Роль психологических знаний в жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль психологических знаний в жизни человека



Каждый, кто изучает психологию, должен осознавать, для чего ему нужны эти знания.

Во-первых, психологические знания необходимы для глубокого понимания себя и других, умения выделить и учитывать личностные качества, которые способствуют успеху или мешают в определённых жизненных ситуациях.

Во-вторых, психологические знания необходимы для саморазвития, самосовершенствования. Они создают основу для самовоспитания и влияния на других людей.

В-третьих, изучение психологии необходимо для повышения эффективности собственной профессиональной деятельности, наиболее полного использования личностного потенциала человека.


Тема 2. Отрасли современной психологии

Психология в системе наук

 

Психология как наука представляет собой систему связанных между собой и с другими науками отраслей. Это, прежде всего, социальная, историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусства.

Неразрывная связь существует также между психологией и естественными науками, прежде всего, между психологией и физиологией, вследствие чего сформировались специальные дисциплины – психофизиология и психофизика. Решение проблем возникновения и развития психики в процессе биологической эволюции способствовало формированию таких отраслей знания, как зоологическая и сравнительная психология. Кроме того, на стыке естественных наук и психологии формируется и развивается ряд направлений, к которым можно отнести общую, дифференциальную и генетическую психофизиологию.

Потребность в психологических знаниях возникает при разработке проблем здоровья, что привело к формированию патопсихологии, медицинской психологии, психологии здоровья, нейропсихологии, психофармакологии, психотерапии и т. д.

Важные психологические проблемы возникают на пересечении педагогики и психологии при изучении закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также при разработке новых методов обучения и воспитания. Чему учить современного школьника? Что и как отбирать из огромной массы информации и научных знаний? Каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных этапах? Эти и другие вопросы решаются педагогической, возрастной и детской психологией и другими специальными отраслями психологии.

Требуют психологических знаний и технические науки, связанные с деятельностью человека в условиях компьютеризированных и автоматических систем. На пересечении технических и психологических наук сформировались специальные дисциплины и направления – психология труда и инженерная психология, которые используют психологические знания для оптимизации деятельности специалистов, а также для проведения профориентационной, профконсультационной работы, отбора кадров и их обучения. Эти науки способствовали возникновению научно-прикладного комплекса – эргономики.

Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, которая теоретически и экспериментально разрабатывает фундаментальные психологические проблемы. Взаимосвязи системы психологических наук образуют важную предпосылку её функционирования и развития, что обеспечивает успешное решение общественных потребностей. При этом всё глубже осознаются относительность границ между разными психологическими дисциплинами и потребность в их сближении с другими фундаментальними и прикладними науками в процессе становления системы человекознания.

Известный психолог Б. Г. Ананьев подчёркивал в своих трудах, посвящённых проблемам человекознания, что "исключительно важное значение имеет исследование человека как основной продуктивной силы общества, как субъекта труда и главного звена в системе "человек-машина", как субъекта познания, коммуникации и управления и как предмета воспитания".

Становление системы человекознания в современных условиях связано с объективной логикой развития науки в целом и её важнейших теоретических дисциплин. В то же время практическая потребность в управлении человеческими ресурсами привела к сближению различных прикладных дисциплин, что имеет большое значение для комплексного изучения человека. Центральное место в процессе становлення системы человекознания занимает психология, которая интенсивно развивается и представляет собой разветвлённый комплекс теоретических, научно-прикладных и практических дисциплин.

 

Отрасли психологии

Современная научная психология представляет собой весьма разнообразную систему дисциплин и отраслей. По направленности деятельности психологов на познание, исследование или преобразование психики целесообразно выделять три большие группы отраслей – теоретическую, научно-прикладную и практическую психологию.

1. К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическая, социальная, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирование психики.

Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в разных отраслях психологической науки, разрабатывает фундаментальне теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов психологической науки.

История психологии рассматривает формирование психологических категорий и понятий на протяжении всего времени существования научной психологии, историю психологических исследований в разные епохи в различных школах и перспективы развитияпсихологии как науки.

Экспериментальная психология занимается разработкой новых методов психологического исследования для более глубокого изучения списики.

Генетическая психология изучает закономерности развития психіки человека и животных в филогенезе (на протяжении биологической эволюции всего живого и исторического развития психики) и в онтогенезе (на протяжении жизни отельного индивида).

Социальная психология исследует психические явления в процес се взаимодействия людей в больших и малих социальных группах, а именно: влияние средств массовой коммуникации на различные слои населения, особенности формирования и распространения слухов, вкусов, общественных настроений, моды, вопросы психологической совместимости, межличностных отношений, групповой атмосферы, роль лидера в группе, восприятие человека человеком, положение личности в группе, отношение между членами семи и т.п.

