Тема 1. Психика человека как предмет научного изучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психика человека как предмет научного изучения.



Тема 1. Психика человека как предмет научного изучения.

В чём заключается функция определённых видов материи, именуемая психической деятельностью?

Психика, психическая деятельность нужны животным от самых низших, вплоть до человека, для того, чтобы приспосабливаться к внешнему миру. Приспосабливаться – значит так действовать, так вести себя, чтобы сохранить своё существование, чтобы развиваться, изменять действительность согласно своим потребностям и обеспечить продолжение существования своего рода.

При каких условиях психика может эту функцию управления поведением осуществлять правильно?

Давайте возьмём примитивный пример: на меня едет автомобиль, а я вижу или мне кажется, что этот автомобиль едет в 10 метрах от меня. Чем это кончится? По-видимому, очень печально. Значит, для того, чтобы в данном конкретном случае сохранить своё существование, мне нужно правильно воспринимать, или, вернее, мой мозг должен правильно передавать действительное расстояние от меня до автомобиля. Иначе говоря, реальное отношение вещей в пространстве должно правильно отражаться в моём мозгу. Это элементарный случай. А теперь возьмём сложнейшую ситуацию: мы отправляем космонавта в Космос. Что нужно для того, чтобы ракета не взорвалась на старте, вышла на орбиту? Надо, чтобы наши знания, те расчёты, те законы, которыми мы руководствуемся, правильно отражали действительные законы реальности. В данном случае – законы движения ракеты, Земли и т.д. Итак,

психика может целесообразно управлять нашими действиями только в том случае, если она правильно отражает свойства и законы действительности. В тех случаях, когда психика теряет способность правильно отражать действительность, человек утрачивает способность к поведению, соответствующему этой действительности. Разрушение контакта между психикой и действительностью приводит к гибели или, по крайней мере, невозможности для человека жить, работать и существовать нормально.

Психика может регулировать наше поведение так, чтобы сохранить наше существование, чтобы приспособиться к действительности только тогда, когда она верно отражает свойства внешнего мира. Отсюда вытекает, что функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Соответственно, психическая деятельность заключается в отражении объективных свойств реальности, регулирующем поведение и деятельность.

Отражение – это всеобщее свойство материи. Отражением называют изменение в результате внешних воздействий; запечатление, сохранение следов внешних воздействий. Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Характер отражения зависит от уровня организации материи, отчего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и мире социальном, в простых и высокоорганизованных системах (см. рис. 1). Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

Рис. 1. Уровни основных форм отражения

Физическая форма отражения характерна для неживой материи. Физиологическая – для простейших живых организмов.

На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости – способности живой материи отвечать на воздействие внешних и внутренних стимулов избирательной реакцией. Такое допсихическое отражение в ходе развития органического мира преобразуется в чувствительность – способность иметь ощущения как первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции действий, адекватных среде и потребностям организма. Эти простейшие формы отражения служат предпосылкой развития более сложных форм, включающих сенсорные и умственные образы реальности, позволяющие воспроизводить её пространственно – временные и причинные связи, придавая поведению всё более адаптивный и активный характер.

Психика характерна для живых существ, обладающих нервной системой. Это самый сложный и наиболее развитый вид отражения. Психическое отражение имеет ряд специфических особенностей:

- Адекватность психического отражения. Психика даёт возможность правильно отражать окружающую действительность; правильность отражения подтверждается практикой.

- Психическое отражение имеет активный характер. Активность психики проявляется: 1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов; 2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и динамичность; 3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

- В процессе деятельности психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

- Субъективность психического отражения: каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное отражение, через человеческую индивидуальность и налагает отпечаток своеобразия на его психическую жизнь.

- Психическое отражение носит опережающий характер: обеспечивает предвосхищение результатов в деятельности и поведении человека.

Высшая форма психического отражения – сознание – присуща только человеку. Внутри сознания выделяют самосознание – осознание человеком самого себя как субъекта деятельности, отделение человеком себя от окружающей действительности. В структурной схеме психики выделены три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный.

Психология – это наука об отражательной функции мозга, регулирующей поведение и деятельность. (Это предварительное определение).

Из этого определения вытекают две стороны деятельности психики, психического. Одна сторона – отражение действительности. Это – сторона невидимая, внутренняя. Она имеет свою структуру. Любая деятельность протекает во времени. Поэтому в ней можно выделить короткие, целостные акты, занимающие небольшой отрезок времени; процессы, охватывающие длительный отрезок времени, наконец, черты, которые всегда (или очень долго) присущи этой деятельности. По этому принципу, по длительности и устойчивости во времени, мы и будем подразделять компоненты отражательной деятельности психики.

