Тема 2.2.1. Информационное общество в контексте глобализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2.1. Информационное общество в контексте глобализации



Для понимания процессов происходящих в современном мире следует проанализировать наиболее влиятельные концепции, объясняющие логику и вектор исторических изменений за последнее столетие. До начала 90-х гг. XX в. преобладало убеждение в том, что перспективы развития мирового сообщества зависят от исхода борьбы двух социально-экономических систем – капиталистической и социалистической. После распада социалистической системы широкое распространение получила концепция модернизации, которая возникла в середине XX в. и означала, что магистральным путем мирового развития является переход всех стран от аграрного, доиндустриального состояния к модерному (современному), индустриальному по западному образцу (рыночная экономика, правовое государство, гражданское общество, демократия, свободные средства массовой информации). Страны, которые становились на путь модернизации позже европейских, рассматривались как находящиеся в состоянии «догоняющей модернизации». Такую позицию занимают и сейчас ряд известных ученых, например, Э.Гидденс. Однако с момента своего возникновения концепция модернизации по западному образцу подверглась обоснованной критике известным исследователем Ш.Эйзенштадтом, который предложил нелинейную модель модернизации, где традиции могут играть позитивную роль. Подобную позицию отстаивал С.Хантингтон в своей знаменитой работе «Столкновение цивилизаций». Подумайте, почему «догоняющая модернизация» неприемлема для развивающихся стран и каким образом традиции могут способствовать модернизации.

В современной науке модернизация, где ключевым понятием является инновация, трактуется широко как процесс постепенного повышения уровня жизни людей, расширения их участия в делах общества, доступа к культуре, обеспечения возможностей самореализации в условиях солидарного общества при поддержке социального государства. В соответствии с концепцией модернизации индустриальное общество является необходимым этапом на пути становления постиндустриального общества, представления о котором стали формироваться в философских, социологических исследования, начиная с 60-х гг. XX в. Опираясь на идеи У.Ростоу, Д.Гэлбрейта, Д.Белла и других теоретиков, дайте общую характеристику индустриального общества, базирующегося на таких факторах как машинное производство, научно-технический прогресс, механизация и автоматизация труда, развитие гражданского общества, рост культурного и образовательного уровня населения и т.д. Далее приведите аргументы в пользу того, что массовое общество с присущей ему массовой культурой является закономерным этапом развития индустриального общества в XX в. Далее следует проанализировать массовое общество и, опираясь на работы Х.Ортеги-и-Гассета, Г.Маркузе, Д.Рисмена, Э.Фромма и др. показать, в чем его положительные черты, а что подлежит критике.

Необходимо особое внимание обратить на то, что массовому обществу соответствует массовая культура, которая, с одной стороны, способствует повышению культурного и образовательного уровня населения, с другой - предлагает массовому потребителю стандартизированный, серийный, массовый продукт, рассчитанный на невысокий культурно-образовательный уровень, невзыскательный вкус, эксплуатирует «низменные» инстинкты и влечения. Массовой культуре противостоит имеющая немногочисленную аудиторию элитарная, которая предлагает высокоинтеллектуальные, утонченные культурные образцы, требующие помимо образованности определенные интеллектуальные, нравственные и эстетические усилия. Важно отметить, что массовая культура существовала и в советском обществе, но имела свою специфику, поскольку фактором массовизации общества выступала официальная идеология.

Характерной чертой массового общества является коммерциализация свободного времени, появление мощной индустрии досуга, для которой первостепенное значение имеют экономические факторы, которые не связаны с проблемой духовного совершенствования человека. Сфера досуга становится преимущественно сферой развлечений, способствующих снятию интеллектуального и эмоционального напряжения, восстановлению физических и душевных сил. Важно подчеркнуть, коммерциализация досуга позволяет удовлетворить самые разнообразные потребности людей, но вместе с тем предлагает низкопробные, лишенные нравственного и эстетического содержания образцы потребления. Стремление посвятить досуг научно-просветительской и художественной, творческой деятельности свойственно незначительной части общества, поскольку творчество требует напряжения жизненных сил, соответствующей обстановки, благоприятного психологического климата, достаточного количества свободного времени, определенной организации, наставничества, круга единомышленников и т.д.

