Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старейшие из фирм: (стр. 132 в примечаниях)
Значение публикаций социологической информации обусловлено тем, что, как обнаружили исследователи, массовому сознанию свойственно ориентироваться на распространенные в обществе модели поведения и сознания. Известны случаи намеренно фальсификации, а это явление лежит и в основе манипулирования. Журналист часто оставляют за собой роль орбитра, который может на весах «объективность – очковтирательство» взвесить «ценность» опросов, проведенных двумя и более центрами по изучению ОМ. На самом деле это более сложная задача, чем кажется на первый взгляд. Практически во всех гуманитарных исследованиях результаты анализа – это сплав эмпирических данных и того, инструментария, с помощью которого они собирались. На Запад существует целый ряд мероприятий по стандартизации, сертификации уровня профессионализма, выдаваемый подобным учреждениям. В России такой практики пока нет. Зато укоренилась другая практика – для компрометации соперников в ход идут разнообразные средства, которыми пользуются и СМИ. Меду тем, внимание СМК к опросам ОМ в последней трети ХХ в. достигло такой концентрации, что перешло в новое качество. С конца 70-х – начала 80-х годов отмечается даже новый вид журналистики – «точная журналистика». Что же это такое? 1. Публикацию результатов опроса ОМ стали считать такой же своей функцией, как и сообщение оперативной информации. Это такое же важное событие, претендующее на публикацию. 2. СМК стали сами специализироваться на проведении опросов. Очень мало фирм, которые сами могут проводить исследования, в основном, они выполняют заказы, в том числе и от СМК. Но мощные СМИ имеют собственные подразделения или арендуют определенные технологические звенья проводят исследования или заказывают опрос и объявляют себя как заказчика, выходят с этой информацией от своего имени.
Появление опроса в СМИ – это его вторая жизнь. Все, что связано с его проведением, остается тайной профессионалов, а аудитории даются лишь результаты в той или иной интерпретации. Между тем, коротко сказать о многом невозможно. Результат можно рассматривать с самых различных точек зрения. Но 10 требований обязательно надо выполнить. В странах с давними традициями изучения ОМ публику снабжают достаточно популярными, но, в то же время, основательными сведениями о том, что собой представляет выборка, что это за понятие «репрезентативность», почему опрос 1500 ч-к квалифицируется как представительный для такой страны, как США, и в каких границах он таковым считается. Но делается это в специальных изданиях На широкую публику выносятся лишь некоторые условия зондажа. Гарантией служат престиж и опыт работы фирмы, но все же некоторые вещи приходится объяснять.
Опросы и существуют для того, чтобы быть представленными широкой публике: с их помощью общество рефлексирует, узнает о себе больше. Опросы помогают также вынести неосознаваемые большинством социальные болезни на поверхность сознания, привлечь к ним внимание, «вылечить». Общество в этом смысле должно созреть для опросов, как институты для того, чтобы их проводить. Однако возникает опасность вольного комментирования, над которым исследователи уже не властны. В России сама отрасль изучения ОМ очень молода. Есть сведения о том, что еще в 1971 г. главная газета страны «Правда» поместила в течение полугода (январь – июнь) всего 17 материалов с упоминанием опросов ОМ. И все они содержали практику зарубежных стран. Через 15 лет таких публикаций было уже 38, но только 11% из них содержали обсуждение этой проблематики применительно к нашей стране. Много профессионалов появится нескоро. Но сейчас профанация наносит большой вред. Сами журналисты, обеспечивающие опросам «вторую жизнь», зачастую не знают этой проблематики! Что они делают практически и чего не понимают? 1. Не осознают, что для российской аудитории это сравнительно новый вид деятельности, где описание результатов также важно, как и описание процессов получения информации. 2. Кем они выступают, принимая информацию – ретранслятором или чем-то вроде ОТК? Или каждый, кто назвался исследователем, достоин доверия без всяких сомнений? Примеры из книги на стр. 136. По отношению к опросам установился ернический, ироничный тон. Назвать покруче, позвончее – лишь бы заинтересовать. Так. Серьезная статья социолога Л.Седова о раскладе политических сил, в том числе и фракции «Женщины России» в ОМ, снабжается двусмысленным заголовком: «Дамские успехи на думском поприще» – (Известия, 1995, 7 дек.)
(Контент-анализ заголовков может дать представление об отношении общества к мужчинам и женщинам да и к опросам ОМ и к самой социологии). Аналитическая статья Вс. Вильчека о результатах выборов в России в дек. 2996 г. и о степени совпадения предвыборных опросов с конечными результатами получает от редакции заголовок: «Лукавые социологи на пепелище выборов-95». Это тоже «Известия» от 21 дек. 1995 г. Например, в Англии в 1971 г. специалисты объясняли расхождение результатов выборов с прогнозами именно редакционным ажиотажем, проявившимся в кричащих заголовках: «Пошатнувшиеся тори», «Еще 12% в пользу лейбористов», «Лейбористы – единогласно?» и тп. заголовки предваряли колонки цифр – результаты опросов. А газета «Санди Таймс» опубликовала за два дня до выборов рез-ты, снабдив их заголовком: «Если народ проголосует во вторник так, как предсказывают исследовательские центры, то мистер Вильсон получит в парламенте на сто метс больше консерваторов». Но победили … консерваторы! Оказалось, что сдвиг произошелбуквально за несколько дней до выборов, чего газет не учла. Гэллп заяыил: «Тори победили в последние два дня». Дальше примеры из Социология и пресса. А вот как относятся политики: Явлинский заявляет: «Наш народ будет голосовать не по рейтингам, а по совести». Расхождение прогнозов и результатов нередко служить политикам основанием заявить о фальсификации выборов или, наоборот, о подтасовке прогнозов. На самом деле здесь множество факторов, которые трудно учесть. Надо помнить, что результаты опросов – еще не вся информация, а только ее часть. 4. Опрос как элемент предвыборных технологий В потоке информации журналист должен стоять на страже интересов общества в целом. Он должен тщательно сортировать данные опросов, отбрасывая мусор и обрабатывая только ценный материал. Вот как отзывался бывший консультант Р. Рейгана по общественное мнению Ричард Уиртлин: «распространение опросов имеет негативное значение. У публики нет критериев для сравнений, 50% это 50% и ничего более». (Путеводитель: с.24.) Задача журналистов – публиковать такие замеры, которые строятся на научной основе, а не на догадках и предположениях. Самореализующееся предсказание. Что это такое? Поток информации идет от журналистов к общественности и возвращается к ним в виде результатов опросов. Таким образом, сами опросы, по выражению авторов книги Путеводитель: являются частью механизма самореализующегося предсказания. (с. 25.) Между тем, значение опросов все возрастает. Увеличивается их воздействие на информированность и взгляды общественности. Люди могут сопоставить свое мнение с мнением большинства сограждан. в период парламентских и президентских выборов 1995 и 1996 годов. Отчет по проекту «Мониторинг социологических публикаций в СМИ» Фонда защиты гласности. Издательство «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» Москва 1996 ГЛАВА 3 «ПРОГНОЗЫ, СПОСОБНЫЕ ИСПОРТИТЬ ПОГОДУ»
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.009 с.) |