Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для каких целей используется экспертный прогноз?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследования 60-70-х годов В развитие социологических исследований журналистики в СССР можно выделить три этапа: 1. 20-е годы 2. 60-е годы 3. 80-е – 90-е годы. Первый период характеризуется расцветом социологических исследований, но они направлены на решение практических задач, связанных с формированием новой системы советской печати. В 30-х гг. социологические исследования, как в целом, так и в данной области, практически прекратились, хотя статистические данные о журналистских кадрах партийными органами собирались и анализировались, но эта информация носила закрытый характер. На три десятилетия социология, как и другие "буржуазные" науки, исчезла из общественной и научной жизни. И только в 60-е годы, в хрущевскую оттепель стала оживать общественная мысль. Социальные науки и социология, в том числе, были реанимированы. Первый прорыв в этой сфере сделал Б.А.Грушин исследованиями, начатыми на базе созданного при "Комсомольской правде" "Института общественного мнения".[15] Необходимость социологического знания для принятия управленческих решений стала постепенно осознаваться в различных сферах общественной жизни и в первую очередь в идеологической. Поэтому именно партийные комитеты, озабоченные более эффективным управлением прессой и повышением ее роли в жизни людей, стали инициаторами социологических исследований, посвященных работе редакций и журналистам. Принцип комплексного подхода был положен в основу исследования, предпринятого в 1969-1971 гг. на факультете журналистики МГУ "Районная газета и пути ее развития" (рук. доктор филологических наук Е.П.Прохоров).[16]. Наряду с опросом населения, издателя, контент-анализом газет, редакционной почты, планов редакции и других редакционных документов проводился и опрос журналистов в 14 районных редакциях Рязанской области.[17] Информация, полученная в данном комплексном исследовании, впервые столь наглядно обнаружила существенное расхождение между позициями, с одной стороны, работников районных партийных комитетов о задачах и содержании газет этого типа, а также журналистов, чьи точки зрения близки к представлениям партийных функционеров и чьи директивы они активно реализовывали в своей работе, и, с другой стороны, ожиданиями аудитории, которая хотела бы видеть на страницах газет материалы не только идеологического и производственного характера, но и те, что связаны с многообразием их жизненных интересов. Именно поэтому, по распоряжению отдела пропаганды ЦК КПСС, тираж "Вестника МГУ" с публикациями результатов исследования был изъят. Позднее осуществлен ряд исследований с участием журналистов центральных газет. В рамках проекта "Литературная газета" и ее аудитория", предпринятого в 1973 г. на факультете журналистики МГУ (рук. проф. Е.П.Прохоров, И.Д.Фомичева), был проведен опрос руководителей и журналистов "ЛГ". Выяснялись их мнения о задачах, содержании, формах подачи материалов, об аудитории и путях развития газеты и, что особенно важно, в какого рода социологических знаниях редакция испытывает потребность. Журналисты "Правды" стали объектом исследования 1976 г., когда Институтом социологических исследований совместно с редакцией газеты было опрошено 90 процентов творческих работников редакции и третья часть собкоров (рук. В.С.Коробейников, автор анализа результатов опроса Л.Н.Федотова). Основные аспекты исследования: выяснение мнений журналистов о специфике газеты, о работе редакции по ряду направлений, взаимоотношениях журналистов с аудиторией, о престиже журналистской деятельности, а также о потребности журналистов в социологической информации и др.[18] Изучался широкий спектр вопросов: мотивы выбора профессии, социально-демографические характеристики журналистов, показатели их социальной активности, направления повышения профессиональной квалификации и мастерства, оценка содержания публикаций республиканской прессы, взаимоотношения в редакционном коллективе. Особо выделились проблемы, связанные с функционированием коммуникатора в системе СМИ: отношения с руководящими органами, аудиторией, общественным мнением. Исследования 80-х годов С началом перестройки в тематике и проблематике социологических исследований, естественно, появились новые ракурсы. Процессы развития региональных средств информации в условиях начавшейся гласности и плюрализма мнений в 1985-1987 гг. изучались на примере Томской области факультетом журналистики МГУ (рук. Я.Н.Засурский, М.В.Шкондин, автор исследования Л.Л.Реснянская). Наряду с работниками партийных органов было опрошено 176 сотрудников областных, городских и районных СМИ. В центре исследования были взаимоотношения редакций и издателя, программирование работы редакционного коллектива. Основное содержание исследования и его задачи были сформулированы в названии: "Анализ процессов развития системы СМИ в регионе с целью выявления основных условий и факторов эффективности".[19] Новые проблемы поднимались при изучении журналистов районных газет Киргизии в рамках комплексного проекта, осуществленного в 1988-1989гг.(рук. Проекта Б.Л.Дубинин). Впервые подробно изучались журналистские кадры в многоязычной республике и выяснялись условия и факторы повышения эффективности двуязычной переводной районной печати (авт. и рук. исследования Л.Г.Свитич). В опросе выяснялось, владеют ли журналисты языками, на которых говорит население района, где они работают, каковы их суждения!) перспективах развития газет в многоязычном регионе. Изучались также проблемы повышения квалификации журналистов и мнения о подготовке кадров на отделении журналистики Киргизского университета, вопрос реорганизации которого тогда очень остро стоял в Связи с недостатком квалифицированных преподавателей. Исследование дало возможность Органам управления оперативно решить многие проблемы районной печати, в том числе дублированных и оригинальных многоязычных изданий. Начало 90-х годов ознаменовалось кардинальными переменами в стране и, как следствие этого, принципиальными изменениями в функционировании отечественной журналистики. В связи с этим возникла необходимость в проведении социологических исследований, цель которых изучать эти новые реалии, получать информацию, помогающую понять тенденции направления развития прессы в новых социально-политических и экономических условиях. В 1990 г. факультет журналистики провел исследование, посвященное перспективам развития телевидения и радиовещания (рук. проекта проф. Я.Н.Засурский и Е.П.Прохоров). В центре внимания этого исследования – условия и факторы (политические, экономические, правовые, материально-технические, кадровые), определяющие настоящее и будущее этих средств массовой информации. Среди ряда процедур данного проекта изучение зарубежного и отечественного опыта, опрос экспертов, анализ программной политики теле-, радиокомитетов и др. Был проведен опрос руководителей теле-, радиокомитетов, тематика которого была связана с перспективами развития электронных СМИ, кадровой ситуацией и потребностями в новых журналистских специализациях.[20] В исследовании, проведенном в 1994 г. опрошено 4500 читателей, слушателей, зрителей и более 1000 журналистов в 8 регионах страны. Целью исследования было "нарисовать" социологический портрет журналистов российской провинции и выявить профессиональное самосознание журналиста, его представление о роли в обществе, степени свободы, удовлетворенности своей деятельностью, профессиональных проблемах и социально-психологическом настроении (профессиональном самочувствии) журналистов местных СМИ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.101 (0.011 с.) |