Начавшийся в 70-е гг. XX в. переход к постиндустриальному обществу существенным образом меняет облик современной цивилизации. Опираясь на идеи Д.Белла и других теоретиков постиндустриального общества, продемонстрируйте его специфику: развитие высоких технологий, которые сокращают долю промышленного производства и вытесняют его на периферию экономического развития; сокращение доли неквалифицированного и малоквалифицированного труда и увеличение высококвалифицированных научно-технических специалистов, занятых в сфере высоких технологий, перемещение трудовых ресурсов в социальную сферу (экономика услуг), возрастание роли науки и образования.

Очень важно усвоить, что понятие информационного общества не является синонимом постиндустриального общества, а следующим этапом его развития в 80-е гг., когда стало очевидно, что высокий уровень информатизации общества оказывает влияние на развитие всего социального организма и существенным образом трансформирует его, меняя образ жизни людей. В обществе, основой которого являются высокие технологии, перманентное обновление происходит нарастающими темпами. Из этого следует, что востребованы не просто специалисты с высоким уровнем образования и интеллекта, но и способные к генерации нового знания, т.е. люди творческие, нестандартно мыслящие, открытые постоянным переменам, готовые идти на риск в условиях незапрограммированного будущего. Кроме того, перемещение специалистов в социальную сферу (здравоохранение, торговля, образование, туризм и проч.) требует развитых коммуникативных способностей, умения договариваться, идти на компромисс, достигать солидарных решений.

Важно уяснить, что информационное общество по самой своей сути является обществом немассовым, оно размывает жесткие иерархические структуры, выводя на первый план координационные связи и отношения, ослабляя коллективные идентичности, создавая конфигурации социальных отношений на основе добровольности и толерантности, делает границы между общностями, институтами, государствами более прозрачными и подвижными. Становление постиндустриального общества, таким образом, выступает антитезой массовому обществу, постепенно размывает его, переводит в иное качественное состояние. Происходит демассификация общества, его дифференциация, которая приводит к образованию социальных групп и объединений с разнообразными интересами и потребностями. Ускорение общественного развития усиливает скорость информационных потоков, провоцируя общество на постоянный пересмотр, переоценку устоявшихся образов, идей, которые нуждаются в обновлении.

Досуг в постиндустриальном обществе претерпевает определенные структурные изменения. По мере того, как повышается образовательный и культурный уровень основной массы населения, усиливается потребность в самообразовании, возрастает интерес к науке и культуре. Следует подчеркнуть, что прежнее противопоставление массовой и элитарной культур утрачивает свое абсолютное значение. В сфере высоких технологий, в финансовой и проч. областях деятельности формируется широкий слой образованных людей ― менеджеров, банковских работников, высокооплачиваемых работников умственного труда, для которых элитарная культура сложна, а массовая примитивна. Поэтому возникает потребность в создании нового типа культуры для нового среднего класса - «креативного класса» в российской терминологии ― популярной культуры, отвечающей интересам этого слоя и позволяющей им ориентироваться в повседневном мире. Элитарная культура остается достоянием ограниченных групп высокообразованных профессионалов, а массовая культуры перемещается постепенно на периферию культурной жизни.

Обратите внимание на то, что Д.Белл рассматривал образование как один из показателей «качества жизни» наряду с правовой защищенностью, личной и национальной безопасностью, благоприятной экологической и технологической атмосферой. Следует уяснить, что понятие «качества жизни» появляется у теоретиков постиндустриального развития в к 60-нач.70-х гг. Д.Гэлбрейта, У.Ростоу, Д.Белла как свидетельство того, что общество утрачивает принципиальную детерминацию экономическими процессами, что экономические цели перестают быть определяющими для людей и на первый план выходят духовные интересы (здоровье, экология, забота о больных, бедных, творчество), т.е. начинает преобладать потребность в самореализации. Теперь не экономика определяет культуру, а культура определяет развитие экономики. В свете концепции «качества жизни» становится понятным, почему информационное общество понимают как общество постматериальное, постэкономическое, постбуржуазное, отчего оно не перестает быть капиталистическим.

