По микробиологии в осеннем семестре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По микробиологии в осеннем семестре



ПО МИКРОБИОЛОГИИ В ОСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ

УЧЕБНОГО ГОДА

Дни недели Часы Леч. фак. Пед. фак. Мед.-проф. фак. Стомат. фак. Фарм. фак.
понедельник 8.30   24 (Ле) (1и 2 н) 25(1и 2н) 2 нед 22м (Ле) Лекция 8.30 по 2 нед. иммунология ауд. № 2  
13.00 213(Со), (1н) 214 (По)(1н)     21с(Ив), 22с(Ле), 23с(Ле) (2 н) микробиоло-гия  
вторник 8.30   26 (Ут), (1и 2 н) 27 (Ан) (1и 2 н) 28 (Ан) (1и 2 н) Лекция 10.30 по 2 нед. ауд. №2    
13.00 217(Ут), (2 н) 218(Ле)(1и 2 н) Всего 29 чел. Лекция 1 поток 15.00 ауд. №1 по 2 нед. 20 (СЕ)(1и 2 н) 21(Со)(1и 2 н) 20м (Пе)(2н) 21м(Пе) (2н)    
среда 8.30 215 (Со)(1и 2 н) 216(Ут)(1и 2 н) Всего 29 чел. 22 (Ан), (1и 2 н) 23 (Ан)(1и 2 н)      
13.00 205 (Ут),206(Ми)(1и 2 н) 213(Со), (2 н) 214(По), (2 н)        
четверг 8.30       21с(Ив), 22с(Ле), 23с (Ле) иммунология (2н) 21ф,22ф(Ля) (1 н)
13.00 203 (Ча),204(Со),209(Ут) ,210 (Со)(1и 2 н)        
пятница 8.30 219(Со),220(Се)(1и 2 н) Лекция 8.30 ауд. №2 по 2 нед.     21ф,22ф(Ля)(2н)
13.00 211 (Ле),212(СЕ), (1и 2 н), 217 (Уи(1н)     15.00 Лекция по 1 нед ауд №2 микробиология  
суббота 8.30   201(Со),202(СЕ),207(Се),208(СЕ) (1и 2 н) Лекция поток 8.30 ауд №1 по 1 нед.       Лекция по 1 нед. ауд. №2

 

 

 
 
   

 

 


РАСПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО МИКРОБИОЛОГИИ В ВЕСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ ПО ЦИКЛАМ ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО и МПФ

УЧЕБНОГО ГОДА

 

П Л А Н

самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов в течение 3-х занятий по теме:

«Морфология микроорганизмов»

 

Занятие 1. Методы изучения морфологии микроорганизмов

ЦЕЛЬ:

1. Ознакомиться с методами изучения морфологии микроорганизмов.

2.Овладеть методами приготовления микропрепаратов и иммерсионной микроскопии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Медицинская микробиология. Её значение в практической деятельности врача. Задачи предмета.

2. Оптическая микроскопия. Полезное увеличение. Разрешающая способность микроскопа.

3. Принципы иммерсионной, фазово-контрастной, флуоресцентной, электронной микроскопии.

4. Назначение и типы микропрепаратов из микроорганизмов: нативные, окрашенные (позитивно, негативно).

5. Зависимость границ человеческого познания от уровня научно-технического прогресса. Становление микробиологии как науки.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Техника микроскопии:

а) ознакомиться с техникой фазово-контрастной и люминесцентной (флуоресцентной) микроскопии (Задание 1);

б) овладеть техникой микроскопии в иммерсионной системе (Задание 2);

в) обсудить схему и принципы действия иммерсионного и электронного микроскопов.

2.Методика изготовления окрашенных и неокрашенных микропрепаратов (Задание 2):

а) приготовить из агаровой культуры препарат и окрасить метиленовым синим или фуксином;

б) приготовить из взвеси дрожжей препарат и окрасить негативным методом.

 

задание для самостоятельной работы во внеучебное время

заполнить таблицу по микроскопическим методам исследования.

