Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросы и референдумы вошли в нашу жизнь перестройкой, с началом демократизации нашего общества и теперь они являются неотъемлемой частью избирательных технологий.
Регулярные опросы представляют собой мониторинг. Напомню, что мониторинг – это исследовательский проект, выполняемый систематически по единой программе, на одной и той же выборке. 4. Требования к проведению опросов Ясно, что изучением общественного мнения должны заниматься опытные и хорошо подготовленные, а также добросовестные социологи. В крупных городах, где достаточно высок уровень телефонизации, применяется телефонный опрос. Его основные достоинства – оперативность и низкая стоимость. К тому же телефонное интервью обладает наивысшими возможностями в устранении эффекта "третьих лиц". Если при личном интервью ответы не всегда бывают самостоятельными, то при телефонном опросе посторонние влияния значительно ниже – это подтверждено исследованиями. Начинается опрос с определения его цели, уточнение того, чье именно мнение, и по каким проблемам надо выяснить. Между тем, значение опросов все возрастает. Увеличивается их воздействие на информированность и взгляды общественности. Люди могут сопоставить свое мнение с мнением большинства сограждан. С июня 1995 г. по август 1996 г. Фонд Защиты гласности осуществлял исследовательский проект «Мониторинг социологических публикаций в СМИ». Уже в канун парламентских выборов и конституционного референдума 1993 г. стало ясно, что бесчестная, безграмотная и просто легкомысленная социология (исследование общественного мнения, массовые опросы), тиражируемая средствами массовой информации, – явление социально опасное. Об этих результатах можно судить даже по заголовкам статей: «Рейтинги: миражи или диагноз?», «Сеансы массового гипноза», «Рейтинг предвзятости» и т.п. В практику вошли лжесенсации, которые использовались политиками как трамплин для раскручивания в телеэфире. Отдельные политические силы выступают заказчиками т, наз. «хороших опросов» с. 49. Итак, значение имеют следующие факторы: 1. Правильно (в социологическом смысле) сформулированные вопросы Порядок вопросов Время и место проведения интервью Добросовестность и профессионализм исследователей Это особенно важно в период избирательных кампаний. Важно точно интерпретировать данные (с. 96). Повседневно мы сталкиваемся с интерактивным голосованьем – звонки, Интернет-голосованье и т.п. Но задолго до этого социологи строго научными методами установили: количество писем в редакции от разных слоев населения обратно пропорционально уровню и социальному статусу их авторов. Есть все основания полагать, что эта закономерность распространяется и на телефонные звонки. Результаты интерактивов всегда подвержены митинговому, эмоциональному, «красному» смещению. Есть в этом действе что-то, что превращает людей в толпу.
Особой ответственности и грамотности требует освещение результатов опросов в СМИ. Чтобы аудитория могла доверять приводимым данным, нужно грамотно с ними обращаться. Право аудитории – знать, кто и когда проводил опрос, как формулировались вопросы, какова была выборка, сколько человек опрошено, кто выступил заказчиком. Особенно ответственно надо подходить к интерпретированию результатов. 1. Опрос как социологический метод Литература к лекции 2. Шелдон Гоуайзер, Эванс Уитт. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. - М.: «ВАГРИУС», 1997. - 208с. 3. Бутенко И.А. Какого обращения заслуживают социологические данные //Социологические исследования. №1. - 2001 г. План лекции 2. Исторические предпосылки и условия возникновения опроса как социологического метода 3. Краткая история опроса 4. Опрос как элемент предвыборной кампании 5. Опрос в практике журналистов. 6. Опрос как инструмент манипулирования общественным сознанием
1. Исторические предпосылки и условия возникновения Метод опроса – не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Методом опроса пользуются и юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства расследуемого происшествия, и журналисты, собирая информацию. «Прообразом» массового опроса можно считать перепись населения. Ведь учет людей с их социально-демографическими характеристиками и есть не что иное как сбор первичных данных. Собственно, из этой потребности сосчитать и описать – и выросла статистика.
