ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы управления финансовыми рисками на предприятиях торговли



 

В современных экономических исследованиях нет однозначного понимания термина «управление риском». Управление рисками включает в себя анализ, оценку и минимизацию негативных рисков, то есть весь спектр практической деятельности по предвидению, идентификации, измерению и снижению этих рисков.

Главной задачей управления риском является спрогнозировать и выбрать оптимальные пути решения по преодолению негативных последствий, исходящих от всех групп факторов неопределенности, а также научиться эффективно управлять причинами, обуславливающими неопределенность, с приемлемым уровнем риска [28, С. 131].

Проблема управления риском и неопределенностью существует в любом секторе экономики, что и объясняет ее постоянную актуальность. В ситуации, когда планирование и прогнозирование объемов и цен продаж, величин ожидаемых денежных потоков могут быть осуществлены лишь с некоторой степенью приближенности, лицо, принимающее решение, избегающее риска, вынуждено искать способы, позволяющие ему не потерять свои вложения.

Для того чтобы интересующая субъект экономики (лицо, принимающее решение) операция с неопределенным исходом имела большую величину ожидаемой доходности с большей вероятностью, необходимо наличие эффективной системы управления финансовыми рисками на этом субъекте.

Цель системы управления риском (риск-менеджмента) на предприятиях торговли заключается в максимизации рыночной стоимости предприятия в условиях неопределенности, в получении максимальной прибыли при оптимальном соотношении величины прибыли и риска. Поэтому процесс управления финансовыми рисками предлагается строить по следующей системе (рисунок 3), состоящей из восьми последовательных этапов.

Эффективное управление рисками предприятия торговли обеспечивается, прежде всего, за счет достоверного и своевременного анализа рисков, с которыми торговое предприятие может потенциально или реально столкнуться.

Анализ риска – это получение необходимой информации о разнообразных рисках, с которыми предприятие торговли может столкнуться, осуществляя свою деятельность, о причинах его возникновения и о факторах, влияющих на увеличение или уменьшение уровня рисков при принятии той или иной альтернативы.

Однако прежде чем идти на риск, предприятию торговли необходимо проанализировать свое финансовое состояние, свою готовность предпринимать какие-либо рискованные действия. Устойчивое финансовое положение является необходимым условием эффективной деятельности предприятия торговли и его возможности (способности) заниматься рисковой деятельностью, управлять риском. Анализ финансового состояния необходимо проводить не только в случае экономических затруднений, но и для того, чтобы предвидеть их наступление, избегать, а, следовательно, предвидеть риск и предпринимать меры относительно его снижения.

 

Рисунок 3 – Рекомендуемая система управления финансовыми рисками

 

Рекомендуется использовать следующую последовательность проведения анализа финансовых рисков:

а) выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска;

в) анализ и оценка выявленных факторов риска;

г) оценка конкретного вида риска с финансовой стороны с использованием двух подходов: определение финансовой состоятельности (ликвидности) и экономической целесообразности проекта;

д) определение допустимого уровня риска;

е) анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;

ж) разработка мероприятий по снижению риска.

В процессе анализа необходимо не только выявлять отдельные виды рисков, но и определять вероятность их появления, а также давать количественную и качественную оценки их влияния. В процессе оценки рассчитывать возможный ущерб и формировать набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций.

Процесс оценки риска предлагается проводить в несколько этапов. Предлагаемый поэтапный подход к оценке риска приведен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Предлагаемая последовательность проведения оценки риска

 

Таким образом, оценка риска будет сводиться к проведению многокритериального сравнения и выбора варианта решения, наиболее отвечающего интересам лица, принимающего решение.

Сложность оценки конкретного вида риска предприятия торговли обусловлена неразработанностью методик, противоречивостью объективных и личностных оценок, количественных и качественных характеристик, множеством факторов внутренней и внешней среды предприятия оказывающих влияние на возникновение и реализацию рисков, сложностью и многоаспектностью исследуемого предмета.

