Базы данных, информационно-справочные и поисковые 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базы данных, информационно-справочные и поисковые



системы ……………………………………………………………..192

 

Темы рефератов по курсу «История и философия науки»

для аспирантов и соискателей..........................................................192

Примерные вопросы кандидатского экзамена по курсу

«История и философия науки» …………………………………194

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации, представленные в данном учебном пособии, базируются на Программе курса «История и философии науки», который рассчитан на аспирантов I курса по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования, обучающихся в Академии постдипломного педагогического образования. Данный курс является профилированным и акцентирует внимание на философском осмыслении основных этапов развития образования и педагогики, сущности, смысла, целей, методов, форм образования как специфического вида человеческой деятельности, актуальных проблем современного образования и педагогической науки. В соответствии с Программой курса учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых содержит соответствующие темы, конкретизирующие содержание. В связи с тем, что в науке и философии существует множество различных точек зрения на те или иные проблемы образования, в пособии дается содержательный философский анализ соответствующих теоретических положений и методологических подходов, опираясь на которые аспирант сможет в процессе самостоятельной работы проанализировать конкретные идеи, теории, проблемы и вписать их в социокультурный контекст. В пособии к каждому разделу, каждой теме дается список первоисточников и аналитической литературы, которая позволит аспиранту изучить различные аспекты изучаемой темы под разным углом зрения и усвоить те философские принципы и положения, которые соответствуют его научным и профессиональным интересам.

Первый раздел «Основы философии науки» отражает основное содержание учебного курса, обязательное для освоения аспирантами всех научных специальностей. Поскольку по этому разделу издано множество учебников и учебных пособий, в представленном учебном пособии методические указания касаются наиболее сложных или проблемных вопросов, а также тех, которые нуждаются в профилировании.

Второй раздел пособия «Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук» («Философские проблемы образования») предлагает к рассмотрению историю философско-образовательных и педагогических концепций. Методологическим основанием структурирования этого раздела на темы является концепция рациональности и ее исторических типов (классическая, неклассическая и постнеклассическая). Потому изучение каждой темы предполагает раскрытие интерпретационного потенциала важнейших теоретический положений и проблем прошлого, которые были сформулированы в истории философии образования, но оказались созвучными современным. Тем самым аспирант усваивает исторический подход к изучаемому материалу, ибо любая самая современная проблема имеет свою историю, прочитывать которую необходимо через призму ценностей настоящего. В противном случае прошлое предстает, как музейная коллекция может быть любопытных, но ненужных вещей.

Опора на принципы и методы постнеклассической философии позволит представить исторический процесс не как линейный, в ходе которого старое преодолевается и отбрасывается как исчерпавшее себя, а как дискретный процесс смены образовательных парадигм, каждая из которых имеет свои собственные несводимые к другим основания. На основе применения феноменологического метода каждая из этих парадигм может быть реконструирована как уникальный культурный организм, который предстает как результат видения философами и педагогами целей и задач образования, его роли в общественной жизни и перспектив развития. Использование структурно-функционального подхода позволит рассмотреть эти уникальные парадигмы как обладающие сопоставимыми устойчивыми структурами, организующими и упорядочивающими огромный историко-культурный материал. При этом реализация герменевтического подхода позволит связать эти парадигмы в процессе непрерывного понимания, преодолевающего временную дистанцию и тем самым делающее прошлое современным. Использование постнеклассической философской методологии научного исследования историко-культурных процессов будет препятствовать прямому переносу современных представлений об образовании на его историю, а также поискам «исторических корней», которые определяют весь дальнейший ход развития образования. В качестве примера можно привести часто встречаемое стремление напрямую связать свободную педагогику Руссо и Толстого с идеями свободного воспитания Э.Кей, К.Вентцеля и других новаторов начала XX в.

Кроме того, история философско-образовательных идей и теорий дается в методическом пособии как диалог, осуществляемый в рамках западноевропейской и русской культуры, в ходе которого происходит обмен идеями, их осмысление и переосмысление, а не прямое заимствование или подражание. Парадигмальный подход позволит установить общие теоретические и методологические принципы, которые лежат в основании представлений об образовании, сложившихся в западноевропейской и русской культурах, что делает их типологически сопоставимыми. Вместе с тем принцип историчности ориентирует на выявление специфических оригинальных черт философско-образовательных идей и концепций, обусловленных всем ходом исторического развития. Все это способствует процессу понимания других культур, создает убеждение в возможности и необходимости взаимопонимания как основы сотрудничества во имя реализации общих гуманистических целей и ценностей.

Третий раздел «Философия постиндустриального развития и образование» акцентирует внимание на проблемах образования в эпоху современности и предлагает аспиранту включиться в дискуссию по поводу их возможных вариантов решения. Освоение этого раздела предполагает знание новейших тенденций развития образования в постиндустриальную эпоху, которая отличается динамичностью, непрерывным продуцированием новых идей, требующих поиска их реализации в образовательной теории и практике.

В заключение каждой темы предлагаются контрольные вопросы, ответы на которые будут способствовать более глубокому освоению материала и служить средством самопроверки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.004 с.)