Темы рефератов по курсу «История и философия науки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы рефератов по курсу «История и философия науки»



Для аспирантов

  1. Наука как ценность современной цивилизации.
  2. Философия образования: основные проблемы.
  3. Эмпирический и теоретический уровни научного знания в педагогическом исследовании.
  4. Специфика педагогики как гуманитарной науки.
  5. Научная картина мира и ее место в системе образования.
  6. Исторические типы научной рациональности и соответствующие им модели образования.
  7. Научные революции и их влияние на развитие образования.
  8. Взаимодействие традиций и инноваций в образовании.
  9. Наука и моральная ответственность ученого.
  10. Основные принципы синергетики как теории саморазвивающихся систем.
  11. Философские основания экологической этики.
  12. Образование как социальный институт.
  13. Влияние бизнеса, общества и государства на развитие образования.
  14. Сократ о природе человека. Сократический метод обучения.
  15. Платон о сущности человека и об образовании в идеальном государстве.
  16. Развитие норм логического мышления и организаций науки в средневековых университетах.
  17. Ренессансный идеал человека и становление гуманистической педагогики.
  18. Роль Славяно-греко-латинской академии в развитии философии и образования.
  19. Просветительские идеи С.Полоцкого и Ю.Крижанича.
  20. Философские и педагогические взгляды Д.Локка.
  21. Роль науки и просвещения в философии русских просветителей XVIII в.
  22. Природа человека и проблемы образования в философии французского Просвещения.
  23. Философские и педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо.
  24. Философия свободы И.Канта и его педагогические воззрения.
  25. Рационализм и историзм философии Г.В.Ф. Гегеля и влияние его идей на развитие педагогики.
  26. Философия марксизма-ленинизма как методологическая основа советской педагогики.
  27. Западники: ценность науки естественнонаучного образования в развитии человека и общества (Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.П.Огарев).
  28. Славянофилы: принцип народности в образовании и необходимость религиозно-нравственного воспитания.
  29. Философские взгляды Л.Н.Толстого и его концепция свободного воспитания.
  30. Философские и педагогические воззрения В.В. Розанова.
  31. Философия образования С.И. Гессена: педагогика как прикладная философия.
  32. Философский персонализм В.В. Зеньковского и его педагогические идеи.
  33. Русский космизм и учение В.Вернадского о ноосфере.
  34. Философия жизни как методологическая основа концепций свободного воспитания.
  35. Учение неокантианцев о ценностях и становление аксиологического подхода в образовании.
  36. Г.Риккерт: науки о природе и науки о культуре.
  37. Философия образования Г.Спенсера.
  38. Философские основания «школы труда» Д.Дьюи.
  39. Учение Фрейда о бессознательном и проблема использования ресурсов бессознательного в образовании.
  40. Экзистенциальная антропология Э.Фромма.
  41. Экзистенциализм К.Ясперса: ценность разума, свободы и общения.
  42. Философия Ж.-П. Сартра и идеология молодежного бунта 60-70-х гг. XX в. на Западе.
  43. Феноменология Э.Гуссерля.
  44. Феноменология повседневности А.Шюца.
  45. Герменевтический круг Г.-Г. Гадамера: проблема понимания.
  46. Проблема объяснения и понимания в образовании.
  47. Диалог как универсальное средство образовательного процесса.
  48. Герменевтика П.Рикера.
  49. Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.
  50. Историософия М.Фуко.
  51. Ж.Делез: структурный анализ художественных текстов (М.Пруст, М.Турнье).
  52. Социальная семиотика Р.Барта.
  53. Семиотика русской культуры Ю.М. Лотмана.
  54. М.М. Бахтин: философский анализ поэтики Достоевского.
  55. Многомерность гендера и проблема полового воспитания в системе образования.
  56. Й. Хейзинга: игра как универсальная характеристика человеческого бытия.
  57. Смыслы игры и ее функции в жизни человека и общества.
  58. Философские основания игры как формы обучения и воспитания.
  59. Молодежная субкультура как средство самоидентификации молодежи и социальной адаптации.
  60. Типология молодежных субкультур и их идеология в современной России.
  61. Образование как средство разрешения межгенерационных противоречий.
  62. Проблема религиозного воспитания и религиоведческого образования в современной школе.
  63. Семейное воспитание в современной российской культуре.
  64. Значение эстетического образования в современной школе.
  65. «Общество знания»: образование в информационном обществе.
  66. Философские принципы развития критического мышления у учащихся.
  67. Смысл свободы: познанная необходимость или ответственность?
  68. Смысл творчества и проблема развития творчества учащихся.
  69. Массовая культура и ее воздействие на детей, подростков и молодежь.
  70. Компьютерная революция и использование информационных технологий в образовании.
  71. Возможности Интернет в современном образовании.
  72. Полиэтничность современной школы и проблема воспитания толерантности.
  73. Причины этноцентризма, расизма, религиозного фундаментализма в современной культуре и пути их преодоления в процессе образования.
  74. Этика ненасилия и проблема нравственного воспитания.
  75. Основные характеристики информационного общества.
  76. Смысл истории и его интерпретации.
  77. Концепции исторического прогресса.
  78. Основные концепции глобализации и перспективы развития мирового сообщества.
  79. Образование в контексте процесса глобализации.
  80. Диалог культур в глобальном мире: солидарность и сотрудничество.