Философией информационного общества выступает постмодернистская философия, важнейшими интеллектуальными течениями которой являются постструктурализм и герменевтика. Постструктурализм как своеобразная «философия различия» акцентирует внимание на таких принципах как плюрализм, децентрация, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, контекстуальность, демассификация, дестандартизация, которые выражают стремление к утверждению разнообразия индивидуальных стилей во всех сферах жизни. Это разнообразие достигается творческой деятельностью, социальной активностью людей, для которых высшими ценностями являются личное достоинство, свобода, безопасность, самоопределение. Постструктурализм является методологией отрицания любых социальных, в том числе государственных или идеологических конструкций, которые обладали бы принудительной силой для всех и навсегда. Постструктурализм подчеркивает ценность личности, свободы выбора жизненных перспектив, права на независимость от любого давления извне, навязывания чего бы то ни было вопреки собственным желаниям.

Философским дополнением и в известной степени противовесом поструктурализму служит герменевтика, основными принципами которой являются коммуникация, диалог, согласие, солидарность, сотрудничество. Герменевтика концентрирует усилия на разработке способов преодоления трудностей и конфликтов во взаимопонимании между культурами, народами, социальными группами, отдельными людьми, принадлежащими к различным сообществам. Поэтому герменевтика выступает обоснованием интеграционных процессов, она стремится преодолевать исторические и социальные «разрывы», налаживая взаимопонимание субъектов диалога без ущерба для их идентичности. Таким образом, необходимо понять, что постмодернизм выражает различные тенденции современного развития как взаимодополняющие друг друга.

Становление информационного общества в нашей стране происходит на фоне развития еще далекого от завершения общества индустриального типа с присущим ему массовым производством и массовой культурой, базирующейся на потребительских ценностях. Однако важно понимать: всякое индустриальное общество обречено на то, чтобы рано или поздно стать информационным, где основной стратегический ресурс ― интеллект, где основной капитал - человеческий. Это обстоятельство делает науку и образование важнейшими сферами, генерирующими и транслирующими новое знание и новые технологии, которые существенным образом перестраивают весь общественный организм, радикально меняют образ жизни людей.

Далее следует обратиться к анализу сетевого общества. По мере того, как основой общества становятся цифровые технологии, информационное общество обретает качество цифрового или электронного, т.е. собственно сетевого. Сетевое общество, где само общение людей организуется как проекция компьютерных сетей, существенным образом отличается от общества индустриального с присущей ему вертикально-иерархической структурой подчинения. Сетевое общество, отмечает его теоретик М.Кастельс, построено вокруг потоков: капитала, информации, технологий, организационного взаимодействия, изображений, звуков и символов. «Потоки есть не просто один из элементов социальной организации, они являются выражением процессов, доминирующих в нашей экономической, политической и символической жизни… Пространство потоков есть материальная организация социальных практик, которые доминируют в сетевом обществе и формируют его».

Сетевое общество ― это общество, фрагментарное, децентрированное, полицентричное, антииерархичное, «мозаичное», в том смысле, что в нем отсутствует интегрирующий социальную жизнь в единое целое центр, но преобладают горизонтально-сетевые структуры расширения, отношения между которыми строятся по типу координации. При этом следует отметить, что общество не распадается благодаря постоянно возникающим, перемещающимся, исчезающим центрам притяжения (сетевым узлам), которые интегрируют, структурируют и переструктурируют общество, придавая ему новые конфигурации. Нелинейный, ненаправленный характер развития такого общества придает ему известный образ «ризомы» (Ж. Делёз, Ф. Гваттари) с присущим ей принципом «незначащего разрыва», который позволяет возобновить рост в любом направлении.

Многообразие информации, ее заряженность самыми разными идеями, неупорядоченность, бессистемность, свидетельствующая о возрастании сложности, многомерности социальной структуры, которая становится мягкой, подвижной, эластичной, открывает возможности для сборки из этого «информационного хаоса» каждым человеком своего собственного индивидуального целостного мировидения. Таким образом, сетевое общество предстает как общество незавершенное, нелинейное, динамичное, непредсказуемое, неопределенное, открытое, в котором действуют разнообразные разнонаправленные тенденции и силы. Человек в таком обществе «обречен» на свободу, на необходимость выбора перспективы собственного развития сообразно представлениям о цели и смысле жизни.

