Тема 3. Методы научной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Методы научной психологии



 

Метод (метод исследования) – 1. Приём, способ, образ действия. 2.Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования.

Методы научных исследований – это те приёмы и средства, те способы, с помощью которых получают научные сведения. Развитие науки непосредственно зависит от совершенства применяемых методов исследования.

Методы психологии определяются характером предмета и принципами психологической науки. Современная научная психология сосредотачивает свои усилия как на дальнейшем изучении психики, исследовании теоретических проблем развития и деятельности личности, так и на решении практических задач оптимизации поведения и деятельности личности в сфере науки, производства, культуры, просвещения, медицины и т. д.

По своим методам психология существенно отличается от других наук. Основными требованиями к построению и использованию психологического знания являются: объективность, генетический подход, системность, личностный подход, индивидуализация, единство теории и практики.

Требование объективности заключается в изучении объективных условий возникновения и функционирования психических явлений.

Генетический подход состоит в изучении психических явлений в динамике, при переходе в филогенезе и онтогенезе с одного уровня развития на другой.

Требование системности предусматривает изучение психического явления как своеобразной системы, которая имеет свои специфические закономерности. Требование системности предусматривает учёт иерархичности психических явлений.

Личностный подход предусматривает изучение конкретной личности в конкретной социальной ситуации.

Требование индивидуализации состоит в раскрытии своеобразия каждой личности, свойственного ей индивидуального стиля деятельности и поведения, в определении психологических проблем конкретной личности и способов их решения.

Требование единства теории и практики предусматривает осуществление коррекции, реабилитации, усовершенствования развития личности на основе раскрытых закономерностей психики.

В психологии интегрированы методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины и других наук. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины ХІХ века выделилась в самостоятельную науку. До этого психологические знания получались в основном путём самонаблюдения, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надёжность были причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно – следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать её настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в неё лабораторного эксперимента и измерения. Попытки качественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины ХІХ в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера – Вебера, Вебера – Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Сюда же следует отнести и использование методов математической статистики в дифференциальных исследованиях общих свойств и способностей, отличающих людей друг от друга.

С конца ХІХ в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Эти приборы позволяли проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов и измерять реакции человека.

Наряду с новыми в психологии не утратили своего значения и традиционные методы сбора научной информации, например, наблюдение, самонаблюдение, опрос.

Явления, изучаемые в психологии, отличаются сложностью и уникальностью, для их исследования методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют выявить то, что недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Однако данные наблюдения почти всегда требуют проверки на достоверность и надёжность, их необходимо контролировать при помощи более объективных методов, математических расчётов.

Методы психологии разделяются на две группы: познавательные (исследовательские) и методы активного влияния на личность.

Познавательные методы.

Психологическое исследование состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный. Изучается состояние исследуемой проблемы, определяются цель и задачи исследования, формулируется гипотеза – предположение об ожидаемом результате исследования, проводятся предварительные исследования, подбор и апробация методов и методик.

2. Сбор фактических данных. Собираются и фиксируются данные, обеспечивающие достоверность выводов. На этом этапе используются эмпирические методы (эмпиризм – направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту) – эксперимент, наблюдение, тестирование, беседа и т. д. Экспериментальные данные фиксируются.

3. Количественная обработка данных – количественный и качественный анализ и синтез зафиксированных данных.

4. Интерпретация данных и формулирование выводов, установление их соответствия гипотезе, постановка новых вопросов и проблем.

В соответствии с этапами исследования различают четыре группы методов:

организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные методы.

Организационные методы включают:

- сравнительный метод, при котором сопоставляются группы испытуемых, отличающиеся по возрасту, виду деятельности и т.д.;

- лонгитюдный метод – многоразовое обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени;

- комплексный метод, при котором объект изучается разными способами и представителями различных наук, что даёт возможность разносторонне изучить и охарактеризовать личность.

Эмпирические методы:

- наблюдение и самонаблюдение;

- эксперимент (констатирующий и формирующий, лабораторный и естественный);

- психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, опрос, социометрия, интервью, беседа);

- анализ продуктов деятельности.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений для изучения их сущности и специфических изменений в определённых условиях. Принципиальное отличие научного наблюдения от житейского – наличие плана, программы наблюдения; систематичность; фиксация фактов и особенностей ситуации; анализ и интерпретация полученных данных – переход от описания фактов к пояснению их сути.

Самонаблюдение - получение эмпирических данных при наблюдении человека за самим собой.

Эксперимент – метод психологического познания, при котором исследователь активно вмешивается в деятельность и поведение испытуемого, преднамеренно создаёт условия, при которых выявляются те или иные психические факты, явления, качества.

В зависимости от уровня вмешательства исследователя эксперимент может быть констатирующим (когда изучаются имеющиеся психические особенности) и формирующим (когда психические особенности личности изучаются в процессе их целенаправленного развития с использованием способов обучения и воспитания).

По наличию оснащения психологический эксперимент может быть лабораторным (действия испытуемого строго регламентируются инструкцией, используется специальная аппаратура для фиксации получаемых данных) и естественным (проводится в естественных условиях при замаскированном включении исследователя или его ассистента в общую с испытуемым деятельность).

Тестирование – измерение и оценка психологических характеристик с помощью специальных методик – тестов. Психологический тест (от англ. test – проверка, проба) – это стандартизированная система вопросов и заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека. При помощи тестов психологи имеют возможность выявлять способности, умения, черты характера и другие

таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.009 с.)