Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кто оплачивал исследование и почему оно проводилось?
Это вы должны выяснить, чтобы узнать, кто счел проблему настолько интересной, что не пожалел денег на выяснение мнения людей по тому или иному поводу. Опросы общественного мнения обычно устраиваются не из праздного любопытства. Каждый имеет определенную цель: либо получить ценную информацию, либо добиться успеха в конкретном деле. Газета может использовать результаты опроса для подготовки важного материала, политик, чтобы переизбираться на очередной срок, а компания — для увеличения спроса на свои товары. Политическая группа может показать на основе опроса, что ее точка зрения разделяется всей страной. Для вас, как журналиста, важно определить, не являются ли цели опроса сомнительными и не ставятся ли под сомнение результаты настолько, что о них лучше не писать. Примерами таких сомнительных исследований являются опросы, проводимые политическими группами в ходе выборных и других кампаний. Они проводятся исключительно с целью помочь кандидату победить. Результаты таких опросов следует освещать с большой осторожностью. Сколько респондентов было опрошено? Эта информация важна не меньше, чем предыдущая. Поскольку опросы дают лишь приблизительный ответ на вопрос, чем больше людей опрошено, тем точнее результат. В то же время вы должны знать, что «больше» не всегда означает «лучше». Как отбирались респонденты? Это ключевой момент, позволяющий судить является ли опрос научно обоснованным или вам морочат голову самодеятельной ерундой. При научном подходе организаторы используют специальные методы отбора респондентов. При ненаучном респондентами являются добровольцы. Метод, который используют организаторы опросов, основан на математическом расчете, когда известна вероятность отбора конкретного респондента в определенной группе населения. Такой метод называется ВЫБОРКОЙ или набором СЛУЧАЙНЫХ НОМЕРОВ. Только при этой методике опрос 1000 американцев может отражать мнение всех 185 миллионов взрослых американцев. Но, даже применяя таковую, не всегда можно обеспечить случайность выбора респондентов. Некоторые могут не иметь телефона, отказаться отвечать или просто отсутствовать. Из какой географической местности (страна, штат или район) или по каким другим признакам (профессия, политическая ориентация) отбирались респонденты?
Крайне важно знать, что опросы, проводимые по научной методике, могут отражать мнение гораздо большего числа населения по сравнению с количеством опрошенных. Нужно знать, например, отражает ли результат опроса мнение всей нации или только жителей одного штата. Если речь идет об опросе по телефону, то, естественно, респондентами являются те, кто имеет телефоны. Возможно, таких подавляющее большинство, но подобный опрос автоматически исключает бедных, бездомных, пациентов больниц и, таким образом, не может считаться абсолютно объективным. Совершенно необходимо знать, какую группу населения представляют респонденты. Например, опрос среди бизнесменов отражает интересы только этой группы, а не всего взрослого населения. Результат опроса может представлять мнение всех американцев, если только он проводился среди представителей всех групп взрослого населения. Особенно это касается исследований по политическим вопросам. Имеет значение способ отбора респондентов в исследованиях, проводимых перед первичными или основными президентскими выборами. Учитывались ли ответы всех респондентов? Это важно знать, поскольку один из самых простых способов подтасовать результат опроса — использовать ответы только части респондентов. Например, существуют значительные различия во мнениях демократов и республиканцев по вопросам выборов. Опрос, проведенный среди демократов и представленный как мнение взрослого населения, будет явной подтасовкой. Кого вы не смогли опросить? Вы должны знать, сколько респондентов отказались участвовать в опросе и сколько из них не было опрошено по другим причинам. Процент неопрошенных составляют респонденты, которых должны были опросить, но не опросили. К их числу относятся те, кто отказался отвечать или кого не смогли застать дома. Результаты опроса должны оцениваться по-разному, если в одном случае из 1000 участников съезда опросили 100 выбранных по научной методике респондентов, а в другом — 100 добровольцев.