Методы микроскопии.

Вид микроскопии Принцип   Разрешающая способность Применение  
Иммерсионная      
Темнопольная      
Фазово-контрастная      
Люминесцентная (флуоресцентная)      
Электронная      

Занятие 2. Строение бактериальной клетки.

 

ЦЕЛЬ:

1. Освоить сложный метод окраски бактерий по Грамму.

2. Изучить строение бактериальной клетки.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Понятие о сложных методах окраски бактерий и их назначение. Механизм окраски по Граму.

2. Строение бактериальной клетки, как результат эволюционной адаптации (конкретные примеры: капсула, споры, жгутики и др.).

 

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Сложные методы окраски - метод Грама. Окрасить по методу Грама препарат из смеси грамположительных и грамотрицательных бактерий (Задание 1).

2.Строение бактериальной клетки (Работа 3)

а) Жгутики

- рассмотреть препарат из бактерий со жгутиками, окрашенный по Грею;

- обнаружить движение бактерий при темнопольной микроскопии в препарате «раздавленная» капля;

б) Капсула. Рассмотреть препарат из бактерий (клебсиелла с капсулой), окрашенный по Бурри-Гинсу;

в) Внутриклеточные включения. Рассмотреть препарат из дифтерийных палочек с зернами волютина, окрашенный метиленовой синькой;

г) Споры бактерий

- рассмотреть препарат из палочек со спорами, окрашенный по Граму;

д) Клеточная стенка. Рассмотреть препарат плазмолиз дрожжей, окраска по Бурри-Гинсу.

 

задания для самостоятельной работы во внеучебное время

Заполнить таблицу.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Сложные методы окраски - метод Циля-Нильсена. Окрасить по методу Циля-Нильсена препарат их кислотоустойчивых и некислотоустойчивых бактерий (Работа 1).

2.Морфология микроорганизмов (Работа 2)

а) определить в готовых препаратах кокковидные и палочковидные формы бактерий;

б) рассмотреть лептоспиры в темнопольном микроскопе;

в) рассмотреть риккетсии в препарате из чистой культуры;

г) рассмотреть вирионы в препарате, обработанном по методу Морозова.

 

задания для самостоятельной работы во внеучебное время

Заполнить таблицу.

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Задание 1

Цель: Ознакомиться с различными методами микроскопии.

Методика.

Рассмотреть демонстрационный препарат: «раздавленная» капля из дрожжей,- при иммерсионной и фазово-контрастной микроскопии. Рассмотреть окрашенный флюорохромом препарат из дрожжей под люминесцентным микроскопом. Необходимо обратить внимание на качество изображения объектов. Сравнить способы микроскопии.

Протокол исследования:

Цель:

Исследуемый материал (материала для приготовления мазка) Микроскопический метод исследования
Иммерсионная микроскопия (рис.) Фазово-контрастная микроскопия (рис.) Флуоресцентная микроскопия (рис.)
   

Вывод: (ответить на вопросы: 1. Какие преимущества имеет метод флуоресцентной микроскопии? 2. Какой принцип лежит в основе фазово-контрастной микроскопии?

Задание 2

Цель: Овладеть методом приготовления, простой окраски и иммерсионной микроскопии микропрепаратов из чистой культуры бактерий.

Методика.

I. Приготовление препарата из агаровой культуры

Для приготовления мазка необходимо взять чистое обезжиренное стекло. На предметном стекле обозначают стеклографом место нанесения материала. На обратную сторону стекла от обозначенного места наносят петлей каплю физиологического раствора. В левую руку берут пробирку с агаровой культурой, а в правую - петлю за петледержатель. Петлю обжигают на пламени горелки. Пробку прижимают к ладони 4 и 5 пальцами и медленными вращающими движениями извлекают из пробирки. Край пробирки обжигают. Петлю вводят в пробирку и остужают о стенки. Скользящим движением петлей берут материал и осторожно, не задевая о стенки, извлекают. Пробирку снова обжигают и закрывают пробкой.