Сравнительная психология исследует особенности психики животных (зоопсихология) в сравнении с психикой человека.

Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические особенности психики с учётом возрастного уровня развития и механизмов формирования психики, роли задатков и спосібностей индивида.

Психофизиология изучает физиологические механизмы деятельности мозга, высшей нервной системы, которые лежат в основе функционирования психики.

Психология личности занимается изучением психических свойств человека как целостного образования, как определённой системы психических качеств, имеющей соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризующейся индивидуальностью и взаимосвязанной с окружающей природной и социальной средой.

Моделирование психики как раздел теоретической психологии использует научные данные о психике для построения математических и кибернетических моделей психических функций (восприятия, мышления, памяти, общения и т.п.) и психики в целом с целью разработки и совершенствования технических систем, проверки существующих психологических теорий при помощи компьютерного моделирования (компьютерного эксперимента).

2. К научно-прикладной психологии следует отнести ряд отраслей, для которых характерны исследования и практическое использование знаний с целью оптимизации поведения и деятельности людей. Направления научно-прикладной психологии различают по определённым признакам.

а). По виду деятельности и поведения людей:

психология труда исследует психологические закономерности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда, особенности формирования трудових учений и навыков, влияние факторов производственной среды и технических средств труда на работника с целью повышения эффективности трудовой деятельности человека;

инженерная психология изучает особенности деятельности оператора автоматизированных систем управления, распределение и согласование функций между человеком и машиной, использование усвоенных знаний в инженерно-психологическом проектировании, эксплуатации и оптимизации функционирования систем управления сложными техническими комплексами и технологическими процессами. Инженерная психология является важной составляющей эргономики – науки о законах взаимодействия оператора, машины и среды и закономерности функционирования систем "человек – машина";

психология творчества исследует закономерности творческой деятельности, факторы стимуляции творческого поиска изобретателей, рационализаторов, условия развития творческой личности и разрабатывает методы активизации творчества работников науки, техники, искусства, культуры;

психология "искусственного интеллекта" сосредотачивает внимание на разработке и использовании формальных моделей психики в создании различных интеллектуальных кибернетических систем, например, управления робототехникой, автоматизированного перевода, экспертных систем и т.д.;

авиационная психология исследует психологические особенности деятельности человека в условиях полёта, определяет психологические требования к профессии в отборе и подготовке авиационных кадров, способствует оптимизации труда лётного персонала;

космическая психология изучает психологические проблемы деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации во время пребывания в космосе, психологического напряжения, возникающего в экстремальных ситуациях перегрузки организма или длительной изоляции от людей во время космического полёта. Разрабатываются рекомендации по подбору кандидатов в космонавты их подготовке, тренировке на тренажёрах, формирование экипажей космических кораблей, психологической поддержке космонавтов в условиях полёта;

военная психология изучает факторы эффективного поведения людей в экстремальных условиях военных действий, вопросы повышения боеспособности военнослужащих, управления войсками и боевой техникой, отношения между командирами и подчинёнными, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.;

психология управления и менеджмента исследует процессы управления, организации совместной деятельности людей на политическом, социальном, экономическом, производственном уровнях в государственном, региональном и местном масштабах с целью достижения позитивных результатов в общественной жизни;

экономическая психология исследует роль человеческого фактора в решении экономических, хозяйственных проблем на макро- и микроэкономическом уровнях;

психология торговли изучает психологические особенности людей для формирования потребностей покупателей, правильной организации рекламы и продажи товара, повышения культуры обслуживания населения и т.д.;

экологическая психология исследует психологические факторы возникновения и решения проблем взаимосвязи между человеком и природой, оптимизации этой взаимосвязи, преодоления социально-психологических последствий природных та техногенных катастроф;

психология спорта изучает закономерности поведения людей в условиях спортивных соревнований, методы отбора, подготовки, организации деятельности спортсменов и их психологической реабилитации после участия в соревнованиях.

б). По психологическим вопросам развития в научно-прикладной психологии можно выделить такие направления:

возрастная психология исследует онтогенез психических свойств личности на разных возрастных этапах. Выделяются такие её разделы, как психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подросткового возраста, психология юношества, психология взрослых, геронтопсихология;

педагогическая психология исследует психологические закономерности обучения и воспитания личности и состоит их таких разделов: психология обучения, психология воспитания, психология учебно-воспитательной работы с аномальными и трудновоспитуемыми детьми;

психология аномального развития, или специальная психология, разделяется на такие дисциплины, как патопсихология (рассматривает отклонения в процессе развития психики, расстройства при различных формах мозговой патологии), олигофренопсихология (занимается патологическими отклонениями психического развития, которые определяются врождёнными дефектами мозга), сурдопсихология (изучает особенности развития детей с недостатками слуха), тифлопсихология (помогает развиваться детям со слабым зрением или незрячим).

