Тема 2.2. 8. Религия в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. 8. Религия в современном обществе



 

При обсуждении роли религии в современном мире следует исходить из того, что религия представляет собой мировоззрение, мироощущение, а также поведение и специфические действия, основанные на вере в существование сверхъестественных сил, существ, реальности: Бога, богов, духов, ангелов, дьявола, демонов, бессмертной души, потустороннего мира. Через призму веры в сверхъестественное в религии складываются представления о мире и месте человека в нем, о смысле жизни и смерти, о добре и зле, а также о должном, праведном образе жизни, к которому следует стремиться. Неотъемлемой чертой всякой религии является совокупность ритуалов ─ молитв, пения, танцев, празднования определенных дат и другие ритуальные действия, которые направлены на поддержание и укрепление связи со сверхъестественным. Всякая религия выражается через определенные символы, которые опосредуют связь человека со сверхъестественным, способствуют общению с ним, а также с другими верующими.

Следует подчеркнут особенность религии, которая проявляется в том, что для верующего человека она предстает как всеохватывающая система, определяющая его поведение во всех сферах общества, выражающая его отношение ко всему существующему: к природе, обществу, людям и самому себе. В отличие от экономических, политических идей, касающихся отдельных сторон человеческой практики, религиозная идеология узаконивает не отдельные нормы, а весь нормативный порядок сложившийся в обществе. Тем самым религиозная идеология обеспечивает целостное восприятие мира человеком, придает человеческому существованию устойчивость и смысл.

Как социальный феномен религия выступает важнейшим фактором сплочения людей в группы на основе общих религиозных ценностей. Будучи социальным институтом религия может способствовать поддержанию стабильности и порядка в обществе, освящению существующей социальной структуры путем сакрализации (освящения) норм и ценностей человеческой жизни, обеспечивает социальный контроль над поведением членов общества или отдельных социальных групп. Вместе с тем религия может выступать и дестабилизирующим фактором, провоцируя конфликты между различными социальными группами на почве религиозных различий. Переплетаясь с этническими, экономическими, социальными конфликтами религия может значительно их усилить, придать им особую остроту, религиозные конфликты нередко являлись источником социальных изменений в обществе.

В рамках религиозного института большую роль играют религиозные организации и объединения, которые упорядочивают отношения между верующими. Наиболее распространенной религиозной организацией является церковь, представляющая собой организацию, которая осуществляет взаимодействие между священнослужителями и верующими, между религиозным институтом в целом и другими социальными институтами. Для многих церквей характерно наличие строгой иерархической структуры внутри духовенства, централизация управления, которое имеет преимущественно авторитарный характер. Наряду с церковью существует такой тип религиозной организации, как секта, которые возникают как оппозиция господствующим религиозным направлениям. Покажите, в чем различие между церковью и сектой и какую роль секты и сектантство играли в истории религии. Следует также обратить внимание на то, что для религиозных объединений, которые находятся в оппозиции к церкви, но отличаются от сект большей открытостью к миру, терпимостью по отношению к другим конфессиям, наличием руководителей, имеющим широкие полномочия применяется понятие деноминации (лат. denominatio ─ переименование). Поскольку сегодня в мире существует разнообразие религиозных объединений, понятие деноминации часто употребляется как синоним вероисповедания.

В XIX-XX вв. по мере развития капитализма происходил процесс обмирщения общества, развития в нем и упрочения светской культуры, светской идеологии, который получил название секуляризации. Важнейшим признаком утверждения светской культуры стало отделение церкви от государства в большинстве развитых стран мира с тем, чтобы предоставить равные права верующим и неверующим, а также представителям различных конфессий. Важнейшим результатом секуляризации культуры является то, что религия стала частным делом каждого гражданина, результатом его свободного выбора. Важно подчеркнуть: свобода совести, с одной стороны, означает право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а с другой - предполагает веротерпимость, т.е. гарантированное законом признание равноправия, равноценности исповедуемых религий. Процесс секуляризации способствовал распространению атеистического мировоззрения, которое отвергает любые религиозные представления.

