Раздел II. Философия социально-гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Философия социально-гуманитарных наук



Подраздел I. Основные этапы развития философии образования

Тема 2.1.1. Классическая философия образования

2.1.1.1. Космоцентризм античной культуры: наука, философия и образование

Античность - это отличный от истории древневосточных цивилизаций исторический период, когда закладывались основы европейской, в том числе и русской культуры. Следует помнить, что философия как рациональное систематизированное мировоззрение возникает на греческой почве в силу специфики природного и исторического развития этого региона. Если древневосточные цивилизации были цивилизациями аграрного типа с присущим им мифологическим мировосприятием, то древнегреческая цивилизация развивалось как ремесленно-торговая, породив такое уникальное явление как греческий полис, в основе которого были заложены три фундаментальные идеи - демократия, республиканизм и гражданственность. Каждый гражданин мог иметь и высказывать свою точку зрения, оспаривать позиции других и доказывать свою правоту, что способствовало развитию искусства аргументации и разработке приемов логического доказательства. Именно рациональный характер греческой цивилизации, способствовавший возникновению философии и науки, подорвал основы традиционного для древних обществ мифологизма, базировавшегося на конкретно-образном мышлении. Религия в Греции имела характер общегражданского установления и была толерантной по отношению к другим верованиям, что было обусловлено смешанным этническим составом греческого общества. В этой связи важно подчеркнуть, что возникновение философии и науки свидетельствовало о высоком уровне абстрактного мышления греков, преодолевших привязанность к локальному пространству и оказавшихся на пересечении кросс-культурных связей и отношений, стимулировавших развитие способности к логическому мышлению.

Далее следует обратиться к анализу первого этапа древнегреческой философии - натурфилософии, для которой разделения на науку и философию не существовало. Натурфилософия ставила своей целью конструирование общей картины мира, базирующейся на теоретических концептах, которые выражали безличные общезначимые силы природы (ионийские мыслители). Важно усвоить, что античная наука имела умозрительный характер: она не была связана с развитием техники и ремесла, не ориентировалась на решение практических задач, а представляла собой интеллектуальное занятие, ставившее своей целью поиск истины. Основной метод античной науки – созерцание, не связанное с опытом. Поиск первоначал в природе привели натурфилософов к идее Единого космоса как основы космоцентристского мировоззрения – представления о Космосе как разумном, справедливом, прекрасном, гармоничном, телесном, живом мироустройстве, органической частью которого является человек (микрокосм).

Необходимо объяснить, почему натурфилософы занимались конструированием устройства мироздания и поисками его сущности, оставляя в стороне проблему человека. Ответ на этот вопрос лежит в плоскости понимания того, что греческие сообщества этого периода представляли достаточно спаянные своей причастностью к полису коллективы, нормативная система которых не допускала отклонения от своих принципов поведения отдельных индивидуумов. Единообразное устройство мира предполагает и единообразное поведение людей устроенных одинаково и одинаково воспринимающих мир.

По мере того, как усложнение общественной жизни сопровождалось возрастанием степеней свободы человека, становилось очевидно, что люди не ведут себя одинаково. Имея одни и те же природные задатки, они в разной степени их реализуют. Тогда античная философия вступает в свою классическую (антропоцентрическую) фазу, где основным объектом философских размышлений становится человек, а проблемой – как при помощи воспитания добиться добродетельного поведения людей. Аргументом Сократа против натурфилософии было то, что «деревья ничему не учат, учат люди в городе». Переходной фигурой от натурфилософии к классической философии был Демокрит, чья оригинальная атомистическая картина мира была построена на принципах социоморфизма. Рекомендуется обратиться к этике Демокрита, которая сформировалась в период зрелой греческой демократии и свидетельствовала о высокой степени свободы и автономности личности. Важно подчеркнуть, что в классический период греческая философия демонстрировала свою готовность служить основой усовершенствования мира. По Аристотелю, «быть – не значит занимать место, быть - значит действовать». В своей философии Сократ, Платон, Аристотель предлагали проекты по усовершенствованию не только человека, но и общества (государства) и пытались так или иначе провести их в жизнь.

Следует проанализировать основные концепции человека в классической греческой философии, которые служили основанием выдвижения философско-образовательных идей, не утративших своего значения в последующие века. Наиболее ярким выражение античного антропоцентризма было учение софиста Протагора, утверждавшего, что «человек есть мера всех вещей», из чего следовало, что никаких трансцендентных законов и универсалий нет, что истина конвенциональна и является результатом согласия людей. Против такого релятивизма, угрожающего социальному порядку, выступил Сократ, утверждавший природную предрасположенность человека к добродетелям, которые придают устойчивость человеческим отношениям, но нуждаются в развитии и совершенствовании в процессе образования (пайдейя). Раскройте смысл сократовского этического рационализма, который стал просветительской парадигмой на протяжении последующих веков. Следует проанализировать диалогический метод обучения Сократа и раскрыть смысл его знаменитого высказывания «я знаю, что я ничего не знаю». Объясните, почему Сократ принципиально отвергал «книжное» обучение и предпочитал ему непосредственное общение учителя с учениками.

