Теоретическое изменение подходов к зак-ву о статусе юр лиц ( на основе “концепции развития зак-ва о юр лицах”, рекомен. Советом при президенте рф 16. 05. 09)(консультант плюс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическое изменение подходов к зак-ву о статусе юр лиц ( на основе “концепции развития зак-ва о юр лицах”, рекомен. Советом при президенте рф 16. 05. 09)(консультант плюс)



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ

1. Гражданско-правовое регулирование статуса юридических лиц характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих как друг другу, так и базовому закону - Гражданскому кодексу. Наряду с ГК (гл. 4) и Федеральными законами "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "О несостоятельности (банкротстве)" в этой сфере имеется несколько десятков отдельных федеральных законов.

2. -Одни из них целиком посвящены регламентации статуса отдельных видов юридических лиц (главным образом коммерческих организаций - Федеральные законы "Об акционерных обществах", /

-Другие содержат лишь отдельные нормы о статусе юридических лиц, уделяя основное внимание содержательной стороне их деятельности (главным образом это касается некоммерческих организаций - Федеральные законы "Об общественных объединениях", и т.д.

 

Оценка действующего законодательства

 

1. Неоправданно велико количество законов, регулирующих статус некоммерческих организаций.

А) с одной стороны, устанавливают множество организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в действительности не обладающих принципиальными различиями гражданско-правового характера,

-а с другой - пытаются противоречивым образом урегулировать общие вопросы их правового статуса. Так, не соответствуют друг другу многие общие нормы Федеральных законов "О некоммерческих организациях" и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", призванные быть рамочными для соответствующих видов юридических лиц.

2. противоречия некоторым общим нормам ГК можно обнаружить в Федеральных законах "Об акционерных обществах", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О сельскохозяйственной кооперации", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и др.

3. Отдельные Законы отличаются низким юридико-техническим уровнем и потому неэффективны в своем практическом применении (например, Федеральные законы "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" и "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").

4. статус некоторых видов юридических лиц урегулирован весьма отрывочно и маловразумительно, вызывая множество вопросов и сомнений. Это касается, например, государственных корпораций.

 

Необходимо исходить из того, что они не являются особой организационно-правовой формой юридических лиц и/или самостоятельной разновидностью некоммерческих организаций. Их гражданско-правовое положение определяется по-разному, в том числе в зависимости от областей экономических отношений, в которых они могут или должны создаваться (требование к организационно-правовой форме, минимальному количеству и составу членов и др.). Саморегулируемые организации относятся к корпорациям и не обладают формообразующей гражданско-правовой спецификой, поэтому особая регламентация их гражданско-правового положения в ГК не требуется.

 

Предложения по совершенствованию действующего законодательства

 

1.Основным направлением законотворчества в сфере правового регулирования статуса юридических лиц должно считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК о юридических лицах.

· на потребности имущественного (гражданско-правового) оборота. Это делает целесообразным наличие в ГК общего правила о том, что все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК о юридических лицах.

2. нецелесообразность создания и функционирования отдельных законов общего характера, составляющих дополнительный уровень регулирования "между" ГК и законами об отдельных видах юридических лиц (например, Закона о реорганизации юридических лиц, Закона о некоммерческих организациях и т.п.). Гражданско-правовая регламентация в этой сфере должна остаться двухуровневой (ГК и специальные законы).

3. в гл. 4 ГК должны содержаться;

· во-первых, общие нормы для всех юридических лиц (которые, видимо, должны быть дополнены некоторыми общими правилами о реорганизации юридических лиц и об имущественной ответственности органов юридических лиц);

· во-вторых, как минимум общие положения обо всех отдельных видах юридических лиц (что, как показывает практика отечественного законотворчества, помимо прочего, создает определенные препятствия для постоянных непродуманных изменений действующего законодательства). закрепить исчерпывающий перечень не только коммерческих, но и некоммерческих организаций.

4. Представляется целесообразным и возможным полностью урегулировать в ГК статус некоммерческих организаций как юридических лиц, сохранив в отдельных законах лишь отсылки к нормам ГК (кроме потребительских кооперативов).

