Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента



 

  Наблюдение Эксперимент
В зависимости от природы вопросов Вопрос остаётся открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нём смутное представление Вопрос становится гипотезой, т.е. предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверить гипотезу
В зависимости от контроля ситуации Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте Ситуация эксперимента чётко определена
В зависимости от точности регистрации действий испытуемого Менее строгая, чем в эксперименте Точная процедура регистрации действий испытуемого

 

качества личности с целью отбора, прогноза, контроля, обучения и т.д. Задания и вопросы подбираются по критериям валидности (от англ. valid – действительный, пригодный), т.е. соответствия способа изучения исследовательской задаче; надёжности, т.е. устойчивости результатов измерения; точности измерения свойства.

Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям – в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения:

1) по предмету тестирования – качеству, оцениваемому тестом – различаются тесты интеллекта, тесты личностные и т.д.;

2) по особенностям используемых задач – различаются практические, образные и словесные тесты;

3) по характеру материала для испытуемых – тесты бланковые и аппаратурные;

4) по объекту оценивания – различаются тесты процессуальные, тесты достижений, тесты способностей, тесты состояний и свойств.

Особую группу составляют тесты проективные, основанные не на прямой, а на косвенной оценке качеств испытуемого. Оценка получается путём анализа того, как испытуемый воспринимает и интерпретирует некие многозначные объекты: сюжетно-неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершённые фразы и пр., т.е. в ходе тестирования он неосознанно "проецирует" самого себя.

Анкеты помогают собрать фактический материал, который касается характера, содержания и направленности мыслей, оценок, настроений людей. недостатком этого метода является определённый субъективизм, невозможность контролировать искренность респондентов. Для повышения уровня вероятности результатов опроса целесообразно дополнительно применять другие методы.

Социометрия – метод изучения отношений между членами группы, выявления её структуры (лидеры, отверженные и т.д.).

Интервью и беседа как методы получения информации о личности, её взглядах, самооценке, психических свойствах опираются на предварительно разработанную программу, гибкую стратегию формулировки вопросов в зависимости от ожидаемых и полученных ответов. Они требуют значительной подготовки интервьюера, определённого мастерства, в частности умения вызвать доверие к себе, настроить человека на откровение.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования возможен при наличии объективных (материальных) результатов, продуктов деятельности человека, таких как черновые записи, рисунки, чертежи, дневники. Их анализ даёт основания ретроспективно воспроизводить особенности психической деятельности личности, её психические свойства.

Методы обработки данных:

- количественные (математико-статистический анализ данных);

- качественные (анализ и синтез полученных данных, их систематизация и сравнение с результатами других исследований).

Интерпретационные методы:

- генетический (анализ изменения психологических данных в процессе развития с выделением стадий, критических моментов, противоречий и т. д.);

- структурный (системный метод, предусматривающий установление связей между всеми психическими качествами индивида: классификация, типологизация).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.004 с.)