В каплю физиологического раствора вносят исследуемую культуру и смешивают петлей до образования слегка мутноватой взвеси. Полученную взвесь равномерно распределяют на поверхности стекла, чтобы диаметр мазка был 1 – 1,5 см. Препарат высушивают на воздухе и фиксируют, для этого проводят стекло над пламенем горелки три раза, при этом мазок должен быть сверху. Препарат окрашивают фуксином (1-2 мин) или метиленовой синькой (3-5 мин).

Для окраски негативным способом на стекло наносят каплю взвеси дрожжей в физиологическом растворе и смешивают с каплей туши. Препарат высушивают.

Окрашенные препараты рассматривают под микроскопом с использованием масляной иммерсии.

Подготовка микроскопа для работы: поднять конденсор до уровня предметного столика, полностью открыть диафрагму, поставить плоское (при естественном освещении) или вогнутое (при искусственном освещении) зеркало. Осветить поле зрения под контролем объектива х 8.

Нанести на препарат каплю масла, положить препарат на столик микроскопа и закрепить зажимами. Установить иммерсионный объектив. Под контролем зрения (смотреть на объектив сбоку!) медленно опустить объектив макровинтом до погружения в масло. Затем, глядя в окуляр, медленно поднимать объектив до появления объекта. Провести окончательную фокусировку препарата микрометрическим винтом, медленно вращая его только в пределах одного оборота.

 

Протокол исследования:

Цель:

Позитивный метод окраски Негативный метод окраски тушью (рис.)
Фуксином (рис.) Метиленовым синим (рис.)
 

Вывод: ответ на вопросы:

1. Какие красители наиболее часто используются для позитивной окраски микроорганизмов?

2. В чем преимущества негативной окраски микроорганизмов?

3. Почему в микробиологических исследованиях используется метод иммерсионной микроскопии (преимущества метода)?

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Задание 1

Цель: Освоить метод окраски по Граму.

Методика.

Готовят препарат из смеси грамположительных кокков и грамотрицательных палочек. Окрашивают по методу Грама.

1. На фиксированный мазок наносят карболово-спиртовой раствор генцианового фиолетового через полоску фильтровальной бумаги. Через 1-2 мин её снимают, а краситель сливают.

2. Наносят раствор Люголя на 1 мин.

3. Обесцвечивают препарат этиловым спиртом в течение 30- 60 сек. до прекращения отхождения фиолетовых струек красителя.

4. Промывают препарат водой.

5. Докрашивают мазок водным раствором фуксина в течение 1-2 мин, промывают водой и высушивают.

Рассматривают окрашенный препарат под микроскопом с масляной иммерсией. Необходимо обратить внимание на цвет, в который окрашены кокки и палочки.

Протокол исследования:

Цель:

 

Исследуемый материал Ингредиенты окраски по Граму и время их действия Назначение основных ингредиентов Результат (рисунок с обозначениями)
     

Вывод: ответ на вопрос: каков механизм окраски по Граму?

Задание 2

Цель: Изучить компоненты бактериальной клетки.

Методика.

Рассмотреть демонстрационные препараты под световым микроскопом с масляной иммерсией:

1) Плазмолиз дрожжей, окраска по Бурри-Гинсу;

2) Палочка со спорой, окраска по Граму;

3) Палочка со жгутиками, импрегнация серебром

4) Палочка с капсулой в органе, окраска фуксином

5) Дифтерийная палочка с зернами волютина, окраска метиленовым синим.

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Цель:

Компонент бактериальной клетки Исследуемый материал Метод обнаружения, окраска Результат (рисунок с обозначениями)
Клеточная стенка        
Капсула        
Споры        
Жгутики        
Внутриклеточные включения        

 

Вывод: ответы на вопросы:

1. Какое функциональное значение имеют изученные компоненты бактериальной клетки?

2. Какие два рода клинически значимых спорообразующих микроорганизмов Вы знаете? Чем они отличаются друг от друга по морфологическим свойствам?