Понимание специфики сетевого общества дает ключ к пониманию глобализации, развитие которой в значительной мере объясняется эффектом коммуникационных технологий, способствующих усилению и ускорению интеграционных процессов. Если в 80-е гг. глобализация рассматривалась как социально-экономический процесс распространения капитализма на всю мировую систему хозяйствования («мир-система» И.Валлерстайна), то уже к 90-м годам начинает доминировать точка зрения британского культуролога Р.Робертсона, в соответствии которой глобализация означает становление глобального поля культуры, в контексте которого проявляются не только противоречия между транснациональными корпорациями и национальными государствами, но обостряются культурные противоречия между странами и регионами. Происходит интенсивный процесс глокализации ― изменения содержания локальных культур под влиянием универсалистских тенденций глобализации. Возникает перспектива «постнационального мира», в котором национальное государство утрачивает монополию на лояльность своих граждан, в результате чего проблематизируется традиционный смысл такого феномена, как патриотизм. Таким образом, при анализе процессов глобализации, следует исходить из двуединства развертывающихся в мире процессов: интеграции, универсализации, интернационализации, гомогенизации и локализации, дифференциации, партикуляризации, гетерогенизации, которые постоянно сталкиваются, порождая локальные конфликты, способные перерасти в глобальные. Пример тому мировой финансовый кризис. Сложность вхождения России в процесс глобализации обусловлен тем, что процесс становления информационного общества осуществляется на фоне незавершенной индустриализации, что требует постепенного реформирования всех сфер российского общества. В настоящее время результатом исследования феномена глобализации является конструирование моделей, которые фиксируют различные аспекты происходящих в мире процессов. Авторами наиболее значительных из них являются И.Валлерстайн, Э.Гидденс, Л. Склэр. Р.Робертсон, А.Аппадураи, У.Бек, М.Уотерс и др. Опираясь на работы, анализирующие процесс глобализации, выскажите свое отношения к актуальным проблемам, которые порождает этот процесс.

Сложность, разнородность, разнонаправленность процессов в глобализующемся мире делает его динамичным, постоянно порождающим новые формы человеческого бытия, открытым новым перспективам, вместе с тем придает миру неустойчивость, нестабильность, рождает постоянные риски. В этих условиях не конфронтация и сила, а диалог и солидарность являются основой концепции устойчивого развития, позволяющей миру избежать катастрофы.

Контрольные вопросы:

1. Поясните, в чем суть концепции нелинейной модернизации.

2. Объясните, почему массовое общество является закономерным следствием развития индустриального общества.

3. На каком основании информационное общество называют «обществом знания»?

4. Чем общество сетевое отличается от общества информационного?

5. Поясните, в чем принципиальное отличие «уровня жизни» от «качества жизни».

6. Какой смысл вкладывается в понятие электронно-цифрового общества?

7. Объясните, почему феномен глобализации нельзя рассматривать вне связи с феноменом локализации?

8. Проанализируйте роль России в глобализационном процессе и покажите перспективы и риски развития в этом направлении.

Литература:

Аппадураи А. Современность» на просторе: культурные измерения глобализации // Социологическое обозрение, 2003, т. 3, № 4, с. 57–66

Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия.. [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.ru/read/attali_gak/na_poroge_novogo_tisyacheletiya.html#0

Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. – 292c.

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/Пер, с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.

Бауман З. Текучая современность СПб: Питер, 2008.- 240 с.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.2-изд. испр. и доп. М.:Академия, 2004. – 940 с.

Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. — М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007.

Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М., Международные отношения, 2010.

Вебер А.Б., Галкин А.А., Красин Ю.А. Самоопределение России в глобальном мире: политические аспекты// Россия в глобальных процессах: поиски перспективы / Отв. ред. член-корреспондент РАН М.К. Горшков.- М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 212-228.

Дроздов Ю.И, Илларионов С.И. Россия и глобализация. М., Артстиль-полиграфия, 2010.

Зуев А.Г., Мясникова Л.А. Нетократия. [Электронный ресурс]. URL: http://compucity.narod.ru/netocratia.htm

Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис (Политические исследования), 1997, №4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociology.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm

Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. - с. 494-505.

Кастельс М. Материалы для исследовательской теории сетевого общества. [Электронный ресурс]. URL: http://christsocio.info/content/view/142/72/

Лазаревич А.А. Постиндустриализм в зеркале теории постиндустриального общества // Философия и общество 2007, №4. - с.11-17.

Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Рождение коллективного разума. О новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека. Великая трансформация третьего тысячелетия. Под.ред. Б.Славина М., Ленанд, 2013. - 288 с.

Робертсон Р. «Возвращение» религии и конфликтная ситуация мироустройства // Век глобализации, 2010. С.30-38.

