Кто оплачивал исследование и почему оно проводилось? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто оплачивал исследование и почему оно проводилось?



Это вы должны выяснить, чтобы узнать, кто счел проблему настолько интересной, что не пожалел денег на выяснение мнения людей по тому или иному поводу. Опросы общественного мнения обычно устраиваются не из праздного любопытства. Каждый имеет определенную цель: либо получить ценную информацию, либо до­биться успеха в конкретном деле. Газета может использовать результаты опроса для подготовки важного материала, политик, чтобы переизби­раться на очередной срок, а компания — для увеличения спроса на свои товары. Политичес­кая группа может показать на основе опроса, что ее точка зрения разделяется всей страной.

Для вас, как журналиста, важно определить, не являются ли цели опроса сомнительными и не ставятся ли под сомнение результаты на­столько, что о них лучше не писать.

Примерами таких сомнительных исследова­ний являются опросы, проводимые политичес­кими группами в ходе выборных и других кам­паний. Они проводятся исключительно с целью помочь кандидату победить. Результаты таких опросов следует освещать с большой осторож­ностью.

Сколько респондентов было опрошено?

Эта информация важна не меньше, чем предыдущая. Поскольку опросы дают лишь приблизительный ответ на вопрос, чем больше людей опрошено, тем точнее результат.

В то же время вы должны знать, что «больше» не всегда означает «лучше».

Как отбирались респонденты?

Это ключевой момент, позволяющий судить является ли опрос научно обоснованным или вам морочат голову самодеятельной ерундой. При научном подходе организаторы использу­ют специальные методы отбора респондентов. При ненаучном респондентами являются до­бровольцы.

Метод, который используют организаторы опросов, основан на математическом расчете, когда известна вероятность отбора конкретного респондента в определенной группе населения. Такой метод называется ВЫБОРКОЙ или набором СЛУЧАЙНЫХ НОМЕРОВ. Только при этой методике опрос 1000 американцев может отражать мнение всех 185 миллионов взрослых американцев. Но, даже применяя таковую, не всегда можно обеспечить случайность выбора респондентов. Некоторые могут не иметь теле­фона, отказаться отвечать или просто отсут­ствовать.

Из какой географической местности (страна, штат или район) или по каким другим призна­кам (профессия, политическая ориентация) отбирались респонденты?

Крайне важно знать, что опросы, проводи­мые по научной методике, могут отражать мнение гораздо большего числа населения по срав­нению с количеством опрошенных. Нужно знать, например, отражает ли результат опроса мнение всей нации или только жителей одного штата. Если речь идет об опросе по телефону, то, естественно, респондентами являются те, кто имеет телефоны. Возможно, таких подавляю­щее большинство, но подобный опрос автома­тически исключает бедных, бездомных, паци­ентов больниц и, таким образом, не может считаться абсолютно объективным.

Совершенно необходимо знать, какую груп­пу населения представляют респонденты. Нап­ример, опрос среди бизнесменов отражает интересы только этой группы, а не всего взрослого населения. Результат опроса может представлять мнение всех американцев, если только он проводился среди представителей всех групп взрослого населения. Особенно это касается исследований по политическим во­просам. Имеет значение способ отбора рес­пондентов в исследованиях, проводимых пе­ред первичными или основными президен­тскими выборами.

Учитывались ли ответы всех респондентов?

Это важно знать, поскольку один из самых простых способов подтасовать результат опроса — использовать ответы только части респондентов. Например, существуют значительные различия во мнениях демократов и республиканцев по вопро­сам выборов. Опрос, проведенный среди демокра­тов и представленный как мнение взрослого насе­ления, будет явной подтасовкой. Кого вы не смогли опросить? Вы должны знать, сколько респондентов отказались участвовать в опросе и сколько из них не было опрошено по другим причинам. Про­цент неопрошенных составляют респонденты, которых должны были опросить, но не опроси­ли. К их числу относятся те, кто отказался отвечать или кого не смогли застать дома.

Результаты опроса должны оцениваться по-разному, если в одном случае из 1000 участников съезда опросили 100 выбранных по научной методике респондентов, а в другом — 100 добро­вольцев.

Когда проводился опрос?

Поскольку некоторые важные события могут оказать решающее влияние на результаты опро­са или даже перечеркнуть их, ваша оценка результатов должна зависеть от того, как соотносилось время проведения опроса с этими событиями. К ним можно отнести обращение президента к народу, биржевую панику, эколо­гическую катастрофу и так далее.

С этой точки зрения результаты опроса не­дельной или месячной давности могут иметь ценность в исторической перспективе, но ока­заться бесполезными с точки зрения новостной. Как проводились интервью?