Предлагается использовать интегральную оценку риска, включающую два взаимосвязанных аспекта – вероятность осуществления отдельного желательного или нежелательного события и значимость последствий при его осуществлении (например, величина прибыли).

Необходимо отметить, что в результате установления наличия риска в выявленных альтернативах и оценки этого риска появляется возможность ранжирования имеющихся альтернатив по принципу приемлемости содержащегося в них риска. Например, риск приемлем полностью, риск приемлем частично, риск неприемлем вообще.

В качестве методов определения и измерения рисков предлагается также использовать такие статистические коэффициенты, математическое ожидание, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации [28, С. 134].

Среднее ожидаемое значение измеряет результат, который ожидается в среднем, и является средневзвешенным значением из всех возможных результатов, исходя из вероятности наступления каждого результата.

, (1)

где - среднее ожидаемое значение;

- вероятность наступления i-го результата ( );

- абсолютное значение i-го результата;

- число вариантов исхода события.

Изменчивость (колеблемость) возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от среднего ожидаемого значения. Для оценки колеблемости используют два критерия:

– дисперсию и стандартное (среднее квадратическое) отклонение;

– коэффициент вариации.

Дисперсия представляет собой средневзвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:

(2)

Среднее квадратическое отклонение рассчитывается по формуле:

(3)

Все вышеприведенные показатели обладают одним общим недостатком – это абсолютные показатели, значение которых существенно зависит от абсолютных значений исходного признака ряда. Поэтому в экономической статистике большее применение имеет коэффициент вариации. Этот коэффициент представляет собой отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений:

(4)

Чем выше коэффициент вариации, тем сильнее колеблемость, тем более рискованным является анализируемый вариант вложения капитала. При значении коэффициента вариации до 10% колеблемость считается слабой; от 10 до 25% - умеренной; свыше 25% - высокой.

Поскольку на формирование ожидаемого результата (например, величины прибыли) воздействует множество случайных факторов, то он естественно является случайной величиной. Одной из характеристик случайной величины Х является закон распределения ее вероятностей.

Допустим, что исследуемая величина Х подчиняется нормальному закону распределения. Пусть максимально допустимое отклонение ожидаемого результата составляет определенную величину , тогда границы планируемой величины составят ; . В случае, когда границы возможных изменений по отношению к ожидаемой величине располагаются ассиметрично (рисунок 5). Следует отметить, что ожидаемая (планируемая) величина может отличаться от средней ( ).

Рисунок 5 – Нормальный закон распределения случайной величины Х

 

Вероятность достижения планируемого результата равна площади заштрихованного участка на рисунке 5, а площадь незаштрихованного участка соответствует вероятности попадания величины за пределы допустимых границ (последняя величина часто используется для оценки степени риска).

Метод оценки риска с помощью построения кривой риска является самым приемлемым способом статистической оценки риска для предприятий торговли. Он не требует больших затрат, сложных математических вычислений и прост в использовании.

Для построения кривой риска и определения уровня потерь выделяют несколько зон (уровней, ступеней) риска в зависимости от величины потерь: безрисковая зона, зона допустимого риска, зона критического риска, зона катастрофического риска.

На рисунке 6 показаны основные зоны риска, которые должны приниматься во внимание при расчете общего уровня риска предприятия торговли с учетом достаточности всего капитала для осуществления сделки.

Безрисковая зона - это область, в которой потери не ожидаются, ей соответствуют нулевые или отрицательные потери. Зона допустимого риска - это область, в которой потери меньше ожидаемой прибыли. Граница этой зоны соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли.

 

Возможные финансовые потери Гарантированный финансовый результат
   
Зона катастрофи-ческого риска Зона критического риска Зона допустимого риска   Безрисковая зона
Д Г В Б А

 

 

Рисунок 6 – Различные зоны финансовых рисков

 

Зона критического риска - это область, в которой потери превышают величину ожидаемой прибыли, вплоть до величины полной расчетной выручки, представляющей сумму затрат и прибыли (валовой прибыли).