Робертсон Р., Хондкер Х. Дискурсы глобализации: предварительные размышления // Россия и современный мир. - 2001. - N 1(30). - С.215-218.

Сергейчик Е.М. Досуг: от общества «массовой культуры» к обществу «клип-культуры».// Медиа. Демократия. Рынок. Часть 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга. Материалы Международной научно-практической конференции. СПб: Астерион, 2010.

Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер.с англ. Игоря Дубинского. Под ред. Сергея Писарева. // Киев, INT Пресс; Москва, Релф бук.-1999. - 432 с.

Тапcкотт Д., Уильямс Э.Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. М. BestBusinessBooks, 2009.- 392 с.

Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности Санкт-Петербург, 2007. – 147 с.

Чумаков А. Глобализация. Контуры целостного мира. М., Ифран, Проспект, 2013. – 428.

Тема 2.2.2.Образование в информационном обществе

В информационном обществе образование играет первостепенную роль, становясь тем социальным капиталом личности, который позволяет ей успешно реализовывать себя в профессиональном плане. Следует обратить внимание на то, что владение высокими и информационными технологиями предполагает не только высокий уровень знаний, но и способность к творчеству нового, к генерированию нового знания, которое находится в состоянии перманентного обновления. Суть происходящих процессов выразил Э.А.Тоффлер: «Френсис Бэкон сказал: “Знание ─ сила”. Сейчас мы можем придать этому выражению современный смысл. Наша социальная обстановка вносит коррективы: “Знание ─ это перемены”; ускорение приобретения знаний, наполнение топливом великого двигателя технологии означает ускорение перемен». Смысл «ускорения перемен» в том, что профессионал должен не только следить за инновациями в своей области, но и предвидеть перспективы развития своей профессии, своей отрасли знания с тем, чтобы его деятельность соответствовала запросам и интересам общества, с тем, чтобы он мог оперативно реагировать на происходящие перемены. Тем самым нужен специалист, обладающий широким кругозором, высоким уровнем культуры, обладать мировоззрением, позволяющим ему ориентироваться в мире, видеть основные тенденции его развития.

Кроме того надо учесть, что в постиндустриальном обществе лишь незначительная часть населения (примерно 20-25%) занята в сфере индустрии и аграрном секторе, основная масса перемещается в сферу обслуживания – образование, здравоохранение, общественное питание, туризм и т.п. Соответственно эффективное взаимодействие с людьми в процессе профессиональной деятельности может осуществляться при наличии высокой культуры общения и сформированной коммуникативной компетентности. При этом независимо от сферы профессиональной деятельности использование высоких и информационных технологий тем эффективнее, чем выше значение коллективного сотрудничества, увеличивающего результат поиска решений. Современный профессионал должен обладать развитыми коммуникативными способностями, уважать и ценить мнения других людей, уметь идти на компромисс, договариваться с ними в целях достижения согласия, которое необходимо для принятия эффективных социально значимых решений. Тем самым значение общекультурного образования в информационном обществе возрастает.

Поскольку основной ценностью информационного общества является знание, обновление которого происходит стремительными темпами, образование призвано обеспечить человеку постоянную подготовку и переподготовку, должно стать пожизненным, непрерывным, сопровождать человека на протяжении всей его жизни. В связи с этим покажите необходимость создания системы непрерывного (формального, неформального, дополнительного и проч.) образования, позволяющего человеку постоянно поддерживать свой интеллектуальный и профессиональный уровень. Использование информационных технологий открывает перспективы дистанционного обучения, получения знаний из тех источников и у тех специалистов, которые прежде были недоступны.

«Визуальный поворот» в современной культуре, который свидетельствует о трансформации современного сознания от строгого логического мышления к целостному образному видению мира, оказывает большое влияние на создание новых средств обучения. Введение мультимедийных обучающих систем на основе цифровых технологий влечет за собой объединение текстовой, графической аудио- и видеоинформации в одном «контейнере», что в целом способствует более успешному овладению учебным материалом не только в традиционных учебных заведениях, но и за их пределами, предоставляя неограниченные возможности для самообразования. Приведите примеры мультимедийного обучения и покажите его преимущества перед традиционными формами. Важно отметить, что обучение, таким образом, индивидуализируется: каждый может выбирать необходимый ему материал, комбинировать информацию в необходимом объеме и содержании, овладевать им в удобное время и в удобном темпе, не отвлекаясь от профессиональной деятельности. Здесь в полной мере можно оценить положительные следствия принципа «сетевого индивидуализма» (М.Кастельс), предполагающего способность человека свободно и ответственно выбирать информацию и выстраивать свой собственный образовательный маршрут.