Когда проводился опрос? Поскольку некоторые важные события могут оказать решающее влияние на результаты опроса или даже перечеркнуть их, ваша оценка результатов должна зависеть от того, как соотносилось время проведения опроса с этими событиями. К ним можно отнести обращение президента к народу, биржевую панику, экологическую катастрофу и так далее. С этой точки зрения результаты опроса недельной или месячной давности могут иметь ценность в исторической перспективе, но оказаться бесполезными с точки зрения новостной. Как проводились интервью? Этим следует непременно интересоваться. Имеется три основных способа проведения интервью: лично, по телефону или по почте. В настоящее время большинство опросов проводятся по телефону из специального центра. Тем не менее, иногда все еще практикуется интервьюирование на дому. Некоторые опросы проводятся по почте. В научно-организованных опросах исследователи сами выбирают получателей анкет. Опросы по почте — прекрасный источник информации, но такие исследования длятся неделями, что, как правило, влияет на их актуальность. Кроме того, опросы по почте дают низкий процент возвращаемых обратно анкет. Исследования, проводимые в торговых центрах, магазинах и ресторанах, возможно, имеют значение для тех, кто их финансирует, но публиковать эти результаты в прессе не имеет смысла. Такие опросы могут послужить темой для интересного репортажа, но их нельзя рассматривать как отражение общественного мнения. Опрос проводился среди добровольцев? Если перед вами результаты опроса, проведенного по методике типа «позвоните нам», «напишите нам» или «вырежьте купон и пришлите», то мы не советуем его публиковать, так как респонденты отбирались здесь на добровольной основе. Такие псевдоопросы ничего не значат. Запомните, что цель здесь — узнать мнение населения, а не конкретных респондентов. Результаты этих опросов не отражают точку зрения сколько-нибудь большой группы людей. Какова допустимая погрешность в результатах опроса? Непременно задайтесь этим вопросом. Проведенный по научной методике опрос 1000 респондентов может правильно отражать мнение 185 миллионов взрослых американцев. Это значит, что если бы мы попытались охватить все 185 миллионов, то результаты были бы примерно одинаковы. Что же будет, если опрос по той же теме вновь повторится среди новых 1000 респондентов и получится немного отличающийся результат? Ничего страшного. Будьте уверены, ни одно из исследований не содержит ошибки. Такая разница происходит из-за выбора случайных респондентов и часто называется погрешностью выборки. Это различие не является ошибкой в обычном смысле, а лишь мерой степени приблизительности результата. Погрешность выборки («границы погрешности») обычно сообщаются для сложных исследований. Так, например, погрешность в 3 процента в общенациональном опросе означает, что результаты верны с точностью ±3 процента. Это также означает, что можно доверять результатам с точностью до 95 процентов, и разброс мнений на 3 процента ниже или выше того, что дало бы интервьюирование всех и каждого. Запомните, что погрешность не имеет отношения к таким методическим проблемам, как согласие или несогласие респондентов участвовать в опросе, поняты или не поняты вопросы.
Погрешность одинаково относится к каждой полученной цифре, которая может быть соответственно на 3 процента выше или ниже. Таким образом, при сравнении, например, рейтинга двух кандидатов на президентский пост, каждый из двух показателей может содержать погрешность. Тут возникает трудная проблема: как оценивать результат исследования, когда кандидаты идут «ноздря в ноздрю»? Естественно, когда кандидат А опережает кандидата В на большее л возникает. Когда же разрыв меньше погрешности, то вы не можете утверждать, что один кандидат впереди другого. В таких случаях говорят, что кандидаты «имеют примерно равные шансы» или «имеют небольшой разрыв». Какие ошибки могут исказить результаты исследования? Знание этого необходимо. Погрешность выборки не единственный и не основной источник ошибок при опросах общественного мнения. Мы останавливаемся на ней подробно только потому, что погрешность может быть выражена в конкретных числах. Формулировка вопросов и их последовательность являются другим источником искажений. С этой точки зрения вопросы нуждаются в изучении на предмет их непредвзятости. Спросите, «взвешивались» ли результаты. Этот процесс используется обычно для расчета степени приблизительности результата и поправки, в зависимости от демографии выборки. Помните, что эту методику можно также использовать и для подтасовки результатов. Другими источниками ошибок могут быть плохая подготовка интервьюеров, слабое руководство ими, погрешности при обработке предварительных данных, прочие технические трудности. Как формулировались вопросы? Выяснение этого важно, так как формулировка вопросов в большой степени влияет на результат. Самая лучшая проверка формулировки — ваша реакция на нее. Считаете ли вы вопрос беспристрастным? Предоставляет ли он право выбора? Смогли бы ваши знакомые ответить на задаваемые вопросы? Вопросы особой социальной важности (проблема абортов и т.п.) должны обязательно прозвучать в вашем журналистском материале. В любом случае вы должны, по меньшей мере, ознакомиться с точной их формулировкой. В каком порядке задавались вопросы? Очередность вопросов также влияет на результат исследования. Например, если в период экономического спада, вы поставите на первое место вопрос об оценке экономической ситуации, а затем попросите высказать мнение о президенте, то, скорее всего, рейтинг популярности президента будет ниже, чем если бы вопросы задавались в Другой последовательности. То же самое с обрат мического подъема. Словом, на один и тот же вопрос можно получить разные ответы в зависимости от его места в анкете.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.72.247 (0.009 с.) |