Зона катастрофического риска - это область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предприятия. Катастрофический риск способен привести к банкротству предприятия.

Каждому из приведенных уровней риска соответствует вероятность определенного уровня потерь (степени риска) и вероятность того, что потери (риск) окажутся выше определенного уровня.

Для оценки уровня риска необходимо построить кривую распределения вероятностей потерь. Кривая представляет собой графическое изображение зависимости вероятности от их уровня, показывающее, насколько вероятно возникновение тех или иных потерь.

Чтобы установить вид типичной кривой вероятности потерь, обычно рассматривают прибыль как случайную величину и строят вначале кривую распределения вероятностей получения определенного уровня прибыли (рисунок 7). При этом предполагается, что прибыль как случайная величина подчинена нормальному закону распределения.

Рисунок 7 – Кривая вероятностей получения определенного уровня прибыли

 

Исходя из кривой вероятностей получения прибыли, строят кривую распределения вероятностей возможных потерь прибыли, которую и называют кривой риска. Фактически это та же самая кривая, но построенная в другой системе координат (рисунок 8).

Рисунок 8 – Типичная кривая распределения вероятностей возникновения

определенного уровня потерь прибыли

 

На кривой распределения вероятностей потерь выделяют четыре характерные точки. Точка 1 ( П=0 и Р=Рр) определяет вероятность нулевых потерь прибыли. В соответствии с принятыми допущениями вероятность нулевых потерь максимальна, но меньше единицы. Точка 2 ( П=Пр и Р=Рд) характеризуется величиной возможных потерь, равной ожидаемой прибыли, то есть полной потерей прибыли, вероятность которой равна Рд. Точки 1 и 2 определяют положение зоны допустимого риска.

Точка 3 ( П=ВР и Р=Ркр) соответствует величине потерь, равных расчетной выручке ВР. Вероятность таких потерь равна Ркр. Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска.

Точка 4 ( П=ИС и Р=Ркт) характеризуется потерями, равными имущественному состоянию предприятия, вероятность которых равна Ркт. Точки 3 и 4 определяют зону катастрофического риска. Потери, превышающие имущественное состояние предприятия, не рассматриваются, так как их невозможно взыскать.

Вероятности определенных уровней потерь являются важными показателями, позволяющими высказывать суждение об ожидаемом риске и его приемлемости, поэтому построенную кривую можно назвать кривой риска.

Если при оценке риска деятельности предприятия торговли удается построить не всю кривую вероятностей риска, а только установить эти четыре точки, то задачу такой оценки можно считать успешно решенной. Знания величин этих показателей в принципе достаточно, чтобы идти на обоснованный риск.

В процессе принятия решений о допустимости и целесообразности риска торгового предприятия важно представлять не столько вероятность определенного уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят определенного уровня и будут находиться в определенном интервале. Необходимо установить или принять предельные величины показателей риска (Рр, Рд, Ркр, Ркт), выше которых они не должны подниматься, чтобы не попасть в зону чрезмерного, неприемлемого риска. Б.А. Райзберг определил такие предельные значения показателей риска: допустимого – 0,1; критического – 0,01; катастрофического – 0,001 [32, С. 47].

Таким образом, зная значения трех показателей риска и критериев предельного риска, можно сформулировать самые общие условия приемлемости того или иного решения. Во-первых, показатель допустимого риска не должен превышать предельного значения. Во-вторых, показатель критического риска должен быть меньше величины предельного значения. В-третьих, показатель катастрофического риска не должен быть выше предельного уровня.

Напомним, что степень риска иногда определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что ущерб произойдет. Для того чтобы минимизировать отрицательные последствия рискованной деятельности, составляется функция риска:

R=Ap1+{A+B}p2, (5)

где R - риск;

А и В - ущерб от выбираемых решений;

р1 и р2 - степень уверенности, что произойдет ущерб.