 

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Задание 1.

Цель: Овладеть методом окраски по Цилю-Нильсену.

Методика.

Окрашивают готовый препарат из смеси кислотоустойчивых и некислотоустойчивых бактерий по Цилю – Нильсену.

Окраска по Цилю –Нильсену:

1. На фиксированный мазок наносят карболовый раствор фуксина через полоску фильтровальной бумаги и подогревают до появления паров в течение 3-5 мин.

2. Снимают бумагу, промывают мазок водой.

3. На мазок наносят 5% раствор серной кислоты или 3% раствор солянокислого спирта на 1-2 мин для обесцвечивания.

4. Промывают водой.

5. Докрашивают мазок водным раствором метиленового синего в течение 3-5 мин.

6. Промывают водой, высушивают и микроскопируют.

 

Исследуемый материал Ингредиенты окраски по Цилю-Нильсену Назначение основных ингредиентов Результат (рисунок с обозначениями)
     

 

Вывод: ответы на вопросы:

1. Каков механизм окраски по Цилю-Нильсену?

2. В диагностике каких заболеваний используется микроскопический метод с применением окраски по Цилю-Нильсену?.

Задание 2

Цель: Изучить морфологию основных групп микроорганизмов: бактерий, спирохет, риккетсий, вирусов

Методика.

Рассмотреть демонстрационные микропрепараты под световым микроскопом с масляной иммерсией. Препараты стафилококка, стрептококка, кишечной палочки, стрептобацилл, холерного вибриона, риккетсий Провачека окрашены по Граму. Препарат лептоспир окрашен негативным способом. Вирус оспы – по Морозову.

Протокол исследования:

Цель:

 

Микроорганизмы Рисунок Метод окраски
Бактерии Стафилококки  
Кишечные палочки  
Спирохеты Трепонемы  
Риккетсии Риккетсии Провачека  
Вирусы Вирус натуральной оспы  

 

Вывод: ответ на вопрос: как окрашиваются по Граму стафилококки, кишечная палочка?

 

 

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

по теме: «ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ»

З А Н Я Т И Е № 1

I. Тема: Бактериологический метод диагностики.

II. Цель:

1. Изучить методы культивирования микроорганизмов.

  1. Овладеть бактериологическим методом исследования.

III. План самостоятельной работы:

  1. Изучить типы питательных сред.
  2. Ознакомиться с методами культивирования аэробов и анаэробов (Задание 2).
  3. Овладеть техникой посева бактерий на питательные среды.
  4. Выделить из смеси бактерий чистую культуру и осуществить ее идентификацию (Задание 1).
  5. Изучить таблицы «Методы выделения чистых культур» и «Выделение и идентификация чистой культуры».

IV. Вопросы для подготовки:

  1. Физиологическая роль питания и дыхания у бактерий.
  2. Дифференциация микроорганизмов по типу дыхания, питания и отношению к температуре.
  3. Практическое использование знаний о физиологии микроорганизмов. Условия культивирования бактерий:

а) типы питательных сред;

б) культивирование облигативных паразитов;

в) культивирование анаэробов.

  1. Методы выделения чистых культур.
  2. Бактериологический метод диагностики. Цели. Задачи. Диагностическая ценность.

 

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради практических занятий заполнить таблицу:

Среды для культивирования разных групп микроорганизмов

Группы микроорганизмов Тип питания Тип дыхания Пример питательной среды
1. Стафилококки      
2.Клостридии      
3.Вирусы      

 

 

З А Н Я Т И Е № 2

 

I. Тема: «Действие физических и химических факторов на

микроорганизмы».

 

II. Цель:

1. Изучить действие физических и химических факторов на микроорганизмы.

2. Ознакомиться с практическим использованием в медицине результатов действия физических и химических факторов на микроорганизмы.

