Существуют различные принципы типологии аудитории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существуют различные принципы типологии аудитории.



Наиболее общие (Б.Парыгин, Е.Слуцкий):

1.Типология по социально-демографическим признакам. Наиболее существенные: возраст, уровень образования, пол, профессиональные и национальные признаки. (В Узбекистане, например, поэзия, в Индии – танцы. В Китае наибольшим спросом у интеллектуалов пользуются познавательные и научно-популярные программы, люди с начальным и общим средним образованием предпочитают музыкально-развлекательные передачи.

2. Социально-психологические характеристики (интересы, потребности, установки)

3. Психологические характеристики (индивидуальные особенности личности)

Так, например, для школьников важнее убедительность сообщений в теленовостях, для студентов – информативность. Для рабочих – доходчивость в освещении темы.

Темы традиционно женские: культура, искусство, литература, медицина, здоровье, школа. Мужские – спорт, политика, строительство, транспорт.

При анализе социально-психологических факторов важна проблема сцен насилия и их воздействия, прежде всего, на подростковую аудиторию. В 1975г. В США в час 8 сцен насилия по ТВ. Рекламодатели диктуют репертуар, ибо именно эти сцены вызывают наибольшее внимание аудитории. Но по данным исследований, сцены насилия является питательной средой для преступности. Продолжительность пребывания детей в атмосфере ТВ-насилия учит их воспринимать агрессию как нормальный образ жизни. (Как агрессивны персонажи американских мультиков!) В Англии исследования выявили связь между просмотром детьми и подростками сцен насилия и асоциальным поведением в 70-егг. (У. Белсон)

И хотя нет единодушия, все же признано, что восприятие сцен насилия повышает агрессивность, по крайней мере, части аудитории.

Наиболее сложным для каждой редакции является вопрос о поиске своей целевой аудитории. Современные исследования больше ориентируются на количественные, а не на качественные методы. Поэтому трудно получить достоверную картину. Это происходит из-за экономических факторов – методики, выявляющие качественные характеристики, более дорогостоящие.

Пользователи Рунета  
 

 