Кратковременные, одномоментные акты называются психическими явлениями. Более устойчивые – психическими состояниями. Системы действий, развёртывающихся во времени, как совокупность этих состояний – психическими процессами. Наконец, такие стороны этих процессов, которые устойчивы, всегда проявляются в ходе отражательной деятельности – психическими свойствами.

Вторая сторона деятельности психики – регуляторная. Она проявляется во внешних действиях, которые совершает человек, и реакциях на окружающий мир, которые возникают в его организме. Эту сторону можно наблюдать, регистрировать, измерять. Она – видимая, наблюдаемая. Пользуясь тем же принципом, в ней можно выделить следующие компоненты: во – первых, элементарные акты. Далее – более крупный, законченный отрезок, который состоит из нескольких актов – операция. Ещё более крупный отрезок, совершаемый с помощью операций, – действие. Совокупность действий, совершаемых в течение более или менее длительного отрезка времени – поведение. И, наконец, сочетания различных форм поведения в ходе взаимодействия с окружающим миром – деятельность.

Психология исследует законы, управляющие отражательной и регулирующей деятельностью психики. Иначе говоря, она пытается выяснить, как возникают психические явления, как из них складываются психические состояния, как формируются из них психические процессы, как они закрепляются в психических свойствах, как это отражается в действиях, поведении и деятельности человека.

Психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющей у человека личностный характер.

 

Психология в системе наук

 

Психология как наука представляет собой систему связанных между собой и с другими науками отраслей. Это, прежде всего, социальная, историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусства.

Неразрывная связь существует также между психологией и естественными науками, прежде всего, между психологией и физиологией, вследствие чего сформировались специальные дисциплины – психофизиология и психофизика. Решение проблем возникновения и развития психики в процессе биологической эволюции способствовало формированию таких отраслей знания, как зоологическая и сравнительная психология. Кроме того, на стыке естественных наук и психологии формируется и развивается ряд направлений, к которым можно отнести общую, дифференциальную и генетическую психофизиологию.

Потребность в психологических знаниях возникает при разработке проблем здоровья, что привело к формированию патопсихологии, медицинской психологии, психологии здоровья, нейропсихологии, психофармакологии, психотерапии и т. д.

Важные психологические проблемы возникают на пересечении педагогики и психологии при изучении закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также при разработке новых методов обучения и воспитания. Чему учить современного школьника? Что и как отбирать из огромной массы информации и научных знаний? Каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных этапах? Эти и другие вопросы решаются педагогической, возрастной и детской психологией и другими специальными отраслями психологии.

Требуют психологических знаний и технические науки, связанные с деятельностью человека в условиях компьютеризированных и автоматических систем. На пересечении технических и психологических наук сформировались специальные дисциплины и направления – психология труда и инженерная психология, которые используют психологические знания для оптимизации деятельности специалистов, а также для проведения профориентационной, профконсультационной работы, отбора кадров и их обучения. Эти науки способствовали возникновению научно-прикладного комплекса – эргономики.

Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, которая теоретически и экспериментально разрабатывает фундаментальные психологические проблемы. Взаимосвязи системы психологических наук образуют важную предпосылку её функционирования и развития, что обеспечивает успешное решение общественных потребностей. При этом всё глубже осознаются относительность границ между разными психологическими дисциплинами и потребность в их сближении с другими фундаментальними и прикладними науками в процессе становления системы человекознания.

Известный психолог Б. Г. Ананьев подчёркивал в своих трудах, посвящённых проблемам человекознания, что "исключительно важное значение имеет исследование человека как основной продуктивной силы общества, как субъекта труда и главного звена в системе "человек-машина", как субъекта познания, коммуникации и управления и как предмета воспитания".

Становление системы человекознания в современных условиях связано с объективной логикой развития науки в целом и её важнейших теоретических дисциплин. В то же время практическая потребность в управлении человеческими ресурсами привела к сближению различных прикладных дисциплин, что имеет большое значение для комплексного изучения человека. Центральное место в процессе становлення системы человекознания занимает психология, которая интенсивно развивается и представляет собой разветвлённый комплекс теоретических, научно-прикладных и практических дисциплин.

 

Отрасли психологии

Современная научная психология представляет собой весьма разнообразную систему дисциплин и отраслей. По направленности деятельности психологов на познание, исследование или преобразование психики целесообразно выделять три большие группы отраслей – теоретическую, научно-прикладную и практическую психологию.

