Тема 1.2.Структура научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2.Структура научного знания



 

Наука представляет собой социальную деятельность, направленную на производство, хранение, переработку и распространение специализированных знаний, обладающих специфическими чертами, или критериями, которые позволяют отделить их от разнообразных форм вненаучного знания. Необходимо охарактеризовать такие специфические черты научного знания как: обобщенно-абстрактная форма выражения, наличие искусственного специализированного языка, систематизированность, обоснованность, доказательность и проверяемость, специальные методы и средства, позволяющие выделить изучаемый объект среди других, а также специально подготовленные люди ― ученые и учреждения, обеспечивающие подготовку специалистов.

Научное знание следует рассматривать как сложноорганизованную динамическую систему. В структуре научного знания принято выделять два уровня ― эмпирический и теоретический, каждый из которых обладает своей спецификой. Если эмпирическое исследование непосредственно соприкасается с действительностью, с явлениями и отношениями между ними, то теоретическое раскрывает существенные и закономерные связи явлений. При этом следует уяснить, что и эмпирическое и теоретическое знание всегда есть знание рациональное и дано в форме понятийного дискурса.

При анализе эмпирического уровня знания следует обратить внимание на то, что его целью является поиск фактов науки (научных фактов), которые всегда выступают в качестве элемента логической структуры конкретной системы знания, т.е. содержат теоретические представления. Раскрывая особенности теоретического знания, необходимо охарактеризовать его формы (проблема, гипотеза и теория), основные функции (объяснительная, предсказательная, методологическая, понимающая и др.), указать основные элементы теории (законы, аксиомы, принципы, идеализированные объекты, философские основания и пр.).

Эмпирическое и теоретическое исследование имеют свои специфические способы, приемы решения поставленных задач ― научные методы. Следует уяснить суть таких общелогических методов, как анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, идеализация, аналогия, моделирование, системный подход, вероятностно-статистические методы. К собственно эмпирическим методам относят наблюдение, сравнение, измерение, описание, эксперимент. К теоретическим ― формализацию, аксиоматический метод, гипотетико-индуктивный. При этом необходимо понимать различия методов естественных наук и наук социогуманитарных. Раскройте специфику таких эмпирических и теоретических методов социального познания, как наблюдение, интроспекция, эмпатия, социальный эксперимент, сравнительный (компаративистский), опроса (анкетирование, интервьюирование). Помимо вышеуказанных общенаучных методов существуют частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы научного исследования, примеры которых следует привести. При известных условиях в ходе исторического развития метод может превратиться в теорию, а теория в метод, примером чего являются, феноменологический или герменевтический методы, широко используемые в гуманитарных науках.

Важно понять, что отношения между теоретическим и эмпирическим знанием носят опосредованный характер: научные теории не выводятся логическим путем из эмпирического знания, а конструируются и надстраиваются над ним, благодаря творческой деятельности разума. Из научных теорий нельзя вывести эмпирически проверяемые следствия, но только теоретические же следствия, как правило, частные, единичные.

Поскольку современная наука дисциплинарно организована, ее можно рассматривать как сложную систему, имеющую следующие структурные уровни: 1. идеалы и нормы научного исследования (от общих для научного познания до конкретных для каждой отдельной науки); 2. научная картина мира, как общенаучная, так и специальная (физическая, биологическая и т.п.); 3. философские идеи и принципы, которые обосновывают идеалы и нормы науки и обеспечивают включение науки в систему культуры. Необходимо уяснить, что идеалы и нормы научного исследования связаны с аксиологическими основаниями наук. Именно ценности обусловливают смысл, цели, задачи, специфику наук, их изменения в процессе исторического развития. Научная картина мира, которая представляет собой совокупность знаний, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития науки, выступает как исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска, определяет выбор средств решения исследовательских задач. Следует различать общую (общенаучную) картину мира, которая стремится дать целостное представление о мире, и частную (частнонаучную, локальную), которая дает обобщенное представление явлениях и процессах конкретной научной области. Объясните, почему классическая наука претендовала на создание исчерпывающе полной и истинной картины мира, а современная постнеклассическая наука видит мир как мозаичный объект, части которого могут сосуществовать в рассогласованном состоянии. Примером может служить несовпадение фундаментальных характеристик мира природы и мира культуры, находящее свое выражение в существовании гуманитарных и естественных наук. Дайте общую характеристику функций (мировоззренческой, методологической, гносеологической, аксиологической) научной картины мира и покажите, в чем отличие научной картины мира от мифологической, художественной, религиозная. Наконец, философские основания науки, представляющие собой совокупность онтологических, гносеологических, аксиологических, логических принципов и идей, обосновывают идеалы и нормы науки, картину мира, направление стратегии исследования и определяют его социокультурный контекст. Следует пояснить, почему в периоды научных революций, когда становится очевидным неприемлемость привычной картины мира, непродуктивность теорий, ограниченность методов исследования, обостряется тяга к прояснению философских оснований науки и переориентации на иные.

Контрольные вопросы:

1. Объясните, в чем заключается специфика научного знания и в чем его отличие от других видов знания.

2. Почему в современной науке эмпирическое знание рассматривается как знание рациональное?

3. Раскройте специфику методов гуманитарных наук и приведите примеры.

4. Объясните, почему в основании наук всегда имплицитно или эксплицитно присутствуют философские идеи?

Литература

Бережнова Е.В. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности. // Педагогика. 2002. №1. - С. 101-105.

Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования. // Педагогика. -1999. № Валеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования. // Педагогика.-2001. №4. С. 19-23.

Гришунин С.И. Возможна ли современная наука без интуиции. Модели творческой интуиции в контексте науки, философии и прогнозирования - 2 изд. М.: ЛКИ, 2008.

Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный дом «Университет», 2002

Калягин В.В. Современная научная картина мира. М., 2007.

Карпович В. Н. Объяснение в социальном познании. Новосибирск, 1989.

Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары, 2001. - 260 с.

Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. 2002. - № 1. - С 3-10.

Конструктивизм в теории познания. Под ред. Лекторского В.А. М., ИФ РАН, 2008.

Майданов А.С. Методология научного творчества М: ЛКИ, 2008.

Новиков А.С. Философия научного поиска М.: Книжный дом "Либроком", 2009.

Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. М.: Наука, 1988.

Розов Н.С. Номонологический синтез теоретических знаний об истории и культуре (Проект интеллектуальной стратегии) // В диапазоне гуманитарного знания. Спб., 2001.

Светлов В.А. История научного метода М., 2002.

Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М., 2000.

Система гуманитарного и социально-экономического знания. – М., 2002.

Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. – М., 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.01 с.)