Вопрос о перспективах развития религий решается в зависимости от того, как понимается природа религии. Если исходить из позиций представителей рационализма, например, Д.Дидро, К.Маркса, З.Фрейда и др. которые утверждали, что религиозное мировосприятие результат невежества, отсутствия научных знаний о мире, то рано или поздно наука вытеснит религию из жизни общества. Однако уже на рубеже XIX-XX вв. такие философы, как У.Джемс и М. Вебер и др. полагали, что религия - частное дело человека и склонность к религиозному пониманию мира зависит от особенностей личности человека и социально-исторических условий его существования. С позиций постнеклассической рациональности религия является одной из форм рациональности, основополагающие принципы которой служат основанием придания смысла социальным действиям людей, источником норм, которые определяют их поведение, обеспечивают его власть над жизненными обстоятельствами. Поэтому религия может быть средством преодоления противоречий между людьми и их примирения с миром, интеграции общества и достижения групповой солидарности.

Сегодня в условиях глобализации роль религии в жизни людей значительно возросла, что позволило говорить о «Реванше Бога» (Ж.Кепель). Опираясь на работу С.Хантингтона «Столкновение цивилизаций», приведите аргументы в пользу того, что религия становится тем культурным фактором, который играет ведущую роль в современных глобальных геополитических конфликтах. Особое внимание следует обратить на то обстоятельства, что некоторые религиозные движения и организации выступают в качестве детонатора социальных конфликтов и региональных войн. Речь идет о тех организациях, которые базируются на религиозном фундаментализме ─ течении, отвергающем любые попытки нетрадиционного толкования священных текстов и стремящегося воспрепятствовать любым изменениям религии. Религиозный фундаментализм возник как реакция на светскую идеологию, светскую культуру и в той или иной степени присущ всем основным мировым и национальным религиям. Следует прояснить причины усиления позиций религиозного фундаментализма в глобализационных процессах. Важно уяснить, что религиозный фундаментализм представляет собой политическую силу, использующую для достижения своих целей насилие, прибегающую к вооруженным действиям и террористическим актам. Проявлениями религиозного фундаментализма являются религиозный фанатизм, нетерпимость к другим религиозным верованиям, стремление к экспансии своего вероучения любой ценой.

Далее следует показать, что для нашей страны принцип веротерпимости имеет первостепенное значение, поскольку наша страна многонациональная и многоконфессиональная. В России представлены все мировые религии ─ христианство в его основных течениях (православие, католицизма и протестантизма), ислам, буддизм, а также иудаизм и политеистические верования. Вместе с тем наряду с традиционными религиями в нашей стране, как и во многих странах мира, существуют нетрадиционные религии, или «новые религии», которые отвечают новым потребностям и интересам социальных групп и отдельных людей. Важно прояснить, почему нетрадиционные религии и новые религиозные идеи и организации оказываются привлекательными для молодежи. Особое внимание следует обратить на опасность вовлечения молодежи в так называемые «тоталитарные секты», или «деструктивные культы», которые действуют за пределами закона и представляют угрозу жизни и здоровья людей и общества в целом. Возможной альтернативой конфессиональному разнообразию, питающему социальные и военные конфликты, является идея создания универсальной религии, которая возникла в европейской культуре в эпоху Возрождения. Выскажите свое мнение о возможностях распространения универсальной «всечеловеческой религии». В связи с возрастанием роли и значения религии в современном мире актуализируется проблема соотношения религиозного и светского образования, просвещения в сфере истории религии, религиозных идей, деятельности религиозных организаций и объединений.

Изучение темы должно подвести к выводу о том, что религия является важной частью общественной системы и играет большую роль в современном мире. В религиозной культуре находят свое выражение основные социальные проблемы, которые волнуют людей. Значение религии в современном мире определяется тем, в какой степени она служит утверждению таких гуманистических ценностей, как мир, добро, справедливость, свобода, толерантность, солидарность.

Контрольные вопросы:

1. В чем специфика религии как формы рациональности?

2. Чем объяснятся возрастание роли религии в эпоху глобализации?

3. Раскройте смысл понятия секуляризация.

4. Назовите причины отделения церкви от государства.

5. Покажите, в чем состоит опасность религиозного фундаментализма.

6. В чем причины появления нетрадиционных религий?

