Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Психологические концепции
Психоанализ. Основатель этого направления – выдающийся австрийский учёный Зигмунд Фрейд. Психоанализ является одновременно теоретическим направлением в психологии, одним из подходов к изучению бессознательного и методом лечения неврозов. По мнению Фрейда, личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх я). Ид. Сфера ид – это инстинктивное ядро личности, сфера неосознаваемых человеком побуждений, мотивов и влечений. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удовольствия. В психодинамической теории Фрейда выделяются два основных инстинкта – сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жизни (либидо, эрос), и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти (мортидо, танатос). Эго. Сфера эго – это рациональная часть личности, то есть сфера сознания, компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов. Рациональная сфера эго должна разрабатывать для личности такие программы действий, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы требованиям ид, а с другой стороны, учитывали бы требования и ограничения социального мира и собственного сознания человека. Функционирование сферы эго определяется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность сделать это подходящим способом и в соответствующих условиях. Суперэго. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Всё это приобретается постредством формирования суперэго. Сфера суперэго – это сфера "морального Я" личности, включающая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера формируется в процессе социализации и является, по Фрейду, последним (во временном смысле) компонентом развивающейся личности. Сфера суперэго, хотя и не является инстинктивной, так же как и ид, находится в противоречии с рациональным эго. Можно сказать, что суперэго пытается убедить эго в приоритете идеалистических целей над реалистическими.
З. Фрейдв своих ранних работах утверждал, что все человеческое поведение прямо или косвенно определяется эросом, инстинктом жизни, чья энергия, называемая им либидо, направлена на упрочнение и утверждение жизни. Однако впоследствии Фрейд несколько изменяет свою первоначальную теоретическую схему. Он предположил существование второго, наряду с эросом, основного инстинкта – танатоса, или инстинкта смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Таким образом, человеческое поведение стало рассматриваться как результат комбинаций действия этих двух инстинктов. Бессознательное, по убеждению З.Фрейда, включает в себя все влечения, потребности, воспоминания и чувства, которые человек не осознает, но которые влияют на его поведение. Фрейд считал это влияние гораздо более сильным, нежели влияние сознания. Сознание включает в себя все, что осознается в настоящий момент или может быть легко извлечено из памяти (события, действия, желания и т.п.). "Нормальным" поведение будет в том случае, если инстинктивные импульсы "Оно", не вступают в противоречие с нормативными требованиями "Сверх-Я", отраженными в сознании ("Я"), порождая внутренний конфликт. Сознание – "Я" – стремясь не допустить конфликта, вынуждено прибегать к сублимации агрессивных и сексуальных импульсов. Сублимация – это механизм перевода темной, стихийной энергии инстинктов в культурно приемлемые рамки. Например, если человек склонен к агрессии (имеет доминирующий танатос), он может "выпустить пар" занимаясь тяжелым физическим трудом или агрессивными видами спорта. Если некто сталкивается с повышенным давлением на сознание эротических (либидиозных) импульсов, то он может сублимировать их в творческие виды деятельности, искусство и т.д. Однако, давление подсознательных влечений на "Я" может быть слишком сильным, чтобы быть полностью сублимированным. С другой стороны незрелое, неразвитое "Я" может оказаться неспособным к сублимации, которая требует творчества. В этом случае человек начинает ощущать тревогу, в связи с назревающим внутренним конфликтом. В этих случаях сознание, чтобы смягчить конфликт между "Оно" и "Сверх-Я" и защититься от тревоги, использует защитные механизмы. Их действие связано с искажением реальности и самообманом, благодаря чему сознание защищается от травмирующих и неприемлемых переживаний.
Фрейд описал несколько основных защитных механизмов – это вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия и отрицание. Вытеснение – это подавление подсознательных влечений и переживаний, создающих угрозу для самосознания и вытеснение их в сферу бессознательно. В этом случае человек вынужден тратить значительное количество психической энергии, но подавленные влечения все равно периодически "прорываются" в реальность через оговорки, сновидения и т.д. Например, добропорядочный отец семейства может не допускать мысли, что он хочет изменить своей супруге. В то же время каждую ночь ему снятся безумные оргии в которых он принимает участие. Это типичный пример действия вытесненных влечений. Фрейд называл это психопатологией обыденной жизни. Проекция – это приписывание другим своих собственных неприемлемых переживаний. Скажем ханжа – человек, скрывающий свои низменные влечения и выискивающий малейшие "грязные" намерения в действиях окружающих. Или мания преследования, – когда человек приписывает другим свои агрессивные импульсы, искренне считая, что они хотят его убить. Замещение – это направление энергии влечения на более безопасный объект. Например, человек, на которого накричал начальник, дома набрасывается с руганью на жену и детей, хотя они ничем не провинились. Или мужчина, влюбленный в очень красивую женщину, но предпочитающий сексуальные контакты с другой, менее красивой, из боязни, что первая ему откажет. Рационализация – это то, что в обыденной жизни называют самооправданием. Человек стремится дать рациональное объяснение поступкам, совершенным под влиянием инстинктивных влечений. Скажем, начальник накричал на своих работников, только потому, что "встал не с той ноги". Однако он объясняет это тем, что работники сами виноваты – плохо исполняли обязанности. Реактивное образование – это более сложный защитный механизм, включающий две стадии. На первой стадии неприемлемое переживание подавляется, а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство. Скажем, женщина, не реализующая свою сексуальность, вполне может превратиться в мужененавистницу. Или брат, ненавидящий свою сестру, но не могущий себе в этом признаться, может воспылать к сестренке особой любовью и окружить ее всяческой опекой. Правда вскоре можно будет заметить, что его забота создает сестре значительные трудности и проблемы и явно тяготит ее. Регрессия – это возврат к детским, ранним формам поведения. К этому типу защитных механизмов прибегают как правило незрелые, инфантильные личности. Однако и нормальные взрослые в ситуациях психической перегрузки могут использовать этот защитный механизм. Примеры регрессии – это такие реакции на травмирующие переживания или ситуации, как плач, "надуться" и ни с кем не разговаривать и т.д.