Важно подчеркнуть, что внедрение в систему образования мультимедиа свидетельствует о переходе от традиционных статичных форм передачи информации к мобильным коммуникационным формам, овладение которыми требует новых личностных качеств. Динамичность социальной жизни в условиях глобализации влечет за собой размывание жестких перегородок, образующих социальную структуру, а вместе с ними ослабляет прежде устойчивые связи человека с различными социальными сообществами, порождая феномен кризиса идентичности. Действительно, если прежде человек был привязан к месту жительства и месту работы, сегодня эти связи ослабляются, он становится более мобильным, легче меняет место жительства и работу. Несмотря на ряд негативных последствий этого процесса, именно «слабые идентичности» обеспечивают мобильность личности для быстрой ориентации в постоянно изменяющихся потоках информации. «Одиночество в сети», необходимое для осуществления индивидуального выбора, сопровождается колоссальным взрывом в последнее время разнообразных социальных сетей, предоставляющих любые форматы коммуникации от профессиональных до досуговых. Утрата или ослабление связи с традиционными устойчивыми во времени и пространстве социальными общностями компенсируется формированием различных новых общностей «по интересам», причастность к которым постоянно воспроизводит динамичную, «мягкую» социальную структуру. Поэтому важно помнить, что мобильность – это как раз то качество личности, которое должно культивировать образование.

В сетевом обществе переход от традиционных книжных форм образования к мобильным, интерактивным, коммуникативным свидетельствует о том, что основной поток учебной информации участники образовательного процесса черпают из все ускоряющимися темпами глобализующихся медиа и прежде всего из сети Интернет. Следует показать, что в этих условиях образовательные учреждения только тогда становятся современными и эффективными, когда они обретают признаки сетевых, т.е. концентрируют разнообразные информационные потоки и обмениваются ими с другими учреждениями. При этом важно обеспечить обучающимся доступ к эксклюзивной, узкоспециализированной информации, которая не представляет интерес для широких масс, а потому не тиражируется массмедиа, но важна для подготовки специалистов. Стоит подчеркнуть, каковы бы ни были недостатки Болонского процесса, он ставит своей целью преодолеть существующие препятствия на пути интеграции образовательных учреждений и предоставить возможность получения образования независимо от места нахождения как того или иного института или университета, так и учащегося. Развитие дистанционного обучения снимает проблему удаленности источника знаний и делает возможным личный контакт ученика, студента, аспиранта и преподавателя независимо от разделяющего их расстояния.

Следует обратить внимание на то, что не стоит преувеличивать ценность сотрудничества, интеграции в сфере образования, поскольку между образовательными учреждениями существует острая конкуренция, свойственная рыночным отношениям. Борьба за источники информации, за право их эксклюзивного использования порождает информационное неравенство, которое прямо и непосредственно влияет на престиж учебного заведения, определяет его место в иерархии других, его возможности в формировании образовательного капитала. Образовательный капитал, отмечал французский философ П.Бурдье, это власть, дающая шансы на выигрыш над тем или иным полем-сетью, совокупность которых образует социальную реальность. Владение современными становящимися все более сложными информационными технологиями требует высокого уровня подготовки всех участников образовательного процесса. И те, кто не соответствуют постоянно возрастающим требованиям, выталкиваются из наиболее престижных, высокооплачиваемых сфер образования в более низкие и менее престижные.

Понимание ценности образовательного капитала, который предстоит предъявить и выгодно продать экономическому и политическому капиталу меняет диспозицию отношений «преподаватель-учащийся». Если учащиеся видят в образовании не только способ самоосуществления, но и социальный лифт и связывают с ним свои представления о материальном благополучии, социальном престиже, карьерном росте, они не воспринимают учителя как оракула, изрекающего непреложные истины, а ожидают от него тех знаний, которые будут способствовать наращиванию их культурного капитала. Учитель, преподаватель теперь не транслирует знание, а выступает в роли «коммуникационного узла», аккумулирующего учебную и научную информацию с учетом новейших достижений. Сегодня учитель превращается в «навигатора» в океане разнонаправленных потоков информации. Без аргументированного, обоснованного выбора информации стать образованным человеком, квалифицированным специалистом невозможно. И учитель, преподаватель обязан владеть информационными технологиями, чтобы ориентироваться в насыщенном разнообразными смыслами информационном пространстве и оперативно анализировать постоянно возрастающий и обновляющийся ускоренными темпами поток сообщений.

