Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное самочувствие личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Социальное самочувствие» как социологическая категория была представлена в 1996 г. в монографии российских социологов Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко «Социальное настроение». Согласно этим авторам, социальное самочувствие занимает исходный уровень в структуре общественного настроения. Среди белорусских социологов, занимавшихся проблемами социального самочувствия, можно выделить: Л.А. Соглаеву и Л.В. Филинскую, которые рассматривают социальное самочувствие, как результат адаптации людей к новым условиям жизни, и трактуют данное явление как эмоционально-психологическое восприятие человеком своей жизни в целом, а также реализацию своих жизненных целей; Г.М. Евелькина, который исследует социальное самочувствие белорусского населения с точки зрения удовлетворенности жизнью; В.Р. Шухатович, которая изучает влияние призвания индивида на социальное самочувствие; Д.Г. Ротмана, исследовавшего социальное самочувствие учащейся и студенческой молодежи. Социальное самочувствие определяется как социологическая категория, характеризующая состояние массового сознания в качестве типичных для всего населения, отдельных групп и категорий форм восприятия и оценок условий бытия социума и собственной жизни, с точки зрения удовлетворенности жизнью, жизнестойкости и оптимизма, и обусловливающее активность его носителей. Методология изучения социального самочувствия основывается на принципах социологического реализма (Э. Дюркгейм, Л. Гумплович и др.), что позволяет рассматривать его как социально-психологическое качество, присущее не только индивиду, но и различного уровня общностям и обществу в целом, где осуществляется синтез индивидуальных самочувствий по принципу доминирования наиболее распространенных и типичных его проявлений. Социальное самочувствие, выполняя ряд таких основных функций, как индикаторная, символическая и праксиологическая, характеризует состояние социума, его духовно-нравственное здоровье; во-вторых, используется субъектами как определенный символический инструмент в целях индивидуальной и коллективной презентации, демонстрации хорошей работы и успешности в делах; в-третьих, является социально-психологической детерминантой активности личности, определяющей предрасположенность субъекта к тем или иным формам социального действия в изменяющихся общественных условиях. Каждый из компонентов социального самочувствия представлен на эмпирическом уровне определенными взаимодополнительными индикаторами, что позволило создать методический инструментарий их измерения. Поскольку, согласно социологической модели, к когнитивному компоненту социального самочувствия относятся представления субъекта о состоянии общества, основывающиеся на информированности и знаниях о сложившейся ситуации в разных сферах социума, которые обуславливают оценку благополучия общества и собственной жизни, его индикаторами являются оценки 1) экономической ситуации в стране; 2) материального благополучия семьи; 3) наиболее актуальных проблем, характерных для белорусского социума. Эмотивный компонент представляет собой эмоциональные оценки жизненной ситуации, выраженные в 1) удовлетворенности жизнью, 2) настроении, 3) индивидуальном самочувствии. Конативный компонент предполагает формирование готовности и настроенности субъекта на выбор тех или иных форм социальной активности и на эмпирическом уровне исследуется 1) выбором жизненныхстратегий, 2) готовностью отстаивания своих прав и интересов. Использование данных индикаторов, презентирующих конативный компонент, отражает поведенческие ориентации молодежи в ситуации общественных изменений, а также степень, формы социальной активности и уровень протестного потенциала в молодежной среде. В эвалюативном компоненте проявляются социальные качества и жизненные приоритеты молодежи, формирующиеся под воздействием общественных институтов в процессе социализации, которые (составляющие данного элемента) в свою очередь оказывают влияние на восприятие и оценки молодежью общественного и личного благополучия. Индикаторы эвалюативного компонента представлены: 1) жизненным терпением; 2) социальным оптимизмом; 3) критериями удовлетворенности жизнью. Негативные формы социального самочувствия, как правило, возникают, и/или усугубляются из-за ограниченных возможностей поддержания на оптимальном уровне качества жизни и безопасности, а также рассогласования между ожиданиями и реальными перспективами их осуществления. Они способствуют росту протестного потенциала, особенно среди молодежи, подверженной воздействию различных манипулятивных технологий. Что же касается позитивного типа социального самочувствия, то оно способствует ориентации людей на активные социально-одобряемые формы поведения в обществе. Носители позитивного типа своим примером и образом жизни, ответственным, конструктивным, деятельностным жизненным подходом и неприемлемостью экстремизма способствуют поддержанию стабильности и порядка в обществе. Проведенный факторный анализ показателей позволило определить, что у молодежи при оценке социального самочувствия тесно связаны настроение, индивидуальное самоощущение и удовлетворенность жизнью, с одной стороны, и экономическое положение семьи и страны, личный и общественный оптимизм, жизненное терпение, с другой. В ходе анализа автором выявлены два фактора формирования социального самочувствия молодежи: в первый вошли составляющие эмотивного компонента социального самочувствия (назовем его эмотивным фактором); второй – составили показатели когнитивного и эвалюативного компонентов (когнитивно-эвалюативный фактор). Применение кластерного анализа позволило разработать типологию социального самочувствия современной белорусской молодежи. Типология социального самочувствия основана на оценках (положительных, отрицательных и их сочетании) респондентами показателей данного явления и включает позитивный, негативный и противоречивый типы. Тип социального самочувствия рассматривается как специфическая форма восприятия и оценки индивидами состояния социума, собственного благополучия, перспектив их изменения, объединяющая схожие и близкие значения показателей социального самочувствия. Исследование позволило выделить следующие основные типы социального самочувствия, свойственные для белорусской молодежи: 1) позитивный (к данному типу относятся те опрошенные, которые находятся в нормальном и ровном настроении, оценивают свое индивидуальное самоощущение как хорошее; удовлетворены собственной жизнью и положительно характеризуют экономическое положение страны и семьи; считают, что в сложившейся жизненной ситуации все не так уж плохо, жить трудно, но можно терпеть, с оптимизмом воспринимают собственное будущее и полагают, что их материальное благополучие через некоторое время улучшится); 2) негативный (к данному типу относятся респонденты с тревожным и напряженным состоянием, плохим самочувствием, низким уровнем удовлетворенности жизнью и жизнестойкости, негативным восприятием экономического положения страны и материального благополучия семьи, пессимистичным прогнозом собственного будущего и будущего Беларуси); 3) противоречивый, включающий два подтипа: · эмоционально-стабильный (к нему относятся те опрошенные, настроение, самоощущение и удовлетворенность жизнью которых характеризуется положительными значениями, несмотря на то, что оценки материального положения страны и семьи, терпения и оптимизма находятся в отрицательной области); · эмоционально-напряженный (для людей с данным типом характерны положительное восприятие ситуации в стране и материального благосостояния семьи, а также позитивные оценки перспектив их изменения. Однако они при этом всё же испытывают напряженное состояние, определенные опасения и тревогу, не удовлетворены собственной жизнью).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.108 (0.006 с.) |