Тема 5. Психологические концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Психологические концепции



Психоанализ. Основатель этого направления – выдающийся австрийский учёный Зигмунд Фрейд. Психоанализ является одновременно теоретическим направлением в психологии, одним из подходов к изучению бессознательного и методом лечения неврозов.

По мнению Фрейда, личность образуется тре­мя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх я).

Ид. Сфера ид – это инстинктивное ядро личности, сфера неосознаваемых человеком побуждений, мотивов и влечений. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и опре­деляют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удоволь­ствия. В психодинамической теории Фрейда выделяются два основных инстинкта – сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жизни (либидо, эрос), и деструктивный, разруши­тельный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти (мортидо, танатос).

Эго. Сфера эго – это рациональная часть личности, то есть сфера сознания, компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов. Рациональная сфера эго должна разрабатывать для личности такие программы действий, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы требованиям ид, а с другой стороны, учитывали бы требования и ограничения социального мира и собственного сознания человека. Функционирование сферы эго определяется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность сделать это подходящим способом и в соответствующих условиях.

Суперэго. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Всё это приобретается постредством формирования суперэго. Сфера суперэго – это сфера "морального Я" личности, включаю­щая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера формиру­ется в процессе социализации и является, по Фрейду, последним (во временном смысле) компонентом развивающейся личнос­ти. Сфера суперэго, хотя и не является инстинктивной, так же как и ид, находится в противоречии с рациональным эго. Мож­но сказать, что суперэго пытается убедить эго в приоритете иде­алистических целей над реалистическими.

З. Фрейдв своих ранних работах утверждал, что все человеческое поведение прямо или косвенно определяется эросом, инстинктом жизни, чья энергия, называемая им либидо, направлена на упрочнение и утверждение жизни. Однако впоследствии Фрейд несколько изменяет свою первоначальную теоретическую схему. Он предположил существование второго, наряду с эросом, основного инстинкта – танатоса, или инстинкта смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Таким образом, человеческое поведение стало рассматриваться как результат комбинаций действия этих двух инстинктов.

Бессознательное, по убеждению З.Фрейда, включает в себя все влечения, потребности, воспоминания и чувства, которые человек не осознает, но которые влияют на его поведение. Фрейд считал это влияние гораздо более сильным, нежели влияние сознания. Сознание включает в себя все, что осознается в настоящий момент или может быть легко извлечено из памяти (события, действия, желания и т.п.).

"Нормальным" поведение будет в том случае, если инстинктивные импульсы "Оно", не вступают в противоречие с нормативными требованиями "Сверх-Я", отраженными в сознании ("Я"), порождая внутренний конфликт. Сознание – "Я" – стремясь не допустить конфликта, вынуждено прибегать к сублимации агрессивных и сексуальных импульсов. Сублимация – это механизм перевода темной, стихийной энергии инстинктов в культурно приемлемые рамки. Например, если человек склонен к агрессии (имеет доминирующий танатос), он может "выпустить пар" занимаясь тяжелым физическим трудом или агрессивными видами спорта. Если некто сталкивается с повышенным давлением на сознание эротических (либидиозных) импульсов, то он может сублимировать их в творческие виды деятельности, искусство и т.д.

Однако, давление подсознательных влечений на "Я" может быть слишком сильным, чтобы быть полностью сублимированным. С другой стороны незрелое, неразвитое "Я" может оказаться неспособным к сублимации, которая требует творчества. В этом случае человек начинает ощущать тревогу, в связи с назревающим внутренним конфликтом. В этих случаях сознание, чтобы смягчить конфликт между "Оно" и "Сверх-Я" и защититься от тревоги, использует защитные механизмы. Их действие связано с искажением реальности и самообманом, благодаря чему сознание защищается от травмирующих и неприемлемых переживаний.

Фрейд описал несколько основных защитных механизмов – это вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия и отрицание.

Вытеснение – это подавление подсознательных влечений и переживаний, создающих угрозу для самосознания и вытеснение их в сферу бессознательно. В этом случае человек вынужден тратить значительное количество психической энергии, но подавленные влечения все равно периодически "прорываются" в реальность через оговорки, сновидения и т.д. Например, добропорядочный отец семейства может не допускать мысли, что он хочет изменить своей супруге. В то же время каждую ночь ему снятся безумные оргии в которых он принимает участие. Это типичный пример действия вытесненных влечений. Фрейд называл это психопатологией обыденной жизни.

Проекция – это приписывание другим своих собственных неприемлемых переживаний. Скажем ханжа – человек, скрывающий свои низменные влечения и выискивающий малейшие "грязные" намерения в действиях окружающих. Или мания преследования, – когда человек приписывает другим свои агрессивные импульсы, искренне считая, что они хотят его убить.

Замещение – это направление энергии влечения на более безопасный объект. Например, человек, на которого накричал начальник, дома набрасывается с руганью на жену и детей, хотя они ничем не провинились. Или мужчина, влюбленный в очень красивую женщину, но предпочитающий сексуальные контакты с другой, менее красивой, из боязни, что первая ему откажет.

