Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автоматизация звука в слогахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в логопедической работе. Такая работа способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серий слогов развивает артикуляционный праксис, переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать у детей фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память (запоминание заданного количества слогов), формировать умение выражать эмоции мимикой (дети «ссорятся», «мирятся», «убеждают», «угрожают» и т. д.). Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. Произнесение слогов с разной интонацией способствует формированию интонационной выразительности речи. В работе над произнесением слога с автоматизируемым звуком следует соблюдать определенные правила. Так, автоматизация звуков [с], [з], [ш], [ж], [щ] проводится в следующей последовательности: — в прямых открытых слогах (сы, са; шо, шу, ша; ще); — в обратных слогах (ис, ыс, ас, ос, ус); — в слогах со стечением согласных звуков (сма, смы, смо). Автоматизация звуков [ч], [ц] начинается с произнесения обратных слогов (ач-оч-уч; ац-оц-ец), затем прямых открытых слогов (ча-чо-чу-чи; ца-цо-цу-цы)и, наконец, слогов со стечением согласных (что-чте-чту-чти). Звук [л] сначала произносится в интервокальном положении между гласными (аллы-алла-алло-аллу), затем в обратных слогах (ал-ол-ул-ил-ыл), в прямых открытых слогах (ла-ло-лу-лы), а затем в слогах со стечением согласных (пла-пло-плы). Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах Механическое повторение слогов и слоговых сочетаний для ребенка процесс неинтересный и скучный, а значит, малорезультативный. Чтобы заинтересовать детей, следует включать в работу как можно больше игровых приемов. Для стимуляции интереса малышей необходима наглядность. Это могут быть изображения птиц, домашних и диких животных, плоскостные фигурки клоунов, снеговиков, сказочных персонажей, игрушки (обезьянка, Буратино, Чебурашка) и др. Сначала педагог комментирует разговор между персонажами. Например, Зайчонок идет и напевает песенку: «Ла-ла, лы-лы, ло-ло». Заблудился Зайчонок, заплакал: «Лу-лы-ла, лу-лы-лы». Подошел Медвежонок и спрашивает: «Ла-лы-ло?» Мама Зайчиха зовет Зайчонка тревожным голосом, затем радостным голосом произносит слоги, когда он нашелся, благодарит Медвежонка, что привел Зайчонка домой. И т. д. Произнесение слогов с подключением движений и мимики. Даются указания: выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например: произносить слоги ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание и др. Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе, с выкладыванием палочек. «Шагаем по ступенькам лесенки» (произнесение слогов ле-ля-ле-лю с повышением и понижением голоса). «Дирижеры» (ле-ля-лю-ля). «Альпинисты». Поднимаемся на гору и спускаемся с горы. Тяжело подниматься вверх (произносим слог ша протяжно). Легко спускаться вниз (произносим слог шу легко). «Рисуем елку (ствол, ветки), волны, море, океан». Рисование на столе пальцем перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов са-со-су-сы. «Намотаем нитки на клубок». Имитация наматывания ниток с произнесением слогов сты-ста-сто. «Пальчики здороваются». Соединять поочередно все пальцы с указательным, произнося слоги ра-ро-ру-ры. «Лодочка качается на волнах». Производить плавные движения ладонью в воздухе, произнося слоги лы-ло-лу-ла. «Плывем на лодке». Гребем веслами и произносим слоги плы-пла-пло. «Пальчики прощаются». Сгибание и разгибание пальчиков. Делать ритмичные взмахи соединенными вместе пальцами и произносить слоги пра-про-пру-пры. «Музыканты». «Играем на балалайке (произнесение слогов трень-брень, трень-брень), гитаре (дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля), гармошке (тру-ля-ля, тру-ля-ле), трубе (тра-тро-тру-тры), барабане (трам-драм, трам-драм), трубе (тру-ду-ду, тру-да-да)и т. д.». «Режем бумагу большими и маленькими ножницами» (слоги чик-чик-чик, чак-чак-чак произносить медленно, быстро, замедляя темп). Произнесение слогов от имени детей, их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов и др. Запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, и выражение эмоционального состояния при помощи интонации и мимики. Барсучиха ругает Барсучонка: «Бры-бра-бро» (сердито). Барсучонок виновато: «Гры-гра-гро». Мама простила его (слоги произносятся ласково). «Мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка учат малыша говорить» (бра-бро-бру-бры). Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально). «Разбилась чашка» (дззынь-дззынь-дззынь). «Разговор инопланетян». Произносить слоги со сменой ударения и интонации: Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра! Выражение удивления (инопланетяне удивились, увидев нас, дома, деревья), печали (сломался космический корабль), грусти (грустно с нами расставаться), радости (обрадовались тому, что мы помогли починить корабль). Успокоим их (поможем починить корабль). «Дети в детском саду». «Ссора — примирение». Выразить интонацией при произнесении слогов разное настроение детей (возмущение — спокойствие, радость — огорчение, недовольство). «Добрый — злой голос». «Колдун колдует» (дра-дру-дры-дро). «Ребенок учится говорить». Слово лиса (ли-ли). «Разговор сказочных персонажей — Лисы и Зайца, Медведя и Волка, Ежа и Белки и др.». «Разговоры зверей на лесной полянке». «Песенки птиц»: ворона и вороненок: крра-крра-крра, каррр-каррр-каррр; гага-гребенушка — громкий крик: аррр, аррр; пигалица — четыре-четыре-четыре; коростель — крэк-крэк-крэк; камышница — крук, кек-кек-ке; вальдшнеп — хорк-хорк-хорк; поморник — кри-кри-кри, кр-р-р; клуша (чайка) — га-ак-аг-аг, гре-гри; тупик — ворчащее аррр; чиж — звонкое тиилли-тиль, тиль; сова-сплюшка — печальный и мелодичный свист сплю-ю, сплю-ю; стриж — спи-ирь; седой дятел — гнусавый крик клай-клай-клай; дятел-желна — громкое кир-кир-кир; береговая ласточка — негромкое чиррр-чирр; городская ласточка — громкое тиррчт-тиррчт; трясогузка — звонкое цит-цит; свиристель — нежное свирири-свирири; певчий дрозд — резкое циии; чечетка — звонкое чет-чет-чет; щегол — звонкое пить-пиль-пить; зяблик — громкая трель фью-фью-фью-ля-ля-ля-ди-ди-диви-чиу; хохлатая синица — громкое ци-ци-тррг; большаясиница — ци-ци-ци-пи, ин-га-ин-гапип-пии-чэрж; чаичка — голос звонкий, печальный пьюй-пьюй-пьюй; чибис — голос гнусавый, крикливый чьи вы, чьи вы; обыкновенная овсянка — тихая песня зинь-зинь-зинь-зини-циик. Работа над слоговой структурой слова. Отстукивание ритмического рисунка слов рак, рука, радуга, рукавица. Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое? Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза Игра «Поймай звук». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду. «Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра. Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра? Звуковой анализ и синтез слов и слогов из двух звуков: он, уж, Ух! Ах! Ам! Ох! Ма, ку, по и др. Анализ и синтез слогов. Использовать символы звуков — кружочки красного, синего и зеленого цветов. Сколько звуков в слоге ас?Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога ас. Какие звуки есть в слоге ла?Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]? (Слог лу.) Составь слог из звуков [ш], [а]. Я даю тебе звук [ш] и звук [а]. Какой слог ты мне вернешь? Какие звуки есть в слоге ра?Какой слог можно составить, если к звуку [а] «пригласить» звук [с]? Какой слог получится, если мы «подружим» звук [р] и звук [у]? Найди картинки, в названиях которых есть слог ру (рукавицы, рубашка, рубанок, ручей). Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка). Подскажи конец слова: иг... (ла), пи... (ла), по... (лы), го... (ры), помидо... (ры). Дополни слово: но... (ра), ко... (ра), ды... (ра). Подскажи недостающий слог: ...дуга,...кета. Какого слога не хватает? (Пыле..., авто....) Развитие речеслухового внимания и памяти. Запоминание и воспроизведение слогового ряда из одинаковых согласных и разных гласных звуков (ра-ро-ру). Запоминание и воспроизведение ряда слогов со стечением согласных и разными гласными (шма-шмо-шму, сто-сты-сту). Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных звуков: са-ча-ша-жа (на этапе дифференциации звуков). Запоминание и воспроизведение слогового ряда с оппозиционными звуками (са-ша, ла-ра-ла-ра, ста-шта). Чтение прямых и обратных слогов: ра, ро, ор, ар. Конспекты занятий Конспект занятия 1 Автоматизация звука [р] в обратных слогах Оргмомент
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.57.228 (0.01 с.) |