 

Примерные вопросы кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»

1. Роль философских идей и принципов в развитии теории образования. Философия образования и педагогика.

2. Культурно-антропологический подход в философии образования.

3. Теоретический и эмпирический уровень исследования. Теория и метод в педагогическом исследовании.

4. Картина мира в науке и в образовании.

5. Историческая изменчивость механизмов порождения нового знания. Модели роста научного знания

6. Динамика научного знания: взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Традиции и инновации в образовании.

7. Исторические типы рациональности: классическая, неклассическая и постнеклаcсическая и соответствующие им модели образования.

8. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска.

9. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подхода.

10. Экологическая этика и ее философские основания.

11. Наука как социальный институт. Влияние государства и бизнеса на образование.

12. Античная философия и концепции образования Сократа, Платона и Аристотеля.

13. Соотношение разума и веры в средневековой философии. Христианская теология и средневековая ученость.

14. Ренессансный гуманизм и проблема образования «нового человека».

15. Философия Нового времени о соотношение разума и чувств в человеке и проблема их гармонизации. Педагогические воззрения Д.Локка.

16. Просветительская концепция «естественного человека» и роль среды в формировании личности.

17. Скептицизм Ж.-Ж.Руссо и его идеи свободного воспитания.

18. Философия и педагогика свободы И.Канта.

19. Рационализм и историзм философии Гегеля и ее влияние на педагогику (идеи развивающего обучения, принцип культуросообразности).

20. Русское Просвещение: обучение как средство нравственного воспитания.

21. Философские и педагогические идеи западников (Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.П.Огарев).

22. Философские и педагогические воззрения славянофилов (А.С.Хомяков, С.Киреевский).

23. Философские взгляды Л.Н. Толстого и его концепция свободного воспитания.

24. Русская религиозная философия начала XX века и проблема образования человека (Вл.Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов).

25. Марксистско-ленинская философия как методологическая основа советского обра-зования.

26. Неокантианство: науки о природе и науки о духе (Г.Риккерт, В.Дильтей). Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания.

27. Учение неокантианцев о ценностях и становление аксиологического подхода в философии и образовании.

28. Гуманизация и гуманитаризация образования как проблема.

29. Основные принципы позитивизма. Влияние позитивистской методологии на развитие экспериментальной педагогики. Проблема тестирования.

30. Идеи эволюционизма в философии образования Г.Спенсера.

31. Инструментализм прагматизма и философско-педагогические идеи Д.Дьюи. Проблемный подход в образовании.

32. Философия жизни как методологическая основа концепций свободного воспитания (Ф.Ницше, Э.Кей, М. Монтессори, К.Вентцель, Р.Штайнер).

33. Основные принципы философии экзистенциализма и их реализация в философии образования (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П. Сартр).

34. Психоанализ и проблема бессознательного в современной науке и в образовании.

35. Философия образования С.И. Гессена: педагогика как прикладная философия.

36. Феноменология Э.Гуссерля: наука и «жизненный мир». Повседневность как среда образования.

37. Современная философия языка. Язык как условие и средство взаимопонимания в образовании.

38. Герменевтический круг понимания Г.Г.Гадамера. Формирование коммуникативной компетентности в образовании.

39. Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.

40. Понимание и объяснение в науке и в образовании.

41. Диалог как условие самоидентификации личности и как основа ее творческого развития.

42. Основные принципы структурализма и постструктурализма: текст как основа ис-следования (Р.Барт М.Фуко Ж.Делез, Ж.Деррида, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман).

43. Основные принципы системного анализа. Системный анализ в науке и в образова-нии.

44. Эстетическое образование в современной школе: классика и современность.

45. Логико-информационный подход в образовании.

46. Философское осмысление гендерных проблем в образовании.

47. Философские основания игры как формы обучения и воспитания. Игра и праздник.

48. Молодежь как субъект социальных преобразований и как объект социального воз-действия.

49. Молодежная субкультура как средство самоидентификации и социальной адапта-ции молодежи. Типология молодежных субкультур в современной России.

50. Семейное воспитание как феномен российской педагогики.

51. Взаимодействие семьи и школы в условиях стабилизации социокультурных отно-шений.

52. Рациональность мифа. Миф как способ переживания и философского осмысления действительности, как источник художественного творчества и как идеология.

53. Философский смысл религиозного мировосприятия. Проблема религиозного вос-питания и религиоведческого образования в современной школе.

54. Философское понимание смысла истории: от субстанциализма к антропологизму.

55. Линейные и циклические версии истории. Исторический прогресс и его критерии.

56. Основные черты постиндустриального общества. «Общество знания»: образование в информационном обществе.

57. Массовая культура и ее воздействие на детей, подростков и молодежь.

58. Роль средств массовой информации в образовании личности.

59. Компьютерная революция и использование информационных технологий в образовании.

60. Основные концепции глобализации. Образование в контексте глобализации.

 

 

 

 

 

 


[1] Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. ‑ М.: ЭКСМО - пресс, 2001. – (Психология без границ). – С. 374.

[2] Романов К.В., Леванькова Н.А. Семья как социокультурный феномен образования // Инновации в образовании. – № 6, 2006. – С. 53-54.

 

[3] Кармин А.С. Культурология.. – СПб.: Лань, 2004. – 928 с. – С.516.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.019 с.)