Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Строение бактериальной клетки.

Поиск

 

ЦЕЛЬ:

1. Освоить сложный метод окраски бактерий по Грамму.

2. Изучить строение бактериальной клетки.

Задание 1

Цель: Освоить метод окраски по Граму.

Методика.

Готовят препарат из смеси грамположительных кокков и грамотрицательных палочек. Окрашивают по методу Грама.

1. На фиксированный мазок наносят карболово-спиртовой раствор генцианового фиолетового через полоску фильтровальной бумаги. Через 1-2 мин её снимают, а краситель сливают.

2. Наносят раствор Люголя на 1 мин.

3. Обесцвечивают препарат этиловым спиртом в течение 30- 60 сек. до прекращения отхождения фиолетовых струек красителя.

4. Промывают препарат водой.

5. Докрашивают мазок водным раствором фуксина в течение 1-2 мин, промывают водой и высушивают.

Рассматривают окрашенный препарат под микроскопом с масляной иммерсией. Необходимо обратить внимание на цвет, в который окрашены кокки и палочки.

Протокол исследования:

Цель:

 

Исследуемый материал Ингредиенты окраски по Граму и время их действия Назначение основных ингредиентов Результат (рисунок с обозначениями)
     

Вывод: ответ на вопрос: каков механизм окраски по Граму?

Задание 2

Цель: Изучить компоненты бактериальной клетки.

Методика.

Рассмотреть демонстрационные препараты под световым микроскопом с масляной иммерсией:

1) Плазмолиз дрожжей, окраска по Бурри-Гинсу;

2) Палочка со спорой, окраска по Граму;

3) Палочка со жгутиками, импрегнация серебром

4) Палочка с капсулой в органе, окраска фуксином

5) Дифтерийная палочка с зернами волютина, окраска метиленовым синим.

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Цель:

Компонент бактериальной клетки Исследуемый материал Метод обнаружения, окраска Результат (рисунок с обозначениями)
Клеточная стенка        
Капсула        
Споры        
Жгутики        
Внутриклеточные включения        

 

Вывод: ответы на вопросы:

1. Какое функциональное значение имеют изученные компоненты бактериальной клетки?

2. Какие два рода клинически значимых спорообразующих микроорганизмов Вы знаете? Чем они отличаются друг от друга по морфологическим свойствам?

 

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Занятие 3. Сравнительная морфология микроорганизмов.

 

ЦЕЛЬ:

1. Освоить сложный метод окраски бактерий по Цилю-Нильсену.

2. Изучить сравнительную морфологию групп микроорганизмов: простейших, грибов, бактерий, спирохет, риккетсий, вирусов.

Задание 1.

Цель: Овладеть методом окраски по Цилю-Нильсену.

Методика.

Окрашивают готовый препарат из смеси кислотоустойчивых и некислотоустойчивых бактерий по Цилю – Нильсену.

Окраска по Цилю –Нильсену:

1. На фиксированный мазок наносят карболовый раствор фуксина через полоску фильтровальной бумаги и подогревают до появления паров в течение 3-5 мин.

2. Снимают бумагу, промывают мазок водой.

3. На мазок наносят 5% раствор серной кислоты или 3% раствор солянокислого спирта на 1-2 мин для обесцвечивания.

4. Промывают водой.

5. Докрашивают мазок водным раствором метиленового синего в течение 3-5 мин.

6. Промывают водой, высушивают и микроскопируют.

 

Исследуемый материал Ингредиенты окраски по Цилю-Нильсену Назначение основных ингредиентов Результат (рисунок с обозначениями)
     

 

Вывод: ответы на вопросы:

1. Каков механизм окраски по Цилю-Нильсену?

2. В диагностике каких заболеваний используется микроскопический метод с применением окраски по Цилю-Нильсену?.

Задание 2

Цель: Изучить морфологию основных групп микроорганизмов: бактерий, спирохет, риккетсий, вирусов

Методика.

Рассмотреть демонстрационные микропрепараты под световым микроскопом с масляной иммерсией. Препараты стафилококка, стрептококка, кишечной палочки, стрептобацилл, холерного вибриона, риккетсий Провачека окрашены по Граму. Препарат лептоспир окрашен негативным способом. Вирус оспы – по Морозову.

Протокол исследования:

Цель:

 

Микроорганизмы Рисунок Метод окраски
Бактерии Стафилококки  
Кишечные палочки  
Спирохеты Трепонемы  
Риккетсии Риккетсии Провачека  
Вирусы Вирус натуральной оспы  

 

Вывод: ответ на вопрос: как окрашиваются по Граму стафилококки, кишечная палочка?

 

 

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

по теме: «ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ»

З А Н Я Т И Е № 1

I. Тема: Бактериологический метод диагностики.

II. Цель:

1. Изучить методы культивирования микроорганизмов.

  1. Овладеть бактериологическим методом исследования.

III. План самостоятельной работы:

  1. Изучить типы питательных сред.
  2. Ознакомиться с методами культивирования аэробов и анаэробов (Задание 2).
  3. Овладеть техникой посева бактерий на питательные среды.
  4. Выделить из смеси бактерий чистую культуру и осуществить ее идентификацию (Задание 1).
  5. Изучить таблицы «Методы выделения чистых культур» и «Выделение и идентификация чистой культуры».

IV. Вопросы для подготовки:

  1. Физиологическая роль питания и дыхания у бактерий.
  2. Дифференциация микроорганизмов по типу дыхания, питания и отношению к температуре.
  3. Практическое использование знаний о физиологии микроорганизмов. Условия культивирования бактерий:

а) типы питательных сред;

б) культивирование облигативных паразитов;

в) культивирование анаэробов.