Разновидностью "детских" реакций психики можно считать отрицание. Скажем, человек в состоянии опьянения совершил преступление, а потом отказывается поверить в это. Или мать, чьи дети трагически погибли, ведет себя так, как будто они живы. Психодинамическая концепция 3. Фрейда имеет так же много противников, как и сторонников. Пожалуй, это та теория, относительно которой высказывается самое большое количество радикальных оценочных суждений – от восторженного принятия до безусловного отвержения. Бихевиоризм. Термин происходит от англ. behavior – поведение. В 1913 г. вышла книга американского психолога Д.Уотсона, в которой психология рассматривалась как наука о поведении. Психология, по мнению бихевиористов, должна отказаться от изучения сознания. Наука должна изучать только то, что доступно для объективного наблюдения и очевидно для всех, т. е. поведение. Изменился предмет психологии (вместо психики – поведение), и возник новый научный язык. Основными психологическими понятиями стали "стимул" (раздражитель из внешней среды), "реакция" (ответ организма на раздражение) и "связь" (ассоциация) между стимулом и реакцией. Бихевиоризм поэтому нередко называют стимул-реактивной теорией. Личность, с точки зрения бихевиористов, представляет собой совокупность поведенческих реакций. Та или иная реакция возникает на определённый стимул. Формула "стимул – реакция" (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Цель психологического исследования, согласно взглядов бихевиористов, - изучение принципов поведения, направленного на приспособление к среде. На становление бихевиоризма большое влияние оказали труды Э.Торндайка. Основные исследования Торндайка были проведены на животных, которые помещались в так называемый "проблемный ящик". Выйти из него и получить корм животное могло лишь в том случае, если нажимало на определённую планку. Наблюдая за поведением животного в "проблемном ящике", Торндайк пришёл к выводу, что животное случайно добивается успеха, действуя по методу проб и ошибок. Научение, т.е. выработка приспособительной реакции, происходит в результате неоднократного повторения (закон упражнения). Если после реакции обстоятельства складываются благоприятно для организма, реакция закрепляется, устанавливается прочная связь между стимулом и реакцией (закон эффекта).
Открытые закономерности бихевиористы механически перенесли на человека. Отличие человека от животных они видели только в более сложном характере его реакций. Внутренняя психологическая жизнь сводилась к набору реакций в их скрытой форме. Такой подход обеднял психологическое исследование, так как исключал качественную характеристику психической жизни. Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, конфигурация, целостность) зародилась в Германии. В основу этого направления легли работы М.Вертгеймера, К.Коффки. Гештальтпсихология критиковала бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения. Поведение, согласно гештальтпсихологии, - нечто большее, чем связка рефлексов. Оно целостно. Качество целостного образования не сводимо к сумме элементов, составляющих целое. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Сторонники гештальтпсихологии провели множество исследований в области восприятия. Было показано, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме. В связи с этим часто подчёркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода – не только в психологии, но и в науке в целом. По мнению теоретиков гештальтпсихологии, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов – мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованно: воспринимается некое организованное целое, а не сумма его частей. Возможно, что механизмы организации восприятий существуют ещё до рождения – это предположение подтверждается наблюдениями. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия, преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета (формы) от его окружения (фона). Психологи пытались обнаружить законы, по которым строится образ восприятия. Полученные открытия они применяли при рассмотрении творческого мышления. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику. Многие идеи, выдвинутые гештальтпсихологией, вошли в различные разделы психологии. Трансперсональная психология рассматривает человека наиболее глобально, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и со всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации человечества. Основателями трансперсональных тенденций были Карл Юнг, Роберто Ассаджиоли, Абрахам Маслоу. Их идеи о коллективном бессознательном послужили основой для становления трансперсональной психологии. Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу дали многолетние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет чётких пределов и ограничений. По мнению С.Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом – взаимоотношение, в настоящее время непостижимое, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.
Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных видов опыта: хилотропическое (от " хилос" – материя) сознание подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с чёткими границами и ограниченным чувственным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой вид опыта можно назвать холотропическое сознание (от " холос" – целое): он подразумевает поле сознания без определённых границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.012 с.) |