Источники психологических знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники психологических знаний.



Происхождение слова "психология". Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что её сын, бог – небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюблённых, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а её стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Так влюблённые соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Само слово "психология", образованное из греческих psyche (душа) и logos (наука), впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Х.Вольфа. Т.о., буквальный перевод этого слова – наука о душе.

Понятие "психология" употребляется в обыденном, житейском смысле. "Психолог" говорят о человеке, который, благодаря опыту, может многое почувствовать, заметить, понять в других людях. В этом смысле каждый из нас "психолог" и занимается "психологией". В процессе взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми (в быту, в труде, в общении) мы формируем определённые представления о внутреннем мире других людей, пытаемся объяснить причины их поступков, понять их чувства, мысли, отношение к окружающему миру. Источником такого "понимания", истолкования других людей служит, главным образом, наш опыт. Для того, чтобы наши суждения, наши выводы превратились в науку, нужно, чтобы наше знание обладало рядом свойств.

Итак, что такое наука вообще?

В 1432 г. в одном из крупных монастырей Италии возникла горячая дискуссия, которая привлекла выдающихся учёных того времени со всех концов Европы. На диспуте обсуждался вопрос: сколько зубов у лошади. 13 дней продолжались бурные споры с утра до ночи. Было поднято всё священное писание, сочинения отцов церкви и святых. Проявлена была грандиозная эрудиция, сталкивались противоположные мнения, но спорящие никак не могли прийти к какому – нибудь определённому выводу. А на 14-й день один молодой монах внёс неслыханное и чудовищное предложение. Он предложил привести лошадь, открыть ей рот и посчитать, сколько у неё зубов. Это предложение вызвало яростный гнев всей высокоучёной аудитории. Учёные мужи и монахи обрушились на молодого богохульника с воплями, что он предлагает невиданные. еретические, богохульственные способы исследования. Его избили и выбросили из аудитории. А высокий учёный совет принял решение, что сей вопрос о количестве зубов у лошади навеки останется для людей великой тайной, потому что, к сожалению, нигде в писании святых отцов церкви об этом не сказано.

В сущности то, что предложил молодой монах, и было началом научного метода. Наука начинается там, где вместо того, чтобы отправляться от того, что кто-то сказал, мы отправляемся от наблюдений над самими фактами.

Наука начинается там, где есть наблюдение и фиксация достоверных фактов (сведения, полученные не из источников, которые являются для нас авторитетными, а из окружающего мира, природы, путём наблюдений). Причём наблюдается не всё подряд, не бесконечный поток фактов, а выбирается цель наблюдения. Т.е., для того, чтобы получить ответ на поставленный вопрос, наблюдение должно быть целенаправленным. Это может быть вопрос о свойствах предметов; вопрос о связях предметов (почему происходит то или иное явление, как они связаны между собой, что является причиной); вопрос об условиях, в которых эти связи проявляются (эти условия учёные или ищут, или сами создают).

Любая область знаний, для того, чтобы называться наукой, должна иметь свой объект изучения (то, на что направлено внимание науки), свой предмет (одна из сторон объекта, то, что конкретно в этом объекте изучает наука), свой понятийно-категориальный аппарат и свои, отличные от других наук, методы исследования, изучения предмета.

Объектом психологии является человек. Предмет психологии – психика, психическая деятельность человека. Психика представляет собой функцию, т.е. способ действия, определённой формы высокоорганизованной материи – нервной системы и в высшем её проявлении – мозга. Психическое – не материально. Функция не является чем-то материальным. Это – процесс, действие. Так, например, функция автомобиля – езда. Сам автомобиль, разумеется, вполне материален. Но его перемещение в пространстве не является самим автомобилем. Оно представляет собой процесс – изменение положения автомобиля в пространстве.

Именно в таком смысле является нематериальным психическое. Его носитель материален. Это – мозг. Механизмы, её порождающие, материальны. Это – физико-химические процессы в нервной системе. Но сама психика не материальна. Она – результат этих процессов, как перемещение в пространстве, результат физико-химических процессов, которые происходят в механизмах работающего автомобиля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.006 с.)