Для понимания особенностей и перспектив развития образования в современном мире следует опираться на принцип нелинейного развития, в соответствии с которым в процесс глобализации включаются страны и регионы с разным уровнем экономического и социального развития, различным образом устроенными политическими системами, своеобразной культурой и традициями. Процесс становления постмодерного (постиндустриального, информационного, сетевого) общества осуществляется на фоне действующих структур, институтов, организаций общества индустриального, которое может продолжать активно влиять на жизнь людей. Это относится и к России, в которой информационное общество присутствует фрагментарно в отдельных отраслях и регионах на фоне преобладания экономики и культуры индустриального типа с «вкраплениями» элементов традиционного общества. Ситуация усложняется возрастающей миграцией в крупные города не только из сельской местности и малых городов, но из ближнего и дальнего зарубежья. Среди мигрантов немало людей с невысоким уровнем культуры и образования, занимающиеся неквалифицированным трудом, что является питательной почвой для поддержания воспроизводства массового общества и массовой культуры.

В условиях пересечения модернизационных и глобализационных процессов основная задача культурного и образовательного российского сообщества заключается в повышении образовательного уровня всех членов общества, в активизации научно-просветительской деятельности, направленной на развитие эстетических, культурных потребностей людей, на противостояние давлению массовой культуры, на создание условий активного досуга, способствующего самоосуществлению людей на основе гуманистических ценностей. В условиях разнородности социальной структуры общества образование должно быть гибким, специализированным, ориентированным на детей и взрослых с различным уровнем культуры, различной степенью подготовки к восприятию учебной информации. Необходимо развитие скоординированной сети формального, неформального, дополнительного образования, способствующего не только повышению уровня образованности, но и интеграции представителей различных социальных и культурных групп в сообщество людей, объединенных общими ценностями, которые ориентируют на создание достойных условий бытия для всех членов общества.

Следует проанализировать положительное и отрицательное влияние массового общества с присущей ему массовой культурой на образование. Приведите аргументы в пользу необходимости педагогизации досуга, поскольку просвещение в сфере науки и искусства не только освобождает от односторонности профессионального знания, специализированного образования, но и возвышает потребности, разнообразит интересы, содействует личностному развитию. Еще более широкие возможности для самовыражения личности дает творчество, которое можно рассматривать как высший вид досуговой деятельности. Покажите, каким образом современное образование может противодействовать влиянию массовой культуры, продемонстрируйте возможности образования в развитии творческих способностей учащихся.

Одним из эффектов глобализации является возрастающая мобильность человеческих потоков, что с одной стороны придает ускорение общественному развитию, более эффективному распределению людских ресурсов, возможности самоопределения человека в профессиональной, политической, социальной и культурной сферах. Однако с другой стороны миграционные волны провоцируют этнокультурные конфликты, которые подрывают стабильность развития и создают угрозу демократическим процессам. Практиковавшаяся в течение длительного времени во многих странах политика мультикультурализмапоказала свою неэффективность, поскольку привела к изоляции этнических групп, их обособлению, замыканию внутри культурно однородных сообществ, что привело в ряде случаев к усилению межэтнической напряженности и сепаратистских тенденций. В этой связи образование призвано принять деятельное участие в политике межэтнической интеграции, которая направлена на создание такого социокультурного пространства, которое объединяло бы представителей различных культурных сообщества.

В отличие от других развитых стран, в которых глобализация снижает интеграционный потенциал национальных государств, перед Россией стоит задача формирования национального государства как гаранта прав всех народов, проживающих на его территории. Существование национального государства невозможно без нации – сообщества людей объединенных гражданскими узами. Сложность понимания нации обусловлено тем, что в российской культуре понятие «нация» отождествлялось с понятием «этнос». Надо твердо усвоить, что понятие «нация» раскрывается через понятие «согражданство», предполагающее гражданское равенство, т.е. равноправие всех граждан независимо от этнической принадлежности. Национальная идентичность базируется на таких факторах как



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.057 с.)