Печенегов было бесчис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.081 с.)