1. К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическая, социальная, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирование психики.

Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в разных отраслях психологической науки, разрабатывает фундаментальне теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов психологической науки.

История психологии рассматривает формирование психологических категорий и понятий на протяжении всего времени существования научной психологии, историю психологических исследований в разные епохи в различных школах и перспективы развитияпсихологии как науки.

Экспериментальная психология занимается разработкой новых методов психологического исследования для более глубокого изучения списики.

Генетическая психология изучает закономерности развития психіки человека и животных в филогенезе (на протяжении биологической эволюции всего живого и исторического развития психики) и в онтогенезе (на протяжении жизни отельного индивида).

Социальная психология исследует психические явления в процес се взаимодействия людей в больших и малих социальных группах, а именно: влияние средств массовой коммуникации на различные слои населения, особенности формирования и распространения слухов, вкусов, общественных настроений, моды, вопросы психологической совместимости, межличностных отношений, групповой атмосферы, роль лидера в группе, восприятие человека человеком, положение личности в группе, отношение между членами семи и т.п.

Сравнительная психология исследует особенности психики животных (зоопсихология) в сравнении с психикой человека.

Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические особенности психики с учётом возрастного уровня развития и механизмов формирования психики, роли задатков и спосібностей индивида.

Психофизиология изучает физиологические механизмы деятельности мозга, высшей нервной системы, которые лежат в основе функционирования психики.

Психология личности занимается изучением психических свойств человека как целостного образования, как определённой системы психических качеств, имеющей соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризующейся индивидуальностью и взаимосвязанной с окружающей природной и социальной средой.

Моделирование психики как раздел теоретической психологии использует научные данные о психике для построения математических и кибернетических моделей психических функций (восприятия, мышления, памяти, общения и т.п.) и психики в целом с целью разработки и совершенствования технических систем, проверки существующих психологических теорий при помощи компьютерного моделирования (компьютерного эксперимента).

2. К научно-прикладной психологии следует отнести ряд отраслей, для которых характерны исследования и практическое использование знаний с целью оптимизации поведения и деятельности людей. Направления научно-прикладной психологии различают по определённым признакам.

а). По виду деятельности и поведения людей:

психология труда исследует психологические закономерности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда, особенности формирования трудових учений и навыков, влияние факторов производственной среды и технических средств труда на работника с целью повышения эффективности трудовой деятельности человека;

инженерная психология изучает особенности деятельности оператора автоматизированных систем управления, распределение и согласование функций между человеком и машиной, использование усвоенных знаний в инженерно-психологическом проектировании, эксплуатации и оптимизации функционирования систем управления сложными техническими комплексами и технологическими процессами. Инженерная психология является важной составляющей эргономики – науки о законах взаимодействия оператора, машины и среды и закономерности функционирования систем "человек – машина";

психология творчества исследует закономерности творческой деятельности, факторы стимуляции творческого поиска изобретателей, рационализаторов, условия развития творческой личности и разрабатывает методы активизации творчества работников науки, техники, искусства, культуры;

психология "искусственного интеллекта" сосредотачивает внимание на разработке и использовании формальных моделей психики в создании различных интеллектуальных кибернетических систем, например, управления робототехникой, автоматизированного перевода, экспертных систем и т.д.;

авиационная психология исследует психологические особенности деятельности человека в условиях полёта, определяет психологические требования к профессии в отборе и подготовке авиационных кадров, способствует оптимизации труда лётного персонала;

космическая психология изучает психологические проблемы деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации во время пребывания в космосе, психологического напряжения, возникающего в экстремальных ситуациях перегрузки организма или длительной изоляции от людей во время космического полёта. Разрабатываются рекомендации по подбору кандидатов в космонавты их подготовке, тренировке на тренажёрах, формирование экипажей космических кораблей, психологической поддержке космонавтов в условиях полёта;

военная психология изучает факторы эффективного поведения людей в экстремальных условиях военных действий, вопросы повышения боеспособности военнослужащих, управления войсками и боевой техникой, отношения между командирами и подчинёнными, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.;

психология управления и менеджмента исследует процессы управления, организации совместной деятельности людей на политическом, социальном, экономическом, производственном уровнях в государственном, региональном и местном масштабах с целью достижения позитивных результатов в общественной жизни;

экономическая психология исследует роль человеческого фактора в решении экономических, хозяйственных проблем на макро- и микроэкономическом уровнях;

психология торговли изучает психологические особенности людей для формирования потребностей покупателей, правильной организации рекламы и продажи товара, повышения культуры обслуживания населения и т.д.;

экологическая психология исследует психологические факторы возникновения и решения проблем взаимосвязи между человеком и природой, оптимизации этой взаимосвязи, преодоления социально-психологических последствий природных та техногенных катастроф;

психология спорта изучает закономерности поведения людей в условиях спортивных соревнований, методы отбора, подготовки, организации деятельности спортсменов и их психологической реабилитации после участия в соревнованиях.

