Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности антикризисного управления предприятиемСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В экономической литературе отсутствует единое общепризнанное понятие антикризисного управления, и нет единого мнения по проблеме формирования его научной концепции у российских экономистов. Причина этого заключается в различном понимании экономистами сущности антикризисного менеджмента, его роли и места в управленческой теории и практике. Анализ работ, посвященных проблемам антикризисного управления, позволяет сделать вывод о существовании разных подходов к формированию его научной концепции, среди которых можно выделить два «крайних» подхода – «узкий» и «широкий» (таблица 2).
Таблица 2 – «Крайние» подходы к формированию научной концепции антикризисного управления
Антикризисное управление, в качестве термина, может применяться в двух значениях, в широком и узком смысле. В широком смысле, антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. В узком смысле антикризисное управление - это система организационно – управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая, в случае ее затяжного непреодолимого характера, нейтрализуется через процедуру банкротства. Антикризисное управление – это управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также управление, способное удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями. В широком смысле весь менеджмент можно назвать антикризисным, поскольку он направлен на улучшение экономического положения предприятия и недопущение возникновения кризиса в его деятельности. Границей между управлением в обычном режиме и антикризисным управлением может стать угроза приближения банкротства. Управлять предприятием в условиях кризиса традиционными методами, характерными для управления в обычном режиме, невозможно. В кризисной ситуации требуются иные подходы к управлению и принятию таких решений, которые могли бы в кратчайшие сроки изменить ход событий и остановить приближение банкротства предприятия. Антикризисное управление существенно отличается от управления в обычном режиме (таблица 3). Таблица 3 – Отличия антикризисного управления от управления в обычном режиме
В развитии любой фирмы существует вероятность наступления кризиса, которая определяется не только ошибками в стратегии управления, недостаточным вниманием к проблемам развития или поражением в конкурентной борьбе, но и объективными факторами колебания рыночной конъюнктуры, потребностей в периодической модернизации технологии, изменении организации производства, смены персонала или внешними экономическими условиями, нередко и политической обстановкой. Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмов разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Антикризисное управление предъявляет свои требования к системе, механизму и процессу управления. Именно этим оно и отличается. И менеджер или консультант в области управления, прежде всего, должны проанализировать те изменения, которые должны произойти в системе, механизме и процессе управления при переходе к варианту антикризисного управления (рисунок 3).
Рисунок 3 – Факторы и принципы эффективности антикризисного управления
Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития (рисунок 4). Антикризисное управление предприятием состоит из комплекса подсистем. Каждая подсистема антикризисного управления соответствует определенной подсистеме управления нормально функционирующим предприятием. Рисунок 4 - Причины кризиса и потребность в антикризисном управлении При этом каждая подсистема управления применительно к здоровому предприятию определенным образом видоизменяется с позиции профилактики или преодоления кризисных явлений. К основным подсистемам антикризисного управления предприятием относятся следующие подсистемы (таблица 4). Таблица 4 - Основные подсистемы антикризисного управления предприятием
Продолжение таблицы 4
Процесс антикризисного управления до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом можно подразделить на пять этапов: подготовительный, диагностический, планово-расчетный, реабилитационный и аналитический (рисунок 5)
Рисунок 5 – Основные этапы процесса антикризисного управления предприятием до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом На подготовительном этапе руководителю предприятия необходимо выполнить следующие действия: - обратиться в консалтинговую службу, специализирующуюся на антикризисном управлении, для получения квалифицированной помощи в проведении диагностики состояния предприятия и составлении антикризисной (стабилизационной) программы, а также для получения необходимых консалтинговых услуг (информационных, управленческих, маркетинговых, финансово-расчетных и др.); - оповестить заинтересованных лиц о наступлении кризиса в деятельности предприятия и угрозе неплатежеспособности: учредителей (участников) предприятия, работников, акционеров и т.д. Кроме того, о наступлении кризиса следует информировать партнеров по бизнесу и кредиторов предприятия с целью возможного получения отсрочки/ рассрочки платежей и помощи в поиске источников финансирования; - найти внешних и внутренних «союзников», которые могут оказать поддержку руководителю предприятия при осуществлении антикризисных мероприятий; - сформировать антикризисную программу из менеджеров и специалистов предприятия для разработки и реализации антикризисной программы. Диагностический этап предполагает проведение следующих мероприятий: - анализ финансового и экономического состояния предприятия; - маркетинговый анализ (диагностика внешней среды предприятия) в целях определения положения предприятия на рынке, спроса на его продукцию, уровня конкуренции в отрасли, а также степени влияния внешних факторов на возникновение кризисной ситуации; - установление причин кризиса; - поиск скрытых резервов и определение потенциала предприятия для преодоления кризиса. На планово-расчетном этапе должны быть решены следующие задачи: - разработка комплекса антикризисных мер, направленных на стабилизацию финансово-экономического положения предприятия; - обоснование эффективности антикризисных мер и прогнозирование последствий их внедрения; - составление подробного поэтапного плана финансово-экономического оздоровления предприятия – антикризисной программы. На реабилитационном этапе реализуется план оздоровления предприятия, что предполагает поэтапное внедрение антикризисных мер и контроль результата. Аналитический этап является завершающим и осуществляется вне рамок арбитражного процесса. Он предполагает решение таких задач, как: - оценка результата проведения антикризисных мероприятий; - выявление отклонений от плана и определение их причин; - корректировка действий по реализации антикризисных мероприятий или внесение изменений в антикризисную программу. Повышению эффективности антикризисного управления во многом способствовало бы принятие федерального закона о досудебном финансовом оздоровлении предприятий, который бы регламентировал осуществление процедур финансового оздоровления вне рамок арбитражного процесса на этапе приближения неплатежеспособности, а также вменял бы в обязанность руководителей выполнение внутреннего мониторинга финансового состояния предприятия и при выявлении признаков приближения неплатежеспособности введение на нем антикризисного управления.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.74 (0.011 с.) |