 

III. План самостоятельной работы:

1. Действие физических и химических факторов на бактерии:

а) поставить опыт по действию карболовой кислоты на взвесь стафилококка (Задание 2);

б) поставить опыт по действию температуры на спорообразующие и неспорообразующие виды бактерий (Задание 1);

в) учесть результат опыта по действию УФЛ на бактерии (Задание 3).

2. Практическое применение действия факторов внешней среды на микроорганизмы:

а) ознакомиться с устройством и работой автоклава (Задание 4);

б) ознакомиться с некоторыми химиотерапевтическими препаратами.

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Факторы внешней среды, действующие на микроорганизмы.

2. Результаты действия факторов внешней среды на микроорганизмы.

3. Условия, определяющие действие факторов.

4. Практическое использование знаний о воздействии факторов внешней среды на микробы – культивирование, пастеризация, стерилизация, дезинфекция, антисептика, химиотерапия.

5. Понятие об асептике.

 

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу.

Таблица. Практическое использование антимикробных химических веществ.

 

Название С какой целью используется (мероприятие) Результат действия на микроорганизм Результат действия на макроорганизм
1. Фурациллин 2. Хлорамин 3. Тетрациклин 4. Йод      

 

З А Н Я Т И Е № 3

I. Тема: «Действие биологических факторов на микроорганизмы. Генетика

микроорганизмов».

 

II. Цель:

  1. Изучить действие биологических факторов на микроорганизмы.
  2. Овладеть навыком оценки антибиотикограммы.
  3. Изучить формы и механизмы изменчивости микробов.

 

III. План самостоятельной работы:

  1. Изучить действие антибиотиков на бактерии:

а) определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом диффузии в агар (индикаторных дисков), (Задание 5);

б) определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом серийных разведений (Задание 6).

  1. Изучить действие бактериофагов и бактериоцинов:

а) учесть результаты реакции фаготипирования (Задание 7);

б) рассмотреть явление бактериоциногении стафилококков (Задание 8).

 

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Антибиотики. Природа, происхождение, спектр, механизмы и результаты действия на микроорганизмы.

2. Устойчивость микроорганизмов к антибиотикам и пути ее преодоления.

3. Осложнения антибиотикотерапии.

4. Бактериоцины. Свойства. Практическое значение.

5. Бактериофаги. Природа и свойства. Этапы взаимодействия с клеткой. Практическое использование.

6. Эубиотики. Природа, механизмы действия. Практическое использование.

7. Механизмы генотипической изменчивости – мутации, трансформация, трансдукция, лизогенная конверсия, конъюгация.

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу.

Таблица. Практическое использование антимикробных лекарственных препаратов.

Название Препарата Состав Группа Механизм действия Показания к применению
1. Пенициллин 2. Лактобактерин 3. Дизентерийный бактериофаг        

З А Н Я Т И Е № 4

(И Т О Г О В О Е)

Смотреть стр. 64-65 «Руководства к практическим занятиям

по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии»

под редакцией академика РАМН О.В. Бухарина

I. Тема: «История микробиологии. Морфология и физиология микроорганизмов.

II. Цель:

Проверка знаний и умений студентов по разделам морфологии и физиологии микробов.

Зачетное занятие по теме: «Морфология и физиология микроорганизмов» состоит из трех этапов: тестирование, обсуждение теоретических вопросов и проверка практических навыков.

Выявление теоретических знаний проводится по тестам и билетам, которые содержат вопросы из 3-х разделов:

  1. История микробиологии;
  2. Морфология микроорганизмов;
  3. Физиология микроорганизмов.

Подготовка к теоретической части зачетного занятия вести по экзаменационным вопросам (см. стенд кафедры).

Кроме билета каждый студент получает макро- и микропрепараты.

Контрольные микропрепараты:

1. Кишечная палочка (окр. по Граму).

2. Стрептобацилла (окр. по Граму).

3. Палочка со спорой (окраска по Граму и Цилю-Нильсену).

4. Дифтерийная палочка (окр. метиленовой синькой).

5. Палочка с капсулой или капсульный диплококк (окр. фуксином).

6. Стафилококки (окр. по Граму).