Здравствуйте, уважаемый читатель. В одном из недавних исследований информационный канал Subscribe.ru предпринял попытку определить основные типы пользователей Рунета, взяв за основу методику изучения стиля жизни Internet VALS, разработанную компанией SRI International. Участникам опроса было предложено выразить степень своего согласия или несогласия с набором утверждений, характеризующих поведение интернет-пользователя. Анализ результатов опроса позволил выделить семь факторов, определяющих основные различия в поведении пользователей Рунета и объясняющих около 60% вариации поведения респондента в рамках данной модели. Отметим, что в опросе принимала участие активная часть Рунета - преимущественно суточная и недельная аудитория. Первый фактор характеризует установку пользователя на общение в Интернете. Те респонденты, для кого общение и знакомство является главным в Сети, общаются со многими людьми на форумах, в чатах и, как правило, активно участвуют в интернет-дискуссиях. Те, кому интернет-форумы, чаты не интересны, либо не посещают их совсем, либо ограничиваются чтением чужих записей, не участвуя в обсуждении. Второй фактор выражает отношение пользователя к Интернету как к источнику информации. Те респонденты, для кого Интернет превратился в первоочередной и незаменимый источник информации, хорошо ориентируются в Интернете и, как правило, быстро находят то, что им нужно. Те, кто плохо ориентируется в Интернете и часто заходит при поиске информации в тупик, начинают испытывать ностальгию по традиционным источникам информации и даже подозревают Интернет в негативном влиянии на человеческую психику. Третий фактор отражает происходящие изменения в привычках пользователя по мере превращения Интернета в основной источник информации. А именно, рост количества времени, проводимого в Интернете, обычно сопровождается заметным уменьшением обращаемости к обычным СМИ, времени, отводимого на просмотр телепередач и чтение печатной литературы. Четвертый фактор противопоставляет два основных мотива использования Интернета. Те, кто использует компьютер в основном для работы или учебы, аналогично поступают и с Интернетом - используют его преимущественно для работы, чтобы получить более эффективный результат. Как правило, эти пользователи редко посещают интернет-форумы, чаты. Те, для кого компьютер представляет собой, главным образом, инструмент для развлечения и отдыха в свободное время, и к Интернету подходят соответствующим образом. Пятый фактор резко противопоставляет пользователей Рунета в их отношении к интернет-рекламе. Те, кому в основном не нравятся любые формы рекламы в Интернете, склонны увязывать негативное влияние Интернета на человеческую психику в первую очередь с назойливой рекламой. Напротив, те, для кого реклама в Интернете зачастую интересна и полезна, сами ведут себя подобающим образом - постоянно ищут новые сайты, коллекционируют полезные ссылки. Шестой фактор отражает различия в установках пользователей Рунета, касающихся информационных запросов. Одним больше нравится получать краткие новости, их заголовки, нежели полностью, во всех деталях. Другие, напротив, предпочитают получать всеобъемлющую и детальную информацию нежели краткую. Соответственно, первым не интересно длительное обсуждение какой-либо темы на интернет-форуме, вторые охотно просматривают записи на форумах в поисках нужной информации. Седьмой фактор отражает различия между пользователями Рунета в подходе к программному обеспечению, что, по-видимому, обусловлено различиями в общей компьютерной грамотности. Одни следуют инструкции шаг за шагом когда начинают пользоваться новым ПО. Среди них чаще можно встретить тех, кто использует компьютер в основном для развлечения и отдыха. Другие же разбираются в новом ПО самостоятельно, экспериментируя. Теперь, основываясь на этой факторной модели, мы можем описать структуру поведения активной части Рунета - преимущественно суточной и недельной аудитории. "Эксперты" (12% от числа опрошенных) - наиболее активные и обладающие профессиональными навыками в области Интернета пользователи. Информационные технологии - ключевой момент их стиля жизни. Они уверенно обращаются с компьютером, хотя не обязательно имеют техническое образование. Интернет для них - возможность удовлетворить как личные потребности, так и решить вопросы, связанные с работой или профессиональной деятельностью. Они творчески подходят к Интернету (много экспериментируют, пробуют) и проводят больше времени в Сети, чем основная масса пользователей. Для них Интернет - незаменимый инструмент для получения недостающих им знаний в какой-либо области. В целом они предпочитают получать всеобъемлющую и детальную информацию нежели краткую. "Рабочие лошади" (15%) - люди, использующие Интернет преимущественно в утилитарных целях. Компьютеры используют в основном для того, чтобы более эффективно и быстро работать, решать вопросы. Поэтому для них Интернет также является, прежде всего, инструментом для получения очень специальной, профессиональной информации. Для большинства из них Интернет превратился в первоочередной и незаменимый источник информации. Поэтому, большинство из них планируют посещение Интернета, контролируя время, проводимое в Сети. Они могут принимать участие в некоторых конференциях, общаться с людьми, если это принесет им определенную пользу или решит их проблемы. Иногда чувствуют себя в Сети недостаточно комфортно и часто нетерпимы к допускаемым там фривольностям. "Опытные пользователи" (46%). Для них Интернет - это возможность удовлетворить как личные потребности, так и решить вопросы, связанные с работой или профессиональной деятельностью. Чаще всего они используют Интернет с места работы и сконцентрированы на получении полезной для себя информации. Значительную часть пользовательского времени просто бродят по Сети. Чувствуют себя в Интернете довольно уверенно, но у них нет желания прикладывать усилия, чтобы овладеть большими профессиональными навыками в этой области. Их профессиональные интересы обычно не включают в себя вопросы компьютерного обеспечения и информационных технологий. "Общительные" (24%) - это пользователи, ориентированные на социальные аспекты Интернета. В он-лайне этот тип встречается и знакомится с большим количеством людей. Их часто можно встретить на конференциях, где обсуждаются социальные вопросы, актуальные проблемы. Тратят много времени путешествуя, бродя по Интернету. Они стремятся узнать как можно больше о Сети. Для них Интернет - это прежде всего развлечение и место проведения досуга. Они уверенно чувствуют себя в Интернете. Это быстро обучающийся, но не очень технически образованный сегмент. "Малоопытные пользователи" (3%) - относительно недавно начали пользоваться Интернетом, поэтому знакомы лишь с ограниченным числом областей Сети. Эти пользователи не будут платить свои деньги за Интернет, если у них не будет бесплатного доступа на работе или в школе. Они считают, что у них есть более важные дела, нежели изучение киберпространства. Они не хотят становиться экспертами в данной области. Они мало времени уделяют развлечениям в Интернете, мало общаются в чатах, конференциях или переписываются с людьми по электронной почте. Многие из них скептически настроены к Интернету, хотя и понимают полезность этого инструмента для работы и решения проблем.