б). По психологическим вопросам развития в научно-прикладной психологии можно выделить такие направления:

возрастная психология исследует онтогенез психических свойств личности на разных возрастных этапах. Выделяются такие её разделы, как психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подросткового возраста, психология юношества, психология взрослых, геронтопсихология;

педагогическая психология исследует психологические закономерности обучения и воспитания личности и состоит их таких разделов: психология обучения, психология воспитания, психология учебно-воспитательной работы с аномальными и трудновоспитуемыми детьми;

психология аномального развития, или специальная психология, разделяется на такие дисциплины, как патопсихология (рассматривает отклонения в процессе развития психики, расстройства при различных формах мозговой патологии), олигофренопсихология (занимается патологическими отклонениями психического развития, которые определяются врождёнными дефектами мозга), сурдопсихология (изучает особенности развития детей с недостатками слуха), тифлопсихология (помогает развиваться детям со слабым зрением или незрячим).

в). По отношению к нормальной или больной психике выделяются такие дисциплины:

психология здоровья – наука о психологических основах здорового способа жизни, сохранении и улучшении здоровья человека;

медицинская психология, изучающая психологические аспекты деятельности врача и особенности больного. Эта отрасль разделяется на такие направления: нейропсихология (исследует соотношение между психическими явлениями и физиологическими структурами мозга), психофармакология (наука о влиянии медикаментов на психическую деятельность человека), психотерапия (изучает и использует способы психологического воздействия для лечения больных), психопрофилактика (изучает предупреждение психических заболеваний), психогигиена (наука о системе способов поддержания и обеспечения психического здоровья личности на надлежащем уровне).

г). По отношению к праву выделяются:

юридическая психология, которая связана с исследованием проблем реализации системы правового поведения психологическими методами и разделяется на такие подразделы: судовая психология как наука о психологических особенностях поведения субъектов уголовного процесса; криминальна психология, предметом которой являются психологические особенности правонарушителя, мотивы нарушения права и т. д.; исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, которая занимается научными и прикладными вопросами психики заключённого, методами исправления и перевоспитания его личности.

3. Практическая психология функционирует и развивается как система специальных психологических служб, направленных на оказание непосредственной помощи людям в решении их психологических проблем. Главная цель практической психологии – создать благоприятные социальные и психологические условия для деятельности человека во всех сферах жизни – от семейных отношений до управления государством, оказать действенную помощь в развитии и защите его психического здоровья.

Основными функциями практической психологи являются анализ и прогнозирование поведения и деятельности человека, активное социальное и психологическое влияние, консультативно-методическая, просветительская, профилактическая, реабилитационная, консультационная и психогигиеническая функции.

В структуре практической психологии выделяются такие направления:

психологическая служба семьи и социальной защиты населения работает в русле обеспечения, сохранения и развития национальных традиций и культуры семейной жизни, коррекции и профилактики семейных конфликтов, гармонизации сексуальных отношений; помощи детям, пострадавшим от религиозного экстремизма сект; социально-психологической поддержки молодоё семьи, детей-сирот, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны;

психологическая служба системы образования психологически обеспечивает учебно-воспитательный процесс, работу с одарёнными детьми, профессиональную подготовку молодёжи, работая с детьми, школьниками, учениками ПТУ, студентами, учителями та преподавателями;

психологическая служба системы охраны здоровья занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофилактикой, оперативной психологической помощью населению в экстремальных условиях психогенных, социальных, природных, экологических катастроф, индивидуальной помощью в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций, предупреждением и снятием угрозы суицида и т. д.;

практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникаций осуществляет экспертизу законов и государственных программ, прогнозирование последствий управленческих решений, работу с персоналом органов управления и государственной администрации, повышения эффективности средств массовой коммуникации и т. п.;

практическая юридическая психология занимается психологическим обеспечением деятельности органов Министерства внутренних дел, Службы безопасности, суда, прокуратуры, пенитенциарной системы, работая с сотрудниками органов милиции, судьями, заключёнными, правонарушителями, потерпевшими;