7. Сарцины (окр. по Граму).

8. Стрептококки (окр. по Граму).

М а к р о п р е п а р а т ы

1. Среда Китт-Тароцци.

2. Среда Эндо (с ростом кишечной палочки).

3. Чашки с:

а) фаготипированием;

б) определением чувствительности к антибиотикам методом дисков;

в) биологическим методом культивирования анаэробов;

г) опытом по определению бактериоцинов.

4. Набор препаратов: сульфаниламиды, антибиотики, бактериофаги, эубиотики.

5. Приборы для создания анаэробных условий (анаэростат, эксикатор).

Студенту предлагается дома заполнить таблицу по классификации факторов вирулентности бактерий.

Название фактора (заполняют студенты) Назначение фактора Факторы, предлагаемые для внесения в незаполненный столбец таблицы
1. 1. Фермент защиты Плазмокоагулаза Лизоцим Лецитовителлаза Антилизоцимная активность Капсула Гемолитическая активность (гемолизин) Гиалуронидаза
2. 2.Экзотоксин
3. 3. Фактор микробного антагонизма
4а. 4б. 4. Ферменты, усиливающие проницаемость (ферменты агрессии)
5. 5. Секретируемый фактор персистенции
6. 6. Иммуносупрессивный фактор (подавляет фагоцитоз)

З А Н Я Т И Е № 2

I. ТЕМА: Биологический метод диагностики. Экспериментальная инфекция.

II. ЦЕЛЬ:

1. Изучить роль макроорганизма и внешней среды в инфекционном процессе.

2. Изучить методы воспроизведения и оценки экспериментальной инфекции.

3. Овладеть навыком оценки результатов биологического метода диагностики.

4. Овладеть методами оценки микрофлоры тела человека и факторов естественной резистентности.

III. ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Экспериментальная инфекция (биологический метод) (Задание № 6, стр. 79-81).

а) демонстрация способов заражения животных;

б) воспроизведение экспериментальной бактериальной инфекции на мышах:

- приготовить препарат из культуры бактерий, используемой для

заражения мыши;

- произвести внутрибрюшинное заражения мыши;

в) вскрытие погибших животных:

- приготовить и окрасить метиленовым синим препараты из крови, печени

и селезенки;

- посеять кровь из сердца, ткань печени и селезенки на кровяной агар;

- учесть результат посева из органов.

2. Микрофлора тела человека. Учесть результат опыта по определению бактерицидной активности кожи. (Задание № 4, стр. 76).

3. Факторы естественной резистентности:

а) ознакомиться с методами определения лизоцима, комплемента и бактерицидной активности сыворотки;

б) учесть результат опыта по определению лизоцима, комплемента и бактерицидной активности сыворотки. (Задание № 5, стр. 77-79).

IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Роль макроорганизма в инфекционном процессе (понятие о восприимчивости, инфекционной чувствительности).

2. Причины и условия, влияющие на восприимчивость и инфекционную чувствительность макроорганизма.

3. Факторы естественной резистентности организма человека.

4. Влияние внешней среды на устойчивость макроорганизма к действию патогенных микробов.

5. Роль социальных факторов в возникновении и развитии инфекционного процесса.

6. Этапы в развитии инфекционного заболевания.

7. Пути распространения микробов и токсинов в организме.

8. Формы инфекционного процесса по длительности происхождению, по выраженности клинических проявлений, по числу возбудителей.

9. Экспериментальная инфекция и ее значение в научных исследованиях и практической медицине. Биологический метод диагностики (биологическая проба).