 

Вопросы к экзамену

1. Основные этапы становления российской социологии журналистики и идеологические барьеры

2. Социологические методы исследования журналистики: особенности, границы применения

3. Медиаметрия и методы измерения аудитории.

4. Источники социологической информации, использование социологического знания в СМИ

5. Социологические исследования аудитории СМИ: основные направления, методы

6. Особенности изучения общественного мнения на Западе (США, Д.Гэллап)

7. Особенности изучения общественного мнения в СССР (Б.Грушин)

8. Общественное мнение как социально-культурный феномен: характеристики, особенности (по Б.Грушину)

9. Влияние опромов на общественное мнение

10. Технология агитации с помощью рейтингов

11. Контент-анализ как социологический метод изучения СМК: область применения, примеры использования (по Федотовой и по лекциям)

12. Контент-анализ как метод изучения направленности издания. Примеры конкретных исследований.

13. Аудитория как объект исследования: особенности, типология

14. Использование знаний об аудитории в практике редакций

15. Характеристики аудитории, влияющие на отношение к СМИ

16. Работа с аудиторией как с активным участником процесса массовой коммуникации («Шарлоттский проект»)

17. Межличностное общение и его влияние на восприятие сообщений СМИ

18. Социологические методы исследования журналистики: массовые опросы, экспертный опрос, контент-анализ.

19. Правила освещения результатов социологических исследований в СМИ

20. Социологические методы в практике журналиста, их особенности и область применения (опрос, наблбюдение, фокусгруппы, экспертный опрос, телефонный опрос)

21. Наблюдение за СМИ в ходе избирательных кампаний (см. Кудинов. Большая книга выборов)

22. Социология и пресса (критический анализ деятельности СМИ в период выборов, возможности манипулирования)

 


[1] Подробнее можно прочитать в: Т.В. Науменко. Соцоология массовой коммуникации. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – С. 17-41., Г.П. Бакулев. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Уч. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. –С. 7–32.

[2] Чарльз Райт. Социологическое воображение / Чарльз Райт Миллс; Пер. с англ. – М.: NOTA BENE, 2001

[3] А. Бороноев.

[4] Там же. – С.22.

[5] Фестингер Л. Когнитивный диссонанс. – СПб.: «Речь». – 2000.

[6] Там же, с.28-32.

[7] Б.Грушин. Мнения о мире и мир мнений. – М.: Политиздат, 1967.

[8] См. Л.Н. Федотова. Паблик рилейшнз и общественное мнение. – СПб.: Питер, 2003. – С.117.

[9] О.П. Кудинов. Большая книга выборов: Как проводятся выборы в России.-М.: Изд-во «Арт Бизнес Центр», 2003. – С. 541-547.

[10] О.П. Кудинов. Большая книга выборов: Как проводятся выборы в России.-М.: Изд-во «Арт Бизнес Центр», 2003. – С. 542.

[11] «Комсомольская правда», 13.11. 1999г.

[12].П. Кудинов. Большая книга выборов: Как проводятся выборы в России.-М.: Изд-во «Арт Бизнес Центр», 2003.-С. 543.

[13]

[14] Шереги Ф. Прикладная психология

 

22. См. Грушин Б.А. Мир мнений и мнения о мире. М., 1967.

_ См.: Районная газета в системе журналистики. Опыт социологического исследования. М., 1977.

_ Свитич Л.Г. Журналист районной газеты. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1971. № 5; Свитич Л.Г, Ширяева А.А. Журналист и его работа. М., 1979.

_ Коробейников B.C. Редакция и аудитория. Социологический анализ. М., 1993.

[19] Региональная печать в годы перестройки: организационные факторы эффективности. М., 1991.

[20] См.: Свитич Л.Г. Потребности в телевизионных профессиях. // Средства массовой информации в современном обществе. Тенденции развития, подготовки кадров. М., 1995.

[21] Сюда отнесем все, что связано с материальным производством

[22] Zimmerman C. and Bauer R. The Effects of an Audience upon What is Remembered // Public Opinion Quarterly. 1956/ Vol. 20. № 4.

[23] Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2002. – С. 50.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.028 с.)