  1. Методы выделения чистых культур.
  2. Бактериологический метод диагностики. Цели. Задачи. Диагностическая ценность.

 

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради практических занятий заполнить таблицу:

Среды для культивирования разных групп микроорганизмов

Группы микроорганизмов Тип питания Тип дыхания Пример питательной среды
1. Стафилококки      
2.Клостридии      
3.Вирусы      

 

 

З А Н Я Т И Е № 2

 

I. Тема: «Действие физических и химических факторов на

микроорганизмы».

 

II. Цель:

1. Изучить действие физических и химических факторов на микроорганизмы.

2. Ознакомиться с практическим использованием в медицине результатов действия физических и химических факторов на микроорганизмы.

 

III. План самостоятельной работы:

1. Действие физических и химических факторов на бактерии:

а) поставить опыт по действию карболовой кислоты на взвесь стафилококка (Задание 2);

б) поставить опыт по действию температуры на спорообразующие и неспорообразующие виды бактерий (Задание 1);

в) учесть результат опыта по действию УФЛ на бактерии (Задание 3).

2. Практическое применение действия факторов внешней среды на микроорганизмы:

а) ознакомиться с устройством и работой автоклава (Задание 4);

б) ознакомиться с некоторыми химиотерапевтическими препаратами.

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Факторы внешней среды, действующие на микроорганизмы.

2. Результаты действия факторов внешней среды на микроорганизмы.

3. Условия, определяющие действие факторов.

4. Практическое использование знаний о воздействии факторов внешней среды на микробы – культивирование, пастеризация, стерилизация, дезинфекция, антисептика, химиотерапия.

5. Понятие об асептике.

 

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу.

Таблица. Практическое использование антимикробных химических веществ.

 

Название С какой целью используется (мероприятие) Результат действия на микроорганизм Результат действия на макроорганизм
1. Фурациллин 2. Хлорамин 3. Тетрациклин 4. Йод      

 

З А Н Я Т И Е № 3

I. Тема: «Действие биологических факторов на микроорганизмы. Генетика

микроорганизмов».

 

II. Цель:

  1. Изучить действие биологических факторов на микроорганизмы.
  2. Овладеть навыком оценки антибиотикограммы.
  3. Изучить формы и механизмы изменчивости микробов.

 

III. План самостоятельной работы:

  1. Изучить действие антибиотиков на бактерии:

а) определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом диффузии в агар (индикаторных дисков), (Задание 5);

б) определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом серийных разведений (Задание 6).

  1. Изучить действие бактериофагов и бактериоцинов:

а) учесть результаты реакции фаготипирования (Задание 7);

б) рассмотреть явление бактериоциногении стафилококков (Задание 8).

 

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Антибиотики. Природа, происхождение, спектр, механизмы и результаты действия на микроорганизмы.

2. Устойчивость микроорганизмов к антибиотикам и пути ее преодоления.

3. Осложнения антибиотикотерапии.

4. Бактериоцины. Свойства. Практическое значение.

5. Бактериофаги. Природа и свойства. Этапы взаимодействия с клеткой. Практическое использование.

6. Эубиотики. Природа, механизмы действия. Практическое использование.

7. Механизмы генотипической изменчивости – мутации, трансформация, трансдукция, лизогенная конверсия, конъюгация.

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу.

Таблица. Практическое использование антимикробных лекарственных препаратов.

Название Препарата Состав Группа Механизм действия Показания к применению
1. Пенициллин 2. Лактобактерин 3. Дизентерийный бактериофаг        

З А Н Я Т И Е № 4

(И Т О Г О В О Е)

Смотреть стр. 64-65 «Руководства к практическим занятиям

по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии»

под редакцией академика РАМН О.В. Бухарина

I. Тема: «История микробиологии. Морфология и физиология микроорганизмов.

II. Цель:

Проверка знаний и умений студентов по разделам морфологии и физиологии микробов.

Зачетное занятие по теме: «Морфология и физиология микроорганизмов» состоит из трех этапов: тестирование, обсуждение теоретических вопросов и проверка практических навыков.

Выявление теоретических знаний проводится по тестам и билетам, которые содержат вопросы из 3-х разделов:

  1. История микробиологии;
  2. Морфология микроорганизмов;
  3. Физиология микроорганизмов.

Подготовка к теоретической части зачетного занятия вести по экзаменационным вопросам (см. стенд кафедры).

Кроме билета каждый студент получает макро- и микропрепараты.

Контрольные микропрепараты:

1. Кишечная палочка (окр. по Граму).

2. Стрептобацилла (окр. по Граму).

3. Палочка со спорой (окраска по Граму и Цилю-Нильсену).

4. Дифтерийная палочка (окр. метиленовой синькой).

5. Палочка с капсулой или капсульный диплококк (окр. фуксином).

6. Стафилококки (окр. по Граму).

7. Сарцины (окр. по Граму).

8. Стрептококки (окр. по Граму).

М а к р о п р е п а р а т ы

1. Среда Китт-Тароцци.

2. Среда Эндо (с ростом кишечной палочки).

3. Чашки с:

а) фаготипированием;

б) определением чувствительности к антибиотикам методом дисков;

в) биологическим методом культивирования анаэробов;

г) опытом по определению бактериоцинов.

4. Набор препаратов: сульфаниламиды, антибиотики, бактериофаги, эубиотики.

5. Приборы для создания анаэробных условий (анаэростат, эксикатор).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.139 (0.011 с.)