Студенту предлагается дома заполнить таблицу по роли факторов естественной резистентности:

Название фактора(ов) Роль в антимикробной защите Факторы естественной резистентности (для внесения в незаполненный столбец таблицы)
1. а), б), в) 1. Секреция цитокинов, регулирующих клеточные и гуморальные механизмы защиты Нейтрофилы Естественные киллеры (NК-клетки) Белки системы комплемента Белки острой фазы (БОФ) Лизоцим Дефенсины Макрофаги Дендритные клетки Тромбоцитарный катионный белок (ТКБ)
2. а), б) 2. Фагоцитоз внеклеточных патогенов
3. 3. Лизис клеточной стенки преимущественно Гр+ бактерий
4. а), б) 4. Опсонины (факторы, усиливающие фагоцитоз)
5. а), б) 5. Уничтожение клеток, инфицированных микроорганизмами, опухолевые клетки
6. 6. Лизис преимущественно Гр- бактерий и усиле-ние цитолиза инфицированных, опухолевых клеток хозяина
7. а), б) 7. Универсальный антимикробный фактор (широкий спектр антимикробного действия)  

Раздел «И М М У Н И Т Е Т»

План самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

 

РАЗДЕЛ: Учение об иммунитете. Применение иммунологических реакций в лабораторной практике. Принципы специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний.

З А Н Я Т И Е № 1

I. Тема: «Учение об иммунитете. Система «антиген-антитело» в диагностике инфекционных заболеваний: реализация 1-го принципа – поиск антигенов».

 

II. Цель: 1. Изучить общие закономерности взаимодействия антигенов с организмом человека и в системе «антиген-антитело».

2. Изучить принципы и овладеть методами постановки реакции для идентификации бактерий на основе выявления специфических антигенов.

3. Ознакомиться с принципами изготовления и применения диагностических препаратов.

 

III. План самостоятельной работы:

1. Изучить таблицу-схему «Принципы практического использования системы «антиген-антитело» при диагностике инфекционных заболеваний».

2. Учесть реакцию агглютинации для определения вида микроба.(Задание № 1, стр. 91-92).

3. Поставить реакцию агглютинации для определения типа микроба.(Задание № 2, стр. 92-93).

4. Учесть результат реакции преципитации в агаре для определения токсигенности дифтерийных бактерий. (Задание № 3, стр. 93).

5. Изучить механизм реакции иммуннофлуоресценции (прямой и непрямой).

6. Изучить диагностические препараты. (Задание № 8, стр. 97).

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Иммунитет. Определение понятия.

2. Виды иммунитета по происхождению и условию формирования.

3. Характеристика гуморальных и клеточных факторов иммунитета.

4. Антигены. Определение. Свойства. Химическая природа. Материальная основа специфичности.

5. Антигенная структура бактериальной клетки. Виды антигенов по специфичности. Значение для практической медицины.

6. Реакция преципитации. Ингредиенты. Механизм. Практическое использование.

7. Реакция агглютинации. Ингредиенты. Механизм. Практическое использование.

8. Механизм реакции иммунофлуоресценции. Практическое использование.

9. Использование антигенов и антител в медицинской практике для диагностики заболеваний. Диагностические препараты: виды, определение, получение, применение.

10. Монорецепторные сыворотки: определение, специфичность, получение, применение.

11. Моноклональные антитела. Гибридомы.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради практических занятий нарисовать схему бактериальной клетки с антигенами различной локализации.

З А Н Я Т И Е № 2

I. Тема: «Система «антиген-антитело» в диагностике инфекционных болезней: реализация II-ого принципа – поиск специфических изменений в организме».

 

II. Цель:

1. Изучить принципы и овладеть методами постановки реакций иммунитета для определения антител.

2. Изучить принципы и методы оценки иммунного статуса человека.

 

III. План самостоятельной работы:

1. Учесть и объяснить результат реакции агглютинации для серологической диагностики заболевания. (Задание № 4, стр. 93-94).

2. Разобрать механизм и учесть результат РПГА для определения динамики антител в сыворотке крови больного. (Задание № 5, стр 94-95).

3. Изучить механизм реакции Кумбса.

4. Изучить методы выявления и оценки некоторых показателей иммунного статуса человека (иммуноглобулины, Т- и В-лимфоциты, фагоцитарный показатель) (Задание № 3, стр. 105-107).