Далее следует обратиться к философии Платона, который свое представление об идеальном гражданине и способах его образования в идеальном государстве выстраивал на основе своей концепции двоемирия. Важно понять, что мир идей Платона - это созданный Демиургом мир идеальных образцов, к которым следует стремиться пребывающим в мире конечных вещей несовершенным людям, чьи усилия направляются бессмертной душой - этим медиумом двух миров. Как и Сократ, Платон полагал, что разница в уровне разумного и морального поведения людей зависит от степени их осведомленности о должном и недопустимом. Отсюда апелляция к образованию как важнейшему инструменту формирования «правильного» человека. Проанализируйте систему образования, которую Платон предлагает в своем идеальном государстве («Государство», «Законы») и раскройте ее исторический и современный смысл. Несмотря на резкую критику проекта идеального государства Платона многими современными философами, в частности К.Поппером, интересно то, что именно Платон первым предложил в качестве идеальной формы правления меритократию, контуры которой видят сегодня в модели информационного общества.

Обращаясь к антропологическим идеям Аристотеля («Политик» и «Этика») важно отметить, что он не занимал, как Платон, позицию сурового этического ригоризма, а допускал возможность отклонения человека от правильного поведения вследствие влияния на него различных, в том числе психологических факторов. Рассматривая воспитание в единстве составляющих его сторон, Аристотель большое значение уделял нравственному воспитанию, но при этом не призывал к постижению сущности этических императивов (это трудное дело по плечу только философам), но требовал обязательного усвоения практических норм поведения.

Особое внимание стоит обратить на роль искусства в воспитании, что вытекало признания человека как микрокосмоса и потому нуждающегося в гармоническом и эстетическом развитии. Если для Платона искусство - это «тень теней», несовершенная копия идеи как идеала для творческих устремлений, то для Аристотеля искусство - «мимесис», т.е. подражание действительности, которое, однако, не является правдоподобной копией реальных вещей, а ориентируется на подражание космосу как идеальному произведению искусства, включающему нравственное измерение («Поэтика»). Тем самым искусство не только рождает чувство эстетического удовольствия, но и обладает большим познавательным и нравственным потенциалом.

Анализ науки, философии и образования в эллинистический период предполагает понимание тех существенных изменений, которые произошли в античном мире после падения империи Александра Македонского и утверждения Римской империи. Важно уяснить, что Римская империя, включив в свои пределы Грецию в качестве культурной провинции, инкорпорировала такие фундаментальные ценности греческого мира как философия и искусство, переосмыслив их в духе имперской идеологии. Кроме того следует отметить, что эллинистическая культура включала в себя и культуру народов Ближнего и Среднего Востока, способствуя становлению и распространению космополитического мировоззрения. Сам Рим предъявил европейскому миру свои собственные достижения - римское право, инженерно-техническую мысль и технологии и особый по сравнению с восточными деспотиями тип империи. Рационализм и практицизм, свойственные римской цивилизации, послужили благоприятной почвой для развития науки и техники, достигших высокого уровня.

Греческая философия на римской почве включила в себя умонастроения, свойственные человеку уже не как активному члену гражданской общины эпохи демократии, а подданному империи, лишенному права принимать влияющие на жизнь государства решения. Философия утратила свой деятельно-политический характер, сконцентрировалась на обсуждении проблем личной этики, включила фаталистические настроения и мистические мотивы. Основные направления эллинистической философии можно рассматривать не только как философские школы, но и как стили размышлений, присущие человеку, который живет в условиях несвободы и предрешенности его бытия. Сравнение двух философских школ - эпикуреизма и стоицизма - приводит к мысли о двух возможных типах отношения к действительности. Если эпикуреизм отстаивал позицию неучастия в общественной жизни и предлагал сосредоточиться на частной жизни, на получении максимального удовольствия от интеллектуальных занятий, от общения с ближним кругом друзей и единомышленников («живи незаметно»), то стоицизм, наоборот, призывал к безусловному принятию мира как единственно правильного и справедливого и к активному честному служению ему («если рушится мир, мудрец бестрепетно погибнет под его развалинами»). Еще одно направление, сыгравшее важную историческую в развитии науки и философии – это скептицизм, представители которого настаивали на равноправности различных идей и тем самым способствовали накоплению и сохранению античного знания.

