Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Второй фактор: респонденты что-то «наврали».
Но сейчас есть вероятностные модели и для прогнозирования реальных предпочтений. Поэтому с этими факторами мы как-то научились справляться. И, наконец, последний фактор – эффект последней недели. Опросы, которые могут публиковаться, заканчиваются за неделю до голосования. И в этом смысле эффект последней недели, то есть информационной накачки непосредственно перед выборами, конечно, может исказить картину. Но здесь предъявление претензий к социологам вообще неправомерно. Кампания 1999 года отличалась недоучетом «Единства». В 2003 году больше, чем прогнозировали социологи, набрала «Родина». Это, как мне кажется, связано с объективными факторами: буквально за 2-2,5 месяца до выборов в электоральное пространство вносится новый объект. Естественно, происходит масштабное перераспределение электората, которое трудно учитывается не потому, что социологи что-то плохо измерили, а потому, что это перераспределение еще не закончилось в мозгах. На сегодняшних выборах мы впервые, как мне кажется, лишены этого «фактора внезапности» – принципиально новых игроков, которые существенно перераспределили бы электорат, нет. Если хотя бы политики и политологи (не говоря уже о журналистах!) умели бы правильным образом читать социологические данные, то претензий к социологам было бы гораздо меньше. К сожалению, мы должны признать, что заинтересованности в правильном чтении принципиально нет и не будет. Потому что есть заинтересованность в другом – в чтении нужном. Не правильном, а нужном. Сейчас уже дважды публиковались данные некоей фирмы «Оптима-проект», которая появилась на рынке социологических исследований неожиданным образом и которая уже месяц дает «Патриотам России» порядка 7 процентов. А для читателя очень часто что «Оптима-проект», что «Левада-Центр» – без разницы, это некий общий субъект под названием «социологи». Александр Ослон Ну вот, говорят, что слова политиков надо делить на 16, а социологов, оказывается, умножать на 0,8! Видите, как нам верят! (Смеется.) На самом деле вопрос о коэффициенте 0,8 открыт, хотя вроде как убедительно звучит. Есть много людей, которые заявляют: они пойдут на выборы, но не ощущают, за какую партию будут голосовать. Таких сейчас примерно пятая часть. Что делать с этими людьми и прогнозированием их предпочтений? Их ни на что невозможно умножить. В таких случаях остается действовать с помощью косвенных вопросов: какой партии вы симпатизируете, чья реклама запомнилась, какие лозунги разделяете. Здесь уже не на что умножать, здесь нужно с этими данными возиться, заниматься ими и дальше уже выносить какие-то экспертные суждения, которые основаны на данных, на интуиции,
на опыте. Опросы дают только общий расклад векторов предпочтений, они схватывают текущее состояние атмосферы. Это как синоптики: они очень точно нам рассказывают, откуда и куда движутся циклоны и антициклоны, но как только речь идет о том, какая погода будет завтра, вероятность непопадания резко увеличивается. Но если говорить о том, о чем рассказывал Игорь, – что опросы можно научиться правильно читать, что все это будет корректно использоваться, – это, конечно, большая лесть. И не потому, что люди глупы. Это вечный диссонанс между специалистом и любителем. Между ними зазоры, которые никогда невозможно преодолеть. И поэтому раз в четыре года возникают разговоры: непонятно, что они там делают, наверное, им деньги платят за то, чтобы нужные данные давать, а мы не согласны, потому что нам это не нравится. Может быть, если мы проживем столько, сколько Гэллап, тогда лет через 20 только привычка к опросным социологам снизит градус возмущения. Но нам еще до этого далеко. Слава богу, что выборы раз в четыре года, и между выборами можно спокойно работать. Но самое главное, чего никогда не смогут понять и принять широкие массы публики, так это то, что суждения о поведении 100 миллионов человек мы делаем на основе опроса тысячи или двух тысяч. Это невозможно вообразить, это некое чудо, к которому можно только привыкнуть. Человек, который открыл эти вещи, великий статистик Фишер, за это получил звание сэра. Это человек, который, собственно, создал эту философию и методами которого мы пользуемся. Чрезвычайно важный фактор, который обязательно влияет на точность прогнозирования, – ситуация в стране спокойная или хаотическая? Структурированная, стабильная или бурлящая? По аналогии с погодой: если ситуация более-менее стабильная, то без всякой науки ясно, что прогнозировать легче.