в). По отношению к нормальной или больной психике выделяются такие дисциплины:

психология здоровья – наука о психологических основах здорового способа жизни, сохранении и улучшении здоровья человека;

медицинская психология, изучающая психологические аспекты деятельности врача и особенности больного. Эта отрасль разделяется на такие направления: нейропсихология (исследует соотношение между психическими явлениями и физиологическими структурами мозга), психофармакология (наука о влиянии медикаментов на психическую деятельность человека), психотерапия (изучает и использует способы психологического воздействия для лечения больных), психопрофилактика (изучает предупреждение психических заболеваний), психогигиена (наука о системе способов поддержания и обеспечения психического здоровья личности на надлежащем уровне).

г). По отношению к праву выделяются:

юридическая психология, которая связана с исследованием проблем реализации системы правового поведения психологическими методами и разделяется на такие подразделы: судовая психология как наука о психологических особенностях поведения субъектов уголовного процесса; криминальна психология, предметом которой являются психологические особенности правонарушителя, мотивы нарушения права и т. д.; исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, которая занимается научными и прикладными вопросами психики заключённого, методами исправления и перевоспитания его личности.

3. Практическая психология функционирует и развивается как система специальных психологических служб, направленных на оказание непосредственной помощи людям в решении их психологических проблем. Главная цель практической психологии – создать благоприятные социальные и психологические условия для деятельности человека во всех сферах жизни – от семейных отношений до управления государством, оказать действенную помощь в развитии и защите его психического здоровья.

Основными функциями практической психологи являются анализ и прогнозирование поведения и деятельности человека, активное социальное и психологическое влияние, консультативно-методическая, просветительская, профилактическая, реабилитационная, консультационная и психогигиеническая функции.

В структуре практической психологии выделяются такие направления:

психологическая служба семьи и социальной защиты населения работает в русле обеспечения, сохранения и развития национальных традиций и культуры семейной жизни, коррекции и профилактики семейных конфликтов, гармонизации сексуальных отношений; помощи детям, пострадавшим от религиозного экстремизма сект; социально-психологической поддержки молодоё семьи, детей-сирот, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны;

психологическая служба системы образования психологически обеспечивает учебно-воспитательный процесс, работу с одарёнными детьми, профессиональную подготовку молодёжи, работая с детьми, школьниками, учениками ПТУ, студентами, учителями та преподавателями;

психологическая служба системы охраны здоровья занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофилактикой, оперативной психологической помощью населению в экстремальных условиях психогенных, социальных, природных, экологических катастроф, индивидуальной помощью в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций, предупреждением и снятием угрозы суицида и т. д.;

практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникаций осуществляет экспертизу законов и государственных программ, прогнозирование последствий управленческих решений, работу с персоналом органов управления и государственной администрации, повышения эффективности средств массовой коммуникации и т. п.;

практическая юридическая психология занимается психологическим обеспечением деятельности органов Министерства внутренних дел, Службы безопасности, суда, прокуратуры, пенитенциарной системы, работая с сотрудниками органов милиции, судьями, заключёнными, правонарушителями, потерпевшими;

практична психология экономики и бизнеса изучает психологические условия экономической деятельности, влияния на неё разных форм собственности, методы оптимизации ведения деловых переговоров и заключения договоров, маркетинга, рекламы, оказывая консультативную помощь предпринимателям, экономистам, органам государственного управления, гражданам, представителям профсоюзов;

практическая психология труда и профориентации осуществляет мероприятия по профориентации, профконсультации, профессиональному отбору, профадаптации, социально-психологическому обеспечению производства, созданию оптимальных условий для трудовой деятельности, помогая ученикам и студентам, рабочим и служащим предприятий, безработным и пенсионерам;

социально-психологическая служба армии ведёт роботу по военной профориентации и профотбору, психологической подготовке военнослужащих, социально-психологическому обеспечению высокого уровня боеспособности солдат и офицеров Министерства обороны и Службы безопасности;

практическая психология спорта разрабатывает меры и осуществляет мероприятия по отбору, психологической подготовке, поддержке спортсменов, спортивных команд, тренеров в экстремальных условиях спортивных соревнований.

Между отраслями психологической науки существуют тесные связи. Так, теоретическая психология нарабатывает систему психологических знаний, которые выступают фундаментом научно-прикладной та практической психологии. Факты, раскрывающиеся в научно-прикладной и практической психологии, обобщаются методами теоретической психологии, что способствует постоянному обновлению системы понятий, категорий, принципов психологической науки. А это создаёт условия для более глубокого познания психики и оказания более эффективной помощи в развитии личности и в её творческой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 4151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.032 с.)