Статистический способ расчета степени риска требует наличия значительного массива данных, которые далеко не всегда имеются у предприятия. Сбор и обработка данных могут потребовать массу времени и затрат. Поэтому часто при недостатке или отсутствии статистической информации приходится прибегать и к другим методам: метод экспертных оценок, анализ целесообразности затрат, анализ чувствительности, метод аналогий, «дерево решений» и прочие методы.

Следует отметить, что существуют четыре основных варианта поведения в потенциально рисковых ситуациях: игнорирование самого факта возможности риска, его избегание, хеджирование и передача.

Игнорирование риска означает, что лицо, принимающее решение, не предпринимает каких-либо действий в отношении возможного риска.

Стратегии избегания риска придерживаются лица, не склонные к риску. Примерами применения подобной стратегии являются ситуации, когда предприятие не продлевает договор с контрагентом, в отношении которого появились сомнения в его будущей платежеспособности.

Хеджирование (ограждение) риска представляет собой систему мер, с помощью которых негативные последствия риска могут быть уменьшены. Хеджирование особенно активно используется на финансовых рынках; с этой целью разработаны различные финансовые инструменты: опционы, фьючерсы, форварды и другие.

Идея хеджирования, по существу, активно реализуется практически в любом предприятии. В частности, по сути хеджерскими являются операции по созданию фондов и резервов. Так, в условиях инфляции необходимо делать резервы на пополнение оборотных средств; иными словами, не вся прибыль, рассчитанная по итогам года, может трактоваться как прибыль, доступная к распределению среди собственников, - часть ее нужно зарезервировать на покрытие расходов, связанных с повышением цен на сырье и материалы. Аналогичная логика характерна операциям по формированию резервного капитала (фонда), резервов по сомнительным долгам и др.

Стратегия передачи риска означает, что лицо, принимающее решение не желает нести риск и готово на определенных условиях передать его другому лицу. Наиболее ярким примером передачи риска является страхование (совокупность операций, снижающих риск возможных потерь от какого-то действия или бездействия).

Для обоснованного выбора адекватного метода управления финансовыми рисками предприятий торговли необходимо проанализировать существующие методы управления рисками [34, С. 20 (рисунок 9).

Методы предупреждения рисков, которым подвергнуто предприятие, позволяют не только уменьшить возможные потери, но и принять стратегические решения, которые снижают риск в долгосрочном интервале времени.

 

 

 


Рисунок 9 – Основные методы управления риском

 

Метод «создание системы резервов» близок к страхованию, но сосредоточенному в пределах самого предприятия. В этом случае, на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, устанавливаются, как бы впрок новые, контакты и связи, обнаруживается явное предпочтение финансовым резервам, которые могут выступать в форме накопления собственных денежных страховых фондов, подготовки «горячих» кредитных линий на случай непредвиденных затрат, использования залогов и т.п. Для предприятия актуальными становятся выработка финансовой стратегии, политики управления своими активами и пассивами, организация их оптимальной структуры и обеспечение достаточной ликвидности вложенных средств.

Предприятие, решившее реализовать метод активного целенаправленного маркетинга, должно «агрессивно» формировать спрос на свою продукцию, используя различные маркетинговые методы и приемы: сегментацию рынка, оценку его емкости; организацию рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками.

К методам распределения риска относятся распределение общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела; распределение общего риска по времени или по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения. К этой же группе управления риском относятся различные варианты диверсификации.

Каждый из методов управления риском отличается степенью воздействия на снижение риска в конкретной ситуации, видом риска и сферой предпринимательской деятельности.

На практике, как на малых, так и на крупных предприятиях наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов управления риском, комбинируя их друг с другом в самых различных сочетаниях, не забывая при этом о достижении оптимального соотношения между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.

Следует отметить, что все элементы управления финансовыми рисками, используемые в настоящее время в России, являются достижениями запада в области риск-менеджмента и взяты из передовой практики экономически развитых стран.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.39.7 (0.015 с.)