Рационализация – это то, что в обыденной жизни называют самооправданием. Человек стремится дать рациональное объяснение поступкам, совершенным под влиянием инстинктивных влечений. Скажем, начальник накричал на своих работников, только потому, что "встал не с той ноги". Однако он объясняет это тем, что работники сами виноваты – плохо исполняли обязанности.

Реактивное образование – это более сложный защитный механизм, включающий две стадии. На первой стадии неприемлемое переживание подавляется, а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство. Скажем, женщина, не реализующая свою сексуальность, вполне может превратиться в мужененавистницу. Или брат, ненавидящий свою сестру, но не могущий себе в этом признаться, может воспылать к сестренке особой любовью и окружить ее всяческой опекой. Правда вскоре можно будет заметить, что его забота создает сестре значительные трудности и проблемы и явно тяготит ее.

Регрессия – это возврат к детским, ранним формам поведения. К этому типу защитных механизмов прибегают как правило незрелые, инфантильные личности. Однако и нормальные взрослые в ситуациях психической перегрузки могут использовать этот защитный механизм. Примеры регрессии – это такие реакции на травмирующие переживания или ситуации, как плач, "надуться" и ни с кем не разговаривать и т.д.

Разновидностью "детских" реакций психики можно считать отрицание. Скажем, человек в состоянии опьянения совершил преступление, а потом отказывается поверить в это. Или мать, чьи дети трагически погибли, ведет себя так, как будто они живы.

Психодинамическая концепция 3. Фрейда имеет так же много противников, как и сторонников. Пожалуй, это та тео­рия, относительно которой высказывается самое большое ко­личество радикальных оценочных суждений – от восторжен­ного принятия до безусловного отвержения.

Бихевиоризм. Термин происходит от англ. behavior – поведение. В 1913 г. вышла книга американского психолога Д.Уотсона, в которой психология рассматривалась как наука о поведении. Психология, по мнению бихевиористов, должна отказаться от изучения сознания. Наука должна изучать только то, что доступно для объективного наблюдения и очевидно для всех, т. е. поведение. Изменился предмет психологии (вместо психики – поведение), и возник новый научный язык. Основными психологическими понятиями стали "стимул" (раздражитель из внешней среды), "реакция" (ответ организма на раздражение) и "связь" (ассоциация) между стимулом и реакцией. Бихевиоризм поэтому нередко называют стимул-реактивной теорией. Личность, с точки зрения бихевиористов, представляет собой совокупность поведенческих реакций. Та или иная реакция возникает на определённый стимул. Формула "стимул – реакция" (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Цель психологического исследования, согласно взглядов бихевиористов, - изучение принципов поведения, направленного на приспособление к среде.

На становление бихевиоризма большое влияние оказали труды Э.Торндайка.

Основные исследования Торндайка были проведены на животных, которые помещались в так называемый "проблемный ящик". Выйти из него и получить корм животное могло лишь в том случае, если нажимало на определённую планку. Наблюдая за поведением животного в "проблемном ящике", Торндайк пришёл к выводу, что животное случайно добивается успеха, действуя по методу проб и ошибок. Научение, т.е. выработка приспособительной реакции, происходит в результате неоднократного повторения (закон упражнения). Если после реакции обстоятельства складываются благоприятно для организма, реакция закрепляется, устанавливается прочная связь между стимулом и реакцией (закон эффекта).

Открытые закономерности бихевиористы механически перенесли на человека. Отличие человека от животных они видели только в более сложном характере его реакций. Внутренняя психологическая жизнь сводилась к набору реакций в их скрытой форме. Такой подход обеднял психологическое исследование, так как исключал качественную характеристику психической жизни.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, конфигурация, целостность) зародилась в Германии. В основу этого направления легли работы М.Вертгеймера, К.Коффки. Гештальтпсихология критиковала бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения. Поведение, согласно гештальтпсихологии, - нечто большее, чем связка рефлексов. Оно целостно. Качество целостного образования не сводимо к сумме элементов, составляющих целое. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов.

Сторонники гештальтпсихологии провели множество исследований в области восприятия. Было показано, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме. В связи с этим часто подчёркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода – не только в психологии, но и в науке в целом.

По мнению теоретиков гештальтпсихологии, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов – мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованно: воспринимается некое организованное целое, а не сумма его частей. Возможно, что механизмы организации восприятий существуют ещё до рождения – это предположение подтверждается наблюдениями.

Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия, преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета (формы) от его окружения (фона).

Психологи пытались обнаружить законы, по которым строится образ восприятия. Полученные открытия они применяли при рассмотрении творческого мышления. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику.

Многие идеи, выдвинутые гештальтпсихологией, вошли в различные разделы психологии.

Трансперсональная психология рассматривает человека наиболее глобально, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и со всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации человечества.

Основателями трансперсональных тенденций были Карл Юнг, Роберто Ассаджиоли, Абрахам Маслоу. Их идеи о коллективном бессознательном послужили основой для становления трансперсональной психологии.

Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу дали многолетние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет чётких пределов и ограничений. По мнению С.Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом – взаимоотношение, в настоящее время непостижимое, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных видов опыта: хилотропическое (от " хилос" – материя) сознание подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с чёткими границами и ограниченным чувственным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой вид опыта можно назвать холотропическое сознание (от " холос" – целое): он подразумевает поле сознания без определённых границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.012 с.)