Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управленческое решение в антикризисном управленииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие “решение” в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия “решение” заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований. Решение – это выбор альтернатив. Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение с помощью определенных правил. Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели. Решения принимаются руководителями на всех уровнях управления. От качества решения зависит результат работы коллектива. Умение и способность принимать эффективные решения определяют умение и способность руководителя управлять, формулируя цели и добиваясь их достижения. Приведенное ниже определение управленческого решения является достаточно правильным. Тем не менее, не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, управленческое. Так, решения связанные с технической стороной деятельности компании, например, решения, направленные на подведение итогов ее деятельности или оформление документации, не являются управленческими. Управленческим решением называется решение, принятое в социальной системе и направленное на следующие направления (рисунок 16).
Рисунок 16 – Направления управленческого решения
Управленческое решение составляет основу процесса управления. Управлять – значит решать. Термин “управленческое решение” употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение – план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п. Управленческое решение должно удовлетворять требованиям, представленным в таблице 14.
Таблица 14 – Требования к управленческим решениям
Продолжение таблицы 14
Профессор Э.А. Уткин, занимающийся проблемами современного менеджмента в условиях российской экономики отмечает, что антикризисное управление существенно отличается от обычных приемов, форм и технологий менеджмента, так как: - главной его целью является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране; - в его рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые в российских условиях наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении других текущих проблем фирмы; - главное в антикризисном управлении ускоренная и действенная реакция на существующие изменения внешней среды на основе заранее разработанной тактики альтернативных вариантов, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации; - в основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия; - антикризисное управление нацелено на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия проблемами. С формальной точки зрения антикризисное управление является деятельностью, цель которой – выведение предприятия – банкрота из финансового кризиса и продаже его как имущественного комплекса новым владельцам с покрытием из выручки от этой продажи долгов предприятия. Технологическая схема антикризисного управления представлена на рисунке 17. Рисунок 17 – Технологическая схема антикризисного управления Она характеризует возвратно-поступательную последовательность различных операций и их групп при разработке и осуществлении управленческого решения и, таким образом, - оптимальный вариант выхода организации из кризисной ситуации. Таким образом, из данной схемы видно, что наиболее важная часть выхода организации из кризиса – разработка эффективного и качественного управленческого решения. В рамках «нормального» управления критерий принятия решений можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизация прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация, или экономия, денежных средств. Наиболее сложные и ответственные решения, связанные с кризисом, принимаются по вопросам обоснования реконструкции предприятия, выбору производственной структуры, новых технологических процессов, переходу на выпуск новой продукции и т.д. При этом максимизация денежных средств может и должна осуществляться мерами, неприемлемыми с позиции обычного управления. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. На качество управленческих решений оказывает влияние ряд факторов, представленных на рисунке 18 Перечисленные универсальные факторы естественно могут быть дополнены другими в зависимости от специфики поставленной цели, возникающих проблем, условий их решения в процессах антикризисного управления. На принятие управленческих решений в антикризисной ситуации оказывают влияние факторы среды.
Рисунок 18 – Факторы, влияющие на качество управленческих решений
Их роль проявляется прежде всего в том, что они могут ограничивать количество альтернатив и тем самым уменьшать свободу выбора при принятии решения. Психологами отмечено, что исключение некоторых возможных альтернатив вызывает у принимающего решение ответную реакцию, так называемое реактивное сопротивление. Суть его в том, что человек стремится вернуть утраченную из-за влияния среды альтернативу, которая становится для него в силу самой утраты более привлекательной. Решения, принимаемые в кризисных (стрессовых) ситуациях, характеризуются основными признаками и реакцией человека на них, представленные на рисунке 19. Последовательность описанных выше неспецифических реакций может быть различна и в большей степени определяется психологической устойчивостью человека, которая в свою очередь, определяется как врожденными качествами, так и систематической тренировкой. Самое плохое в управленческой деятельности – это не плохое решение, а отсутствие решения. Считается, что сумма реализованных управленческих решений характеризует управленческий опыт руководителя. Каждое управленческое решение затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы компании.
Рисунок 19 – Признаки управленческих решений, принимаемых в кризисной ситуации и реакция человека на них В международной практике для определения признаков банкротства предприятий используется формула индикатора “ Z “ Е. Альтмана: Z = (Собственные оборотные средства/Сумма активов) *1,2 + (Нераспределенная прибыль/Сумма активов) * 1,4 + (Прибыль до уплаты налогов и процентов/Сумма активов) * 3,3 + (Собственный капитал/Заемный капитал) * 0,6 + (Выручка от реализации/ Сумма активов) Согласно этой модели чем больше значение Z, тем меньше вероятность банкротства. Если Z < 1,8, вероятность банкротства очень высока. При значениях Z в интервале от 1,81 до 2,7 – вероятность высокая, от 2,8 до 2,9 – возможная, при Z ≥ 3 – маловероятная. Главным достоинством этой модели является высокая точность прогноза: она достигается 95% на период до одного года и 83% - на период до двух лет.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.007 с.) |