Интересно, что социологическим методам пришлось преодолевать разные преграды в виде предубеждений, недоверия. Так, идея переписи наткнулась на древний стереотип о запрете считать людей. Ведь со времен упадка Римской империи до начала 17 в. общие переписи населения почти не производились. И в 1753 г. в Англии отвергалось предложение о переписи населения под предлогом того, что подобное мероприятие греховно и подрывает свободу личности. И вплоть до начала 19 в. применение статистического метода к людям, к группам населения не имело широкого распространения. А порой выдвигались требования запретить его. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в нач. 19 в. Под влиянием определенных социальных условий. 1. В это время интенсивное развитие капитали зма привело к небывалому росту городов – урбанизации жизни. Следствием этого была резкая дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), рост преступности, усиление социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, которые всегда выступали за порядок и стабильность. Укрепляется институт общественного мнения, растет число различных общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны проявились различные «социальные болезни общества», а с другой объективно созрели те силы, которые заинтересованы в лечении этих болезней и могут выступать в роли заказчиков социологических исследований, способных предложить лекарство от болезней общества. 2. Другой важный фактор – потребность в изучении рынка. В давние времена, когда информация передавалась очень медленно, купцам требовалась очень хорошая интуиция. Быстрое развитие капитализма, особенно в Англии и Франции, вызвало интерес к социальным проблемам общества. Большое значение для разработки методики и методологии эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков 19 в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени социологии, или, как выразился Кетле, «социальной физики». Эта его работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур. Один из основоположников социологии Дюркгейм, автор теории «социального факта», занимаясь исследованием самоубийств, выдвинул теорию «социального потока», принуждающего определенное количество людей к самоубийству. Формальное изучение рынка началось лишь в конце 19 в. Значительная часть первых исследований общественного мнения была связана с анализом спроса и предложения товаров. Подобные исследования имели чисто утилитарные цели: помочь понять производителю, почему его товар не выдерживает конкуренции на рынке и выяснит возможные пути повышения его конкурентоспособности. Это ветвь изучения ОМ получила название «Исследования сбыта» и по сей день является чрезвычайно важной в общем потоке исследований ОМ.[8] Первые опыты были предприняты в области сельского хозяйства и печатной продукции. Как только появляется рынок прессы, сразу же возникает интерес и к его изучению
Социологические теории, зародившиеся в Европе, нашли живой отклик у русских мыслителей. Параллельно идет накопление эмпирического материала, отработка методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и др. смежных дисциплин. Первые массовые опросы были проведены в Англии только в конце 18 в., в начале 19 в. – в США, а в середине века – во Франции, Германии и Бельгии. Недоверие к опросам зиждилось на инерционности сознания: широкой публике представлялось абсурдным то, что часть, крохотная доля, может выступать от имени всех. Но ученые обосновали теоретически и доказали на практике, что после 800 или тысячи интервью данные стабилизируются, и последующие 1000, 2000 анкет не приносят существенных изменений. И тогда сделали вывод о наличии большого числа единообразных, в общем и целом, людей и даже о «превращении людей некую безликую массу». Классический пример, иллюстрирующий действие теории больших чисел, это эксперимент с монеткой: если подбросить ее вверх четыре раза, возможно, она все время будет падать орлом или решкой. Если же бросать ее 400 раз, то вероятность падения той или иной стороной будет одинаковой – 50 х 50. Историк Джин Конверс \Jean Converse, автор книги «Опросы в США: Корни и Возникновение» \Survey Research in the United States: Roots and Emergence, 1890-1960, указывает, что первый общенациональный опрос в США провел крупный журнал Literary Digest в 1916 году. С позиций сегодняшнего дня, технология опроса была донельзя примитивной и абсолютно ненаучной. Журнал стремился увеличить количество своих подписчиков. Для этого он рассылал открытки, содержащие следующую информацию: на одной стороне печатался бланк подписки на журнал, а на другой — вопрос. В историческом 1916 году вопрос звучал так: «Кто станет следующим президентом США — Вудро Вилсон \Woodrow Wilson, Чарльз Хьюз \Charles Hughes или Аллен Бенсон \Allen Benson?» (были перечислены имена трех главных претендентов на Белый Дом) — напротив фамилии предполагаемого победителя следовало поставить крестик или галочку. Получатель открытки мог бесплатно отослать ее обратно в журнал. Результаты этого эксперимента были поразительными: журнал получил несколько тысяч новых подписчиков и десятки тысяч ответов на заданный вопрос. Журналисты предположили, что человек выскажется в пользу политика, за которого проголосует сам. На основании этого заключения, Literary Digest заключил, что следующим президентом США станет Вудро Вилсон, что и произошло в действительности.
Этот эксперимент произвел большое впечатление. Многие газеты и радиостанции ознакомили свои аудитории с результатами опроса Literary Digest. В последующие годы журнал вновь использовал этот метод привлечения внимания. Он точно называл имя президентов на выборах 1920, 1924, 1928 и 1932 годов. Однако в 1936 году произошла катастрофа, которая, де-факто, и создала современную индустрию опросов общественного мнения. Тогда Literary Digest разослал около 10 млн. открыток — астрономическая величина даже для современных опросов — и получил рекордные 2.3 млн. ответов. За неделю до дня голосования журнал опубликовал свой прогноз: следующего президента США зовут Альфред Ландон \Alfred Landon, он получит 57% голосов избирателей и 370 голосов в Коллегии Выборщиков. Представления Literary Digest о грядущих событиях имели определенные основания. Дело в том, что кандидат-республиканец Ландон, в ту пору бывший губернатором штата Канзас, выиграл выборы в штате Мэн — тогда в этом штате выборы происходили в сентябре, а на всей остальной территории США (как и сегодня) в первый вторник ноября. Выборы в Мэне проходили под лозунгом: «Как голосует Мэн, так голосует и весь народ» — эта закономерность неоднократно подтверждалась на практике (в 1957 году выборы в Мэне стали проходить одновременно с остальными США). Таким образом, шансы Ландона на победу не стоило недооценивать. Однако Literary Digest катастрофически ошибся. Выборы выиграл демократ Франклин Рузвельт \Franklin Roosevelt. Он получил почти 61% голосов избирателей и 523 голосов выборщиков — на долю Ландона достались лишь 8 голосов в Коллегии Выборщиков. Это был тотальный разгром: никогда ранее проигравший претендент на Белый Дом не получал так мало голосов выборщиков. Тогда же приобрел мировую известность Джордж Гэллап \George Gallup. Гэллап долгое время изучал способы измерения общественного мнения в различных университетах. Впоследствии он стал первым в истории США директором по маркетинговым исследованиям в крупном рекламном агентстве Young & Rubicam. В 1935 году — за год до выборов — он создал свою фирму Американский Институт Общественного Мнения \American Institute of Public Opinion. За неделю до публикации прогноза Literary Digest, Гэллап обнародовал свои результаты, полученные в результате опроса всего лишь 5 тыс. человек, правда, в отличие от Literary Digest, подобранных на основе жестких критериев демографической выборки. Гэллап не просто предсказал победу Рузвельта, он также точно угадал, какой прогноз опубликует Literary Digest.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.015 с.) |