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Механизм иммунного ответа. Взаимодействие Т-, В-лимфоцитов и макрофагов. Их роль в клеточном и гуморальном иммунитете.

2. Антитела. Классы иммуноглобулинов, их определение.

3. Аутоантигены, аутоантитела. Их роль в инфекционной патологии.

4. Серологическая диагностика инфекционных заболеваний. Отличие истинной от анемнестической реакции иммунитета.

5. Использование реакции агглютинации и ее разновидности (реакции пассивной гемагглютинации, реакция Кумбса) для серологической диагностики инфекционных заболеваний.

6. Иммунный статус человека. Основные показатели.

7. Определение классов иммуноглобулинов. Метод радиальной иммунодиффузии по Манчини.

8. Принципы определения Т- и В-лимфоцитов. Реакция Е- и ЕАС-розеткообразования.

9. Оценка функциональной активности фагоцитов. Фагоцитарный показатель.

 

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради практических занятий зарисовать схему молекулы иммуноглобулина с обозначением фрагментов и полипептидных цепочек.

З А Н Я Т И Е № 3

I. Тема: «Применение иммунологических реакций в лабораторной практике. Принципы специфической профилактики и терапии инфекционных болезней.

 

II. Цель:

1. Изучить механизм и практическое использование реакции связывания комплемента, иммуноферментного анализа.

2. Изучить основные группы препаратов, использующихся для специфической профилактики и терапии инфекционных болезней.

3. Изучить механизм и практическое значение гиперчувствительности немедленного и замедленного типов.

 

III. План самостоятельной работы:

1. Заслушать рефераты по теме: «Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов».

2. Изучить таблицы: «Реакция связывания комплемента», «Метод иммуноферментного анализа».

3. Изучить ингредиенты и учесть результат реакции связывания комплемента. (Задание № 6, стр. 95-96).

4. Учесть результат иммуноферментного анализа. (Задание № 7, стр. 96).

5. Изучить диагностические препараты для выявления гиперчувствительности замедленного типа (аллергены). (Задание № 1, стр. 104).

6. Рассмотреть таблицу «Специфические лечебные и профилактические препараты».

7. Изучить препараты для специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний. (Задание № 2, стр.104-105).

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Лизины, бактериолизины. Реакция связывания комплемента. Ингредиенты. Механизм. Практическое использование.

2. Иммуноферментный анализ. Механизм. Практическое использование.

3. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Механизм возникновения. Роль в инфекционной патологии. Практическое значение.

4. Вакцины. Получение, показания для применения.

5. Сыворотки и иммуноглобулины лечебные, профилактические. Получение, показания для применения.

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

в тетради практических занятий заполнить таблицу:

Отметить несколько отличий ГНТ и ГЗТ

 

  ГНТ ГЗТ
Механизм    
Время развития    
Десенсибилизация    
Применение в микробиологических методах диагностики    

З А Н Я Т И Е № 4

 

(И т о г о в о е)

 

 

I. Тема: Учение об инфекции и иммунитете. Практическое использование реакций иммунитета.

 

 

II. Цель: Обсудить основные вопросы и подвести итог изучению раздела «Инфекция и иммунитет».

 

 

III. План работы:

  1. Письменный или компьютерный ответ на тесты.
  2. Устный ответ на теоретические вопросы по разделу «Инфекция и иммунитет» (смотри экзаменационные вопросы на стенде).
  3. Демонстрация практических навыков по использованию системы «Антиген-антитело» в диагностике, специфической терапии и профилактике инфекционных заболеваний (характеристика микро- и макропрепаратов, оценка результатов реакций иммунитета).
  4. Игра «Слабое звено».

 

 

Примечание: Студенты, имеющие задолженности, к итоговому занятию не допускаются.

 

Раздел «МИКРОБИОЛОГИЯ КОККОВЫХ ИНФЕКЦИЙ»

План самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

РАЗДЕЛ: Основные методы лабораторной диагностики кокковых инфекций. Принципы специфической профилактики и терапии кокковых и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.252 с.)