На развитие педагогических идей Древнего Рима наибольшее влияние оказал скептицизм, обосновывавший возможность использования в образовании самых разных идей и теорий, и прежде всего, греческой науки и философии, а также стоицизм, нацеленный на воспитание в духе сурового морального ригоризма, умеренности, сдержанности, мужественности и преданности государству. В качестве примера можно привести взгляды на образование Марка Тулия Цицерона, который видел в философии средство «возделывания души», помогающего «отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи». Изучение философии, особенно греческой, полагал Цицерон, будет способствовать воспитанию общественного деятеля, который был для него идеалом человека. Значительный интерес для анализа римской педагогики представляет моральная философия стоика Луция Анея Сенеки, который, рассматривая проблему противоречия между требованием исполнения гражданского долга в условиях тиранического государства и требованиями морали, делал выбор в пользу последних. Обратите внимание также на педагогические идеи выдающегося ритора, одного из первых классиков гуманной педагогики Марка Фабия Квинтилиана.

В эпоху позднего эллинизма происходит усиление влияния христианского мировоззрения на античную философию (неоплатонизм), насыщая ее идеями и настроениями религиозного трансцендентализма и мистицизма. Уже у Плотина (III в.) традиционные для античности гражданские добродетели отступают перед добродетелями «очищающими», поскольку целью становится не достижение счастья, а приближение к богу через очищение (катарсис). Философия из средства руководства жизни превращается в средство ее преодоления, акцентируя внимание не на познании смысла и цели жизни в процессе размышления, а на одномоментном акте постижения вечной истины через откровение. А поскольку откровение выступает мистическим актом, доступным не всем людям, а некоторым избранным, автономия мышления, присущая философии, отступает перед авторитетом и гетерономией, свойственным религиозному мышлению. Складывающаяся христианская традиция воспитания базировалась на принципиально иных ценностях, чем ценности греко-римского мира и потому была равнодушна к античной культуре в целом. Оказавшись на периферии христианской Европы, античная философия пережила серьезные трансформации под влиянием богословской традиции, и лишь спустя столетия стала одним из центральных пунктов культуры европейского Возрождения.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается космоцентризм античной культуры?

2. Сравните взгляды Платона и Аристотеля на образование и покажите в чем их сходство и различие.

3. Какой смысл вкладывал Сократ в выражение «Я знаю, что ничего не знаю»?

4. Объясните, в чем суть сократического метода и в какой степени он может быть использован современной педагогикой?

5. Что имел в виду Демокрит, когда утверждал «Мудрец выше истины»?

6. Какой смысл вкладывал Протагор в выражение «Человек есть мера всех вещей»?

7. В чем специфика эллинистической философии и как изменились взгляды мыслителе на образование?

Литература

Первоисточники

Аристотель Этика; Политика; Поэтика // Собр. соч.: В 4-х т. — М.: Мысль, 1984. - Т. 4. - 830 с.

Квинтилиан Марк Фабий О подготовке оратора» (отрывки). // Идеи эстетического воспитания. Антология в 2 т. Т. 1. Античность, Средние века. / Сост. С. С. Аверинцева. М., 1973.

Марк Аврелий Наедине с собой // Римские стоики: Сенека. Эпиктет, Марк Аврелий / Сост. В. В. Сапов. М.: Республика, 1995. - С. 273-363.

Платон Государство //Собрание сочинений в 4 томах, СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета; «Издательство Олега Абышко», 2006. Т.3. – 752 с.

Платон Апология Сократа //Собрание сочинений в 4 томах, СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета; «Издательство Олега Абышко», 2006. Т.1. – 632 с.

Сенека Луций Аней Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986.

Цицерон Марк Туллий О старости. О дружбе. Об обязанностях. — N Изд-во АН СССР, 1974. - 247 с.

Цицерон М. Туллий Об ораторе // Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с лат. Ф. А. Петровского; Под ред. М. JI. Гаспарова. М., 1972. С. 76-252.

Фрагменты ранних греческих философов. — Ч. 1. — М.: Наука, 1989. - 375 с.

 

Литература

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. - 276 с.

Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли / Пер. с фр. Е. В. Шичалиной; Науч. ред. М. А. Асмус, А. И. Любжин. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2002. - 475 с.

Батлук О. В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопросы философии, 2001. № 1. -С. 143-160.

Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме. // Вопросы философии 2000 №2. - С. 115-140.

Гусейнов А.А. Античная этика М., Либроком, 2011.

Иванов В. Г. История этики Древнего мира. СПб, Лань, 1997. - 256 с.

Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека / Пер. с нем. А. И. Любжина. Т. 1. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2001. - 593 с.

Кнабе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986.

Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М.: Мысль, 1989. — 204 с.

Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / Пер. с фр. А. И. Любжина, М. А. Сокольской, А. В. Пахомовой; Под ред. А. И. Любжина. М., 1998.

Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. TERRA, 1991. -347 с.

Россиус А. А. Античная педагогика (Анализ концепций) // Личность и общество в религии и науке античного мира (современная зарубежная историография) / Отв. ред. В. И. Исаева, Л. П. Маринович. М., 1990.

Утченко С. Л. Цицерон и его время. — М.: Мысль, 1977. - 390 с.

Форлендер К. История философии. Античность. Средние века. М., Либроком, 2011.

Шахнович М. М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 284с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.027 с.)