- Вот у нас сейчас динамика сильная или нет? Еще два месяца назад мы совершенно спокойно предрекали абсолютно одну конфигурацию. Прошло два месяца. В стране тихо. Никакой революции. Однако ситуация в прогнозах совсем другая, – вопрос от «Известий». - В то же время Геннадий Селезнев произнес свою знаменитую фразу примерно так: назначение премьером – это крест на карьере Путина... - уже даже не вопрос, а просто реплика «Известий». Кстати, по поводу Селезнева. Это один из примеров того, что не укладывается в голове. Среди участников политического процесса существует железное представление: если ты в телевизоре, то тебя знают, и, значит, ты можешь добиться позитивного отношения. Это колоссальный миф. Селезнев был в телевизоре каждый день 8 лет, но как только мы задавали вопросы, получались ужасно обидные для Селезнева результаты. Он был в телевизоре, но его там не видели. Валерий Федоров «Политики пытаются использовать градусник как молоток» И те, и другие зачастую действуют исходя из разных мотиваций. Возьмем крайности. Политикам, с одной стороны, нужна информация, нужен барометр, который покажет - они действуют в правильном направлении или нет. С другой стороны, они ко всему обращаются с прагматической точки зрения: это мне помогает или это мне мешает? Они обращаются к социологическим данным, в том числе и как к инструменту. То есть они пытаются градусник использовать, предположим, еще и как молоток. Почему я с этого начал? А потому, что сегодня мы участвуем в дискуссии, которая на моей только памяти разворачивается уже третий раз. Сегодня Игорь напоминал о 99-м годе – тогда в «Известиях» была знаменитая статья «Заговор социологов». В 2003 году такой статьи не было, но тоже активно шло обсуждение того, как социологи дают неверные данные. То есть уже выработался устойчивый механизм возникновения дискуссий о том, врут или не врут социологи, как неотъемлемый элемент избирательной кампании. Дальше. Цифры, предъявляемые социологами, не нравятся. Не соответствуют, предположим, внутреннему ощущению. Вот я так ощущаю, но почему-то цифры какие-то совершенно другие. Условно говоря: «Никто из моих знакомых не голосует за «Единую Россию, «значит, социологи врут». То есть работает фактор социального окружения. И, наверное, последний крупный мотив – это все-таки то, что у нас существует плюрализм в социологической науке, а особенно в индустрии опросов общественного мнения. Есть определенное количество центров, причем не обязательно однодневных, и, конечно, они дают разные результаты. Это тоже становится поводом для политических обвинений, хотя объяснения простые – разные методики, традиции и бюджеты.
Что же нам делать в этой ситуации? Сравнивать и пытаться учиться читать цифры. Как выяснилось, прочитать – это не значит понять, не значит проанализировать. Разговор внутри определенного сообщества отличается от разговора представителей этого сообщества с людьми, в него не входящими. Существует огромное количество конвенций, заключенных внутри сообщества, и в нем они уже не нуждаются в обсуждении – они и так понятны. – В некоторых сообществах есть конвенция, что социологи врут... - подзадорил коллегу Александр Ослон. – Да, есть. А в социологическом сообществе есть конвенция, что в наследие сэра Фишера надо верить, ибо это тоже способ постижения мира, а значит, имеет право на существование. Но как только ты выходишь из этого сообщества, то понимаешь, что больше эта конвенция ни с кем не заключена. Отсюда отношение к социологии зачастую как к магии. Причем эта магия в одних обстоятельствах может показаться человеку белой, а в других – черной. А люди, которые бросают обвинения, были и, к сожалению, будут. Это игра – они сами на 90% в эти обвинения не верят, потому что они тоже не первый раз вышли на это поле. И те, кто заказывает сегодня выгодные для себя опросы центрам-однодневкам, понимают, что от этого у них результат не улучшится. С моей точки зрения, сегодня мы наблюдаем попытки сформировать атмосферу недоверия к ведущим социологическим центрам. Их можно считать системными, можно считать периодическими и связанными с интересами тех или иных политических партий, но они очень частые. Сейчас можно наблюдать, что с середины лета как минимум три крупных игрока – это «Справедливая Россия» в лице господина Левичева, СПС в лице господина Немцова и «Патриоты России» в лице господина Семигина – пытаются существенным образом повлиять на социологическую картину. И даже создать альтернативную социологическую матрицу путем региональных опросов, привлечения никому не известных фирм и некоторыми другими приемами. Мне кажется – и это точка зрения политолога и технолога, а не социолога – что социологическое сообщество могло бы этому противостоять, сформировав пул известных социологических центров. Основные центры всем известны – ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-Центр», РОМИР, ЦИРКОН, Башкирова и партнеры. И тогда было бы заранее всем понятно, какого качества информация и аналитика у остальных. Если бы такой пул, формальный или неформальный, поддерживался бы много лет, то, как мне кажется, ситуация качественно изменилась бы. Совершенно справедливо было замечено: рядовому гражданину, особенно читающему массовую прессу, совершенно все равно, какая социологическая организация провела опрос. А должно быть не все равно.
P.S. Социологи идею Орлова отчасти поддержали – и предложили создать свой неформальный пул на базе «Известий». И первым делом этого пула будет поствыборный анализ предвыборных прогнозов. Рабочее название этого анализа пусть со смехом, но не без доли серьезности, предложили сами социологи: «Кто на самом деле соврал». С результатами опросов надо работать [13] Нелегко определить, является ли опрос, заинтересовавший вас, научным, стоит ли о нем писать, или это дилетантский рейтинг, не дающий ничего, кроме повода поразвлекаться. Мы уверены, что, имея на вооружении ответы на приводимые ниже 20 вопросов, журналист сможет свободно ориентироваться в безбрежном море социологических изысканий, минуя при этом многочисленные рифы и подводные камни. Кто проводил опрос? Фирма, исследовательский центр, политическая группа или корпорация? С этого нужно начинать, ибо если вы не знаете кто проводил опрос, не получите ответа и на все остальное. Если организаторы обследования не могут или не хотят ответить на интересующее вас, есть основания усомниться в надежности результатов и правдивости такого исследования. В большинстве случаев служба с хорошей репутацией готова предоставить вам всю необходимую информацию для оценки результатов исследования.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.009 с.) |