Этим следует непременно интересоваться. Имеется три основных способа проведения интервью: лично, по телефону или по почте. В настоящее время большинство опросов про­водятся по телефону из специального центра. Тем не менее, иногда все еще практикуется интервьюирование на дому. Некоторые опро­сы проводятся по почте. В научно-организо­ванных опросах исследователи сами выбира­ют получателей анкет. Опросы по почте — прекрасный источник информации, но такие исследования длятся неделями, что, как пра­вило, влияет на их актуальность. Кроме того, опросы по почте дают низкий процент возвра­щаемых обратно анкет.

Исследования, проводимые в торговых цен­трах, магазинах и ресторанах, возможно, имеют значение для тех, кто их финансирует, но публиковать эти результаты в прессе не имеет смысла. Такие опросы могут послужить темой для интересного репортажа, но их нельзя рас­сматривать как отражение общественного мне­ния.

Опрос проводился среди добровольцев? Если перед вами результаты опроса, прове­денного по методике типа «позвоните нам», «напишите нам» или «вырежьте купон и при­шлите», то мы не советуем его публиковать, так как респонденты отбирались здесь на добро­вольной основе. Такие псевдоопросы ничего не значат. Запомните, что цель здесь — узнать мнение населения, а не конкретных респонден­тов. Результаты этих опросов не отражают точку зрения сколько-нибудь большой группы людей. Какова допустимая погрешность в результатах опроса?

Непременно задайтесь этим вопросом. Про­веденный по научной методике опрос 1000 респондентов может правильно отражать мне­ние 185 миллионов взрослых американцев. Это значит, что если бы мы попытались охватить все 185 миллионов, то результаты были бы примерно одинаковы. Что же будет, если опрос по той же теме вновь повторится среди новых 1000 респондентов и получится немного отличаю­щийся результат? Ничего страшного. Будьте уверены, ни одно из исследований не содержит ошибки. Такая разница происходит из-за выбо­ра случайных респондентов и часто называется погрешностью выборки. Это различие не явля­ется ошибкой в обычном смысле, а лишь мерой степени приблизительности результата.

Погрешность выборки («границы погреш­ности») обычно сообщаются для сложных ис­следований. Так, например, погрешность в 3 процента в общенациональном опросе означа­ет, что результаты верны с точностью ±3 про­цента. Это также означает, что можно доверять результатам с точностью до 95 процентов, и разброс мнений на 3 процента ниже или выше того, что дало бы интервьюирование всех и каждого.

Запомните, что погрешность не имеет от­ношения к таким методическим проблемам, как согласие или несогласие респондентов участвовать в опросе, поняты или не поняты вопросы.

Погрешность одинаково относится к каждой полученной цифре, которая может быть соот­ветственно на 3 процента выше или ниже. Таким образом, при сравнении, например, рейтинга двух кандидатов на президентский пост, каж­дый из двух показателей может содержать пог­решность.

Тут возникает трудная проблема: как оцени­вать результат исследования, когда кандидаты идут «ноздря в ноздрю»? Естественно, когда кандидат А опережает кандидата В на большее л возникает. Когда же разрыв меньше погрешности, то вы не можете утверждать, что один кандидат впереди другого. В таких случаях говорят, что кандидаты «имеют примерно рав­ные шансы» или «имеют небольшой разрыв».

Какие ошибки могут исказить результаты ис­следования?

Знание этого необходимо. Погрешность выборки не единственный и не основной источ­ник ошибок при опросах общественного мне­ния. Мы останавливаемся на ней подробно только потому, что погрешность может быть выражена в конкретных числах. Формулировка вопросов и их последовательность являются другим источником искажений. С этой точки зрения вопросы нуждаются в изучении на пред­мет их непредвзятости.

Спросите, «взвешивались» ли результаты. Этот процесс используется обычно для расчета степени приблизительности результата и поп­равки, в зависимости от демографии выборки. Помните, что эту методику можно также ис­пользовать и для подтасовки результатов.

Другими источниками ошибок могут быть плохая подготовка интервьюеров, слабое руко­водство ими, погрешности при обработке пред­варительных данных, прочие технические труд­ности.

Как формулировались вопросы?

Выяснение этого важно, так как формули­ровка вопросов в большой степени влияет на результат. Самая лучшая проверка формулиров­ки — ваша реакция на нее. Считаете ли вы вопрос беспристрастным? Предоставляет ли он право выбора? Смогли бы ваши знакомые отве­тить на задаваемые вопросы?

Вопросы особой социальной важности (про­блема абортов и т.п.) должны обязательно про­звучать в вашем журналистском материале. В любом случае вы должны, по меньшей мере, ознакомиться с точной их формулировкой.

В каком порядке задавались вопросы?

Очередность вопросов также влияет на резуль­тат исследования. Например, если в период эконо­мического спада, вы поставите на первое место вопрос об оценке экономической ситуации, а затем попросите высказать мнение о президенте, то, скорее всего, рейтинг популярности президента будет ниже, чем если бы вопросы задавались в Другой последовательности. То же самое с обрат мического подъема. Словом, на один и тот же вопрос можно получить разные ответы в зависи­мости от его места в анкете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.72.247 (0.009 с.)