· При этом ГК должен закрепить сравнительно небольшое число основных "моделей" таких юридических лиц, учитывающих юридические (гражданско-правовые) различия их статуса, а не различия в сфере их деятельности. В связи с этим должен утратить силу Федеральный закон "О некоммерческих организациях", положения которого во многом текстуально воспроизводят нормы ГК, а с другой стороны, в действительности не регулируют статус ряда некоммерческих организаций (например, большинства госбюджетных учреждений).

· Необходимое сокращение общего количества законов о юридических лицах не только упростит регламентацию, но и снимет отдельные противоречия между ними и ГК, а также вопросы, связанные с соотношением отдельных законов (например, о соотношении ГК, Законов о некоммерческих организациях, об общественных объединениях и об отдельных видах некоммерческих организаций).

5. Некоторые федеральные законы, отличающиеся принципиальной предметной близостью, могут быть объединены. Например, в Закон о хозяйственных обществах могут войти Законы об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью;.

6. вопрос о целесообразности сохранения унитарных предприятий с правом хозяйственного ведения на переданное им имущество собственника. Целесообразным представляется их последовательное преобразование в хозяйственные общества с решающим публично-правовым участием при сохранении только государственных (но не муниципальных) казенных предприятий с правом оперативного управления на находящееся у них имущество. При этом гражданско-правовой статус казенных предприятий мог бы полностью регулироваться нормами ГК, что в перспективе позволило бы отменить действие Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Вывод: В итоге представляется вполне достижимой и оправданной значительная оптимизация системы законодательства о юридических лицах, осуществляемая путем сокращения общего количества действующих в этой сфере законов и упрощения самой регламентации при некотором увеличении норм Гражданского кодекса, посвященных статусу юридических лиц.

6. Виды учреждений. Проблемы статуса автономных учреждений. Разграничение бюджетных и казенных. (к сожалению очень много!!!)

 

Учреждением - признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. (относятся органы государственной власти и управления, организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта, учреждения социальной защиты, медицинские учреждения и т.д.)ГК.

Учреждения могут классифицироваться различными способами.

1. от формы собственности различают:

· государственные

· муниципальные,

· частные учреждения (применительно к образовательным учреждениям используется термин "негосударственный", который, по существу, является синонимом "частного" (п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании")).

Создать некоммерческую организацию в форме учреждения может любой собственник: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, юридические и физические лица. Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений (п. 1 ст. 11 Закона об образовании).

2. государственные и муниципальные, делятся:

· бюджетные,

· автономные

· казенные типы учреждений (п. 2 ст. 9.1 Закона о некоммерческих организациях).

По целям деятельности учреждения различаются на:

- органы управления;

- благотворительные учреждения;

- образовательные учреждения;

- учреждения культуры (по видам деятельности подразделяются на музеи, библиотеки, театры и т.п.);

- медицинские учреждения;

- научные учреждения;

- социальные учреждения. И тд.

Другими источниками формирования имущества учреждения могут быть также:

имущество, полученное в форме дара, или добровольные пожертвования;

доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от деятельности хозяйственных обществ, в которых участвует учреждение;

другие не запрещенные законом поступления, в том числе сделки.

Учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации как юридического лица. Законодательство предусматривает два способа создания учреждения:

- в результате его учреждения;

- в результате реорганизации.

Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителе м).

В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для бюджетных или казенных учреждений субъектов Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Порядок создания бюджетного или казенного учреждения путем учреждения должен быть регламентирован специальными правовыми актами, принятыми указанными выше органами, однако до настоящего времени такие правовые акты не были приняты.

Учреждение является юридическим лицом, а следовательно, обладает всеми признаками юридического лица, то есть:

Организационное единство.

Учреждение обладает соответствующей организационной структурой, то есть определенной иерархией, соподчиненностью органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкой регламентацией отношений между его участниками. Организационное единство закрепляется в учредительных документах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.60.35 (0.015 с.)