7. Укажите причины, по которым появляются тоталитарные секты.

Литература:

Доусон К.Г. Религия и культура. – СПб., 2000.

Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии. М., 2010.

Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. – М., 1989.

Религиоведение / под ред. М. М. Шахнович. СПб., 2012.

Смирнов М.Ю. Социология религии. СПБ: СПБГУ, 2011.

Философия религии: Хрестоматия. /Авт.-сост. В. Е. Данилова. — М.: Флинта, 2009.

Цитрин Л. Природа религии М., Gallina Scripsit, 2000.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2011.

Шохин В. К. Философия религии и ее исторические формы. М., 2010.

 

Литература к разделу Философия «общества знания»: перспективы социально-гуманитарного развития

Бек У. Что такое глобализация. Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. /Пер. с нем. А.Григорьева и В. Седельника. – М., 2001.

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.2-изд. испр. и доп. М.:Академия, 2004. – 940 с.

Бжезинский Зб. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство — М., Международные отношения, 2010.

Век глобализации. Научно теоретический журнал. Издается с 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalistika.ru/Globalistika/age_of_globalization_1_08.htm

Гидденс Э. Последствия современности. М., Праксис, 2011 г. – 343 с.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608 с.

Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального общества. М., REFL-book, 1994. – 368 с.

Нейсбит Р. География мысли. М., Астрель, 2012.

Тоффлер Э. Третья волна. М., АСТ., 2010.

Фукуяма Ф. Великий разрыв. – М., 2004.

Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности М., АСТ, 2008.

Швецов А.Н. Информационное общество. Теория и практика становления в мире и в России. М., Красанд, 2012. – 280 с.

Основная литература ко всему курсу

Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Когнитивное конструирование реальности. Философия образования. М.: Либроком, 2012 г.

Бессонов Б.Н. История и философия науки. Учеб.пос. М.: Юрайт, 2011.

Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. М.: Педагогическое общество России, 2002.

Гусинский Э.Н., Турчанинов Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003.

Грякалов АА., Романенко И.Б., Стрельченко В.И., Философия человека и антропология образования М., 2007.

История и философия науки. Учеб.пос. под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной - 2-е изд., М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.

Лебедев С.А. Философия науки. Общие проблемы. Учеб.пос. М.: МГУ, 2012 с.

Лебедев С., Коськов С. Эпистемология и философия науки. Классическая и неклассическая. Учебное пособие для вузов. М., Академический проект, 2014 г. – 295 с.

Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010.

Микешина Л.А. Философия науки. Учеб.пособие. М.: Изд.Моск.межд.ун-та, 2006.

Наливайко H.B. Философия образования: формирование концепции / Н.В. Наливайко. Новосибирск, 2008. - 272 с.

Огородников В.П. История и философия науки Учеб.пос. СПб.: 2011.

Попов А.А. Открытое образование. Философия и технологии. М.: Либроком, 2012 г.

Степин В.С. История и философия науки М.: Трикста, 2012.

Стрельченко В.С. Очерки истории и философии науки. Учеб. пос. СПБ: Изд.Политехнического Ун-та, 2012.

Сидоров Н.Р. Философия образования. Введение. Учеб.пос. СПб.: Питер, 2007.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

Томпсон М. Философия науки СПб: Алетейя, 2007.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Философский словарь. Электронная библиотека по философии:

http://filosof.historic.ru/

Библиотека философии и религии:

http://filosofia.ru/

Библиотека трудов, книг, статей и лекций по философии:

http://www.philosoff.ru/

Библиотека Гумер: философия:

http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/index philos.php

Философский портал:

http://www.philosophy.ru/

История философии. Энциклопедия:

http://velikanov.ru/philosophy/

История философии в кратком изложении:

http://lib.ru/FILOSOF/SBORNIKI/cesh.txt

Энциклопедия "История философии":

http://slovari.yandex.ru/dict/hystory_of_philosophy

Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика:

http://ihtik.lib.ru/index.html

Золотая философия:

http://philosophy.allru.net/main.html

Философия и атеизм:

http://books.atheism.ru/

Философская библиотека Средневековья:

http://antology.rchgi.spb.ru/index.html

Философия, история философии:

http:// intencia.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.126 с.)