практична психология экономики и бизнеса изучает психологические условия экономической деятельности, влияния на неё разных форм собственности, методы оптимизации ведения деловых переговоров и заключения договоров, маркетинга, рекламы, оказывая консультативную помощь предпринимателям, экономистам, органам государственного управления, гражданам, представителям профсоюзов;

практическая психология труда и профориентации осуществляет мероприятия по профориентации, профконсультации, профессиональному отбору, профадаптации, социально-психологическому обеспечению производства, созданию оптимальных условий для трудовой деятельности, помогая ученикам и студентам, рабочим и служащим предприятий, безработным и пенсионерам;

социально-психологическая служба армии ведёт роботу по военной профориентации и профотбору, психологической подготовке военнослужащих, социально-психологическому обеспечению высокого уровня боеспособности солдат и офицеров Министерства обороны и Службы безопасности;

практическая психология спорта разрабатывает меры и осуществляет мероприятия по отбору, психологической подготовке, поддержке спортсменов, спортивных команд, тренеров в экстремальных условиях спортивных соревнований.

Между отраслями психологической науки существуют тесные связи. Так, теоретическая психология нарабатывает систему психологических знаний, которые выступают фундаментом научно-прикладной та практической психологии. Факты, раскрывающиеся в научно-прикладной и практической психологии, обобщаются методами теоретической психологии, что способствует постоянному обновлению системы понятий, категорий, принципов психологической науки. А это создаёт условия для более глубокого познания психики и оказания более эффективной помощи в развитии личности и в её творческой деятельности.


Познавательные методы.

Психологическое исследование состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный. Изучается состояние исследуемой проблемы, определяются цель и задачи исследования, формулируется гипотеза – предположение об ожидаемом результате исследования, проводятся предварительные исследования, подбор и апробация методов и методик.

2. Сбор фактических данных. Собираются и фиксируются данные, обеспечивающие достоверность выводов. На этом этапе используются эмпирические методы (эмпиризм – направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту) – эксперимент, наблюдение, тестирование, беседа и т. д. Экспериментальные данные фиксируются.

3. Количественная обработка данных – количественный и качественный анализ и синтез зафиксированных данных.

4. Интерпретация данных и формулирование выводов, установление их соответствия гипотезе, постановка новых вопросов и проблем.

В соответствии с этапами исследования различают четыре группы методов:

организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные методы.

Организационные методы включают:

- сравнительный метод, при котором сопоставляются группы испытуемых, отличающиеся по возрасту, виду деятельности и т.д.;

- лонгитюдный метод – многоразовое обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени;

- комплексный метод, при котором объект изучается разными способами и представителями различных наук, что даёт возможность разносторонне изучить и охарактеризовать личность.

Эмпирические методы:

- наблюдение и самонаблюдение;

- эксперимент (констатирующий и формирующий, лабораторный и естественный);

- психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, опрос, социометрия, интервью, беседа);

- анализ продуктов деятельности.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений для изучения их сущности и специфических изменений в определённых условиях. Принципиальное отличие научного наблюдения от житейского – наличие плана, программы наблюдения; систематичность; фиксация фактов и особенностей ситуации; анализ и интерпретация полученных данных – переход от описания фактов к пояснению их сути.

Самонаблюдение - получение эмпирических данных при наблюдении человека за самим собой.

Эксперимент – метод психологического познания, при котором исследователь активно вмешивается в деятельность и поведение испытуемого, преднамеренно создаёт условия, при которых выявляются те или иные психические факты, явления, качества.

В зависимости от уровня вмешательства исследователя эксперимент может быть констатирующим (когда изучаются имеющиеся психические особенности) и формирующим (когда психические особенности личности изучаются в процессе их целенаправленного развития с использованием способов обучения и воспитания).

По наличию оснащения психологический эксперимент может быть лабораторным (действия испытуемого строго регламентируются инструкцией, используется специальная аппаратура для фиксации получаемых данных) и естественным (проводится в естественных условиях при замаскированном включении исследователя или его ассистента в общую с испытуемым деятельность).

Тестирование – измерение и оценка психологических характеристик с помощью специальных методик – тестов. Психологический тест (от англ. test – проверка, проба) – это стандартизированная система вопросов и заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека. При помощи тестов психологи имеют возможность выявлять способности, умения, черты характера и другие

таблица 1

тема 1. Психика человека как предмет научного изучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.061 с.)